КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г 12 Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 432 с. 2 страница
В большинстве западноевропейских стран и в США в 70-х годах были приняты законы о защите информации.* Одновременно создаются соответствующие нормы международного информационного права. В 1985 г. в Канаде принят Закон "О доступе к информации".** * Например, это Закон США "О компьютерной безопасности" (Computers Security Act). При Министерстве торговли был создан Консультативный совет по безопасности компьютерных сетей и конфиденциальности. ** Близкие по смыслу законы приняты и в ряде других стран. Таковы Закон США "О доступе к информации о деятельности ЦРУ" (1984), Закон Великобритании "О доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления" (1983).
§ 2. Понятие социальной информации Все виды информации, функционирующей в обществе, можно назвать социальной информацией. Как родовое понятие она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.* К ней применим и термин "интеллектуальная информация". * Социальная информация является разновидностью семантической информации.
Содержание социальной информации раскрывается через категории "интерес", "активность", "потребность" и др. Социальная информация — это сведения об общественных процессах и отношениях, понимаемых в широком контексте. Различают следующие виды социальной информации. По сфере применения: массовая информация; правовая информация; научно-техническая информация; политическая информация; статистическая информация; информация о чрезвычайных ситуациях; информация о личности (персональные данные). По режимам доступа: открытая информация (без ограничения); информация с ограничением доступа; закрытая; государственная тайна; конфиденциальная информация; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна.
Информация по видам носителей: на бумаге; машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране; в памяти ЭВМ; информация, передаваемая по каналам связи; на других носителях. Основным источником высокозначимой информации является наука (научные знания— высшая форма информации). Интеллектуальный потенциал науки определяется ее способностью производить новую научную информацию на единицу потребляемой исходной. По функциональному назначению информация может быть разделена следующим образом. Политическая информация — информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений, имидже политических деятелей, всех элементах политической системы общества. Разновидность—внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, конфликтах, состоянии международных отношений. Вместе с тем имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т. е. имеет "двойное подчинение". Примером могут быть конституционные нормы о предоставлении политического убежища (ст. 63 Конституции РФ), о государственном языке (ст. 68), об участии Российской Федерации в международных объединениях (ст. 79). Потоки информации в политической сфере не урегулированы, имеют во многом хаотический характер. Информационное обеспечение политической системы должно охватывать и федеральные органы законодательной власти (Федеральное Собрание), и общественные объединения, и политические партии, и органы местного самоуправления, и др.* * Необходима подготовка и принятие законопроекта "О политической информации".
Проект федерального закона "О государственной автоматизированной системе "Выборы" устанавливает, следующие виды информации, включаемой в состав информационных массивов и баз данных: персональные данные членов избирательных комиссий, избирателей, кандидатов на выборную должность или в выборный орган государственной власти, местного самоуправления; информация о ходе и результатах голосования; служебная информация, связанная с деятельностью избирательных комиссий; нормативная правовая информация; иная информация, необходимая для решения задач ГАС "Выборы". Экономическая информация отражает процессы производства, распределения и потребления, происходящие в обществе. Одно из основных понятий рыночной экономики — цена является носителем информации о состоянии экономических процессов. Информатизация бизнеса приводит к тому, что сделки заключаются в компьютерных сетях. Законодательное определение данного вида информации необходимо. Экономическая информация — совокупность сведений, отражающих экономические процессы и отношения; представляется в виде сводных показателей, характеризующих финансовую, денежно-кредитную политику, формирование структур рыночной экономики, состояние приватизации, земельной реформы, степень демонополизации, число банкротств и т. д. Сюда же относится информация о недвижимом имуществе. В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. государственная регистрация является единственным доказательством существования права на недвижимость. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.* * СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
Информация о частной жизни. Термин "частная жизнь" вытекает из концепции гражданского общества. Понятие информации о частной жизни лица закреплено в ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Понятие "частная жизнь" трактуется как жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Она соприкасается с деятельностью человека в профессиональной, юридической, медицинской, педагогической и иных сферах. Здесь используются понятия профессиональной, медицинской, адвокатской, следственной тайны.
В состав понятия "информация о частной жизни" входят и информация о гражданах ("персональные данные") — ст. 11 Федерального закона "Об информации". Научно-техническая информация. В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г.,* научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и реализацию новых знаний. * СЗ РФ. 1996. № 35. С.т. 4137.
