Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы художественного творчества в традиционных культурахКитая и Японии. Картина-свиток, рэнга, дзуйхицу




(Продолжить)

Ансамблевость – творчество необладает идентичным характером. Стихосложение – рэнга - поэты собираются навстречи, у них нет общего плана. Один произносит три строчки (зима, снег)фиксирующие статическое состояние. Следующий должен опираться на мотив первыхстрок, но статика исчезает весна (вода). Далее данные мотивы усиливаются,появляются звуки (лето). Далее мотивы осени, возвращение в зиму. Реализуетсяидея пути. Творчество совпадает с процессом исполнения и с процессомвосприятия. Нет черновиков, эскизов, подготовки, творчество спонтанно. 9-10века дзуйхицу – жанр прозы, «роман», «записки». Первый был написан Сей-Сенагоняпонской придворной «Записки у изголовья». Еще 2 романа «Записки от скуки»,«Записки из Кельи». Здесь принцип фрагментации и принцип слитности. Здесь нетсюжета, темы, идеи. Все фрагменты носят законченность. Фрагменты: 1) структура:перечисление, без доводов. 2) описание происходящего вокруг. Каждый фрагментпредставляет собой мысли Сей-Сенагон, единственное что объединяет эти фрагментысама Сей-Сенагон. Различие Запада и Востока: западный человек должен сохранятьсвою сущность. Восточ5ный человек вписан в мир. У восточного человека нетвнутреннего конфликта. Параллельная перспектива: западный человек – обратная ипрямая перспектива: человек или Бог – определенный ракурс. Восточный человек –зрение человека путешественника, весь фрагмент в одной картине, нет близко,далеко, каждый следующий план параллельно предыдущему. Зрение – в движении.

Возрождение, барокко, классицизм, Просвещение.

1.Социокультурные предпосылки, исторические и региональные границы Возрождения. Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Возрождение представляло собой переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии он происходил в XIV-XVI вв., а в других странах – в конце XV-XVI вв. Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области наук, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Феномен Возрождения заключался в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Кода сегодня говорят о Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно Италию. Собственно эту эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов: 1) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в.; 2) Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети XVI в.; 3) Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII в. Помимо деления Ренессанса на исторические периоды важно значение для его понимания имеет разделение на художественные школы. Вся эпоха итальянского возрождения прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ – флорентийской и венецианской. Первая доминировала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая – вторая в Высоком и Позднем.

2.Понятие Возрождения. Особенности Возрождения как культурной эпохи.Вступление в новую эпоху сопровождалось своего рода революцией в духовной жизни Западной Европы. Это два явления в культуре XIV-XVI вв. - Ренессанс и Реформация. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс - это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность. Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово - промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей.Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Этот процесс имел наряду с собственно историческими и историко - культурные предпосылки. Исторической задачей деятелей новой культуры стало восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой античности. У культуры Возрождения были и средневековые корни-светские традиции городской, народной, рыцарской культуры. Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светски - рационалистическое по своей главной направленности мировоззрение.Оно лишь частично отражало интересы и насторения социальной верхушки, будучи по содержанию мировоззрением демократическим, антифеодальным, ибо освобождало сознание человека от сословных, корпоративных, церковно-схоластических пут, способствовало активной, деятельной жизни. Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304-1374), писатель Дж. Боккаччо (1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить (см.: документы №42,46,47 Хрестоматии). В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были.” (Из “Книги о благородстве” Поджо Браччолини, итальянского гуманиста XV в.) Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека. “Эстетика Ренессанса,- пишет А. Ф. Лосев,- базировалась на человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и требовала его освобождения - и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно- капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого индивидуализма”. По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого самоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают, как возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, - утверждает Лосев, - колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма, хотя только в XIX и XX вв. стали понимать всю его ограниченность и невозможность. сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Культура частной собственности и культура производства на основе эксплуатации рабочей силы в эпоху Ренессанса начиналась, но она здесь была еще слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему.

