Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация судебной системы 2 страница




С помощью системы АРМ может быть организовано про­ведение телесовещаний, создание электронной почты, предусматривающей безбумажный обмен служебной документа­цией между пользователями. АРМ присущ диалоговый метод решения задач (деловые игры). Многие АРМ включают вспо­могательный сервис: копирование, восстановление, архивиро­вание, экспорт-импорт данных; подготовку корреспонденции с помощью текстового редактора, использование электронной почты.

В зависимости от вида деятельности специалиста на том или ином АРМ в состав его оборудования могут входить сред­ства телефонной и радиосвязи (АРМ диспетчера), комплекс измерительных приборов, анализаторов и т. п.

Автоматизированные рабочие места в настоящее время орга­низуются во всех сферах юридической деятельности (на рис. 25 представлена система АРМ, разработанных НЦПИ МЮ). Так, АРМ системы делопроизводства суда включают автоматизи­рованные рабочие места секретарей канцелярии президиума суда, канцелярий по уголовным и гражданским делам, экспе­диции, группы исполнения, архива;

АРМ секретаря канцелярии по гражданским (уголовным) делам суда 1-й инстанции обеспечивает решение следующих задач:

работа с базой данных суда 1-й инстанции;

регистрация входящих материалов из экспедиции;

прием дел;

оформление документов для сдачи дел после слушания в архив или группу исполнения;

подготовка отчетов и обобщающих справок.

Рис. 25. Автоматизированная система делопроизводства в суде (данные НЦПИ)

База данных АРМ секретаря Пленума Верховного Суда РФ включает: все действующие постановления Пленума, про­екты новых постановлений, перечень постановлений, утра­тивших силу. АРМ обеспечивает автоматическое формирова­ние в хронологическом порядке списков действующих поста­новлений Пленума и постановлений, утративших силу. Пре­дусмотрена возможность ввода текстов как с клавиатуры не­посредственно в базу данных, так и с промежуточных носи­телей (гибких дисков). При необходимости документ, храня­щийся в базе данных, может быть скопирован на дискету или распечатан.

Работы по созданию АРМ юристов различного профиля получают развитие в МВД и прокуратуре.

Важной задачей внедрения новой информационной техно­логии является создание специализированных автоматизированных рабочих мест следователя, дознавателя, эксперта-криминалиста, оперативного дежурного, участкового инспек­тора и т. д. На этих рабочих местах должна готовиться и хра­ниться вся их информация. Предусмотрена обработка любых видов документов. В результате станет возможной перестрой­ка всей работы по формированию и оформлению уголовных и иных дел.

В базу комплекса АРМ следователя включены оператив­ная, справочная, доказательственная, методическая, органи­зационная виды информации. К оперативной относится инфор­мация, получаемая из непроцессуальных источников, главным образом от органов дознания (сведения о судимости, другие данные оперативно-справочных учетов). К справочной — дан­ные о состоянии преступности на следственном участке, в районе, области; сведения об организациях и предприятиях, списки правоохранительных органов, перечни экспертных уч­реждений и пр. К доказательственной — та, которая получена из процессуальных источников и содержит необходимые све­дения об обстоятельствах расследуемого события. Эта инфор­мация находится в материалах уголовного дела. К методичес­кой информация, сосредоточенная в специальной литера­туре в виде рекомендаций по расследованию отдельных ви­дов преступлений, технике и тактике производства следствен­ных действий. К организационной — сведения, содержащие­ся в конспектах материалов уголовных дел, планах расследо­вания преступлений, в том числе в сводных (календарных) планах и т. д.

Информационное обеспечение правоприменительной дея­тельности включает также использование "малых форм" ком­пьютеризации. Эти формы построены на непосредственном вза­имодействии юриста и ЭВМ.

Системы, реализующие принципы малых форм компью­теризации, различны. Обобщающим является понятие "систе­мы поддержки решений". Здесь можно выделить две группы систем — информационные и консультационные.

Первый тип — информационные системы по праву и за­конодательству. Необходимость их создания вызывается тем, что возникла проблема перегрузки сознания и памяти юрис­тов, занимающихся практической деятельностью (судей, про­куроров, адвокатов). Если юристу приходится оперировать массивом нормативных актов объемом в 200 и выше единиц, то начинает сказываться такой фактор, как недостаточность памяти. В принципе каждое юридическое действие должно быть подкреплено строго и хорошо организованной информа­цией. Так, информационно-поисковая система "Договор" пред­назначена для аккумуляции и выдачи данных в сфере гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношений, инфор­мационно-поисковая система "Квалификация" — для аккуму­ляции и выдачи уголовно-правовой и иной информации.

