Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшие органы государственной власти в РФ




ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный строй - это закрепленная в конституции и реализованная в об­щественной практике социально-правовая система, которая основана на принципах, определяющих отношения между человеком, обществом и государством.

Основами конституционного строя России являются изложенные в гл. 1 Конс­титуции России исходные принципы конституционного регулирования взаимоотноше­ний между человеком, обществом и государством, которые определяют сущность Рос­сийского государства. Эти положения имеют особую юридическую силу (им не может противоречить никакое другое положение Конституции) и особый порядок изменения (возможный только принятием новой Конституции).

1. Принцип суверенитета. Суверенитет означает верховенство государственной власти Российской Федерации и федерального законодательства на всей территории России, самостоятельность и независимость Российской Федерации в проведении внутренней и внешней политики.

2. Принцип народовластия. Под термином «народ» с юридической точки зрения следует понимать не просто совокупность людей, проживающих на территории госу­дарства, а являющихся гражданами этого государства. Многонациональный российс­кий народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти, ко­торый может осуществлять ее непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Принцип разделения властей. В соответствии с данным принципом вся госу­дарственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную. Несмотря на относительную самостоятельность, ни одна из ветвей власти не может действовать без других. В законодательстве установлены возможности их взаимного влияния и ограничения друг друга.

4. Принцип идеологического и политического многообразия, многопартий­ность. Никакая идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в ка­честве государственной или обязательной. Под идеологией принято понимать систему идей и взглядов, выражающих интересы какой-либо социальной группы. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность обществен­ных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

5. Принцип местного самоуправления. Местное самоуправление в России - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответс­твенность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населе­ния, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление.в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти.

6. Принцип федерализма. Россия является федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Федерализм базируется на государственной целостнос­ти, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов, равноправии субъектов Российской Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

7. Принцип республиканской формы правления. Российской Федерации свойс­твенны черты как президентской, так и парламентской республики. Главой государства является Президент РФ, избираемый на четыре года всенародным голосованием. Он назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, а также федеральных министров. Он же отправляет Правительство в отставку. Инициатором этого в ряде случаев может выступать Государственная Дума. Президент имеет право роспуска Государственной Думы. При наличии установленных в Конституции основа­ний Президент может быть отрешен от должности Федеральным Собранием.

8. Принцип правового государства. Правовой характер государства означает та­кую организацию государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, установлена взаимная ответственность между человеком и государством, государство связано правом для предотвращения злоупотреблений, право превалирует над принципом политической целесообразности.

9. Принцип приоритета прав и свобод человека. Конституция признает чело­
века, его права и свободы высшей ценностью. Обязанность государства - признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы имеют
непосредственное действие. Они определяют смысл, содержание и применение зако­
нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправле­
ния и обеспечиваются правосудием.

10.Принцип единого и равного характера российского гражданства. Единство гражданства означает, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории рес­публики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики. Равенс­тво гражданства заключается в том, что объем прав и обязанностей российского граж­данина ни в коей мере не зависит от того, по какому основанию это лицо приобрело гражданство России.

11.Принцип единства экономического пространства и свободы экономичес­кой деятельности. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, подде­ржка конкуренции, свобода экономической деятельности. Все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Конституцией предусмотрены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы.

12.Принцип социального государства. Политика РФ направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социаль­ной защиты.

13.Принцип светского государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Религиозные объединения отделе­ны от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону, а те, в свою очередь, не вправе оказывать влияние на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Президент Российской Федерации

В 1990 г. впервые в нашей стране на Съезде народных депутатов СССР был учреж­ден пост Президента СССР, а в 1991 г. на Всероссийском референдуме - пост Прези­дента РСФСР.

Первые президентские выборы состоялись 12 июня 1991 г. До принятия Конститу­ции Российской Федерации в 1993 г. Президент рассматривался как глава исполнитель­ной власти. В настоящее время Президент Российской Федерации - глава государства. Это определяет его место в системе органов государственной власти.

Согласно ст. 80 Конституции России Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Кон­ституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Феде­рации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Он наделен значи­тельными полномочиями, которые осуществляет самостоятельно, независимо от дру­гих органов государства.

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Выборы назначаются Советом Федерации. Порядок выборов определяется феде­ральным законом.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Полномочия Президента Российской Федерации быть досрочно прекращены по следующим основаниям:

- отставка (добровольное сложение полномочий);

- стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия;

- отрешение от должности.

В случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий их вре­менно осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации. Однако он не имеет права осуществлять некоторые полномочия Президента Российской Федера­ции: распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России. При досрочном прекраще­нии полномочий Президента выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента прекращения полномочий.

Глава государства обладает неприкосновенностью. Однако он может быть привле­чен к юридической ответственности после отрешения его от должности. Эта процедура включает несколько стадий.

1. Обвинение выдвигается Государственной Думой; эта инициатива должна исхо­дить не менее чем от одной трети ее депутатов. При этом требуется заключение спе­циальной комиссии, образованной данной палатой парламента. Обвинение считается принятым, если за него проголосует две трети депутатов от общего числа (450), то есть 300 депутатов.

2. Обвинение должно быть подтверждено:

 

•заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Пре­зидента признаков преступления;

•заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении уста­новленного порядка выдвижения обвинения.

3. Решение об отрешении Президента от должности принимается Советом Феде­
рации не менее чем двумя третями от общего числа членов этой палаты (178), то есть
119 членами. Однако такое решение должно быть принято в течение трех месяцев с
момента выдвижения обвинения Государственной Думой. Если в этот срок решение не
принято, то обвинение считается отклоненным.

Полномочия Президента Российской Федерации 1. Полномочия в сфере обороны и безопасности:

•является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;

•утверждает Военную доктрину России;

•формирует и возглавляет Совет Безопасности;

•назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение в случае агрессии против государства с незамедлительным сообщением об этом Сове­ту Федерации и Государственной Думе;

• вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное по­ложение с незамедлительным сообщением об этом палатам парламента (указы Пре­зидента РФ по вводу военного или чрезвычайного положений подлежат утверждению Советом Федерации).

2. Полномочия по формированию государственных органов (в отношении органов
исполнительной власти):

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

• утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру феде­ральных органов исполнительной власти;

• принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

• формирует Администрацию Президента;

• назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

• назначает и отзывает (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат парламента) дипломатических представителей России в иностран­ных государствах и международных организациях.

3. Полномочия в области внешней политики:

• осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

• ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

• подписывает верительные и отзывные грамоты;

• подписывает ратификационные грамоты.

4. Полномочия в области взаимодействия с органами законодательной власти:

• назначает выборы в Государственную Думу;

•распускает Государственную Думу в порядке, предусмотренном Конституцией России;

•вносит законопроекты в Государственную Думу;

•подписывает и обнародует федеральные законы;

•обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

•назначает референдум Российской Федерации.

5. Полномочия в области взаимодействия с органами судебной власти и прокура­
туры:

•представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности су­дей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;

•вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Гене­рального прокурора Российской Федерации;

•осуществляет помилование;

•назначает судей других федеральных судов.

6. Иные полномочия Президента Российской Федерации:

•решает вопросы гражданства (прием в гражданство, отмена решения о приеме в гражданство, предоставление двойного гражданства);

•предоставляет политическое убежище;

•награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и специальные звания.

Президент Российской Федерации, осуществляя свои полномочия, издает указы и распоряжения. Данные правовые акты обязательны для исполнения на всей территории России. Они не должны противоречить Конституции России и федеральным законам.

Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации

Представительным и законодательным органом власти (парламентом) всего наро­да в Российской Федерации является Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государс­твенной Думы.

Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные всем парламентам - принятие законов.

Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и фе­деральные законы. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу. Законодательная компетенция федерального Собрания охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и пред­метам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), подлежащим законодательному регулированию.

Федеральное Собрание, являясь представительным органом законодательной власти Российской Федерации, активно взаимодействует с другими федеральными ор­ганами государственной власти, в частности с Президентом РФ, Правительством РФ, другими органами исполнительной власти, с органами судебной власти Российской Фе­дерации.

Согласно Конституции России палаты Федерального Собрания заседают разде­льно, однако они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внут­реннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседа­ния.

К числу характерных черт компетенции Российского парламента относится четкое разграничение прав его палат, различный объем их полномочий, неодинаковый круг подведомственных им вопросов.

Компетенция Федерального Собрания охватывает законодательные полномочия и парламентский контроль. Палаты наделены полномочиями по формированию ряда федеральных государственных органов, определению их персонального состава и не­которыми правами.

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законо­дательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) граж­данин России не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительно­го) органа государственной власти субъекта Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации на срок пол­номочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) ор­гана субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполни­тельного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта Федерации - например, Президен­том республики в составе России, губернатором края, главой администрации области) на срок его полномочий.Срок полномочий Совета Федерации Конституцией РФ не определен, так как этот орган постоянно действующий, а члены Совета Федерации меняются в зависимости от результатов выборов в субъектах Федерации.

Компетенция Совета Федерации:

•право законодательной инициативы;

•одобрение или отклонение законов, принятых Государственной Думой;

•утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

•утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного или военного по­ложения;

•решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами государства;

•назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Вы­сшего Арбитражного Суда РФ;

•назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ;

•назначение выборов Президента Российской Федерации;

•отрешение Президента Российской Федерации от должности на основании обви­нения, выдвинутого Государственной Думой;

•назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председате­ля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

•внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ;

•осуществление иных полномочий, установленных законодательством России.

Второй палатой Федерального Собрания является Государственная Дума. Со­гласно Конституции России Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин России, достигший на день выборов 21 года. Половина де­путатов - 225 человек - избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого избирательного округа. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количес­тву голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых из­бирательными объединениями, избирательными блоками.

Срок полномочий данной палаты - четыре года. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска Государственной Думы. Это право принадлежит Пре­зиденту РФ в случаях и порядке, установленных статьями 111 и 117 Конституции РФ.

