Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Основной религиозный догмат Кальвина




Основной религиозный догмат Кальвина. Догмат о предопределении. Заключается в разрыве с католич церковью. Католики исходили из двойственной природы человека – праведна душа, греховно тело. Таинство католической церкви спасали душу и игнорировали тело. Кальвин исходил из того, что у чел-а греховна и душа, и тело. Поэтому один человек другого спасти не может. Это может сделать только бог. Почему он спасает одних, а других не спасает – известно лишь богу. До рождения люди предопределены. Предопределение – в профессии человека. Узнаёт о своём предопределении при наличии успехов или неудач. Успех – спасение. Если человек терпит неудачи – наоборот. М.Вебер назовёт это протестантской этикой. Маркс – первонач идеологией накопления капитала. Трудолюбие протестантское ориентировано на результат. Протестант ориентирован на профессиональный рост. То есть рационализированное трудолюбие. Если человек получает богатство от бога – он ответит за богатство на страшном суде. Поэтому богатство нельзя потратить ради личных прихотей. Нужно потратить его разумно. Богатство превышающее средний разумный уровень должно превратиться в капитал.

Политическая концепция. Специфическая республика. Во главе респ – пресистория. Кальвин ввёл всеобщее активное избирательное право. Ввёл ограниченное пассивное избирательное право(лишь некоторые люди могли быть избраны).

 

Политико-правовые учения в школе «естественного права» 17 века.

«Право войны и мира» Гуго Гроция. 1583-1645 гг.

Дед иммигрировал из Франции в Голландию, куда вернулся его внук, чтобы изучать право. Гроций профессиональный юрист. В 1613 году вернулся в Голландию, стал муницип служащим в Роттердаме. В 1618 году – осуждён на пожизненное тюремное заключение. Бежал. Переехал во Францию. В 1632 году уехал в Гамбург где поступил на дипломатическую службу. В 1645 году умер от воспаления лёгких.

1625 год – 3 книги о праве войны и мира. Гроций основал школу Естественного права; Международное право в современном праве.

Естественное право. Первая правовая школа нового времени. Само естественное право в понимании Гроция – это совокупность нравственных качеств личности, кот проявляются во владении чем-либо, в действиях и в отношениях. Эти качества становятся основой законов, как правила нравственных поступков с обязывающей силой обеспеченных государством. Соответственно государство у Г – союз свободных людей, заключенный для соблюдения права и общей пользы. Основная идея естественного права – естественное право это законы природы постигаемые разумом человека. И в понимании государства у Г появляется идея общественного договора. Общественный договор – это договор слабых, кот заключают его, чтобы создать гос-во и получить таким образом защиту от произвола сильных.

Собственно международное право. В рез велик геогр открытий – появляется система междунар разделение труда. Возникла потребность в межд праве, как инструменте регулирования торговли. Негативная тенденция – резко возросли человеч и материальные потери в ходе войн. Войны католиков и протестантов получили тотальный характер. Гроций создаёт «Право войны»(сегодня - Межд гуманитарное право). Гроций базируется на Ветхом завете. Библия используется, но рассматривается лишь как очень умная книга. Все люди имеют общих предков, поэтому грех убийства – грех №1. Люди воюют именно в силу своей греховности. Возлюби своего ближнего как самого себя, но не больше самого себя. Надо прощать обиды, но не оскорбления, обиды нанесённые лично ему, но не тем за кого он в ответе. Задача права войны – сократить ущерб от войн.

1) Хочешь мира – готовься к войне. Государь может начинать войну лишь если его гос-во к ней готово и следовательно имеет шанс на победу. Если не готово – войну начинать нельзя.

2) Классификация войн.

а) Справедливые и несправедливые. На основании соответствия естественному праву; справедливые – либо защищают, либо восстанавливают естеств право, несправедливые – нарушают. Справедливая война может быть наступательной.

б) Частные и публичные. Частные – между гражданами одного гос-ва. Их нужно предотвращать. Публичные – неизбежны.