Вторым классом систем поддержки решений является класс консультационных систем. В них ЭВМ помогает юристу анали­зировать различные правовые ситуации, исследовать логику рассуждений и аргументации. К консультационным относится система "Ущерб", предназначенная для юридического анали­за ситуаций привлечения рабочих и служащих к материаль­ной ответственности при нанесении предприятию материаль­ного ущерба. Ряд аналогичных систем разработан в сфере кри­миналистики и судебной экспертизы.

Применение ЭВМ для проведения расчетов, подготовки материалов для арбитража получило достаточно широкое рас­пространение. В этой связи Госарбитраж СССР принял 29 мая 1979 г. инструктивное указание "О порядке использования по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью ЭВМ". В 1984 г. подготовлен проект ГОСТа "Придание юриди­ческой силы документам на магнитной ленте и бумажном но­сителе, создаваемом средствами вычислительной техники". Задача этого документа — упорядочить работу министерств, ведомств и предприятий в части предъявления претензий и рассмотрения дел в государственном арбитраже.

Возникает и такая проблема, как судебная оценка дан­ных, полученных с применением ЭВМ. На практике встреча­ются случаи, когда отдельные суды безоговорочно доверяют расчетам и выводам, полученным в результате применения ЭВМ. Однако решение, основанное на некритическом воспри­ятии машинного документа, не подвергнутое строгой проце­дуре и опровергаемое одной из сторон в гражданском судо­производстве, подлежит отмене.

В случае необходимости суд вправе по собственной ини­циативе или по просьбе сторон назначить экспертизу, на рас­смотрение которой могут быть поставлены вопросы, связан­ные с проверкой программы по осуществлению расчетов, про­водимых при помощи ЭВМ.

Литература

Автоматизированные рабочие места и компьютерные си­стемы в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

Бойков О. В. Проблемы информатизации арбитражных су­дов // НТИ. 1992. № 10—11.

Васьков А. А. Концептуальные вопросы создания федераль­ного банка криминальной информации // НТИ. 1992. № 10-11.

Зуйков Г. Т. Поиск по признакам способов совершения преступлений. М., 1970.

Зуйков Г. Г. "Модус операнди", кибернетика, поиск // Кибернетика и право. М., 1970.

Караханьян А. К. Криминалистические основы компьюте­ризации расследования. Автореф. канд. дисс. М., 1992.

Компьютерные технологии в юридической деятельности М., 1999.

Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1972.

Лузгин И. М. Моделирование при расследовании преступ­лений. М., 1981.

Международная конференция. "Информатизация правоох­ранительных систем": тезисы докладов. М., 1993.

Образцов В. А. Криминалистика. Курс лекций. М., 1996.

Полевой Н. С. Криминалистическая кибернетика. М., 1989.

Рассолов М. М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства М 1996.

Трусов А. И. Судебное доказывание в свете идей киберне­тики // Вопросы кибернетики и право. М., 1967.

Хургин В. М. Телекоммуникационная инфраструктура си­стемы правовой информатизации России // Правовая инфор­матика. Вып. II. 1997.

Глава 8. Информационный поиск в правовой сфере

§ 1. Основы теории информационного поиска

Проблема поиска информации принадлежит к одной из глав­ных задач общей и правовой информации. С проблемой поиска информации (в сфере экономики, науки, техники, военного дела и т. д.) человечество сталкивалось постоянно. Библиотеки, архи­вы, адресные бюро, телефонные справочники — все это ин­формационные системы различного уровня и различной сте­пени значимости.

Основы современной теории информационного поиска были разработаны в 50-е и в первой половине 60-х гг. Термин "дес­криптор" был введен в 1947 г., а принципы координатного ин­дексирования, на которых до сих пор базируются автомати­зация информационного поиска, были разработаны в 50-х гг.

За тысячелетия существования библиотек были созданы библиографические методы поиска. Центральная тема произ­ведения выражалась в виде краткого текста, по которому читатель выносил суждение о соответствии или несоответствии данного произведения своей информационной потребности.