Научно-техническая информация — это публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-технологической, производственной и общественной деятельности. Эта информация, являясь продуктом интеллектуального творческого труда, представляет объект права интеллектуальной собственности. Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе в виде символов, знаков, букв информация с формальными реквизитами. Это юридические документы, судебные решения, учетная, статистическая информация, регистрационная, создаваемая в процессе производственной, политической, юридической и иных видов деятельности. Самостоятельным видом являются машиночитаемые документы, которые находятся в памяти ЭВМ и могут быть "прочитаны" при помощи программно-аппаратного комплекса. Как и обычные документы, они имеют юридическую силу. Служебная и коммерческая информация (тайна). В ст. 139 ГК РФ "Служебная и коммерческая тайна" дано ее законодательное определение: "1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность и в силу неизвестности ее третьим лицам к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными нормативными актами. 2. Информация, которая составляет служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящий Кодексом и иными нормативными акрами".
Конфиденциальная информация представляет собой разновидность информации с закрытым доступом. Согласно Федеральному закону "Об информации" это документированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Примерами конфиденциальной информации могут служить персональные данные и информация о частной жизни. Информация, содержащая государственные секреты (государственная тайна), включает военные, стратегические, особо важные экономические сведения. Их режим установлен Федеральным законом "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.* * Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 40. Ст. 652.
Информация о гражданах (персональные данные) — пол, возраст, семейное положение, сведения о социальном положении, национальность, политические, философские, религиозные взгляды, принадлежность к политическим партиям и общественным движениям, физическое и психическое здоровье, вклады в сберегательных банках, владение собственностью и др. Основными элементами информации о личности являются: дата и место рождения, адрес, образование, семейное положение, состояние здоровья. Компьютерная информация. В ст. 272 УК РФ она определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Кроме того, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за непредоставление информации (ст. 140) и незаконный экспорт научно-технической информации (ст. 189), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 257) и за некоторые иные деяния, связанные с разглашением информации. В информатике как синоним используется термин "электронная информация", под которой понимаются все виды информации, зафиксированной и распространяемой на машиночитаемых носителях с целью ее дальнейшей обработки на ЭВМ. К электронной информации относятся как электронные версии нормативных правовых актов, справочников, журналов, газет и других изданий, выходящих и в печатном виде, так и издания и массивы, создаваемые только в электронной форме (журналы, базы данных, записи приборов и т. п.). В качестве основных носителей выступают магнитные ленты и компакт-диски. Перечисленные виды информации имеют важное значение для оптимальной организации государственной деятельности. В обществе функционируют и другие виды социальной информации: социологическая, статистическая, официальная информация государственных органов и др. § 3. Понятие правовой информации Понятия "информация" и "правовая информация" — центральные в программе создания национальной системы правовой информации. Их изучение прямо связано с укреплением законности и правопорядка, совершенствованием информационного законодательства. До 70-х гг. термин "информация" ни в общей теории права, ни в отраслевых юридических науках, ни в законодательстве не применялся. Употребляли такие эквиваленты, как "данные", "материалы", "сведения", "сообщения" и др. Но с начала 60-х гг. в мире начинают развиваться исследования по правовой кибернетике, создаются первые информационно-поисковые системы по законодательству. Именно в лоне этих исследований стали использовать понятие информации и правовой информации. Были предприняты и первые попытки разработать теоретические проблемы правовой информации. Так, А. Б. Венгеров выделял два вида правовой информации. Во-первых, ту, которую содержат нормативные правовые акты. "Эта информация носит прескриптивный (предписывающий) характер, она первична, имеет определенную структуру, выполняет функции ограничения разнообразия в поведении своих адресатов и т. д. Правовой ее делают специфические качества — установленные процедуры принятия, общеобязательность соответствующего понимания, предусмотренные способы использования и т. д." Во-вторых, автор считал правовой и ту информацию о юридических документах, которую выдает документальная информационно-поисковая система. Эта информация вторична, она может содержать сведения о нормативных актах, их частях, объединении актов в систему, об источниках опубликования и т. д. "Правовая информация в данном смысле охватывает акты разных уровней (в том числе судебную и арбитражную практику), юридическую доктрину и позволяет говорить об информационно-правовой деятельности как новом направлении в юридической работе". Более широкое понимание правовой информации было изложено в исследованиях одного из пионеров правовой кибернетики и информатики С. С. Москвина. Он считал, что "правовая информация является разновидностью социальной информации, тесно связанной с политической информацией", и что правовую информацию "можно определить как используемые в общественной практике знания, сообщения, сведения о правовой сфере жизни общества, о явлениях и процессах, происходящих в этой сфере". По мнению С. С. Москвина, правовая информация включает как "знания, сообщения, сведения о велениях, правилах, имеющих характер общеобязательных норм" (этой составляющей правовой информации уделяется основное внимание), так и "данные о правотворчестве, практике применения правовых норм, результатах научных исследований и т. д." Понятие правовой информации рассматривалось преимущественно через призму идей теории управления и кибернетики, которые господствовали в 70-е гг.* * Именно в эти годы была предпринята попытка разработать "информационную концепцию права". Однако эта идея так и не была реализована. Информация— это аспект права и правового регулирования, а не их сущность. Глубинная природа права имеет социальный характер.