в) Торжественные и неторжественные. Торжественные – войны, ведущиеся в соответствии с юридическими процедурами(объявление о войне, завершение о войне). Неторжественные войны – фактор внезапности.

3) Предлагает различать комбатантов и не комбатантов. Комбатанты – воюющие, не комбатанты – мирное население. Не комбатанты не могут воевать в силу своей профессии(священники, крестьяне), в силу своих физических качеств (дети, старики, женщины).

4) Вопрос о выборе средств войны. О праве блокады. Блокада побережья. Гроций вводит принцип «открытого моря». Территория относящаяся к суверенному использованию и территория общего пространства и пользования. Гроций требует, чтобы блокада использовалась только против комбатантов.

5) Вопрос о выборе оружия. Гроций выступает против использования оружия массового поражения. «Воевать надо мечом, но не ядом».

6) Гроций против убийства военнопленных. Военнопленного можно в период войны заставить работать. Работа – плата за жизнь. После войны – выкуп.

7) Гроций против тактики «выжженной земли». Армия имеет право захватывать трофеи, использовать вражеское имущество для военных целей, но армия не должна проводить бессмысленное уничтожение.

8) Если государство начало войну, с самого начала войны оно должно искать пути к миру. С этой целью военачальники должны получить право заключать перемирие. Мирный договор вправе заключать глава государства или его представители. Во время перемирия должны работать посредники, которые должны искать способ к заключению мира. Гроций требует:

- неприкосновенности посредников;

- «повышенная гибкость» переговорщиков;

- посредники должны ориентироваться на справедливость, а не на право.

Требование к заключения мирного договора - уполномоченные лица(если король, глава республики – должен обладать здравым умом и свободной волей).

 

«Левиафан» Томаса Гоббса.

Томас Гоббс. 1588-1679 гг. Родился в семье сельского священника в Англии. Бакалавр свободных искусств. 1640 – начинается буржуазная революция. Миграция в Париж, где в 1642 году пишет свой первый трактат «О гражданине». «Левиафан» или «Материя, форма и власть государство-церковного и гражданского». Левиафан – символ гос-ва. Общественный договор – акт создания гос-ва, переход от естественного состояния к гражданскому. В естественном состоянии государства нет, все люди – взаимно изолированные атомы в броуновском хаотическом движении. Они двигаются под влиянием естественных страстей. Естественные страсти толкают их к богатству или к власти. Поэтому начинается война всех против всех. В условиях этой войны каждый человек обладает «абсолютными правами». Абсолютное право превращается в абсолютное бесправие. Если кто-то вправе убить другого человека, то и другой человек вправе убить его. Единственным гарантом прав человека являются его естественные физические и психические качества – кто силён, тот и прав. Люди заключают между собой общественный договор о создании суверенной гос власти и передают ей часть своих прав. В частности право на наказание преступника. Таким образом, абсолютные права естественного человека превращаются в абсолютные права гражданина. Появляются гос гарантии.

В понимании государства Гоббс отказывается от средневекового принципа патримониализма(отождествление государства с личностью правителя). У Гоббса государство это органическое единство всех граждан. Благо гос-ва тождественно благу всех граждан. Разделения властей ещё нет. 20 естественных законов. Главные:

1) Стремление всех людей к миру. Смысл учреждения гос-ва – прекращение войны всех против всех.

2) Договоры должны соблюдаться.

6) Целью наказания преступников является не месть за прошлое зло, а достижение будущего блага. Тенденция гуманизации права. Цель наказания – исправление преступника.

8) Все люди равны по своей природе(таким образом, отрицается средневековое сословное неравенство), но люди не равны по гражданским законам, не равны по своему богатству, власти и знатности.

13) Право частной собственности. Право первого захвата. У Локка появится трудовая теория собственности.

15-19) Требования беспристрастности и нейтральности судопроизводства. «Никто не может быть судьей в своём деле».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.