Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость новой стратегии регионального развития страны. Проблемные регионы




1.4.1. Специфика российской ситуации в 1990-х годах

В России соотношения интегрированности (дезинтегрирован-ности) экономического пространства существенно изменились при переходе от административно-плановой к регулируемой ры­ночной экономике.

Неоднородность экономического пространства, особенно тер­риториальная разобщенность производственного потенциала, трудовых и природных ресурсов, усиливала взаимозависимость регионов и требовала интенсивного межрегионального взаимо­действия. Для развития интеграционных процессов на рыночной основе неоднородность экономического пространства не являет­ся для России непреодолимым препятствием, но ограничивает возможности рыночного саморегулирования и отвлекает значи-


тельные ресурсы государства на поддержку «слабых» регионов. Здоровая рыночная интеграция предполагает усиление не только интегрированности (связности), но и однородности экономиче­ского пространства.

В анализе интеграционных процессов, проходящих в россий­ской экономике, необходимо различать влияние внешних и внутренних факторов, действующих внутри российского про­странства.

К внешним факторам относятся:

1) переориентирование многих регионов в своей торговле на
зарубежные страны, т. е. необходимо сделать акцент на связи с
дальним зарубежьем, поскольку:

• импорт вытеснял с внутреннего рынка отечественных това­ропроизводителей;

• внешняя торговля (топливо, сырье, материалы) мало затра­гивает внутренние межотраслевые производственные связи и по­давляет межрегиональные связи;

• преобладание конкурентных преимуществ у приграничных регионов;

• усиление внешних связей ведет к свертыванию связей с внутренними регионами (Калининград, Мурманская область, Дальний Восток);

2) увеличение транспортных затрат на экспортно-импортные
операции для внутренних регионов РФ.

Важнейшими внутренними факторами дезинтеграции россий­ской экономики являются:

• значительное сокращение межрегиональных торгово-эконо­мических связей;

• неудовлетворительное функционирование денежно-финан­совой системы;

• ослабление общероссийской производственной инфраструк­туры;

• сокращение межрегиональных гуманитарных контактов;

• радикальный экономический регионизм.

Однако следует отметить, что по межрегиональному обмену заметны позитивные изменения: стал действовать такой интегра­ционный фактор, как заинтересованность товаропроизводителей преодолении региональных ограничений спроса и расширении Рынков сбыта продукции.

Бурное, но хаотичное развитие в России финансового рынка

Sn&° способствовало межрегиональной интеграции. Поскольку

и более финансовых активов и главные площади валютных и


60 Модуль 1. Теория и практика регионального управления

фондовых рынков находятся в Москве, большинство регионов отключено от финансовых «игр» и являются заложниками зигза­гов макроэкономической ситуации.

Серьезная ситуация сложилась в потоках трудовой миграции, беженцы оседают в трудоизбыточных центральных и южных рай­онах. В то же время уезжающие с Крайнего Севера также усили­вают давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями.

Серьезным препятствием для интенсификации целесообраз­ной трудовой миграции, «рассасывающей» структурную безра­ботицу и увеличивающей всеобщую занятость, является нераз­витость рынка жилья для людей со средними и низкими дохо­дами.

В результате происходит дезинтеграция гуманитарного про­странства России, наиболее ярко проявляющаяся в сокращении пассажирских перевозок между отдаленными друг от друга регио­нами. Наряду с общим сокращением пассажирооборота происхо­дит изменение его пространственной структуры: увеличивается удельный вес внутригородского и пригородного сообщения и су­щественно сокращается удельный вес междугородного сообще­ния, что является признаком разобщения.

В первые годы новой российской государственности сущест­венным фактором экономической дезинтеграции страны стало приобретение отдельными регионами различных экономических льгот (налоги, кредиты, внешняя торговля и т. д.).

Факторами, затрудняющими экономическую интеграцию, оста­ются:

• асимметричность России (наличие субъектов Федерации с различным региональным статусом);

• незавершенность процесса распределения компетенции ме­жду центром и регионами;

• расхождения между федеральными и региональными зако­нами и нормативными актами.

В основе экономической интеграции лежит взаимная заинте­ресованность субъектов рынка. В нормальной экономической среде ни одному региону не выгодно выживать в одиночку, каж­дый из них заинтересован в широком рынке. При этом для неко­торых регионов более эффективными могут оказываться эконо­мические связи не с другими российскими регионами, а с парт­нерами из других стран.


14. Реинтеграция, или новая интеграция 61

1.4.2. Необходимость новой стратегии регионального развития страны

Необходимость новой стратегии регионального развития Рос­сии вызвана сильно неоднородным и дезинтегрированным эко­номическим пространством, множеством внутренних деформа­ций. Это вызвано и тем, что Россия столкнулась с рядом таких новых явлений, как:

• усиливающаяся зависимость регионов РФ от мирового хо­зяйства и развивающаяся глобализация экономики;

• возобновление экономического роста на новой качествен­ной основе;

. смена технологических укладов и новые научно-техниче­ские прорывы;

• введение единой европейской валюты;

• ужесточение экологических требований (авиация, автомоби­ли, атомные электростанции);

• переход к обществу с особыми функциями различных ре­гионов.

Российская стратегия должна предусматривать пути решения новых сложных внутренних и внешних проблем.

Главными задачами стратегии территориального развития стра­ны должны стать:

• укрепление целостности экономического пространства на основе интенсификации межрегиональной кооперации и эффек­тивного сотрудничества с сопредельными странами и их регио­нальными группировками;

• обеспечение устойчивого экономического роста в регионах на основе использования их человеческого, природно-ресурсного И производственно-технического потенциалов, конкретных пре­имуществ и возможностей межрегионального и международного сотрудничества;

• сближение регионов по уровню экономического и социаль­
но развития, главным образом путем оптимизации экономиче­
ских потенциалов отстающих регионов.

Для осуществления стратегии территориального развития не-

ходимо не менее 15—20 лет — срок достаточный для модерни-

аЦии и развития транспорта, энергетики, создания новых систем

^сселения, освоения природных ресурсов на новых территори-

> подготовки перехода всех регионов на модель устойчивого

Развития



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


1 4. Реинтеграция, или новая интеграция



 


Временной горизонт стратегии должен вместить три этапа:

1) завершение переходного периода;

2) реализация масштабных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования, здравоохранения, природоиспользова-ния и экологии;

3) выход, по крайней мере, большинства регионов на траекто­рию устойчивого развития.

Задачами первого этапа являются ускоренное преодоление по­следствий экономического кризиса в регионах, завершение в них основных институциональных преобразований, максимальное использование благоприятных факторов регионального развития. Специальной задачей стратегии первого этапа должны стать пре­одоление тенденций дивергенции (усиления неоднородности) и дезинтеграции (ослабления связанности) экономического про­странства, концентрация усилий в направлении конвергенция-интеграция. На этом этапе разрыв между регионами по уровню развития может быть сокращен примерно в 1,5 раза путем подтя­гивания наиболее отсталых регионов. Необходимость укрепления экономической целостности страны сохранится как одна из глав­ных целей стратегии на весь период ее осуществления.

Второй этап предполагает, что все проектировки регио­нального развития должны быть взаимосвязаны с прогнозами. Наряду с национальным уровнем решения экономических и социальных проблем в стратегии должен присутствовать меж­региональный уровень, направленный на решение крупных меж­региональных проблем (взаимодействие северных и южных час­тей Сибири и Дальнего Востока, развитие района «Большая Вол­га» и т. п.), и региональный уровень (формирование компактных экономических районов, субрегионов крупных экономических районов).

Третий этап. Осуществление стратегии потребует серьезных изменений правовых, институциональных и экономических ме­ханизмов государственного регулирования.

Реформирование государственного устройства должно преду­сматривать укрупнение субъектов РФ, повышение статуса круп­ных экономических районов в государственном управлении с ис­пользованием организационно-экономического потенциала ин­ститута уполномоченных Президента РФ по федеральным округам и региональных ассоциаций экономического взаимодей­ствия.


В сфере правовых отношений необходимо завершить распре­деление полномочий между федеральным центром, субъекта­ми РФ и местным самоуправлением, осуществить гармонизацию федерального и регионального экономического законодательства (особенно по собственности на природные ресурсы); применять базисные законы о государственном регулировании территори­ального развития.

В процессе реформирования бюджетно-налоговой системы необходимо добиваться уменьшения числа регионов—доноров федерального бюджета (этому должно служить также укрупнение межбюджетных трансфертов на стимулирование регионального развития).

Таким образом, объективные различия регионов требуют диф­ференцированных подходов к разработке стратегий их развития. С этой точки зрения особое значение имеют выделение и нало-гизация так называемых проблемных регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.