Ответ на многие вопросы информационного поиска дает оптимальный выбор стратегии поиска. Более того, в некоторых ситуациях стратегия поиска указывается специальным образом. Так, информационный массив должен быть определенным об­разом упорядочен, что облегчает поиск. Сначала надо найти ту отрасль права, где может содержаться НПА, а затем — сам акт (или правовую норму).

Теория информационного поиска различает ассоциатив­ный поиск и ассоциативное рассуждение. Решение неизвест­ной задачи так или иначе основывается на уже решенных. Способ ее решения должен быть близок к тому, который ког­да-то помог справиться с подобной задачей. Для этого надо обратиться к памяти и попробовать найти нечто похожее, ра­нее уже встречавшееся. Это и есть ассоциативный поиск.

Проблема информационного поиска существует во всех видах юридической деятельности. Особо острый характер она имеет в сфере нормативной правовой информации, особенность которой состоит в том, что она является официальной и доку­ментированной.*

* Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный письменный до­кумент, выражающий волеизъявление полномочного органа государствен­ной власти по установлению, изменению или отмене норм права.

 

Каждый НПА представляет собой сложную динамичную систему. В правотворческой деятельности необходимо учиты­вать системообразующие факторы, действующие во внутрен­ней структуре НПА.

Во всем мире растет объем правовой информации, в том числе международного характера. Так, только ООН уже к 1970 г. издала свыше 500 томов договоров и других международно-правовых актов, зарегистрированных в Секретариате.

Ущерб, причиняемый обществу и государству неуправля­емыми потоками правовой информации, огромен. "Инфляция" правовых актов ослабляет основы правопорядка и законности.

Выход из кризиса был найден на путях эффективного применения современных быстродействующих ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является идеальным средством для собира­ния, обработки, хранения, обновления и выдачи потребите­лям информации о законах и других нормативных правовых актах. Во всех развитых странах они активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации. При этом формируются сложные телекоммуникационные системы получения и передачи информации. В сфере правовой инфор­матики используется значительное число компьютерных тех­нологий. К ним относятся: автоматизированные и экспертные системы, консультационные системы, компьютерные систе­мы и сети, системы, основанные на идеях искусственного ин­теллекта, обучающие системы, автоматизированные инфор­мационно-логические системы и др.

Становление и развитие правовой информатики — яркий пример быстрого и оперативного влияния юридической науки на практику. Первые убедительные эксперименты по приме­нению ЭВМ для решения задачи поиска нормативных право­вых актов были выполнены в середине 60-х гг. в Лаборатории автоматизации правовой информационно-справочной службы под руководством В. И. Иванова и С. С. Москвина.

В середине 70-х гг. эти идеи были реализованы. Самая крупная система правовой информации — АИПС "Законодательство" — была создана в Научном центре правовой инфор­мации бывшего союзного Министерства юстиции.

Учету подлежали как опубликованные, так и непубликуе­мые действующие нормативные акты высших органов государ­ственной власти и управления СССР и союзных республик, об­щеобязательные нормативные акты министерств, ведомств, госкомитетов. Определена последовательность формирования фонда актов. На первом этапе -— акты высших органов государ­ственной власти и управления, на втором — общеобязательные акты министерств, ведомств, государственных комитетов.

На НЦПИ помимо организации осуществления государ­ственного учета и выдачи информации о нормативных актах были возложены: разработка и ввод в действие инструкций, методик и технологических процессов обработки информации; проектирование автоматизированной информационно-поиско­вой системы нормативных актов "АИПС Законодательство"; ввод в действие, эксплуатация и совершенствование разрабо­танных автоматизированных систем.

Создание АИПС по законодательству и развитие право­вой информатики объективно способствует постановке новых проблем теории права, К их числу относится, например, про­блема латентной (скрытной) правовой информации. Латентная информация имеет разнообразные формы. Можно выделить три главные группы.

1. Нормы и правоположения, сходные или близкие по смыслу, но выраженные в различной языковой форме. На­пример, возьмем понятия "договор", "соглашение" и "контракт". Очевидно, что они весьма близки. Массив, содержащий хотя бы один из указанных терминов, представляет значительный интерес для решения конкретных задач правотворчества. Од­нако если пользователю будет предоставлена информация, со­держащая только один из приведенных терминов, то осталь­ная окажется латентной. Надо искать методы, позволяющие перевести ее в информацию явную. Они разрабатываются в теории информационного поиска.

