Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Политические и правовые учения ХХ века




 

1. Учения о государстве и праве ХХ в.:

а) Типология власти М.Вебера;

б) Юридический позитивизм и юридический нормативизм;

в) Социологическая юриспруденция;

2. Политико-правовой анализ тоталитаризма.

Методические указания

При рассмотрении вопросов темы необходимо рассмотреть основные направления политико-правовой мысли ХХ века:

- юридический нормативизм, представленный учением Г.Кельзена;

- современная аналитическая юриспруденция как модификацияновей­шего юридического позитивизма;

- типология власти Макса Вебера;

- концеп­ции солидаризма (О. Конт, Э. Дюркгейм, Л. Дюги);

- институционализма (М. Ориу, П. Сорокин, Г. Гурвич), «свободного права» (Е. Эрлих и Г. Канторович);

- социологическая юриспруденция (Р. Паунд);

- психологическая теория Л.И. Петражицкого.

Материалы, дополняющие содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов.

 

4.1. Тренировочные тесты по «Истории политических и

правовых учений»

Тема 1. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

 

1. Каким было представление о ходе истории в странах Древнего мира?

а) прогресс, движение от низшего к высшему;

б) регресс, движение от высшего к низшему;

в) как повторение на более высших этапах развития низших.

 

2. К какому веку мечтали вернуться мыслители Древнего Востока?

а) железному;

б) серебряному;

в) золотому.

 

3. Как назывались религиозные трактаты в Древней Индии, служившие источником права?

 

а) дхармашастры;

б) артхашастры;

в) атхарваведы.

 

4. Как называлась эпоха от пришествия ариев до образования первых государств в Древней Индии?

 

а) брахманисткая;

б) ведийская;

в) буддистская.

 

5. Как называлось учение, сложившееся в Древнем Китае, опирающееся на строгие законы и суровые наказания?

 

а) даосизм;

б) легизм;

в) моизм.

 

6. Кто является основоположником китайской политической мысли?

 

а) Лао-Цзы;

б) Конфуций;

в) Шан Ян.

 

7. Кого из китайских мыслителей принято считать одним из первых представителей анархизма?

 

а) Лао-Цзы;

б) Конфуций;

в) Мо-цзы.

 

8. Как назывались светские политические трактаты в Древней Индии, служившие источником права?

 

а) дхармашастры;

б) артхашастры;

в) упанишады.

 

9. Кто из китайских мыслителей обосновал договорную концепцию происхождения государства?

 

а) Лао-Цзы;

б) Конфуций;

в) Мо-цзы.

 

10. В понимании буддистов дхарма это?

 

а) божественный закон;

б) естественный закон;

в) позитивный закон.

 

 

Тема 2. Политические и правовые учения в Древней Греции.

 

1. В ранний период развития политико-правовой мысли Древней Греции основную роль играли мифы. С установлением чьей власти было связано утверждение начал справедливости в полисной жизни?

 

а) философов;

б) богов;

в) мудрецов.

2. Семь мудрецов Древней Греции считали необходимым для надлежащей организации государственности наличие?

 

а) правления элиты;

б) справедливых законов;

в) доброго правителя.

 

3. Кто из семи мудрецов утверждал: «Закон - самое большое благо для полиса, беззаконие и междоусобица - наибольшее зло». Его реформы ускорили образование государства в Афинах.

 

а) Хилон;

б) Солон;

в) Биант.

 

4. Главным в учениях пифагорейцев было «учение о цифрах». Какой государственный строй они считали наихудшим?

 

а) тиранию;

б) анархию;

в) деспотию.

 

5. Древнегреческий мыслитель Гераклит утверждал: «Один для меня десять тысяч, если он наилучший». Проанализируйте его высказывание и определите сторонником какого строя он был?

 

а) республика;

б) аристократия;

в) деспотия.

 

6. Как назывались платные учителя мудрости в Древней Греции?

 

а) софисты;

б) стоики;

в) марксисты.

 

7. Софист старшего поколения Антифонт утверждал: «Все люди равны, у всех людей - варваров и эллинов, благородных и простых - одни и те же естественные потребности. Неравенство проистекает из человеческих законов, а не из природы. Законы природы выше законов полиса». Исходя из этого, определите сторонником какого государственного строя он был?

 

а) аристократия;

б) демократия;

в) тирания.

 

8. Софист младшего поколения Пол Агригентский: «Поскольку в отношениях между людьми все равно нет справедливости, то лучше самому творить несправедливость, чем претерпевать его от других. Лучше быть тираном, чем его жертвой». Какой государственный строй он оправдывал?

 

а) тирания;

б) охлократия;

в) тимократия.

 

9. Сократ утверждал: «Цари и правители не те, которые достигли власти посредством жребия или насилия, обманом, но те которые умеют править». Определите идеал его государственной власти?

 

а) аристократия;

б) правление знающих;

в) полития

 

10. Кто из древнегреческих мыслителей был сторонником договорной концепции происхождения государства?

 

а) Эпикур;

б) Платон;

в) Аристотель.

 

Тема 4-5. Политические и правовые учения Средневековья в

Западной Европе (V - XVII вв.) и России в XI-XVII вв.

 

1. Один из видных идеологов христианской религии, автор труда «О граде Божием». Утверждал, что до второго пришествия Христа и судного дня, нужно защищать земные социально-политические порядки, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви?

 

а) Аквинский;

б) Блаженный;

в) Падуанский.

 

2. Католицисткая теология, направленная на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума?

 

а) догматика;

б) схоластика;

в) религия.

 

3. Создатель христианской доктрины государства. Чтобы доказать превосходство духовной власти над светской, выделяет три элемента: сущность, форма и использование?

 

а) Блаженный;

б) Аквинский;

в) Падуанский.

 

4. Средневековые течения оппозиционные или прямо враждебные официальному вероучению?

 

а) ереси;

б) диссидентство;

в) правозащитное движение.

 

5. Средневековый мыслитель, автор следующих смелых высказываний?

 

- церковь должна быть от государства и подчинена светской политической власти;

- народ - носитель суверенитета и верховный законодатель?

 

а) Макиавелли;

б) Падуанский;

в) Аквинский.

 

6. В представлении этого русского мыслителя, Москва - центр всего православного мира. Москва стала третьим Римом?

 

а) Филофей;

б) Афанасий;

в) Прокопий.

 

7. Кто из русских политических деятелей единственным законным основанием занятия царского престола считал право наследования. Не признает никаких ограничений царской власти?

а) Пересветов;

б) Грозный;

в) Курбский.

 

8. Русский мыслитель 16 в. считал единодержавие наилучшей формой государственной власти, но при этом считал наличие совета необходимым атрибутом всякой власти?

 

а) Грозный;

б) Курбский;

в) Пересветов.

 

9. Глоссаторы ставили своей целью изучение?

 

а) римского права;

б) обычного права;

в) канонического права.

 

10. Какое направление еретического движения призывало вернуться к раннехристианской организации церкви?

 

а) бюргерское;

б) крестьянско-плебейское.

 

Тема 7-8. Политические и правовые учения Реформации

и Возрождения.

 

1. Как называлось направление общественной мысли эпохи позднего феодализма, которое возрождало идеалы античного мира для создания новой буржуазной идеологии?

 

а) Просвещение;

б) Возрождение;

в) Реформация.

 

2. Мыслитель эпохи Возрождения утверждающий, что политика явление изначально аморальное. Сила побеждается насилием?

 

а) Гоббс;

б) Макиавелли;

в) Боден.

 

3. Как называлась эпоха, которая ставила своей целью преобразование господствовавшей католической церкви?

 

а) Просвещение;

б) Возрождение;

в) Реформация.

 

4. Назовите одного из самых известных представителей реформации в Германии, представителя бюргерского направления?

 

а) Лютер;

б) Кальвин;

в) Мюнцер.

 

5. Этот мыслитель выделяет два основных способа достижения повиновения государю - любовь и страх, лучше, когда любят и боятся одновременно?

 

а) Мор;

б) Макиавелли;

в) Боден.

 

6. Кто представлял крестьянско-плебейское направление Реформации, руководитель Крестьянской войны в Германии?

 

а) Лютер;

б) Мюнцер;

в) Кальвин.

 

7. Кто является основателем раннего утопического социализма?

 

а) Мор;

б) Сен-Симон;

в) Маркс.

 

8. Что обозначает слово "Утопия"?

 

а) место, которого нет;

б) река без воды;

в) государь без народа.

 

9. Кто из деятелей Реформации возглавил в Швейцарии (Женеве) общину верующих как руководитель культа и государства?

а) Лютер;

б) Кальвин;

в) Мюнцер.

 

10. Какое название получила новая наука о политике, пренебрегающая нормами морали?

 

а) легизм;

б) макиавеллизм;

в) даосизм.

 

Тема 6. Политико-правовая мысль Арабского Востока

 

1. Назовите направление ислама, для которого характерен культ имама и отвергаются рациональные аргументы происхождения государства?

 

а) шиизм;

б) суфизм;

в) суннизм.

 

2. На идеологической основе каких двух религий возникает ислам?

 

а) конфуцианство и буддизм;

б) иудаизм и христианство;

в) конфуцианство и иудаизм.

 

3. Как называлась светская власть в средневековых арабских государствах?

 

а) имамат;

б) эмират;

в) халифат.

 

4. Кого принято считать основателем арабской политической мысли?

 

а) Аль-Фараби;

б) Ибн-Сина;

в) Ибн-Халдун.

 

5. Назовите имя известного арабского мыслителя, визиря, знаменитого врача?

 

а) Аль-Фараби;

б) Ибн-Сина;

в) Ибн-Халдун.

 

6. Одно из ортодоксальных направлений ислама, к которому принадлежит большинство мусульман, согласно которой аллах передает власть общине?

 

а) шиизм;

б) суфизм;

в) суннизм.

 

7. Что означает ислам?

 

а) преданность себя божьей воле, покорность;

б) следование заветам Мухаммеда;

в) поклонение единому богу – Аллаху.

 

8. В каком государстве возникла самая молодая религия - ислам?

 

а) Делийский султанат;

б) Арабский халифат;

в) Тюркский каганат.

 

 

9. Как называлась духовная власть в арабских средневековых государствах?

 

а) имамат;

б) эмират;

в) халифат.

 

10. Арабский мыслитель Ибн-Халдун выделял три формы правления?

 

а) естественная монархия, политическая монархия, халифат;

б) демократия, монархия, халифат;

в) халифат, полития, аристократия.

 

Тема 10-11. Политико-правовая идеология Просвещения

 

1. Как называлась эпоха, которая ставила своей целью создание царства разума на земле, преодоление темноты и невежества масс путем распространения рационального знания?

 

а) Возрождение;

б) Просвещение;

в) Ренессанс.

 

2. Что подразумевали просветители под «царством разума»?

 

а) буржуазное государство;

б) небесное царство;

в) коммунистическое общество.

 

3. Выдающийся деятель эпохи просвещения, утверждающий, что корень всех социальных зол невежество, суеверие, оплотом которых - церковь. Раздавите эту гадину. Но считал религию необходимой уздой для народных масс?

 

а) Вольтер;

б) Руссо;

в) Монтескье.

 

 

4. Кто из французских мыслителей обосновал точку зрения: «Форма правления зависит от географических условий»?

 

а) Вольтер;

б) Руссо;

в) Монтескье.

 

5. Какая концепция господствовала в политической мысли России в 18веке?

 

а) Москва - третий Рим;

б) просвещенный абсолютизм;

в) конституционная монархия

 

6. Видный русский просветитель, критик самодержавия, в его произведениях призыв к революции, за что они были запрещены до 1917г.?

а) Радищев;

б) Татищев;

в) Прокопович.

 

7. В русской политической мысли 18 века термин «самодержавие» употребляли для обозначения?

 

а) неограниченная власть императора;

б) суверенность и независимость государства.

 

8. Русский просветитель 18 в. ставит государя над законом, действия царя нельзя ни оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить, ибо монархи суть боги?

 

а) Прокопович;

б) Радищев;

в) Татищев.

 

9. Кто из русских просветителей считал самодержавие состоянием наипротивнейшим человечеству, просвещенных монархов нет и не будет?

 

а) Радищев;

б) Прокопович;

в) Татищев.

 

10. Что считал Монтескье необходимым условием для обеспечения политической свободы в обществе?

 

а) разделение и взаимное сдерживание властей;

б) неограниченная власть монарха;

в) деспотическое правление.

