Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие еретических учений в Европе и в IV-XV вв




Русские консерватизм и либерализм во второй половине XIX в.

Вопросы для сравнения Характеристика направления Различия Сходства
I. Русский консерватизм: 1) Определение      
2) Российская специфика направления      
3) Представители      
4) Взгляды представителей: а) Н.Я. Данилевский      
б) К.Н. Леонтьев      
II. Русский либерализм: 1) Определение      
2) Российская специфика направления      
3) Представители      
4) Взгляды представителей: а) Б.Н. Чичерин      
б) М.М. Ковалевский      
в) С.А. Муромцев      

 

Еретические учения Вопросы для сравнения
  Направления (перечислить) Социальная база Требования
      Идеологические Политические Экономические
I этап.Раннехристианские ереси (III– IX вв.)          
II этап.Средневековые ереси (XI–-XIII вв.)          
III этап.«Предреформационные ереси» (XIV–XV вв.)          
Общий вывод:

II. Реферирование.

1. Этот вид работы не имеет никакого отношения к общепринятому пониманию термина «реферат». Несмотря на это, реферирование – одна из наиболее часто встречающихся форм работы с большими текстами, точнее говоря в случае дисциплины «История политических и правовых учений» с источниками. Реферирование предполагает краткую запись в форме прямых цитат или переложенных близко к тексту основных мыслей работы с фиксацией собственных комментариев. В процессе реферирования возможно не фиксировать систему доказательств автора, а обращать внимание только на исходные гипотезы и выводы. Однако если какие-то моменты в тексте кажутся читателю заслуживающими внимания, то он имеет возможность зафиксировать их.

 

В целом, реферирование предполагает не только чтение текста с фиксацией его основных положений, но и самостоятельное осмысление студентом источника, а, следовательно, и выражение им собственного мнения, размышлений по поводу прочитанного.

2. Оформление реферата.

1) Оформление реферата зависит от практики и привычки читателя к организации рабочего пространства своих записей и от целей, которые ставятся при реферировании.

а) В этой связи наиболее просто оформить реферат в виде таблицы, то есть студент должен разбить текст работы на три столбца:

· в первом столбце предлагается вести запись названий структурных единиц текста (названий глав, параграфов, частей), если таковые в источнике имеются;

· во второй столбец вписываются основные положения текста. Обычно они фиксируются в форме цитат или пересказа основной мысли. При этом обязательно указание номеров страниц;

· в третьем столбце содержатся собственные комментарии студента:

- вопросы, возникающие у него в процессе чтения;

- указания на неточности, противоречащие друг другу утверждения автора;

- размышления по поводу прочитанного, собственные указания на аналогичные рассуждения или противоположные точки зрения.

б) Реферат, создаваемый с целью формирования у студента навыков осмысленного чтения текста и критического мышления, может быть выполнен в форме таблицы другого вида, содержащей следующие столбцы:

- «Знаю» - в этом столбце фиксируется информация, известная читателю до момента чтения текста

- «Узнал» - в столбце отражается новая информация (факты, выводы), полученная при чтении текста

- «Вопрос» - столбец содержит вопросы к тексту (непонятные места, термины и т.д.) или вопросы, возникшие в процессе чтения текста, но относящиеся к нему опосредованно

- «Мнение» - фиксируются комментарии и рассуждения по поводу прочитанного.

Реферирование, вообще, как форма работы студента с текстом помогает ему сформировать навыки внимательного и вдумчивого изучения источника и критического, творческого подхода к любой информации, а также преодолеть крепко засевшие в его сознании традиции репродуктивного восприятия печатного материала.

в) При работе с текстом можно порекомендовать двухразовое прочтение текста. На первом этапе текст читается с карандашом в руке и на полях делаются маркеры, содержание которых читатель может установить сам (например,? – непонятно, некорректное высказывание;!? – спорная, противоречивая мысль автора; NB - важно, необходимо обратить внимание;!! – новое и другие). На втором этапе происходит параллельное прочтение текста и фиксация отмеченных сюжетов с соответствующими комментариями в реферате.

2) Размер работы заранее не оговаривается. Он зависит от объема реферируемого произведения.

III. Схема. «Философия права» в системе гегелевской философии.

 

                   
 
 
   
 
   
 
   
 
   

 

 


IV. Простой конспект. И. Кант о соотношении морали и права, задачах и устройстве государства.

Он неизбежно обширнее и может выглядеть примерно так:

Иммануил Кант (1724-1804)

Кенигсбергский университет.

 
 

 


«Отношение к цели можно мыслить двояко: или, исходя из цели, найти максиму сообразно долгом поступком, или, наоборот, начиная с максимы, найти цель, которая есть в то же время долг. – Учение о праве идет по первому пути... Этика, однако, идет по противоположному пути... – Следовательно, в этике понятие долга должно вести к целям, а максимы в отношении целей, которые нам следует себе ставить, должны быть обоснованы согласно моральным основоположениям.