2. Логический вывод из содержания нормативного текста (закона, иного нормативного акта). Например, из сопоставле­ния гл. 1 и 2 Конституции РФ можно сделать выводы о нали­чии у информационных норм, указанных в гл. 2, таких свойств и качеств, которые в латентном виде содержатся в гл. 1. Из сопоставления ч. 4. ст. 29 и ст. 2 Конституции РФ можно сде­лать вывод — право на информацию относится к числу высших ценностей общества и государства. Признание, соблюдение и защита права на информацию — обязанность государства.

3. Латентная информация, логически связанная с опреде­ленным кругом правотворческих задач. Так, в соответствии с положениями общей теории права каждая правовая норма дей­ствует в контексте других, каждый институт права действует совместно с иными институтами, а каждая отрасль законода­тельства — совместно с иными отраслями. Все нормативные предписания действуют совместно с нормами и принципами Конституции РФ.

Приведем простой пример.

Некий субъект желает получить информацию об ответ­ственности за хулиганство (ст. 213 УК РФ). Он может сформу­лировать запрос для ЭВМ, состоящий из трех слов "уголовная ответственность" и "хулиганство". Ответ ЭВМ будет содержать только текст ст. 213 УК РФ. Однако для применения данной нормы надо располагать дополнительной информацией: об ус­ловиях уголовной ответственности за хулиганство, о возрасте уголовной ответственности, порядке расследования дел дан­ной категории и другими сведениями, что достигается в ре­зультате применения более сложных методов.

Реализация задач информационного поиска в правовой сфе­ре потребовала создания соответствующих информационных (компьютерных) технологий. К их числу относятся и автомати­зированные информационно-поисковые системы правовой ин­формации (АИПС). АИПС — система информационных, мате­матических, программных лингвистических, организационных и технических средств, предназначенная для накопления и кол­лективного использования правовой информации.

АИПС правовой информации включает:

1) новейшие компьютерные технологии;

2) специалистов, осуществляющих операции по эксплуа­тации системы (инженеры, математики, программисты, опе­раторы и другие представители технических наук, осуществ­ляющие технические операции);

3) специалистов конкретной правовой сферы широкого класса, выполняющих работу по организации создания и экс­плуатации информационно-поисковых систем.*

* АИПС правовой информации относится к классу социально-техничес­ких человеко-машинных систем.

 

Создание АИПС правовой информации опирается на ре­шение следующих задач:

определение качественных и количественных характери­стик правовой информации;

разработка наиболее эффективных способов сбора и рас­пространения правовой информации;

определение критерия отбора источников информации для введения в поисковую систему;

разработка информационных алгоритмов;

набор процедур автоматизированного поиска норматив­ных правовых актов в памяти ЭВМ с большим объемом инфор­мации;

проведение социологических исследований деятельности различных государственных учреждений, ведомств и органи­заций в целях выявления тенденций, определяющих развитие правовой информационной практики.

В основе АИПС правовой информации находятся базы и банки нормативной правовой информации. Это как бы "мозг и сердце" всей системы. В них аккумулируются все норматив­ные правовые акты, необходимые для решения правотвор­ческих и правоприменительных задач.

База данных — совокупность взаимосвязанных данных, организованная по определенным правилам. Базой данных яв­ляются специальным образом организованные группы файлов. Для работы с ними используется система управления базой данных.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23 сентября 1992 г. "база данных — это объективная форма представления и организа­ции совокупности данных (например, статей, расчетов), сис­тематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ".*

* Российская газета. 1992. 20 окт.

 

База данных предназначена для хранения больших масси­вов информации, быстрого поиска нужных сведений и доку­ментов. Она создается в любой информационной системе — от автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста до суперкомпьютера.

База нормативных актов представляет собою неограничен­ный по объему набор НПА. Нормативному правовому акту присущи следующие признаки:

он является письменным официальным актом, изданным от имени государства;

НПА издается строго в соответствии с компетенцией госу­дарственного органа;

он предназначен для регулирования различных обществен­ных отношений, обладает формальной определенностью и об­щеобязательностью;

в системе НПА видное место занимает закон — норма­тивный правовой акт высшей юридической силы, издавае­мый законодательным органом или принимаемый путем все­народного голосования для регулирования важнейших обще­ственных отношений.*

* Для многих законов характерна и такая черта, как объединение в блоки (группы) сходных законов.

