Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные цели региональной политики




В странах рыночной экономики можно выделить две основ-Ь1е группы целей региональной политики общенационального Правительства.

1- Достижение «пространственной справедливости», предпо-

агак>щее такую пространственную организацию экономической

. дельности, кот°Рая призвана обеспечить равные возможности

аг°состояния во всех регионах, сократить чрезмерно глубокие

ЗДичия в уровне социально-экономического развития регио-

То ^анная группа целей, в конечном счете, ориентирована на

' Чтобы свести к минимуму неравенство между регионами, эли-



Модуль 2. Государственная региональная политика


2 1. Место региональной политики в управлении государством



 


минировать действие этого фактора возникновения социальных конфликтов.

2. Достижение экономической эффективности, предполагаю­щее рациональное использование потенциала каждого региона для оптимизации общенационального благосостояния, стремле­ние к экономически и социально оправданному уровню ком­плексности хозяйства регионов. Так, общая направленность ре­гиональной политики России на создание условий формирова­ния единого экономического пространства страны предполагает не только достижение экономических результатов, но и преодо­ление существенных различий в социально-экономическом раз­витии ее субъектов. Важно осознавать внутреннюю противоре­чивость такого двойственного комплекса целей и необходимость выработки определенного компромисса между целями этой

группы.

Федеральная политика в отношении регионов представлена соответствующими целями и задачами по управлению их полити­ческим, экономическим и социальным развитием, сформулиро­ванными федеральным центром. Собственная политика каждого региона включает цели и задачи по управлению региональным хозяйством в рамках экономического, финансового, социально­го, инвестиционного, внешнеэкономического и прочих направ­лений деятельности органов государственной власти субъек­тов РФ. Они в совокупности определяют государственную регио­нальную политику, направленную на осуществление стратегии России по развитию ее территории, предполагающей гибкое со­четание экономических и социальных целей.

Стратегия развития регионов представляет собой систему ме­тодов и механизмов, формируемых для осуществления планов развития, разрабатываемых в соответствии с концепцией регио­нального развития России и призванных оказывать необходимое воздействие на социальную, культурную и экономическую сфе­ры жизни населения в ее регионах. Эта стратегия является со­ставным элементом общей государственной стратегии развития страны. Формирование федеральной региональной политики предполагает согласование отдельных интересов регионов Рос-сии и общенациональных интересов. К региональной политике можно также отнести конкретные региональные аспекты, свя­занные с общим спектром направлений государственной поли' тики России.

Осуществление государственной региональной политики предполагает использование бюджетных средств на федеральное и региональном уровнях. Реализация государственной регионалЬ'


ной политики требует формирования постоянно действующей системы учета, сбора, анализа и распространения информации о демографическом, социально-экономическом, национально-культурном развитии регионов России. Подобная система при­звана обеспечить разработку системы прогнозов регионального социально-экономического развития России; обоснование при­оритетных аспектов развития; постановку управленческих задач; выбор механизмов реализации государственного регулирования регионального развития; выявление возможных конфликтов; оценку результативности деятельности федеральных и региональ­ных органов государственной власти по осуществлению государ­ственной региональной политики; обоснование государственной помощи конкретным регионам; формирование особых организа­ционно-правовых режимов в отдельных регионах. Таким обра­зом, речь идет о целостной системе регионального мониторинга, необходимого для последовательного осуществления общегосу­дарственной региональной стратегии.

Региональное развитие России должно осуществляться в рам­ках закономерных трансформаций взаимодействия воспроизвод­ственных региональных систем, связанных с изменениями в ре­гиональных системах городов и вспомогательных населенных пунктах, а также в межрегиональных связях. При этом особое внимание должно уделяться вопросам уровня и качества жизни населения регионов и формированию тенденции к достижению однородности общего экономического пространства страны. На­ряду с федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов РФ в этом должны принять активное участие органы местного самоуправления и ассоциации экономического взаимодействия указанных субъектов.

Можно выделить также некоторую группу целей вспомога­тельного характера.

3. Укрепление экономических основ территориальной целост­ности и стабильности государства. Таким образом, можно сфор­мулировать следующие цели региональной политики:

* Укрепление экономических основ территориальной целост­
ности и стабильности государства;

* содействие развитию экономической реформы, формирова-
ию во всех регионах многоукладной экономики, становлению

Региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капи­ща, институциональной и рыночной инфраструктуры;

* сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне соци-
но-экономического развития регионов;.....



