Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сеньориальная монархия. Централизация государственной власти




Процесс завершался судебным заседанием, которое в принципе не являлось его самостоятельной стадией. Поскольку суд сам производил расследование, собирал и обвинительные, и оправдательные доказательства, окончательный приговор определялся уже в ходе следствия. Судья и судебные заседатели перед специально назначенным “судным днем” рассматривали протоколы следствия и составляли по определенной форме приговор. Таким образом, “судный день” сводился в основном к оглашению приговора и приведению его в исполнение. Оглашение приговора происходило в публично-устрашающей обстановке – сопровождалось колокольным звоном и пр. Приговоры были обвинительные, с оставлением в подозрении и оправдательные.


28. Образование и развитие государственности Англии в средние века.

Государственный строй. Центральные органы управления.

Завоевание Британии способствовало перерождению у англосаксов органов племенной демократии в государственные. В VII – VIII вв. происходило постепенное возвышение королевской власти не только над рядовым свободным населением, но и над родовой знатью.

В IX – X вв. положение королевской власти упрочилось. Основываясь на праве верховой собственности на землю, короли присвоили монопольное право на чеканку монеты, пошлину, получение натуральных поставок со всего свободного населения. Постепенная концентрация в IX – X вв. политической власти в руках отдельных феодалов происходила в ограниченных масштабах, под контролем королевской власти.

Вместе с усилением королевской власти двор постепенно превратился в центр управления страной, а бывшие дружинники – в должностных лиц государства. Среди высших королевских чиновников особую роль стали играть королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией.

Место народного собрания занял витанагемот (совет витанов, “мудрых”), состоявший из представителей феодальной знати. В составе витанагемота были король или королева, дети короля мужского пола, епископы, крупные феодалы, а с IX в. – королевские таны (дружинники короля). В компетенцию витанагемота входили вопросы войны и мира, назначение на различные должности, утверждение налогов, принятие законов и др. Наиболее постоянной его функцией являлось участие в рассмотрении королем судебных дел.

Местное управление. Одной из особенностей государственного развития феодальной Англии было сочетание сильной королевской власти, централизованного местного управления с сохранением органов общинного самоуправления.

Основной территориальной единицей у англосаксонов стали графства, в которые входили сотни. Во главе графства стоял элдормен, назначаемый королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве вооруженными силами графства. Одновременно в управлении графством и сотней все больше возрастает роль личного представителя интересов короля – герефы. Подобно графу у франков он мог быть управляющим определенного округа, города.

Свои функции элдормен и герефа осуществляли в собраниях графства и сотни.

Графские и сотенные собрания включали всех свободных землевладельцев округа, а также старост общин, священников, выборных сотенных старшин. Собрания сохраняли свое значение как судебные и отчасти административные органы.

Низшей территориальной единицей у англосаксов была сельская община. Собрания, в которых принимало участие все взрослое мужское население общины, решали хозяйственные вопросы, разбирали мелкие уголовные дела и гражданские споры. В полицейских целях общины были разбиты на десятидворки, жители которых несли коллективную ответственность за преступления, совершенные в пределах их территорий.

Суд. Высшим судом государства был суд короля. Он рассматривал дела о государственной измене, а также споры по поводу земельных владений. Собрания графства под председательством элдормена рассматривали все уголовные и гражданские дела на территории графства, кроме тех, которые относились к исключительной компетенции суда короля. Кроме того, эти собрания рассматривали жалобы на судебные решения сотен. Постепенно в суде графства, как и в суде сотни, выделялась коллегия из двенадцати “старших тэнов”, напоминающих рахинбургов у франков.

Реформы Генриха II. Преобладающим направлением развития английского государства со времени нормандского завоевания продолжала оставаться государственная централизация. Английское государство этого периода представляло собой особую форму сеньориальной монархии, которая отличалась относительной централизацией и в которой король являлся сюзереном всех феодалов и крупнейшим землевладельцем страны. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подчиненных были одновременно правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам. Они регламентировались в значительной мере феодальным обычаем, хотя уже начинали перерастать его рамки. Следствием этого были непрекращающиеся в XI – XII вв. мятежи баронов, обвиняющих корону в злоупотреблении своими сеньориальными правами. В течение всего XII в. короли вынуждены были даровать баронам и церкви хартии вольностей, обязывающие королевскую власть руководствоваться феодальным обычаем, соблюдать автономию церкви. Однако во второй половине XII в. в связи с социально-экономическими изменениями в Англии все более начинают усиливаться общегосударственные начала в управлении. Активизация этого процесса связана в основном с реформами Генриха II (1154 – 1189 гг.) – судебной, военной, с реорганизацией управления и финансов.

Реформы Генриха II были направлены на укрепление королевской власти и ослабление политических позиций крупных светских феодалов и церкви. Со времени нормандского завоевания власть английских феодалов-иммунистов в отношении средних и зажиточных фригольдеров, рыцарей уже была ограничена центральной властью. Королевская власть стремилась теперь ограничить еще сохранившиеся за иммунистами права в области суда и административного управления.

В области судебной большой новацией стало введение разъездных судей (вначале двух, затем десятков судей в рамках шести округов), а также специальной процедуры расследования по земельным искам и связанными с этим правонарушениями (Большая ассиза 1166 г., Нортгемптонская ассиза 1176 г. и др.).

К компетенции судов относились почти все уголовные преступления и подавляющее большинство гражданских споров, связанных с землей.

Судебные объезды проводились в каждом графстве один раз в семь лет. При этом разбирались все иски, подсудные короне, проводились аресты преступников и расследования злоупотреблений местных судов и чиновников. Для расследования по земельным искам и преступлениям в королевских судах Генрихом II была учреждена специальная процедура. Такие расследования должны были проводиться разъездными судьями или шерифами с помощью присяжных – двенадцати рыцарей или других полноправных граждан, которые давали присягу в качестве свидетелей или обвинителей.

Разъездные суды превратились в эффективное средство контроля над местным управлением со стороны центральных органов, содействовали образованию в Англии единой судебной системы.

Военная реформа содействовала замене традиционной личной военной повинности выплатой “щитовых” денег, введению общего налога на движимое имущество (Ассиза о вооружении 1181 г.).

Административные преобразования затронули несколько областей. В составе королевских курий (ведомств) были выделены Палата шахматной доски (финансовое управление), ведомство канцлера, ведомство высшего суда во главе с юстициарием (знаток обычного, римского и церковного права), произошло обособление Суда общих тяжб от Суда королевской скамьи.

Следующее направление перемен составили утверждение шерифов главами королевской администрации в графствах, наделение их высшими судебными, военными, а также финансовыми и полицейскими полномочиями на территории графства (Кларендонская ассиза 1166 г.).

В борьбе с политической автономией церкви и усиливающейся независимостью церковного землевладения Генрих II издал в 1164 г. Кларендонские конституции (Кларендонские ассизы). В соответствии с ними король признавался верховным апелляционным судьей по делам, рассмотренным церковными судами. Без его согласия ни светские феодалы, ни чиновники короля не могли быть отлучены от церкви, а замещение вакантных высших духовных должностей должно было производиться в результате выборов с согласия короля.

Кларендонские конституции были призваны сыграть большую роль в укреплении королевской власти. Но под сильным давлением духовенства Генрих II отступил и отказался от ряда их положений.

Местное управление. После нормандского завоевания сохранилось деление страны на графства, сотни и общины. Главой местной королевской администрации в графствах стали шерифы. Они обладали высшей судебной, военной, финансовой и полицейской властью на территории графства.

Свои судебные и административные функции шерифы осуществляли в тесном взаимодействии с собраниями сотен и графств. Эти учреждения постепенно утрачивали самостоятельность и все более превращались в орудие центрального представительства и его опору на местах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.