КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные цели региональной политики
В странах рыночной экономики можно выделить две основ-Ь1е группы целей региональной политики общенационального Правительства. 1- Достижение «пространственной справедливости», предпо- агак>щее такую пространственную организацию экономической . дельности, кот°Рая призвана обеспечить равные возможности аг°состояния во всех регионах, сократить чрезмерно глубокие ЗДичия в уровне социально-экономического развития регио- То ^анная группа целей, в конечном счете, ориентирована на ' Чтобы свести к минимуму неравенство между регионами, эли- Модуль 2. Государственная региональная политика 2 1. Место региональной политики в управлении государством
минировать действие этого фактора возникновения социальных конфликтов. 2. Достижение экономической эффективности, предполагающее рациональное использование потенциала каждого региона для оптимизации общенационального благосостояния, стремление к экономически и социально оправданному уровню комплексности хозяйства регионов. Так, общая направленность региональной политики России на создание условий формирования единого экономического пространства страны предполагает не только достижение экономических результатов, но и преодоление существенных различий в социально-экономическом развитии ее субъектов. Важно осознавать внутреннюю противоречивость такого двойственного комплекса целей и необходимость выработки определенного компромисса между целями этой группы. Федеральная политика в отношении регионов представлена соответствующими целями и задачами по управлению их политическим, экономическим и социальным развитием, сформулированными федеральным центром. Собственная политика каждого региона включает цели и задачи по управлению региональным хозяйством в рамках экономического, финансового, социального, инвестиционного, внешнеэкономического и прочих направлений деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Они в совокупности определяют государственную региональную политику, направленную на осуществление стратегии России по развитию ее территории, предполагающей гибкое сочетание экономических и социальных целей.
Стратегия развития регионов представляет собой систему методов и механизмов, формируемых для осуществления планов развития, разрабатываемых в соответствии с концепцией регионального развития России и призванных оказывать необходимое воздействие на социальную, культурную и экономическую сферы жизни населения в ее регионах. Эта стратегия является составным элементом общей государственной стратегии развития страны. Формирование федеральной региональной политики предполагает согласование отдельных интересов регионов Рос-сии и общенациональных интересов. К региональной политике можно также отнести конкретные региональные аспекты, связанные с общим спектром направлений государственной поли' тики России. Осуществление государственной региональной политики предполагает использование бюджетных средств на федеральное и региональном уровнях. Реализация государственной регионалЬ' ной политики требует формирования постоянно действующей системы учета, сбора, анализа и распространения информации о демографическом, социально-экономическом, национально-культурном развитии регионов России. Подобная система призвана обеспечить разработку системы прогнозов регионального социально-экономического развития России; обоснование приоритетных аспектов развития; постановку управленческих задач; выбор механизмов реализации государственного регулирования регионального развития; выявление возможных конфликтов; оценку результативности деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по осуществлению государственной региональной политики; обоснование государственной помощи конкретным регионам; формирование особых организационно-правовых режимов в отдельных регионах. Таким образом, речь идет о целостной системе регионального мониторинга, необходимого для последовательного осуществления общегосударственной региональной стратегии.
Региональное развитие России должно осуществляться в рамках закономерных трансформаций взаимодействия воспроизводственных региональных систем, связанных с изменениями в региональных системах городов и вспомогательных населенных пунктах, а также в межрегиональных связях. При этом особое внимание должно уделяться вопросам уровня и качества жизни населения регионов и формированию тенденции к достижению однородности общего экономического пространства страны. Наряду с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в этом должны принять активное участие органы местного самоуправления и ассоциации экономического взаимодействия указанных субъектов. Можно выделить также некоторую группу целей вспомогательного характера. 3. Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства. Таким образом, можно сформулировать следующие цели региональной политики: * Укрепление экономических основ территориальной целост * содействие развитию экономической реформы, формирова- Региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капища, институциональной и рыночной инфраструктуры; * сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне соци- Модуль 2. Государственная региональная политика 2.1. Место региональной политики в управлении государством
• достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рациональности структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.
При формировании региональной политики необходимо учитывать те радикальные сдвиги в пространственной организации производства и сбыта, которые были порождены переходом мировой экономики в конце XX в. к эпохе информационной революции и глобализации социально-экономических процессов. В частности, эти сдвиги кардинально меняют контекст поиска компромисса между целями «справедливости» и «эффективности». Происходят принципиальные изменения во взаимоотношениях регионов и общенационального центра, поскольку потоки социально-экономической информации и потоки капитала распространяются лучше именно благодаря отсутствию вмешательства со стороны национальных государств. Это фундаментально меняет экономические соотношения. Роль национального государства как посредника между регионами и мировой экономикой морально устарела. Те аспекты управленческой квалификации, которые необходимы для того, чтобы проводить в жизнь глобальные решения, начинают соответствовать не уровню принятия решений в масштабе национальных государств в (искусственных) политических границах, в которые нередко объединены экономически весьма разнородные регионы, а уровню, соответствующему более сфокусированным географическим единицам. Например, на территории Китая полосу южного побережья занимает Гонконг в качестве некоторой экономически самодостаточной территориальной единицы. Аналогичным образом в Японии может быть выделен регион Кансай вокруг Осака, в Испании — Каталония. Таким образом, на территориях национальных государств выделяются отдельные хозяйственные комплексы в масштабах региона или субрегиона, которые соответствуют тем местам, где делается реальная работа и работают реальные рынки. Такие единицы в современной литературе по пространственной экономике называют «регион-страна», при этом наряду с типичной ситуацией внутринационального региона можно привести известные примеры трансграничных регионов (например, зона Копенгагена и примыкающих городов южной Швеции, зона Сингапура и примыкающих территорий Индонезии и Малайзии)' Их пространственно-экономическую специфику определяет то, что они имеют правильный размер и масштаб для того, чтобы быть подлинными современными единицами бизнеса в глобаль' ной экономике. Именно их границы и связи имеют значение в
формирующемся «мире без границ». Современные исследования выявляют тенденцию экономической неадекватности традиционных национальных государств как единиц экономической политики. Они становятся неестественными (и даже иногда невозможными) территориальными единицами бизнеса глобальной экономики. В то же время доказывается, что регион-страна в действительности является весьма эффективным портом входа в глобальную экономику. Эти аспекты развития меняют необратимым образом общую логику, определяющую поведение фирм и правильное понимание национальными государствами своей подлинной роли в региональной политике в условиях современной экономики. Следовательно, общими задачами региональной политики являются: • рациональное использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды; • развитие региональной и межрегиональной инфраструктуры; • сокращение различий в уровнях социально-экономического развития регионов; • учет региональных интересов на федеральном уровне; • рациональная схема расселения; • государственная помощь депрессивным регионам; • стимулирование развития регионов-локомотивов; • привлечение инвестиций для модернизации регионального хозяйства; • создание новых транспортных выходов на мировой рынок и обустройство торговых путей в ближнее зарубежье; • совершенствование экономического районирования страны. • обеспечение минимальных условий и качества жизни населения всех субъектов РФ; • возрождение деревень и малых городов в сельских районах с привлечением отечественных и иностранных предпринимательских структур; • снижение до приемлемого (контролируемого) уровня безра- • Упорядочение миграции населения, расселение беженцев и Модуль 2. Государственная региональная политика 2 2. Задачи и средства региональной политики
• содействие развитию зон отдыха, выделение регионов с особым (щадящим) режимом хозяйствования; подготовка нормативных актов, определяющих особенности участия негосударственных структур в развитии этих территорий.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |