Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнее строение членистоногих




Лабораторная работа №6

Цель работы: изучить сходства и отличия между представителями классов членистоногих.

Объекты и оборудование: живые речные раки в садке (можно использовать травяных креветок); тараканы, мучные хрущаки, комнатные мухи в чашках Петри, закрытых крышками; коллекция "Тип членистоногие"; влажный препарат "Паук-крестовик"; высушенные панцири речных раков и травяных крабов; ручная лупа, пинцет, препаровальная игла, вата смоченная одеколоном.

Ход работы:

1. Рассмотрите невооруженным глазом речного рака (класс Ракообразные). Используя рис. 1, найдите два отдела тела: головогрудь и брюшко. Какие органы расположены на головогруди и брюшке у речного рака?

2. Найдите на переднем конце тела речного рака две пары усиков и одну пару фасеточных глаз, а на заднем конце тела - плавательные лопасти.

3. Переверните пинцетом речного рака брюшной стороной вверх. С помощью препаровальной иглы и лупы подсчитайте количество ходильных (на головогруди) и брюшных ног. Обратите внимание на их членистость.

4. Попробуйте на ощупь хитиновые панцири речных раков и травяных крабов, пропитанные известью. В чем состоит значение твердого хитинового покрова у членистоногих?

5. Рассмотрите невооруженным глазом влажный препарат "Паук-крестовик" (класс Паукообразные). Используя рис. 2, найдите два отдела тела: головогрудь и брюшко. Какие органы расположены на головогруди и брюшке у паука-крестовика?

6. Найдите на передней части головогруди паука-крестовика четыре пары простых глазков (они заметны как небольшие черные точки). Обратите внимание на отсутствие усиков у пауков.

7. Подсчитайте на головогруди паука-крестовика число ходильных ног. Обратите внимание на наличие двух пар ротовых придатков — ногочелюстей (хелицер) и ногощупалец (педипальп). С их помощью пауки убивают и ощупывают добычу. Есть ли ноги на брюшке паука?

8. Найдите на конце брюшка паука-крестовика небольшие выпячивания — паутинные бородавки. На них открываются протоки паутинных желез, вырабатывающих паутину, из которой паук строит ловчую сеть

9. Рассмотрите с помощью лупы различных представителей класса насекомых (для временного обездвижения живых объектов используйте вату, обильно смоченную одеколоном и помещенную в чашку Петри). Рассмотрите рис. 3, с его помощью найдите у различных насекомых из коллекции три отдела:

голову, грудь и брюшко.

10. Какие органы расположены на голове насекомых? Найдите крупные фасеточные глаза, одну пару усиков и одну пару щупиков. Обратите внимание на ротовой аппарат насекомых.

11. Какие органы расположены на груди и брюшке насекомых? Обратите внимание, что большинство насекомых имеет две пары крыльев (у мух — одна пара, вторая видоизменена в жужжальца).

12. Переверните пинцетом насекомых брюшной стороной вверх. Подсчитайте с помощью лупы число ног, находящихся на нижней стороне груди. Есть ли ноги на брюшке насекомых?

13. Сравните внешнее строение рассмотренных представителей трех классов членистоногих животных. Что между ними общего? Результаты сравнения оформите в виде таблицы,

Класс Отделы тела Количество ног Количество усиков Наличие крыльев Глаза
           

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.