Модуль 2. Государственная региональная политика


2.1. Место региональной политики в управлении государством



 


• достижение экономически и социально оправданного уров­ня комплексности и рациональности структуры хозяйства регио­нов, повышение жизнеспособности региональной экономики.

При формировании региональной политики необходимо учи­тывать те радикальные сдвиги в пространственной организации производства и сбыта, которые были порождены переходом ми­ровой экономики в конце XX в. к эпохе информационной рево­люции и глобализации социально-экономических процессов. В частности, эти сдвиги кардинально меняют контекст поиска компромисса между целями «справедливости» и «эффективно­сти». Происходят принципиальные изменения во взаимоотноше­ниях регионов и общенационального центра, поскольку потоки социально-экономической информации и потоки капитала рас­пространяются лучше именно благодаря отсутствию вмешатель­ства со стороны национальных государств. Это фундаментально меняет экономические соотношения. Роль национального госу­дарства как посредника между регионами и мировой экономикой морально устарела.

Те аспекты управленческой квалификации, которые необхо­димы для того, чтобы проводить в жизнь глобальные решения, начинают соответствовать не уровню принятия решений в мас­штабе национальных государств в (искусственных) политических границах, в которые нередко объединены экономически весьма разнородные регионы, а уровню, соответствующему более сфоку­сированным географическим единицам. Например, на террито­рии Китая полосу южного побережья занимает Гонконг в качест­ве некоторой экономически самодостаточной территориальной единицы. Аналогичным образом в Японии может быть выделен регион Кансай вокруг Осака, в Испании — Каталония. Таким образом, на территориях национальных государств выделяются отдельные хозяйственные комплексы в масштабах региона или субрегиона, которые соответствуют тем местам, где делается ре­альная работа и работают реальные рынки.

Такие единицы в современной литературе по пространствен­ной экономике называют «регион-страна», при этом наряду с ти­пичной ситуацией внутринационального региона можно привес­ти известные примеры трансграничных регионов (например, зо­на Копенгагена и примыкающих городов южной Швеции, зона Сингапура и примыкающих территорий Индонезии и Малайзии)' Их пространственно-экономическую специфику определяет то, что они имеют правильный размер и масштаб для того, чтобы быть подлинными современными единицами бизнеса в глобаль' ной экономике. Именно их границы и связи имеют значение в


формирующемся «мире без границ». Современные исследования выявляют тенденцию экономической неадекватности традицион­ных национальных государств как единиц экономической поли­тики. Они становятся неестественными (и даже иногда невоз­можными) территориальными единицами бизнеса глобальной экономики. В то же время доказывается, что регион-страна в действительности является весьма эффективным портом входа в глобальную экономику. Эти аспекты развития меняют необрати­мым образом общую логику, определяющую поведение фирм и правильное понимание национальными государствами своей подлинной роли в региональной политике в условиях современ­ной экономики.

Следовательно, общими задачами региональной политики яв­ляются:

• рациональное использование природных ресурсов, предот­вращение загрязнения окружающей среды;

• развитие региональной и межрегиональной инфраструк­туры;

• сокращение различий в уровнях социально-экономического развития регионов;

• учет региональных интересов на федеральном уровне;

• рациональная схема расселения;

• государственная помощь депрессивным регионам;

• стимулирование развития регионов-локомотивов;

• привлечение инвестиций для модернизации регионального хозяйства;

• создание новых транспортных выходов на мировой рынок и обустройство торговых путей в ближнее зарубежье;

• совершенствование экономического районирования страны.
К социальным задачам региональной политики относятся:

• обеспечение минимальных условий и качества жизни насе­ления всех субъектов РФ;

• возрождение деревень и малых городов в сельских районах с привлечением отечественных и иностранных предприниматель­ских структур;

• снижение до приемлемого (контролируемого) уровня безра-
°тицы как в крупных центрах и индустриальных районах, так и
Небольших населенных пунктах, в том числе с помощью малого
сРеднего бизнеса;

• Упорядочение миграции населения, расселение беженцев и
Мобилизованных военнослужащих, разработка механизма эко-
Мических льгот для включения их в рыночной процесс;



Модуль 2. Государственная региональная политика


2 2. Задачи и средства региональной политики



 


• содействие развитию зон отдыха, выделение регионов с осо­бым (щадящим) режимом хозяйствования; подготовка норматив­ных актов, определяющих особенности участия негосударствен­ных структур в развитии этих территорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.