Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и развитие государственности в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия. 3 страница




С XI – XII вв. идет неуклонный рост числа частновладельческих крестьян за счет свободных и даже государственных крестьян. Частновладельческие крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обязаны выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной формах. Они были прикреплены к земле вплоть до XIII – XIV вв.

Низшую ступень, как и ранее, занимали рабы. В X – XI вв. их положение несколько улучшается. Они получают право заключать церковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI – XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Государственный строй. Византийское государство унаследовало основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе его стоял император, наследник власти римских царей. Он обладал полнотой всей законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Император назначал и смещал высших чиновников, был верховным судьей, командующим армией и флотом.

Сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии можно объяснить рядом причин. Во-первых, наличием многих крупных городских центров – наследников римской эпохи – и потому потребностью в экономической связи между областями и провинциями. Во-вторых, особой остротой классовой борьбы. В-третьих, постоянной внешнеполитической опасностью, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.

Власть византийского императора, однако, не была произвольной. Он избирался сенатом, “народом Константинополя” и армией, роль которой в решении этого вопроса постепенно снижалась.

Важным фактором политической жизни государства было одобрение кандидатуры императора “народом Константинополя”. На этой основе в Византии возникли особые политические организации – так называемые городские партии (димы). Две наиболее крупные из них – “голубые” и “зеленые” – составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых – торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В IV – VI вв. роль димов в политической жизни была весьма значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императоров, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии – константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивали византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора “народом Константинополя” прекращается. Политическая роль константинопольского сената окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве оставалась православная (греческая) церковь. В общественно-политической жизни возросла роль главы церкви, константинопольского патриарха. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешивались в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей “постановление на царство”, стало с VII в. венчание императора патриархом в храме Святой Софии. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

По мере развития феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами – динатами – складываются новые сеньориально-вассальные отношения. Начиная с X в. самодержец нередко вынужден был заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными – динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах ее развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата как центрального, так и местного. В его основе лежала строгая иерархия. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). В X в. насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империи сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Он состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являвшихся ближайшими помощниками императора.

Высшими должностными лицами помимо императора были префект (эпарх) столицы, начальник дворца (магистр), главный юрист и председатель консистория (квестор), два магистра армии, два префекта преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии именовались секретами. Эти должностные лица осуществляли непосредственное управление с помощью разветвленного бюрократического аппарата.

Местное управление. Местный государственный аппарат целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). В провинциях власть подразделялась на гражданскую и военную. Военоначальник осуществлял власть над военными, гражданский правитель провинции – над всеми остальными.

Правители провинций наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти.


 

20. Византийское право.

Право Византии

Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило одну из сильных сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуры других народов средневекового мира оно может сравниваться с византийской архитектурой и искусством.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 г. Кодекс византийского императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 г.). Тем самым в Византии практически утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

В IV – VI вв. в Византии складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные – в Бейруте и Константинополе), высокого уровня развития достигла правовая мысль, что послужило основой для проведения крупных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии в середине VI в. под руководством известного юриста Трибониана был создан Свод законов Юстиниана. Значимость его состоит в том, что, во-первых, в нем дается наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, в том, что он послужил основным источником рецепции римского права в средние века.

В этом своде в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последующих этапах истории византийского права. Указанные тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и “вульгаризации” римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого грековосточного) права.

Под влиянием восточного права были введены письменные делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверждение экстраординарного процесса. Основные направления переработки классического римского права, нашедшие свое отображение в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в последующей истории византийского права.

“Эклога”. В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник законов под названием “Эклога” (избранные законы), подготовленный и изданный в 726 г.

Свод законов “Эклога” был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. Его составители сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала. Он состоял из 18 небольших титулов. Некоторые из них включали только по одной статье. Сборник “Эклога” не изменил классовой сущности византийского права, а лишь несколько усилил в нем феодальный элемент. Характерно, что в нем имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

В “Эклоге” уже в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право. В “Эклогу” вошло неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина занимала подчиненное место в семье. Но приданое и брачный дар, полученные женой, уже рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Титулы “Эклоги”, посвященные договорному праву, упоминают лишь куплю-продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато весьма характерно упоминание в “Эклоге” о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Широкую разработку в “Эклоге” получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда “на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания”. Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику “без уверток” ежегодный взнос, а также заботиться о “сохранении и улучшении недвижимости”. Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

Наиболее обширным и детализированным в “Эклоге” был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. В уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно этот титул “Эклоги” получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

В “Эклоге” предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т. д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в “заговоре против него или против государства христиан”. Такие лица рассматривались как намеревающиеся “все разрушить”, а поэтому их в “тот же час должно предать смерти”. Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии.

“Эклога” предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными.

В “Эклоге” перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и правительственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, вытравливание плода и т. д.

Весьма разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление и т. п. Были известны позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

Чрезмерная краткость “Эклоги”, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и других, приводили к тому, что, несмотря на ее большую практическую значимость, судом по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

Помимо “Эклоги”, в VIII – IX вв. действовали Земледельческий закон (принят примерно в то же время, что и “Эклога”), Морской и Военный законы.

Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует статья 8, предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается аренде земли и виноградников. В Земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (статьи 18, 19).

В казуистической манере сформированы многочисленные статьи этого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т. п. В большинстве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся феодальным порядкам, применялись членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т. п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами).

Морской закон представлял собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т. п.

Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

“Прохирон”. Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии Василия I и Льва VI. Отменив “Эклогу”, составленную его политическими противниками – иконоборцами, Василий I предписал вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык. Результатом законодательных работ было издание в 879 г. “Прохирона”, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии.

“Прохирон” по сравнению с “Эклогой” представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней. Хотя в предисловии к “Прохирону” “Эклога” именуется не “избранными”, а “извращенными” законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

Изменения, внесенные “Прохироном” в правовую систему Византии, не были существенными. “Прохирон” в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX в. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т. п.).

Не менее примечательно сложилась судьба краткого руководства, известного в рукописной традиции под названием “Эпанагога” (переработанное повторение законов) и датируемого 884 – 886 гг. Как было обнаружено исследователями совсем недавно, под этим названием фигурировал сборник, подготовленный в 885 – 886 гг. комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия. Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданом и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях.

При всей компилятивности, “Эпанагога” более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые “Эпанагога” внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений: о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы в церковном праве.

Василики. Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI Мудром, правление которого отличалось оживлением юридической мысли, были завершены большие кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке всего законодательства Юстиниана. Составленные таким образом “ Василики ” (“ Базилики ”), т. е. царские законы, состояли из 60 книг (начаты при Василии I Македонянине в 886 г. и окончены в 889 г.). Они представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана.

Четкая структура “Василик” облегчала пользование этим сводом. Несмотря на большой объем материала, помещенного в них, кодификация Юстиниана была отражена в “Василиках” неравномерно: имелись значительные пропуски, сокращения и искажения первоначального текста, который воспроизводился в основном через промежуточной источник – греческие схолии. Поэтому “Василики” не сразу заменили кодификацию Юстиниана, которая применялась в судах в XI в.

После составления “Василик” византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров – новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены новеллами Льва VI Мудрого (886 – 912). Он разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственным им округах, вновь снял запрет на взимание процентов, отменил конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной, допускавшееся древнеримским правом), запретил браки, не получившие одобрения церкви, и т. п.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось “Руководство к законам”, или “Шестикнижье”, Константина Арменопуло (около 1345 г.). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продолжало действовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. “Шестикнижье” признавалось действующим правом Бессарабии в XIX в. после ее присоединения к России.

Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось главным образом из постановлений вселенских соборов и патриархов. На основе норм церковного права, а также частичного и императорского права составлялись сборники – номоканоны (наибольшую известность имел номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Номоканоны оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в “Кормчие книги”.


 

21. Образование и развитие государства франков (династия Меровингов).

Франкское государство в V – VII вв.

Союз германских племен, имеющих общее название – франки, сложился в III в. н. э. на северо-восточных границах Галлии, провинции Римской империи. Среди многочисленных варварских королевств, возникших на территории римской Галлии, которые даже формально не всегда признавали власть Рима, к концу V в. возвышается королевство салических (приморских) франков во главе с Хлодвигом (481 – 511 гг.). Салические франки подчиняют ряд германских королевств и в VI в. завоевывают Галлию (ныне Франция).

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины формирования франкской государственности коренятся в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода: 1) конец V – VII в. (меровингская монархия); 2) VIII – середина IX в. (каролингская монархия). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий. Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им, зависимого крестьянства – с другой. На смену относительной централизации и раннефеодальному государству приходит феодальная раздробленность.

Общественный строй. В V – VI вв. у франков сохранялась старая общинная организация. Отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков проявились в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения у франков. Раб считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животных. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

“Салическая правда”, правовой памятник франков, указывает также на наличие у франков других социальных групп, четко отграниченных одна от другой: знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой он принадлежал.

Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещений, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц – полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков. Он мог вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Он, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.

Право франков свидетельствует и об имущественном расслоении франкского общества. В “Салической правде” говорится о господской челяди, или дворовых слугах-рабах.

Вместе с тем “Салическая правда” свидетельствует о достаточной прочности старых общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, о равных правах общинников-крестьян на общинный надел. Само понятие частной собственности на землю отсутствует в “Салической правде”. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Аллод – отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков – сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, с другой – земельного держания зависимых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI – VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорили создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание).

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VIII – IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся в VI – VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, которое к концу VII в. потеряло ряд земель и реально занимало только территорию между Луарой и Рейном. К тому же оно после смерти Хлодвига в 511 г. было разделено между его сыновьями.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могли произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и начали проводить Каролинги, фактически правящие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 г.

Реформа Карла Мартелла. Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких франкских королях в первой половине VIII в. Он происходил из знатного и богатого рода Арнульфингов и правил с 715 по 741 г. Его отец также был майордомом, его сын, Пипин Короткий, в 751 г. стал королем франков. Сыном Пипина являлся Карл Великий.

Стремясь усилить центральную власть в государстве и тем самым предотвратить его распадение на сеньории, Карл Мартелл решил создать качественно новое войско – феодальное ополчение, находящееся в строгой зависимости от короля.

Конфисковав некоторую часть земель своих политических противников, и главным образом церковных и монастырских, Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициариев (благодеяние, милость) – пожалований. Бенефициарий должен был являться на военную службу по первому требованию короля.

Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король становился сеньором, бенефициарий – вассалом. Получение земли сопровождалось клятвой верности.

После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого.

Своих непосредственных целей Карл Мартелл достиг. Новое войско позволило его сыну стать королем, а его внуку объединить под своей властью почти все христианские земли Запада. Тем не менее, реформа Карла Мартелла не только не помешала распадению государства, но даже содействовала этому.

Укреплению королевской власти способствовали не только реформа Карла Мартелла, но и новые захватнические войны. К колонизации прежде всего юга Галлии в VIII – IX вв. были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов.

С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян. Этому способствовало широкое распространение отношений покровительства, господства и подчинения, возникающих на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.