В 90-е гг. категории "информация" и "правовая информация" поднимаются до уровня категорий общей теории права. В теоретические исследования активно проникают понятия, производные от категории "информация": информационные процессы; информационные отношения; информационные системы и ресурсы. Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов последних лет указывает на наличие определенной закономерности: в федеральных законах, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и иных правовых актах все большее значение приобретает термин "информация".* * Законодатель использует для выражения информационных отношений и другие близкие по смыслу юридические термины и понятия — такие, как "материалы", "данные", "сведения", "обстоятельства", "сообщения", "персональные данные" и др.
В некоторых отраслях права используются новые понятия информации. Например, понятие служебной и коммерческой тайны (ст. 139 ГК РФ). УК РФ вводит в российской законодательство понятие "компьютерная информация" (гл.28 "Преступления в сфере компьютерной информации"). Суммируя имеющиеся позиции и законодательные решения, правовую информацию можно определить как сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности.* * Специфической чертой правовой и иной информации является то, что она всегда функционирует в конкретном информационном процессе ("информация — мигрирующая структура").
Правовая информация зарождается прежде всего в процессе правотворчества. Ее источником являются такие формы проявления правовой активности, как толкование правовых норм (институтов) и обобщение правовой практики (например, судебной). Дополнительную информацию дает логическое и систематическое толкование. В процессе обобщения правовой практики новая информация возникает за счет разъяснения терминов, понятий, анализа типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности. Процесс создания информации продолжается в правоприменительной деятельности. В ходе конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного производств создается особый вид правовой информации — судебное доказательство, служащее основой для принятия решений, В результате этой деятельности создаются процессуальные документы (решение, приговор, определение), несущие информацию о принятом решении. Следует иметь в виду, что правовые нормы сами по себе не являются правовой информацией. Право есть прежде всего средство социального управления. Правовые нормы становятся информацией, когда приобретают форму сообщения (сведений) и поступают в информационные системы. Материальными носителями правовых норм в информационно-правовом канале обычно являются печатные издания, в которых публикуются соответствующие правовые нормы. Но это может быть и передача правовых норм по каналам связи (в частности, по телевидению или радио), и устная речь. Во всех случаях в человеческом сознании и памяти "стыкуются" все технические звенья правового информационного канала. Правовая информация имеет официальный и документальный характер. Правовая информация должна быть достоверной. Но этот термин в данном случае понимается в специфическом смысле. Достоверность нормативной правовой информации — это соответствие имеющихся текстов закона первоначальному (аутентичному) тексту, образцу ("эталону"). Наряду с термином "достоверность" допустимо употреблять термин "адекватность". Здесь неуместен термин "истинность". Его целесообразно использовать для характеристики результатов установления фактической стороны дела в правоприменительной деятельности. Системность нормативной правовой информации — это совокупность нормативных правовых актов (или норм), группирующихся вокруг некоторого "кристаллизационного" управляющего центра. Для всей правовой системы таким центром является Конституция РФ. В некоторых федеральных законах рассматриваются вопросы режима правовой информации, но делается это фрагментарно. Так, запрещено относить к информации с ограниченным доступом: законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственной тайне" не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека, о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Правовая информация может быть разделена на две большие группы — нормативная и ненормативная правовая информация.* * Данная классификация играет большую роль в создании баз данных правовой информации.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |