Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметный мир культуры Возрождения (архитектура города, декоративно-прикладное искусство). 2 страница




25. Внестилевые направления в искусстве XVII века. Голландская живопись как выражение национальнойкультуры.

Голл. сер XVII – ведущ эконом и культ держава Европы. (Она неиспытывала давл. Церкви, à возн реализма - культуры, наиболее соответствующейразвитому буржуазному об-ву) Наиболее разв. видом иск-ва была живопись(достоверное отображение реальности). Живоп. приобр. повседн. характ, (картиныпродаются на ярмарках).
ФрансХальс (1580-1666) портретист, создательнового образа Ч-ка XVII века. Жанры: 1) групповойпортрет (выражение общности и равноправия) 2) индивид (заказ) портрет (свободаи естест жестов, контакт со зрителем) 3) жанровый п.У Хальса нет больш эмоц глубины, но персонажипоказаны реалистично, эфф. живого присутст. [работал небрежно, быстро,«эскизно»]
Пейзаж также воплощ. Реалист. тенденции вобщ-ве (братья Якоб и Соломон ВанРейсдаль «Переправа на пароме»)Пейзажи были узнаваемы, красоч. цвет. гамма, характ детали Голл. природыà доступность и понятность.

(Продолжить)

Натюрморт. – «передает тихую, спокойнуюжизнь б ю ргера» («Завтраки», «Мясные лавки» - Снейдерс / «Фрукты сбокалами на столе, покрытом ковром» - Виллем Кальф) Натюр. отражал ценностькаждого предмета, вещь – герой картины (можно говорить о зарожд. проф-иидизайнера)
Картины XVII в затрагивают честную жизнь – Бытовой жанр. (Ян Стен –«Драка», «Больная и врач»)
Вершина голл реал-ма - Рембрандт. Использ.библ. и мифол. сюжеты он создает «психологич. портрет» («Даная» (бюргерскаяобстановка), «Приношение Авраама», «Давид и Ионафан» (персон. – совр Рембр.))Р. активно исп. метод светотени.

27. Кризис феодального общества и государства как основакультурных процессов 18 века. Основные этапы развития культуры французскогоПросвещения.

(Продолжить)

Социально-экономическимипредпосылками культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и развитиекапиталистических отношений в Западной Европе, причинами которого являютсятехнический прогресс и наличие рыночных товарно-денежных отношений. Вероятно,этот кризис являлся неизбежным, поскольку само существование сословной монархиисоздает предпосылки для перехода от традиционной распределительнойэкономической системы к рыночной организации. В сочетании с техническимпрогрессом это приводит к неудержимому нарастанию кризиса феодального общества,и на волне бщественного подъема возникает культура эпохи Просвещения. Истокиэтой культуры лежат в гуманистической мысли Возрождения, в рационализмеДекарта, политической философии Локка, в английском деизме, в достиженияхматематики, естествознания и точных наук XVII века. Принято выделять 3 этапа развития культурыфранцузского Просвящения. Во-первых,это раннее Просвещение, начавшееся вI пол. XVIII века изакончившееся с выходом энциклопедии Дидро в 1751 году. Этот период ознаменован,прежде всего, деятельностью Вольтера и Монтескье. Этот период также называютаристократическим просвещением, поскольку буржуа на тот момент не являются егосоциальной базой, а новые идеи распространяются в салонах и высших кругахобщества.Во-вторых, можно выделитьследующий период развития Просвещения, продолжавшийся вплоть до началаФранцузской Революции в 1789 году. Наряду с рационалистским течением,представленным Вольтером и Монтескье, возникает сентименталистское течение,идеологом которого был Руссо. Появление в свет 35 томов «толкового словарянаук, искусств, ремесел» по сути дела, является прямым обращением к «третьемусословию» и приводит к тому, что буржуазия становится социальной базойПросвещения. Фактически общественное мнение утверждается как сила, как условиесоциокультурных изменений.В-третьих,следует отметить кризисный (или революционный) этап Просвещения (1789-1793гг.), вскрывший всю противоречивость данной эпохи, показавший неспособностьразума выстроить идеальное человеческое существование.

28.Феномен галантной культуры. Искусство рококо как воплощение галантной культуры (например одного из видов искусства). Рококо зародилось в 17 веке, а превратилось в господствующий стиль 18. Пожалуй это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образа жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо – порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль», появился в конце 18 века. Искусство Рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты – только любовные, эротические. Героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов эротических ситуаций. Рококо можно считать лебединой песней уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т.е. со второй половины 17 столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV (1643-1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Живопись: Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.

29.Литература рококо (на примере одного романа). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» (фр. poésie légère) или «поэзия мимолётностей» (фр. poésie fugitive). Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.) В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и Пьетро Метастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии.

30.Культура Просвещения: природа, человек, общество. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов про­тестантизма. бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека.­­­­­­­ Это доминанта культуры 18 века. Тот радикальный переход от дворянского общества и культуры к буржуазной культуре и обществу. Французскую культуру 18 века называют истинным Просвещением. Культура Просвещения становится всеобщей для Запада и Востока Европы. Россия входит в европейскую культуру через просвещение. Эта культура касается и Америки, которая присоединяется к общеевропейскому культурному процессу с 18 века. Культура Просвещения – доведение рационализма, логоцентризма до логического конца. Возрождается вера в разум, убеждение что все можно вывести из разума логически. Если явление существует само по себе, оно ничего не значит, если оно не одобрено разумом. Разум должен помочь понять любое явление. Образ просвещения по Гегелю –мир поставлен на голову. Внутри Противоречивость Просвещения: при развитии наук, образования Просвещение сочетает в себе материальное понимание мира и идеализм в трактовке истории общества (убеждения в том, что абсолютная монархия является единственной основой для стабильности общества). Противоречие: разум – чувства, когда искусство показывает бессилие разума, в плане упорядочивания чувств. Противоречие культуры и натуры (природы) между рационалистским и сентименталистским. Поскольку разум – центр культуры → искл.высокая оценка личности. Человек действующий, преобразующий мир становится центром культуры. В отличие от Возрождения, для Просвещения закон – ограничение разумных правил является конструктивным для индивида. Типичная личность – человек-авантюрист, предприниматель. Центральная фигура отвечает смыслу Просвещения – личность философа, представляющего разум, рационализм и притворяющего в действие свой разум. Развивается буржуазное общество, опирающееся на инициативу. Литература показывает отделенного от общества человека (Робинзон Крузо), выстраивающего мир под себя.

31.Особенности искусства эпохи Просвещения. До 18 века, до Просвещения искусство еще не занимало отчетливых позиций в политической борьбе своего времени. И не имела активности по отношению к социальным проблемам. Просветители рассматривали искусство как главное средство воспитания человека разумного. Оно должно было стать главным путеводителем к нравственности, формированию добродетели. С другой стороны – главным оружием в критической борьбе с феодальным, уходящим обществом. С 18 века большое искусство начинает активно участвовать в общественной жизни. Изменяется предмет искусства. Искусство призывало показать героику мысли, воплотить идеальный проект Просвещения. Главный герой – общественный деятель, мыслитель, человек, который реально меняет социокультурные обстоятельства своего существования. Просветительский реализм – пытается раскрыть характер человека, сложность его внутреннего мира, показать объемно и выдающихся людей времени. В рамках Просветительского реализма развивается направление политической и бытовой карикатуры. Утверждение идеалов Просвещения возможно через критику феодального общества и пороков буржуазного общества. Искусство театра – тетр вывел на сцену нового героя – простолюдина, который ничего не просит у хозяина, а берет свое в борьбе. Театр отличал социокультурные задачи. Т.к. речь идет о критике, в театре доминирует комедия нравов. Это развивается в творчестве: 1) П.-А.Бомарше «Женидьба Фигаро». Главный герой должен отстоять свою невесту и не потерять место графа. Фигаро оказался олицетворением общенародной оппозиции старому режиму, той самой, которая привела к революции. 2) Р.Б. Шеридан «Школа Злословия», критикует лицемерие аристократического общества. 3) К.Гальдони – создатель национальной итальянской комедии. «Слуга двух господ», «трактирщица». Для него важен герой – простолюдин и утверждение сословного равенства. Гальдони переводит комедии с диалекта на литературный язык. Главным видом искусства становится литература. В литературе активно развивался жанр романов. В отличие от средневековья, жанр семейно-бытового романа. В эпоху Просвещения роман должен был быть поучительным, должен создавать нравоучение. Дефо – создатель семейного романа, романа частной жизни. С.Ричардсон («Памелла») самого обычного человека открывает значимость и силу его чувств в масштабе его личности. Архитектура меняется в сторону обнажения функциональных и конструктивных начал общества. Город состоит из широких проспектов и площадей. Искусство становится средством духовного изменения в быту и человека. Становится формой существующей культуры, а не стоит над ним. Средний человек становится героем. А просветительский реализм – эпосом частной жизни.

32.Философский роман эпохи Просвещения. Философский роман — литературоведческий термин, получивший распространение в XX веке. Этим термином обозначаются художественные произведения, написанные в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские концепции. Специфика: Зачастую философский роман призван проиллюстрировать ту или иную философскую позицию. Термин «философский роман» не имеет чёткого истолкования, потому что многие филологические научные школы вкладывают в это понятие разное значение. Тем не менее, термин является устоявшимся и часто применяется как в научной, так и в более популярной литературе. Некоторые произведения, охарактеризованные как «философский роман», часто одновременно могут быть названы романом воспитания. С этим жанром философский роман роднит особое внимание к истории формирования мировоззрения персонажа и то значение, которое в сюжете играет интеллектуальная жизнь героев, а также её концептуальное осмысление. Однако, философский роман может не содержать описание взросления и становления характера главных персонажей, что является характерной особенностью для романа воспитания. Философским романом иногда называют произведения, написанные в жанре утопии или антиутопии. Это происходит благодаря особенному концептуальному рассмотрению в утопиях или антиутопиях тех или иных явлений общественной жизни, философскому анализу всего общества в целом, а также проблемам исторического развития общества. Литературные предшественники: Предпосылки создания жанра можно заметить уже в античности. Платон и Ксенофонт создали жанр философского диалога, в котором художественное значение текста не уступает его концептуальному значению. В литературе средних веков были распространены аллегории, в которых также можно заметить тесную взаимосвязь между чисто художественной формой выражения и философским смыслом произведения. Большую роль в становлении жанра сыграли сатирические притчи Джонатана Свифта и Мандевиля. К предтечам философского романа можно отнести и «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. Философский роман Просвещения: Философский роман как таковой возник в Западной Европе в век Просвещения, когда были созданы такие классические образцы жанра, как «Кандид» (1759) Вольтера или «Племянник Рамо» (точная дата написания неизвестна) Дидро. Издание романов французского философа Руссо «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762) окончательно определило значение этого жанра в литературе. Немецкий философ Якоби вначале решил изложить свои взгляды именно в художественной форме, опубликовав в 1779 философский роман «Вольдемар». К традиции философского романа относятся и произведения Сада, которые, не смотря на свою скандальную репутацию, во многом являются и продолжением этой литературной традиции и очередным этапом её развития, зачастую пародийным.

33.Сентиментализм и его место в эпохе просвещения. Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. (В эпоху, наступившую после Великой французской революции, несоответствие между просветительскими идеалами и устанавливавшимся буржуазным строем, обнажение противоречий капиталистического общества (в условиях начавшегося промышленного переворота) влекли за собой возрастающее разочарование прогрессивных мыслителей в результатах революции и буржуазного прогресса в целом, осознание того, что "... установленные “победой разума” общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей. Кризис просветительской идеологии выразившийся в скептическом пересмотре возможностей человеческого разума, сомнении в буржуазном прогрессе, разрушении эстетического просветительского идеала и др., всё более выявлявшиеся слабые стороны и ограниченность системы просветительского мировоззрения ПРИВЕЛИ К СЕНТИМЕНТАЛИЗМУ- ПРЕДРОМАНТИЗМУ-РОМАНТИЗМУ). Наиболее законченное выражение получил в Англии. Доминантой "человеческой природы" С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не "разумное" переустройство мира, а высвобождение и совершенствование "естественных" чувств. Среди литературных жанров С. — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе С. необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его "героем" биографических легенд о нём. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма. Герой просветительской литературы в С. более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний С. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона ("Времена года", 1730), Э. Юнга ("Ночные думы", 1742—45) и Т. Грея ("Элегия, написанная на сельском кладбище", 1751). В поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие "сельской" темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах. Однако окончательно С. оформляется в творчестве Л. Стерна, чьё незаконченное "Сентиментальное путешествие" (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал "нетождественность" человека самому себе, его способность быть "разным". Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С. чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского С.(Макензи) — "чувствительность", не лишённая экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона. Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур (психологические романы П. Мариво и А. Прево, "мещанские драмы" Д. Дидро, "Мать" Бомарше — во Франции; "серьёзная комедия" К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока — в Германии) обусловили стремительное распространение С. Однако характерно, что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение "бури и натиска"). Творчество Руссо ("Новая Элоиза", 1761) — вершина европейского С. Французскую и немецкую литературу захлёстывает волна прямых подражаний Стерну. В России представителями С. были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин ("Бедная Лиза", 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преимущественно дворянский по своему характеру, рус. С. в значительной степени рационалистичен.В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в С. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. В сценическом искусстве С. развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутреннему миру человека, характерные для С., привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля — стандартные "дворцовые" декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм — более близким к современности, появился характерный грим и др. Всё это определило накопление реалистических тенденций в актёрском искусстве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й половины 18 в. — Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шрёдера и И. Ф. Брокмана (Германия). Живопись: Грёз Жан Батист(Франция). Жанровые композиции Г. ("Деревенская помолвка", 1761, Лувр, Париж; "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания", 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Под влиянием культа чувствительности, свойственного сентиментализму, Г. наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом. Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки); более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты ("Гравёр И. Г. Билль", 1763)Обобщая: Основные признаки: 1. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности. 2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум. 3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств». 4. Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина — одно из завоеваний сентиментализма.