Полномочия Государственной Думы:

•принятие федеральных конституционных и федеральных законов;

•право законодательной инициативы депутатов Государственной Думы;

•дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

•назначение на должность и освобождение от должности Председателя Централь­ного банка РФ по представлению Президента РФ;

 

• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

• назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по пра­вам человека;

• право амнистии;

• выдвижение обвинения в адрес Президента РФ для отрешения его от должности;

• выражение недоверия Правительству РФ или его членам;

• внесение предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ;

• обращение в Конституционный Суд РФ с запросом в соответствии со ст. 125 Кон­ституции РФ; иные полномочия, предусмотренные законодательством России.

По вопросам своего ведения Государственная Дума принимает постановления.

Законодательный (представительный) орган (представительные) государственной власти субъекта Российской является постоянно действующим высшим и единствен­ным органом законодательной власти субъекта Федерации.

Наименование, число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, его структура устанавливаются консти­туцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации.

Срок полномочий не может превышать пяти лет.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Фе­дерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Депутаты избираются гражданами Рос­сии, проживающими на территории субъекта Федерации и обладающими в соответс­твии с федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с федеральным законом, кон­ституцией (уставом) и (или) законом субъекта Федерации пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, уста­новленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Федерации, за­конами субъекта Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным государственным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Рос­сийской Федерации:

1) принимает конституцию (устав) субъекта Федерации и поправки к ним;

2)осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Фе­дерации в пределах полномочий субъекта Федерации;

3)осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией России, феде­ральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

Законодательный процесс - это процедура принятия, изменения или отмены за­конов. Законы в Российской Федерации разграничиваются на федеральные и законы субъектов Федерации. В свою очередь, федеральные законы классифицируются на федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Стадии законодательного процесса:

•законодательная инициатива;

•рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;

•рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;

•рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;

•повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;

•повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ;

•подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Этим правом обладают не все субъекты, а лишь те из них, которые наделены правом законодательной иници­ативы.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Феде­рации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Право зако­нодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о вы­пуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федераль­ного бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депу­татов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней пере­даются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него про­голосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Согласно ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федера­ции подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

•федерального бюджета;

•федеральных налогов и сборов;

• финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии;

• ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

• статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

• войны и мира.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут со­здать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации феде­ральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголо­совало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления феде­рального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установ­ленном Конституцией России порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редак­ции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Существует особенность в принятии федеральных конституционных законов. Феде­ральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конститу­ционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. На такие законы у Президента РФ права отлагательного вето нет. Федеральные законы вступают в силу на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не предусмот­рен иной порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием федеральных

законов считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Органы исполнительной власти Российской Федерации

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по исполнению законов, принятых органами законодательной власти. Ор­ганы исполнительной власти Российской Федерации представлены на двух уровнях:

1)федеральные органы исполнительной власти;

2)органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указами Президента Российской Федерации и состоит из Правительства Российской Федера­ции и федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти).

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган го­сударственной власти на федеральном уровне, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему испол­нительной власти в Российской Федерации.

Правительство осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, фе­деральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется принципа­ми верховенства Конституции России, федеральных конституционных законов и фе­деральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В пределах своих полномочий Правительство РФ организует исполнение Консти­туции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Правительство РФ состоит из членов Правительства - Председателя Правительс­тва, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Отставка Правительства РФ осуществляется в следующих случаях:

•перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полно­мочия;

•Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ;

•Президент РФ может по своей инициативе принять решение об отставке Прави­тельства РФ;

•Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ;

•Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказыва­ет, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Пре­зидента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства РФ. Компетенция Правительства Российской Федерации:

•разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполне­нии федерального бюджета;

•обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредит­ной и денежной политики;

•обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной по­литики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обес­печения, экологии;

•осуществляет управление федеральной собственностью;

•осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопас­ности, реализации внешней политики РФ;

•осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

•осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией России, фе­деральными законами, указами Президента РФ.

К федеральным органам исполнительной власти относятся министерства РФ (фе­деральные министерства), а также иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, Управление делами Пре­зидента РФ и др.).

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указами Президента РФ.

Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в ус­тановленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, де­ятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллеги­альной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специаль­ные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сфера ведения.

Формирование системы органов исполнительной власти субъектов РФ производит­ся субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных орга­нов государственной власти, установленными федеральным законом.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляв! высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного орга­на государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами России, проживающими на территории субъекта Федерации и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

• представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

•обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (пред­ставительным) органом государственной власти субъекта РФ;

•формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ;

•осуществляет иные полномочия.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является пос­тоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Он разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического разви­тия субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социально обеспечения и экологии, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и за­щите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатыва­ет проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об его исполнении.

Этот орган также: формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собс­твенностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной пере­даче осуществления части своих полномочий; осуществляет иные полномочия.

Судебная власть в Российской Федерации: понятие, основные принципы ор­ганизации и деятельности

Конституцией Российской Федерации определено, что судебная власть - это один из видов государственной власти, призванный осуществлять правосудие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.