Долг добродетели и правовой долг отличаются друг от друга тем, что для последнего морально возможно внешнее принуждение; первый же покоится только на свободном самопринуждении...» (с. 422-424)[1]

1. Этика (понятие свободной воли):

1.1. Понятие свободы – это чистое понятие разума, которое именно поэтому трансцендентно для теоретической философии, т.е. ему не может соответствовать ни один пример из возможного опыта; следовательно, оно не составляет предмет возможного для нас теоретического познания и имеет значение вовсе не как конститутивный, а только как регулятивный принцип, а именно как чисто негативный принцип спекулятивного разума...»

1.2. «Императивы (веления или запреты)» и «практический закон»(с. 242–248):

1) Императив:

а) общее определение:

· «это практическое правило, благодаря которому сам по себе случайный поступок делается необходимым...» Кроме того, императив отличается от практического закона тем, что «закон этот, правда, делает очевидным необходимость поступка, но не принимает во внимание, сам ли по себе внутренне необходимо присущ этот поступок действующему субъекту (скажем какому-нибудь святому существу) или он (как у человека) случаен; ведь там, где имеется первое, императиву нет места».

· «это правило, представление о котором делается субъективно случайный поступок необходимым; стало быть, он представляет субъект как такой, который должен быть принужден (nezessitiert) к согласию с этим правилом».

б) категорический (безусловный) – свойственен только разумным существам:

· «это такой императив, который мыслит и делает поступок необходимым не опосредованно через представление о цели, к которой поступок может привести, а только через одно лишь представление о самом поступке (о его форме)»;

· он гласит: «... поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона!.. – Каждая максима, которая не пригодна для этого, против морали»;

· «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

в) Все другие императивы технические, и все они условны.

2) «Практический закон»...[2].

1.3. Для того чтобы разобраться в существующих императивах и понять отличие императива от практического закона, необходимо знать и уметь оперировать такими понятиями:

Максима, обязательность, дозволенный и недозволенный поступок, долг, действие, лица, моральная личность, всеобщность практического закона, недоказуемые и аподиктические законы; законосообразность и нравственность поступка; субъективный принцип (с. 243-248).4

Необходимые атрибуты подлинно морального поступка
1.4. Важнейшие принципы:

а) наличие свободной воли;

б) бескорыстие.

2. Учение о праве (с. 239–262).

2.1. Право:

1) (определение) совокупность условий, при которых произволение одного (лица) совместима с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

2) Понятие права относится к соответствующей этому праву обязательности, следовательно оно:

· «во-первых, касается лишь внешних, и при том практических, отношений между лицами, поскольку их поступки как действия могут иметь (непосредственное или опосредованное) влияние друг на друга»;

· «во-вторых, означает не отношение произволения к желанию (следовательно, к чистой потребности) другого (лица), как это имеет место в благодетельных или жесткосерденых поступках, а лишь отношение к произволению другого (лица)»;

· «в-третьих, в этом взаимном отношении произволения не принимается во внимание даже материя этого произволения, т.е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта...».

3) Всеобщий принцип права:

«... Итак, всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произволения было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом;... разум говорит лишь, что он (правовой закон – Т.К.) в своей идее ограничен этим и может действием быть ограничен и другими [условиями]; разум выражает это как постулат, дальнейшее доказательство которого невозможно. – Если в намерение входит не обучить добродетели, а лишь показать, что право, то нельзя и даже не должно объяснять всеобщий правовой закон как мотив поступка» (с. 253).

4) Классификация права [3]:

а) деление права на:

· право в узком смысле этого слова (jus strictum);

· право в более широком смысле (jus latum);

- справедливость;

- право крайней необходимости

· гражданское право (forum soli).

б) «Общее деление...»:

· прав как систематических учений делится:

- естественное право, покоящееся на одних только априорных принципах;

- положительное (статутарное) право, вытекающее из воли законодателя;

· прав как способности обязывать других:

- прирожденное (таковое «только одно-единственное» – это свобода);

- приобретенное;

2.2 Мораль (добродетель) и право — две части одного учения, в основе которых лежит категорический императив.

1) Два вида поведения:

· моральным называется поведение, когда закон соблюдается в силу внутреннего убеждения лица, сознательно следующего категорическому императиву;

· легальным называется поведение, когда закон соблюдается внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом (выгода, страх наказание и т.п.).

2) Мотив разграничивает сферы добродетели (морали) и законности:

· добродетель – соблюдение правила по убеждению;

· законность формальна, так как требует просто соблюдения правила;

· если человек совершает хороший поступок по принуждению, то о добродетели не может быть никакой речи.

3. Учение о государстве (с. 342–363).

3.1. Происхождение государства.

3.2. Государство:

1) два определения;

2) цель государства.

3.3. Две классификации форм государства и способов управления.

3.4. Организация управления государством (разделение властей).

3.5. Основной закон в стране.

4. Отношение к революциям и к реформам.

4.1. Доводы против революции: моральные, юридические, практические. Но и доводы против интервенций и попыток насильственных реставраций.

4.2. Своевременные реформы — лучшее средство против революций.

4.3. Общее направление назревших реформ.

5. Вечный мир. [4]

5.1. Идея и условия вечного мира.

5.2. Предварительные и окончательные условия.

6. Историческая концепция. [5]

6.1. Прогресс человечества.

6.2. Конечные цели:

1) рациональное право, гражданское общество;

2) республиканское (правовое) государство,

3) всемирный союз республик,

4) вечный мир.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.