3.Понятие гуманизма. Особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный), в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающих благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения Гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре мировоззрении людей того времени. Гуманизм в узком, конкретно историческом смысле, Гуманизм Возрождения – культурное движение прежде всего в Италии середины 14 – середины 16 вв., восходящее к Ф.Петрарке. С конца 15 в. перешло в Германию Францию, отчасти Англию и другие страны создав европейскую «республику ученых». Исторической почвой возникновения Гуманизма, как и Возрождения в целом, послужил расцвет городов, экономические и социальные сдвиги раннебуржуазной эпохи, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании. Называя себя «мудрецами» или «ораторами», итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis» («познание вещей которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека», Л.Бруни). В конце 15 в. появилось само слово «гуманист». Для мышления гуманистов характерно расположение самых разных духовных позиций в процессе принципиально не завершаемого внутреннего диалога. С последней трети 15 в. гуманистические интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание, что означает раскрепощение традиционной сферы культуры, но одновременно вело к утрате некоторых особенностей и достижений раннего Г., к более сложному взаимодействию со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонация и.т.п.). За пределами Италии Гуманизм переживает новый взлет (Эразм Роттердамский, Т. Мор), вступая в теснейшую с социально – религиозными конфликтами 16 в. (реформация) и переплетаясь с проблемой культурного самоопределения западноевропейской нацией.

4.Хронотоп Культуры Возрождения. Каждая культура отличается своим мироустройством и временем и человеком. В каждой культуре разное понимание пространства. Культура Ренессанса – понимание пространства и времени, ренессансного человека. Люди средневековья не знали механических часов. Для средневекового человека время обозначалось природными числами. Сцены страшного суда снаружи или на верху над входом. На востоке алтарь, на западе вход. Восточная часть алтарь – место бога. Четкая локализация пространства и времени. Дом – четкое разделение пространства, наличие канализации и водопровода. Средняя продолжительность жизни примерно 30 лет. Сундук – самый главный предмет в доме средневековья. В городском доме не было канализации и водопровода. Из-за этого множество эпидемий. Вопиющая антисанитария. Средневековый город плохо обустроен. Пространственная доминанта города Храм. К Храму ведет большая улица, площадь. Храм центр города. Горд место защиты от внутреннего мира. Война=Средневековье. Возрождение радикально меняет хронотоп. Человек начинает жить во имя себя. Время помещается в настоящее земное. Начало и сиюминутность настоящего. Все находится в настоящем и прошлое и будущее и настоящее. Человек пытается вписать себя в будущее, находясь сейчас. На стенах дворцов можно увидеть сцены жизни людей этих домов. Земное пространство время выстраивается в соответствии с точкой зрения земного человека. Небывалый взлет получает город и начинает жить по-новому. Архитектура строит теперь не хоромы, но и обычные дома. Горд строится развивается и вне града. Главное в городе то что он становится коммуникативным узлом и открывается миру. Происходит становление новоевропейского мышления. Возрожденческие горда имеют широкие площади, улицы. Человек открывается, открытие пространству. История науки возникает из эпохи возрождения. Ход времени нецикличен, оно исторично. Линейный образ истории.

5.Антропоцентризм возрожденческого миропонимания, его проявление в искусстве. При переходе от античности к средневековью произошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (антропос), возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности. Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Возрожденческое мировоззрение выдвигает прекрасное на первый план. Причем таким образом, что первым ставится не столько подражание природе - как это имело место в античности, - сколько творчество художника. Объектом этого творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой. Как видим, торжествует антропоцентризм в его личностно-материальном значении, но без утраты духовного. В искусстве большинство сюжетов берут из Библии, а наиболее излюбленным сюжетом живописи Возрождения является Богородица с младенцем; на смену этим картинам приходят изображения мадонн. Уже сам выбор библейских мотивов указывает на присутствие духовного в картине, оно выражается, прежде всего, красотой человеческого тела. Художники эпохи Возрождения стали изображать сами себя. Ведь автопортрет художника наиболее ярко выражает его духовность, его отношение к эпохе. Именно начиная с эпохи Возрождения почти все известные художники оставили нам свои портреты. Леонардо да Винчи рисует себя в преклонном возрасте, а Дюрер - в возрасте 13 лет. В XVII в. Рембрандт создает целую галерею своих портретов.

6.Идеал универсальной личности в культуре Возрождения. Личность художника.Для ренессанского гуманизма была характерна идея «универсальной личности». Художник Ренессанса — не узкий профессионал в системе разделения труда последующих столетий, а универсальная личность, прямое воплощение исторического субъекта, его реализованная эпохой идеальная «модель». Человек эпохи Ренессанса - это не просто творец, а творец и художник одновременно. Он и художник в искусствоведческом смысле, т.е. живописец, музыкант, и творец в эстетическом смысле вообще, т.е. технический работник. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланд-жело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии. В эпоху Возрождения качественно новым становится не только объект изображения, меняется и сама личность художника. Существуют значительные отличия между художниками Средневековья и эпохи Возрождения. В Средние века живопись была прежде всего ремеслом, а художников называли «геометрами». Искусство было теократично. Нам практически неизвестны имена средневековых художников; авторство работ было не главным. Все внимание отдавалось сюжету произведения, его моральному, аллегорическому или мистическому значению. В эпоху Возрождения положение, значение художника меняется. Художник Возрождения – это прежде всего личность, в которой ценят индивидуальное начало. На картинах появляется подпись. Художникам присуще творческое начало, каждый старается привнести свое «Я». Деятелям искусства Возрождения становится интересна многогранная, в какой-то мере неизвестная земная жизнь. Реалистичное изображение внешнего мира (предметов быта, интерьера, архитектурных сооружений, одежды и пр.) является одной из задач живописцев. Кроме того, в произведениях художников уделяется внимание переживаниям, чувствам, настроению изображаемого. Очень важной особенностью нового видения мира стало запечатление художниками своего собственного изображения. С ростом индивидуального начала в творческом мышлении итальянских мастеров изображение человека все более отражает персональный стиль художника. Для мастеров Возрождения открываются новые горизонты, художники получают свободу. Появляется стремление к самоусовершенствованию.

7.Особенности живописи Итальянского возрождения: понимание мира и человека. Живопись Италии.Во многом обязаны неоплатонизму. Главная фигура-Марсилио Фичино. Его называют главным в флорентийской академии. Бог есть центр, он присутствует во вес. Он пребывает как некий идеалный предел. Он есть окружность, к-ая нигде, т.к. она прочерчена в бесконечность. Бог вписан в каждый предмет, а мир вписан в бога. Взаимопринадлежность бога и мира оправдано бытием. На этом держится красота всей тварной реальности. Нельзя считать мир низким и недостойным внимания. Бог-трансцендентен, поэтому онтология Фичино-не пантеизм, хотя временами он близко проявляется(Бруно). Бруно гвоорит, что бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду. Природа есть бог в вещах, а материя-божественное бытие в вещах. Мир в каждой своей точке прекрасен. В природе все достойно любви. Итальянская живопись. Хар-но новое отношение к природе.Человек способен выбирать свое место и соотносить себя с той мерой разнообразия, к-ую он сам для себя выбрал. Мир открыт человеку как необходимое для освоения пространство->ощущение первоузнавания природы, мира в его беспредельной широте.Всплеск исседовательского интереса. На рубеже 14-15 вв возрождаются античные науки. Бурдхард: «надо воспринимать мир как совокупность непредузнанных объектов». Отношение к природе отличается от СрВ и Н.Вр. Это особый взгляд выразившийся в Итал-ом неоплатонизме.Нео-зм рассматривается как одно из измерении в к-ом В. создавалось как целостный феномен. Итал. неопл-зм идея всеединства. Есть бог-как идея сверхединства-всего со всем. Одним из его создателей был Марсилио Фичино.-создатель академии фиорентийско-неоплатонической. Бог-есть само единое,есть начало, ибо все исходит из него, бог есть и жизнь, и разум. Бог-сфера,центр к-ой во всчяком месте, а окружность – ни в каком. Бог-наивысшее начало единства->присутствует во все. Бог-стягивает в себя все части мироздания.Бог-неделим и неразбиваем.Божеств. субстанция не занимает пространство, объемлет мир, но пребывает вне его, Это не пантеизм. Акцент делается не на единстве бога и мира, а на порожденном единстве всего со всем внутри самого бытия.Мир прекрасен, т.к. в каждой его точке есть стяженное присутствие бога.