 

Тема 12-13. Политические и правовые учения в XIX в. в странах

Западной Европы и России.

 

1. Гениальный мыслитель XIX в. века, согласно учению которого тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются субъективный дух; объективный дух; абсолютный дух?

 

а) Гегель;

б) Кант;

в) Спиноза.

2. Русский реформатор начала XIX в., автор российского варианта разделения властей?

 

а) Карамзин;

б) Сперанский;

в) Чаадаев.

 

3. Что такое либерализм?

 

а) концепция верховного государства;

б) обоснование демократического правления; в) обоснование свободы как высшего блага общества.

 

4. Славянофилы обосновали?

 

а) особый путь развития;

б) единство судеб России и Европы;

в) необходимость сохранения самодержавия.

 

5. Сконструированное Гегелем разумное государство в философско-правовом плане представляло?

 

а) правовое государство;

б) буржуазное государство;

в) коммунистическое общество.

6. Русский мыслитель, сторонник абсолютной монархической власти, но критикует монархов, правивших деспотически (Павел I, Иван IV)?

 

а) Карамзин;

б) Радищев;

в) Сперанский.

 

7. Западники проповедовали идеи?

 

а) особого пути развития России;

б) необходимость заимствований достижений западной цивилизации.

 

8. Русский мыслитель XIX в. утверждал, что Россия получив христианство от Византии, отвергнутой европейским братством государств, попала затем под иго монголо-татар, а затем в еще более жестокое рабство крепостной зависимости?

а) Чаадаев;

б) Сперанский;

в) Радищев.

 

9. Как решалась проблема отмены крепостного права в политико-правовых взглядах М. Сперанского?

 

а) установление благоразумной власти помещика;

б) отмена крепостного права;

в) поэтапная отмена крепостного права.

 

10.Сперанский предусмотрел возможность объединения усилий трех ветвей власти?

 

а) государственной думе;

б) государственном совете;

в) совете министров.

 

Тема 14. Политические и правовые учения XX века.

 

1. Какие типы власти выделяет Макс Вебер?

 

а) патриархальная, харизматическая, рационально-легитимная;

б) рабовладельческая, феодальная, социалистическая;

в) патриархальная, теологическая, рациональная.

 

2. Кто из мыслителей дал наиболее полную классификацию прав и свобод человека, составляющих современную доктрину права человека?

 

а) Ф.Люшер;

б) К.Шмитт;

в) П.Сорокин.

 

3. Кто из перечисленных ниже мыслителей являются идеологами тоталитаризма?

 

а) Ф.Люшер; П.Анри;

б) К.Шмитт, Х.Арендт;

в) П. Сорокин, В.Соловьев.

 

4. Кому принадлежит определение права как явление нашей индивидуальной психики?

а) Л.Петражицкий;

б) О.Конт;

в) Г.Еллинек.

 

5. В каких странах в XX веке утвердились тоталитарные режимы?

 

а) Италия, Германия;

б) Япония, Испания;

в) Франция, Чехия.

 

6. "Концепция гуманитарной интервенции" подразумевает?

 

а) ввод вооруженных сил на территорию другого государства;

б) вмешательство мирового сообщества в дела госу­дарства, нарушающего права человека, в том числе с применением вооруженных сил;

в) оказание материальной помощи другим странам.

 

7. Именами каких мыслителей представлен институционализм в социологическом правоведении?

 

а) М. Ориу, Г. Гурвич и П. Сорокин;

б) Ф.Люшер, П.Анри, К.Шмитт;

в) Б.Чичерин, В.Соловьев, Л.Петражицкий.

 

8. Юридический нормативизм в XX веке получил дальнейшее развитие в трудах?

 

а) Г.Кельзена;

б) К.Шмитта;

в) В.Соловьева.

 

9. Для какого направления политической мысли XX века характерно восприятие права как совокупности норм, как упорядоченной системы законов и отраслей права?

 

а) юридический позитивизм;

б) юридический нормативизм;

в) социологическая юриспруденция.

 

10. Какое направление политической мысли определяет содержание права как систему взаимных обязательств, пронизывающих структуру всех сообществ — семейных, территориальных, трудовых, спортивных, и др.

 

а) юридический позитивизм;

б) юридическая антропология;

в) социологическая юриспруденция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.