35. Буржуазный классицизм. Вступив в полосу упадка в конце 17 в., К. возрождается в эпоху Просвещения. Новый, просветительский К. сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением. Просветители во многом продолжают традиции К. 17 в. Им оказались близкими выраженные в К. позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти; пафос цивилизации; рационалистическая концепция художественного творчества. Однако социально-политическая ориентация просветительского К. меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К., в том числе и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т. к. во всех своих построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе. С просветительским К. тесно связана литература Великой французской революции, которая облекала героические устремления в античные мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.) Под влиянием французской литературы К. развивается и в др. странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосколо), в Германии (И. К. Готшед). Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на французские образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во 2-й половине 18 в. складывается новый немецкий К. как оригинальное художественное явление (т. н. веймарский классицизм). В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравственно-эстетические проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гете и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. "Благородную простоту", гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противопоставляли убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу. Отражением острого противостояния феодальных традиций и интересов третьего сословия явилась живопись Франции, известным представителем которой был Жак Луи Давид, ставший во время революции якобинцем. Картина ォКлятва Горациевサ, написанная еще до революции, изображает сцену благословлен ия отцом сыновей на бой в защиту республики. На тему революции и его картина ォСмерть Маратаサ. Много внимания художник уделял также изображению людей из народа (ォЗеленщицаサ).Творчество немецкого композитора Людвига ван Бетховена тоже испытало влияние Великой французской революции. Узнав о событиях во Франции, композитор написал песню ォКто свободный человекサ. Героическую (Третью) симфонию он собирался посвятить Наполеону, однако публично отказался от этого решения, когда Наполеон объявил себя императором. (Французский композитор и дирижер Клод Дебюсси стоит у истоков музыкального экспрессионизма. Он вошел в историю культуры как автор ярких пьес для оркестра ォПослеполуденный отдых Фавнаサ, ォМореサ и др.) В эпоху наполеоновской империи К. утратил своё живое прогрессивное содержание. Его характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мёртвый академизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во Франции вплоть до 30—40-х гг. 19 в.

36.Идеальный проект просвещения. Содержание: Одной из центральных для "Проекта Просвещения" является идея о глубокой внутренней связи между достижением свободы, освобождением человека от гнета внешних (природных и социальных) обстоятельств и выработкой рационального знания, используемого для переустройства мира. Рациональное знание приобретает высокий этический и культурный статус, а рационализация природы и общества рассматривается как необходимое условие гуманизации. Прогресс науки и ее технических приложений, позволяющий преобразовать природу, подчинить стихийные природные силы человеческому контролю, развитие современного либерально-демократического общества, в рамках которого каждый имеет возможность разумно осознавать и отстаивать свои интересы и учитывать интересы других - все это рассматривается как движение по дороге освобождения, как прогресс в осуществлении свободы. Этот прогресс предполагает устранение путем рациональной критики всего того, что мешает человеку в его освободительном порыве, что выражает его не-свободу, зависимость от внешнихсил и что выступает как нечто противостоящее разумности, рациональности, как нечто иррациональное: мифы, религии, суеверия, предрассудки, все отжившие формы мысли и действия. Противоречия: Сегодня уже ясно, что безудержное развитие в рамках технической цивилизации, нацеленность научно-технического прогресса на покорение и преобразованиеестественных стихий привели не к гуманизации отношений человека и природы, а к глобальному экологическому кризису, угрожающему самому человеческому выживанию. Развитие технической рациональности в самом широком смысле слова (включаятехнику ведения экономических, административных, политических и иных дел) не только не привело к росту человеческой свободы, а, наоборот, выразилось в созданиисистемы механизмов, имеющих собственную логику функционирования, отчужденных от человека и противостоящих ему и его свободе. Итоги европейского просвещения Отрицательные: - Кризис ценностей, несоответствие рациональных конструкций мира реальному ходу событий.-кризис образа естественного человека, как центрального образа Просвещения. Вопрос «Как сделать человека нравственным?» та Ки остался открытым.- Политические задачи также не были решены: после буржуазной революции был опять коронован император .Положительные: - революция эмоционально всколыхнула всю Европу -> основание для зарождения эпохи романтизма. - Эпоха просвещения - период, когда абсолютно все европейские страны вовлечены в общекультурный процесс развития. - XVIII стал веком развития национальных культур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.