Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, принципы, функции государственного управления




Тема 11. Государственное регулирование

территориального развития в Российской Федерации.

1. Цели, принципы, функции государственного управления.

2. Региональная экономическая политика.

3. Основы регионального стратегического планирования

4. Организация, принципы и методы регионального менеджмента

5. Организация, принципы и методы муниципального менеджмента

6. Распределение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Каждое государство располагает определенными природными ресурсами,

финансовым капиталом, интеллектуальным потенциалом, и от того, каким образом

организовано управление, зависит уровень социально-экономического развития

государства. В широком смысле организация управления включает государственное

устройство, состав всех действующих социальных институтов, органы государственной

власти, территориальное устройство.

Государственное управление – это деятельность органов власти по реализации

законодательных, исполнительных, судебных властных полномочий государства в целях

выполнения их функций как в общем, так и в отдельных составных частях.

Цель государственного управления – создание оптимальных условий для

достижения уровня состояния общества при наличии определенных перспектив его

развития. Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна

являться средством достижения вышестоящих целей.

Целями государственного управления в экономической сфере является

определение долгосрочных стратегий экономического развития и создания оптимальных

условий для реализации этой стратегии ради роста уровня благосостояния граждан.

Реализация этих целей основывается на общих положениях – принципах

государственного управления. Они делятся на общие (раскрывают содержание и целевую

направленность управления), организационно-технологические и частные

(непосредственное руководство деятельностью людей).

В свою очередь общие цели можно подразделить на социально-ценностные и

социально-функциональные.

На основе организационно-технологических реализуется административно-

исполнительная деятельность органов власти: принцип разделения труда, иерархичность,

единоначалие, делегирование полномочий, принцип сочетания федерального,

регионального и местного управления.

К частным относятся согласованность, взаимодополняемость, последовательность

управления и территориально-отраслевую обусловленность этих процессов.

Реализация функций, целей и задач государственного управления осуществляется

через систему функций, т.е. систему ролей, которую выполняет государственный аппарат

управления для того, чтобы направить, организовать те или иные сферы общественной

жизнедеятельности и оказывает на них определенное влияние рада достижения заранее

спланированных целей.

Классификация функций может быть проведена по самым разнообразным

признакам, например, по содержанию и глубине воздействия на систему общественных

отношений выделяют общие и специфические функции государственного управления.

Общие – это те функции, которые присутствуют в любом управленческом

взаимодействии субъекта и объекта управления. К ним относятся функции планирования,

организации, мотивации, прогнозирования, контроля.

Специфические находят своё применение в частных конкретных проявлениях,

возникающих на практике ситуаций, при которых необходимо действовать от имени

государства, реализуя его компетенцию. Это функции проведения выборов,

правоприменения, лицензирования деятельности отдельных субъектов и т.д.

Среди общих основных функций ведущей является функция планирования, с

которой начинается составление целевых программ развития территорий и сфер

деятельности. В рамках этой функции происходит анализ выделения основных

экономических проблем территории, выделяется главная стратегическая цель, которую

надо будет достичь при реализации этой программы; потом следует соответствующая

иерархия подцелей, решение каждой из которых является достижением вышестоящей

цели. Нижние уровни целей, которые достигаются каждым отдельным субъектом

управления, будут двигаться поэтапно от одной цели к другой более высокого уровня.

В рамках этой же функции планируются ресурсы, которые необходимо

задействовать для реализации данной программы: планируются система управления

реализации этой программы, структуры исполнителей, система контроля и критерии

отчетности, способы достижения цели и сроки реализации.

Эта функция связана с функцией прогнозирования, т.к. прогноз в данном случае

есть набор вероятных сценариев развития событий, последствий реализации и сценарии

ответных действий определенных структур по устранению последствий и внесение

корректив в план действий.

Функция организации заключается в разработке и утверждении регламентов,

инструкций, требований, нормативов, порядка управления, регулирования и деятельности

задействованных в программе структур и служб.

Мотивация сводится к тем или иным видам материального стимулирования

задействованных работников с целью побудить их к более эффективному,

производительному труду, а также привлечение их к ответственности в определенных

случаях.

На протяжении всего управления реализации программы будет присутствовать

социальный контроль с целью соблюдения законности, дисциплины, анализа

достигнутого и проблем, связанных с отклонением от намеченных целей для того, чтобы

вовремя пресекать подобные отклонения, корректировать своё управленческое

воздействие в рамках реализации программы.

Со всеми этими функциями тесно связаны методы управления, т.е. способы

властного воздействия государственных органов на процессы общественного

государственного развития.

В общем и целом они делятся на процессы:

1. экономические;

2. правовые;

3. административные;

4. социально-психологические;

5. морально-идеологические.

Каждая группа имеет свой набор средств, которые задействованы в процессе

управленческой деятельности. Эти средства могут быть техническими (средства труда

государственных служащих), специальными (военные средства: автоматы, гранаты,

ракеты, специальные и т.д.), сугубо экономические (денежная эмиссия), нормативными

(те или иные нормативно-правовые акты), информационными (средства связи,

информация).

Ведущую роль здесь играют экономические методы регулирования (налоговая,

бюджетная, кредитно-денежная, инвестиционная, институциональная, социальная

политика государства). В рамках этих методов могут быть задействованы как

технические, нормативные так и специальные экономические средства. А сами эти

методы будут основываться на идеологической концепции государственного

регулирования (монетаризм, кейнсианство и т.д.). С помощью методов и средств

государственного регулирования осуществляются его функции и достигаются те цели,

которые ставил перед собой субъект государственного управления.

В рамках этого государственного управления могут быть выделены различные

виды управления по следующим критериям:

1. по месту и роли человека в системе управления как объекта управления:

А. демократический вид управления;

Б. авторитарный;

В. смешанный.

2. по характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства

административными единицами:

А. координационный вид управления (федерация);

Б. субординационный вид управления (унитарное государство).

3. по использованию форм собственности владения имуществом:

А. федеральный вид управления;

Б. региональный;

В. муниципальный;

Г. частный.

4. критерием выделения является воздействие на управляемый объект:

А. отраслевое управление (функциональное) – предполагает наличие вертикали власти

управления.

Б. территориальное управление – горизонтальные связи между предприятиями.

5. по способу учета интересов объекта управления:

А. административное управление – непосредственно воздействует на интересы

управляемых объектов при помощи системы предупреждения, запретов, приказов

независимо от интересов и воли управляемых;

Б. экономическое управление – воздействует на интересы управляемых объектов косвенно

через законодательство, финансовую, кредитно-денежную, бюджетную, налоговую

политику. Как правило, при таком виде управления объект обладает большей свободой

выбора, но в случае противозаконных действий он тоже подвергнут санкциям.

6. Выделяют:

А. антикризисное управление – вводится на объектах управления или для предотвращения

процедуры банкротства предприятия, или для его ликвидации;

Б. оперативное (текущее) управление – решает текущие задачи с помощью ситуационного

подхода;

В. стратегическое управление – реализовывается через систему тактических

действий в рамках реализуемой совокупности программ. Оно должно базироваться на

полном и всестороннем учете внешних и внутренних факторов как объективных, так и

субъективных, могущих повлиять на реализацию социальных процессов в регионе. В его

рамках определяются приоритетные направления, ставятся долгосрочные цели, которые

отражают идеологию субъекта управления или государственные интересы.

2. Региональная экономическая политика: цели и методы её




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.