 

Для создания и функционирования АИПС в области права большое значение имеет такой фактор, как структура НПА — внутренняя архитектоника. Для удовлетворения таких потреб­ностей необходимо, чтобы код обозначал не только норматив­ный правовой акт в целом, но и статью (пункт, параграф) — его четко выраженную структурную часть, один из микро­элементов формальной структуры НПА. Код, состоящий из номера акта и номера его статьи, является адресом правовой нормы.

Большой эффект дает создание информационных баз, ориентированных на специальные виды правотворческой дея­тельности.

Условия поиска нормативно-правовой информации созда­ют предпосылки для большого разнообразия в вопросах. Для иллюстрации можно указать на следующие характерные воп­росы:

В каком нормативном правовом акте применяется термин "государственное регулирование средств массовой информа­ции"?

Когда и каким органом был принят Гражданский кодекс РФ?

Какими актами определен юридический статус акционер­ных обществ?

К какой отрасли права относится Федеральный закон "О правовой охране топологий интегральных микросхем"?

Какие акты регулируют государственную регистрацию не­движимости?

Какие акты регулируют предпринимательскую деятель­ность?

Каким нормативным актом регулируется правовой статус президентских программ по борьбе с преступностью?

В каком акте определено понятие "вердикт присяжных"?

Какие нормы и акты международного, права регламенти­руют права граждан на информацию?

Центры правовой информации выполнят также следую­щие функции:

избирательное распространение информации о вновь при­нятых актах; подготовка перечней актов по темам, предло­женным абонентами;

выдача сведений об изменении и признании актов (их ста­тей) утратившими силу, с указанием, каким актом это произ­ведено;

выпуск информационных изданий и тиражирование мас­сивов на машинных носителях для других АИПС;

аналитическая обработка НПА (поиск частоты встречае­мости определенного термина, анализ сбалансированности за­конодательства с учетом роли и места ведомственного законо­дательства и возрастания роли закона).

Методы компьютерного поиска правовой информации не­обходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления — создание гипертекстовых баз знаний.* Гипер­текст — это особая форма организации, представления тек­стового материала. Гипертекстовые технологии опираются на новые формы использования компьютеров, создание специ­альных программ.

* Идея гипертекста была выдвинута в 1945 г. советником президента Руз­вельта по науке Веневером Бушем.

 

Большинство текстов любой природы, включая и право­вые, содержат наряду с основным и некоторые иные тексты — второго порядка: система ссылок к тексту, комментарии к нему, разные редакции текста, тексты, отвечающие или возражаю­щие друг другу, и др.

Гипертекстовые технологии содержат правила перехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ. В области права характерным примером может быть система ссылок на иные НПА, содержащиеся в данном акте.

§ 2. Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус

Одной из важных задач правовой информатики является лингвистическое обеспечение правотворческого процесса. Пра­во не существует вне языка. Язык права — это система его речевых средств. Слова, термины, предложения и фразы — все это "строительный материал", на базе которого форми­руется законодательный текст.

Статья 2 Федерального закона "Об информации" относит к средствам обеспечения автоматизированных информацион­ных систем также и лингвистические средства. В информати­ке под средством лингвистического обеспечения АИС понима­ется совокупность всех языковых средств обеспечения высо­кой эффективности информационного поиска.

В системе средств лингвистического обеспечения АИПС первое место занимает информационно-поисковый язык. В ши­роком смысле язык — это знаковая система, используемая для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Зна­ком называется материальный объект, который выступает в качестве представителя какого-либо другого предмета (сим­вол, слово). Информационно-поисковый язык — это формали­зованный искусственный язык, предназначенный для индек­сирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

Любая информация для того, чтобы быть переданной, дол­жна соответствующим образом кодироваться, т. е. переводить­ся на язык специальных символов или сигналов. Сигналами, передающими информацию, могут быть электрические импуль­сы, световые или звуковые колебания, механические пере­мещения и т. д. Построение любого формализованного языка начинается с задания его алфавита — совокупности исходных символов, которые подразделяются на логические и нелоги­ческие. Информационный поисковый язык (ИПЯ) по законода­тельству должен обеспечивать:

эффективную формализацию правовых норм и норматив­ных правовых актов;

высокую скорость поиска на компьютере информации, необходимой для решения конкретных задач правотворчества;

оптимальный (адекватный) перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ;

минимальный "шум" (т. е. сведение к минимуму выдачи компьютером излишней информации);

полноту информационного поиска, т. е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач пра­вотворчества (создание нового акта, систематизация).

Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ.

Языки предметного типа — это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрика-торы. При использовании языка этого типа основная тема (пред­мет) документа выражается одним или несколькими типовыми словами — рубриками.

В практике информационной работы язык предметного типа не утратил своего значения. Так, Правовым управлени­ем Аппарата Государственной Думы разработан предметно-ал­фавитный указатель к Конституции РФ и к Гражданскому ко­дексу РФ. Юридическим домом "Юстицинформ" подготовлен Словарь-справочник по российскому законодательству, вклю­чающий термины, определения, понятия федеральных законов.

Юридическое информационное агентство Interlex разра­ботало концепцию создания "Словаря законодательной лекси­ки" (СЗЛ). Функционально электронный аналог СЗЛ должен обеспечивать поиск необходимой информации и быстрый дос­туп к любой словарной статье и ее содержанию, а также пе­реход из словарной статьи в соответствующий текст (тексты) нормативного акта.

Язык классификационного типа представляет собой не что иное, как классификатор отраслей законодательства.

Третий тип ИПЯ - это язык дескрипторного типа. Та­кой язык обладает большой "семантической силой", т. е. спосо­бен полностью передавать смысл НПА, выразить комбинацией дескрипторов любое понятие, характеризуются высокой сте­пенью отражения смысла документов, наличием ключевых слов.

Дескрипторные информационно-поисковые языки, при­меняемые и разрабатываемые для использования в АИПС правовой информации, можно подразделить на два основных класса:

1) языки, в которых не различаются логико-смысловые отношения между понятиями,

2) языки, которые содержат в своем составе логико-смыс­ловые отношения.

Важнейшее место среди языков дескрипторного типа за­нимает правовой тезаурус как язык, обладающий наибольшей семантической силой. Правовой тезаурус — это лексико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, приме­няемых в качестве лингвистического обеспечения и использо­вания АИПС правовой информации. Его задача состоит в том, чтобы упорядочить и привести в систему лексические сред­ства, используемые в правотворческом процессе.

В информатике тезаурус выполняет следующие основные функции:

1) используется для организации информационного поис­ка ("информационно-поисковый тезаурус");

2) используется как лингвистическое средство в процессе решения правотворческих задач;*

3) используется как средство, измеряющее смысл сооб­щения;**

4) выступает в качестве важнейшего средства поиска ла­тентной информации.

* Тезаурусы этого типа получили распространение в зарубежной право­вой информатике. Они включают: полный словарь терминов, определе­ния юридических понятий, комментарии, статистические данные о ко­личестве дескрипторов на тему и т. п.

** "Тезаурус пользователя" — совокупность сведений, которыми распола­гает пользователь.

 

Тезаурус включает ряд основных понятий.

Ключевые слова, которые наиболее полным образом опи­сывают содержание правовых норм (актов), их самые суще­ственные черты. Не относятся к ключевым также слова, кото­рые не имеют существенной смысловой нагрузки. Например, вспомогательные, общеупотребительные, слова, которые мож­но опустить без ущерба для смысла правовой нормы.

Понятие дескриптора. Дальнейшее обобщение понятия ключевого слова приводит к понятию дескриптора. Под деск­риптором понимают лексическую единицу информационно-по­искового языка, служащую для описания основного смысло­вого содержания правовой нормы или нормативного акта. Мож­но сказать, что дескриптор — это выделенное ключевое сло­во, которое представляет целую группу ключевых слов. Такие слова образуют так называемую дескрипторскую статью. В результате происходит "сжатие информации". Дескрипторная статья может иметь следующую структуру: заглавный дес­криптор, ключевые слова из класса эквивалентности; слова, подчиненные заглавному слову; ключевые слова, ассоцииро­ванные с заглавным.

Процедура составления поискового образа правовой нор­мы, правового института или нормативного правового акта называется индексированием. Индексирование преобразует со­держание и текст правовой нормы в набор соответствующих ключевых слов и дискрепторов. Оно может выполняться толь­ко высококвалифицированным юристом широкого профиля.*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.366 сек.