8.Особенноти культуры Северного Возрождения.Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, так же Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а так же то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии». Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483-1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Под идейным знаменем реформации проходили крестьянские войны 1524-1526 гг. В Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму. Немецкое возрождение стало завершением духовного и социального кризиса, который длился, полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников – Грюневальда (между 1470- 1475 – 1528), Дюрера (1471 – 1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498 – 1543) – связан «золотой век» немецкой живописи. Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Дюрер. Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины 16 века. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсис» (1498). Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472 – 1553). Гольбейн Младший, его картины на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная целостность композиции («Мертвый Христос», 1521). Грюневальд, жизнь которого мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, а субъективность – над объективным анализом. Гений художника воплотился в главноми произведении – «Изенгеймском алтаре». Его творчество, связано с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжение, динамизма. Лукас Кранах Старший, положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы. Ренессанс в Англии -Английский Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец 16 – начало 17 века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Его Именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее призираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. Пьесы Шекспира отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи. Первые комедии Шекспира проникнуты оптимизмом. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства и Церкви. В трагедиях «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспира – мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести себя.

9.Искусство Северного возрождения: понимание мира и человека.Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла). При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл. Искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера, непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра, Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

10.Человек и природа в культуре Возрождения. Отражение Ренессансного мировидения. Жан Батист Вико «Основание новой науки»-главный труд. Осн. идея-мы можем обладать ясным и надежным знанием только лишь того, что сами создали(общество и историю) Создаваемое человеком резко отличается от созданного богом, т.е. от природы, т.к. она создана не людьми, а богом, то только он может ее полностью понять. Люди могут описывать природные процессы и выяснять как ведут себя те или иные физические явления. Но мы никогда не получим знания о том, почему природа ведет себя именно так, а не иначе. Люди могут познавать природу только со стороны –как наблюдатели, а не изнутри как бог. Мы можем обладать надежным знанием только в науках, объекты исследования к-ых созданы человеком. Для Вико общество, культура и история –продукт человеческого духа. В новой науке он пытается понять общество и культуру как выражение человеческих намерений, желаний и мотивов. В гуманитарных науках-исследователи в определенном смысле лично участвуют в жизни и деятельности других людей. Вико считает что когда историки высказываются о прошлом, это они обнаруживают отсутствие челов. сознания. Они приписывают прошлым временам понимание, к-ым обладают сами.Но человеческие ментальные взгляды меняются. Знания, сформулированные в одно историческое время трудно выразить в другое время. Если мы хотим понять людей прошлого, то мы должны заняться их языком. Только тогда мы получим в свое распоряжение историческое сознание. Для Вико мифы являются доказательством того, что ранние эпохи организовывали свой опыт в иных концептуальных схемах. Этот мир может быть реконструирован с помощью фантазии. Так мы можем прочувствовать жизненные ситуации других людей. Фантазия является способностьювообразить другие способы реализации мира. Мы можем научиться использовать фантазию, если вспомним что значит быть ребенком. Вико сравнивает дологическую ментальность 1ых людей с иррационализмом логики детей.Для Вико существует аналогия между развитием народа и развитием индивида. Все народы переживают жизненные циклы. Новая наука описывает 3 главные исторические эпохи: Время Богов, Время героев и Время человечества. Для Вико это идеальная вечная история\. Через к-ую проходят все народы. Но все нации не развиваются одним образом.

11.Феномен титанизма в культуре Возрождения. Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека. “Эстетика Ренессанса,- пишет А. Ф. Лосев,- базировалась на человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и требовала его освобождения - и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно- капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого индивидуализма”. По мысли Лосева, самую глубокую критику индивидуализма дал в XVI в. Шекспир, титанические герои которого столь полны возрожденческого самоутверждения. Герои Шекспира (Гамлет, Макбет) показывают, как возрожденческий индивидуализм обнаруживает свою собственную недостаточность и свою трагическую обреченность. Ренессанс, который так глубоко пронизывает все существо творчества Шекспира, в каждой его трагедии превращается лишь в целую гору трупов, потому что такова страшная, ничем неодолимая и убийственная самокритика всей возрожденческой эстетики. Шекспир, - утверждает Лосев, - колоссальное детище возрожденческого индивидуализма, на заре буржуазного индивидуализма дал беспощадную критику этого абсолютного индивидуализма, хотя только в XIX и XX вв. стали понимать всю его ограниченность и невозможность. Сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Культура частной собственности и культура производства на основе эксплуатации рабочей силы в эпоху Ренессанса начиналась, но она здесь была еще слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему.

12.Становление новой картины мира в культуре XVII в., место человека в новой системе миропонимания. Культура XVII в. закладывает основы новоевропейской культуры. Гл. особенностью К. XVII в. является внутренний конфликт: противоречия во всех сферах бытия. Противоречия: 1) соц. плана (наличие 2ух типов обществ: буржуазного и феодального; в материальной К. появляются признаки развивающегося буржуазного общества и сохранение типов феодальной экономики ручного и ремесленного производства; конфликт в религиозной сфере: теоцентрическая доминанта не даёт развиваться торговле, пром-ти). 2) Кризис м/у наукой и религией (сожжение Дж. Бруно, суд «святой инквизиции» над Г.Галилеем (1633), брошен в темницу Т.Кампанелла (1599)). 3)Противоречие разума и чувств. Что главное в человеке? Возникновение диллемы в науке: эмпирическое - теоретическое; в гум. науке: эмоциональное - рациональное. Десакрализации мира срособствует развитию науки® XVII в. век научно-технич. Революции в истории культуры, произошедшей как в естественно-научном, так и в гуманитарном знании. Возникает экспериментальная основа научного знания®происходит переворот представлений обо всём. Формирование новой картины мира – механистической (этому способствовало развитие науки: Галилей (телескоп), Кеплер, Торричелли, Паскаль, Гюйгенс, Декарт, Лейбниц, Ньютон, Спиноза, Левенгук (микроскоп). Возникает представление о природе как бесконечности, кот-ое движется по законам механики. В котором земля – лишь маленькая точка в огромном пространстве, а не центр мироздания®ч-к – атом, песчинка в этом пространстве. Представление о том, что чувства не дают истины® необходимость их проверки. Девитализация картины мира (обезжизненние природы). Развитие атомистических представлений в науке: материя дискретна, состоит из корпускул, кот-ые сталкиваются и находятся в беспорядочном движении®отражение в соц. плане: возникает этичекий индивидуализм, есественно-научный атомизм. Определяющие типы К. XVII в – Барокко и Классицизм. С точки зрения К. Барокко мир раздроблен, бессмысленен для чел-ка, хрупок и безрадостен. Для Классицизма – мир не имеет разумности, не имеет в себе цели, но ч-к, с его разумом является носителем мысли и сознательной целенаправленности в этом мире. Здесь главное: спасение ч-ка и возможность сформулировать правлила, соблюдая кот-ые, ч-к сможет выжить в этом мире.

13.Барокко как специфический тип культуры.Барокко (букв. от португальского неправильный, вульгарный, причудливый). Это слово появилось в XVI в. в итальянском языке, первоначально означ. – худ. стиль в искусстве (Вёльфлин). В XX в. (Ю.М.Лотман, Л.Пинский) появилось представление, что барокко – опред. тип культуры, который опир. на опред. картину мира. Мир как иллюзия, игра, смена впечатлений. Мир – театр. В этом смысле Б. противопоставляется Ренессансу, т.к. ч-к понимается лишь как участник огромного действа, а не его творец. Родина Б. –Италия. Во-1ых потому, что К-ра Б. отсылает себя к Античности, кот-ая явл. для Италии родной. Во-2ых, Италия – центр католицизма, а Б. производит возврат к средневековой мистике, кот-ое очень хорошо развив. в Италии®католицизм средневековья получает в Б. своё эмоциональное обновление. К. Б. – форма эстетизации дисгармонии социокультурного развития, способ преодоления этой дисгармонии. Период сущ-ия Б. в Италии – сер. XVI – сер. XVII вв., затем оно приобрело распространённый хар-р в т.ч. и в России. Б. противопоставляется Эпохе Возрождения (Лотман): во-1ых в своём отношении к Античности: Б. отказывается от преклонения перед Античность, отказ от абстрактного канона. Во-2ых, Б. – возрождение натуралистич. Готики. В-3их, Б., в отличие от Ренессанса, не верит в силу разума, оно исходит из идеи иррациональности жизни, нормой сущ-ия ч-ка объявляются сильные чувства среди кот-ых доминирует страдание®попытка восстановить средневековое сознание, в усл., когда оно уже разрушено. В-4ых, Б., в отличие от Ренессанса, научилось открыто выражать противоречия, противоположность мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.