Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационные вопросы. Предмет и методология курса «психология управления»




 

Предмет и методология курса «Психология управления».

Взаимосвязь психологии и управления.

Характеристика практического мышления руководителя.

Соотносимые и соотносящиеся психические образы в процессе управления.

Характеристика руководящей и исполнительской деятельности.

Образ поведения руководителя.

Управленческий резонанс в психологии управления.

Психологические особенности организации управления. Схема и определение понятий ее составных частей.

Психологические особенности процесса управления: схема, определение.

Психология общих принципов управления: разделение труда, власть - ответственность, единство распорядительства и руководства.

Психология общих принципов управления: централизация, иерархия, порядок, постоянство состава персонала.

Личность как объект и субъект управления.

Психологические – аспекты управления человеком на институциональном и – психологическом уровнях.

Сущность составляющих модели личности: «мотивация-информация-энергия».

Коллектив как объект и субъект управления.

Психологическая характеристика соуправления.

Психологическая характеристика самоуправления.

Психологические – аспекты информационного взаимодействия в системе – управления: – информация – и – знание, – избыточность – информации, – информационная пропускная способность.

Информационная перегрузка и недогрузка и их психологические последствия, информация и тезаурус.

Психологическая сущность полезной информационной избыточности.

Психологический механизм восприятия и переработки новой информации.

Психологические аспекты принятия управленческих решений: структурная – схема, условия принятия эффективных решений.

Роль эталонного и текущего психических образов – на этапе принятия – эффективных решений.

Сущность психологической инерции при принятии решений.

Технология использования мозгового штурма при принятии решений.

Психологические факторы, способствующие и препятствующие принятию эффективных решений.

Типы – принимаемых – решений – в – зависимости – от – индивидуально- – психологических особенностей руководителей.

Управленческое общение: условия, способствующие пониманию передаваемого распоряжения.

Приемы аттракции используемые в процессе управленческого общения.

Управленческое общение: условия, способствующие принятию передаваемого распоряжения.

Человеческий фактор. Примеры его проявления.

Активизация человеческого фактора. Примеры активизации человеческого фактора.

Возможность управления эффективностью деятельности человека путем – влияния на его эмоциональное состояние.

Руководитель и социально-психологический климат.

Руководитель-лидер и коллективный интеллект.

Принципы формирования коллективного интеллекта.

Необходимые – профессионально-психологические – способности – членов – коллективного интеллекта.

Требования, предъявляемые к руководителю коллективного интеллекта.

Управление мотивацией.

Психологизация стимулов.

Стили руководства: основные разновидности стилей.

Стили руководства: стиль управления и качество управления.

Определение понятия «авторитет руководителя». Факторы, определяющие авторитет руководителя.

Истинный и мнимый авторитет. Авторитет руководителя как основа формирования доверия в коллективе.

Качества, способствующие формированию мнимого авторитета руководителя.

Определение понятия «доверие в коллективе».

Особенности управленческой деятельности в условиях стресса: специфические и неспецифические реакции.

Особенности управленческой деятельности в условиях стресса: стадии общего адаптационного синдрома (ОАС). Информационный стресс.

Психологические симптомы стресса.

Основные причины возникновения стресса на работе.

Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности.

Ограничения руководителя и пути их преодоления: неумение управлять собой, размытые личные цели, недостаток навыка решать проблемы.

Ограничения руководителя и пути их преодоления: недостаток творческого подхода, неумение влиять на людей, низкая способность формировать коллектив.

Психологические аспекты деятельности человека в автоматизированных системах управления: структурная схема, функции человека.

Преимущество автоматизированной системы управления по сравнению с автоматической.

Психологический смысл критериев оценки эффективности деятельности руководителя: время реагирования на изменяющиеся события, уровень альтруизма и эгоизма. Уровень чувствительности к справедливости.

Надежность и устойчивость работы руководителя.

Психология саморегуляции рынка с позиции теории управления.

Психологические причины возникновения конфликтной ситуации.

Причины внутриличностного конфликта.

Причины конфликта типа «индивид - группа».

Конфликт между группами.

Алгоритм анализа конфликтной ситуации.

Служебные интриги при возникновении конфликтов.

Основные приемы преодоления конфликтов.


ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.

Бир С.Т. Кибернетика и управление производством. М. Наука, 1965.

Брумлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке. Психологический журнал. 1991, № 6, 1992, № 6.

Вернер Зигерт, Лючия Линг. Руководить без конфликтов. М., 1990.

Вудкок М., Френенс Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1994.

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: 1984.

Генов Филип. Психология управления. М., 1982.

Грейсон Джексон младший, Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.

Длиуэлл Л. Индустрально-организационная психология. С.-Пб., 2001.

Журавлев А.А. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. М., 1999.

Журавлев А.А., Динь Ле Хао. Динамика требований к авторитету руководителя в условиях экономической реформы. М., 1999.

Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.

Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.

Климов Е.А. Психология профессионала. Избр. психологические труды. Воронеж, 1996.

Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика. Мн., 2002.


Князев С.Н., Кремень М.А. Термины и понятия в системах управления «человек–человек», «человек–техника». АУ при Президенте РБ, 2004.

Коновер Д., Вудсон У. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968. 518 с.

Кремень М.А. «Внутренние шумы» руководителя и пути их преодоления. В сб. «Управление в образовании», № 2, 1999,
с. 9–26.

Кремень М.А. Авторитет руководителя // Организация и управление, № 3, 2000, с. 114–124.

Кремень М.А. Личность как объект управления. В сб. «Лидерство и менеджмент в образовании», 1995. № 3. С. 55–60.

Кремень М.А. Манцевич Г. Ф. Психология и производство // Народное хозяйство Беларуси, № 12, 1996.

Кремень М.А. Общие принципы эффективного руководства. В сб. «Управление в образовании», № 3, 2001, с. 23–35.

Кремень М. А. Основные средства руководством коллективом. В сб. «Лидерство и менеджмент в образовании», 1995. № 4. С. 7–14.

Кремень М.А. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса. В сб. «Управление в образовании», № 3, 1999, с. 3–22.

Кремень М.А. Педагогический коллектив как объект и субъект управления // «Адукацыя i выхаванне», 1995, № 2.

Кремень М.А. Повышение эффективности управления производством путем формирования образа производственного процесса. Мн.: РМ ИПК, 1990.

Кремень М.А. Процесс управления как психической явление // «Адукацыя i выхаванне», 1994, № 6, с. 57–64.


Кремень М.А. Психологические механизмы управленческой деятельности. В сб. «Лидерство и менеджмент в образовании», 1994. № 2. С. 69–77.

Кремень М.А. Психология и управление. Сб. науч. трудов АУ при Президенте РБ. Вып. 1. Мн., 2001. С. 368–382.

Кремень М.А. Психолого-педагогические проблемы управления. В сб. «Управление в образовании», № 4, 1999,
с. 3–19.

Кремень М.А. Пути эффективного руководства. Мн.: Беларуская навука, 2000. – 382 с.

Кремень М.А. Руководитель – лидер и коллективный интеллект. Сб. науч. трудов Академии управления при Президенте РБ. Вып. 2. Мн., 2002. С. 404–416.

Кремень М.А. Руководитель и коллективный интеллект // «Адукацыя i выхаванне», 1995, № 9.

Кремень М.А. Управление коллективом. Мн.: НИО, 1997. – 325 с.

Кремень М.А. Упреждающая адаптация к новым условиях жизнедеятельности // «Адукацыя i выхаванне», 1999, № 3–4, с. 22–24.

Кремень М.А. Факторы эффективного руководства.
В сб. «Управление», вып. 1, 1998.

Кремень М.А., Макаревич Р.А. Рекомендации руководителю по управлению коллективом. Мн.: АУ при Президенте РБ, 1998.

Кремень М.А., Манцевич Г.Ф. Инженерно-психологические аспекты управления производством. РМ ИПК Минвуза БССР, 1987. 101 с.

Кремень М.А., Морозов В.Е. Психология управления: Учебное пособие. Мн.: АУ при Президенте РБ, 202, 2001 г.


Кремень М.А., Темушко Т.Л. Социально-психологические аспекты управления промышленным производством: Учебное пособие. Мн.: РМ ИПК, 1989.

Курганов В.М. Психология управления. М., 2004.

Курс практической психологии. (Для высшего управленческого персонала). Ижевск, 1995.

Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М., 1978. 368 с.

Мельников Г.П. Языковый знак, значение и термин. М., 1969.

Не повторять ошибок (практические советы руководителю). М., 1988.

Пронников В.А., Ладанов Н.Д. Управление персоналом в Японии. М., 1989. 207 с.

Регуляция социально психологического климата трудового коллектива. Под ред. Б.Д.Марыгина, М., 1986, 340 с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. Ядова. Л.: Наука, 1979.

Свеницкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999, 224 с.

Теория системного менеджмента. АУ при Президенте РБ, 2001, 392 с.

Тюхтин В.С. Отражение, система, кибернетика. М., 1972.


 

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.