Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система управления СЭЗ




Термин «система» в данном случае используется для характе­ристики проектируемого объекта как нечто целое (единое) слож­ное, о котором невозможно сразу получить представление, не изобразив его графически.

Система управления СЭЗ представляет собой множество взаи­мосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое я реализующих процесс управления для достижения поставленных целей создания и функционирования СЭЗ.

Разработка системы управления СЭЗ — это новый проиесС для российской науки и практики. Его сложность обусловливает­ся следующими факторами:


 

• отсутствием единой нормативно-правовой базы образования и функционирования различного типа СЭЗ на территории Рос­сии;

• состоянием экономики территорий СЭЗ как особых терри­торий;

• спецификой самих СЭЗ.

Система управления СЭЗ может состоять из следующих эле­ментов:

• концепции управления СЭЗ;

• цели управления (стратегические, тактические);

• принципы управления;

• информация управления;

• техника управления;

• технология управления;

• управленческое решение;

• функции управления;

• структура управления;

• организационная структура;

• методы управления;

• регламенты управления.

Комплексное моделирование системы управления (СУ) СЭЗ является сложной научной проблемой, носит индивидуальный характер и до настоящего времени не в полной мере решена стратегическим менеджментом. В то же время существующая система многоуровневого государственного управления (феде­рального, регионального, муниципального) весьма сложна и про­тиворечива, а ее закономерности до конца не раскрыты теорией государственного и муниципального управления.

Вместе с тем возможно моделирование отдельных элементов системы управления СЭЗ там, где эти закономерности раскрыты, а также имеется нормативная база и методика исследования.

Структурная модель системы управления СЭЗ — эта форма представления связей и отношений между элементами и подсис­темами системы управления. Особенности моделирования струк­туры управления СЭЗ вытекают из специфики самих экономиче­ских систем. При этом должны:

• учитываться проявления человеческого фактора;

• отражаться в модели пространственно-временная распреде­ленность системы;

• учитываться разнообразия условий функционирования СЭЗ производственные, экономические, социальные, правовые и %гие факторы);



Модуль 3. Особенности регионального управления в СЭЗ


3.1. История развития СЭЗ. Российский опыт создания СЭЗ 129


 


• учитываться необходимость переработки больших объемов
информации, а также ее сохранности и недопущения деформа­
ции в собственных целях.

При разработке структуры системы управления СЭЗ или ее модели необходимо учитывать влияние следующих факторов:

• цели, миссия и философия управляемого объекта;

• наличие ресурсов, необходимых системе управления СЭЗ;

• масштаб и тип производства, операционность процесса, ко­личество и сложность операций, наличие развитой инфраструк­туры;

• организационно-технический уровень зоны: выпускаемая продукция, используемая технология, средства производства, корпоративная культура и т. п.

Формирование СУ СЭЗ требует знания правил ее оптимиза­ции, а также принципов их построения.

К числу правил можно отнести следующие:

а) максимально развивать непосредственные связи между объ­
ектами управления в зоне, пока они не вступают в противоречие
друг с другом;

б) по мере возможности уменьшать число уровней централи­
зованного управления;

в) добиваться максимальной общей связанности элементов
СУ даже за счет снижения потенциала маломощных объектов
управления;

г) группировать службы управления таким образом, чтобы
взаимосвязи между ними требовали минимального согласования
в других органах управления (федеральных, региональных, муни­
ципальных и органах самоуправления).

Принципами построения СУ являются:

а) комплексность — охват всех целей и функций управле­
ния;

б) профилактичность — прогнозирование, планирование (в
основном долгосрочное) и построение краткосрочных планов;

в) оптимальность — возможность построения модели, которая
позволяет оптимизировать оргструктуру;

г) оперативность — управляющее решение не должно запаз­
дывать;

д) надежность — бесперебойная работа системы управления
СЭЗ, ее живучесть и адаптивность к внешним воздействиям;

е) гибкость — способность функционировать в условиях перс
менных целей и непредвиденных ситуациях.


Система управления СЭЗ имеет свою специфическую функ­циональную структуру и подразделяется по признаку выполняе­мых функций на следующие подсистемы: функциональные, обеспечивающие, целевые.

Функциональные подсистемы выделяют по функциям управле­ния, имеющим единую целевую направленность, например, под­система управления технической подготовкой производства; тех­нико-экономическое планирование; оперативное управление производством; управление сбытом; управление финансами; управление инвестициями; управление рисками; управление ин­новациями; управление новыми технологиями; управление мате­риально-техническим снабжением; управление ресурсами зоны; управление персоналом; управление маркетингом и т. п.

Обеспечивающие подсистемы выделяют по признаку функций, обеспечивающих условия реализации решений, которые выраба­тываются в функциональных подсистемах, например, информа­ционное обеспечение; программное обеспечение; организацион­но-экономическое обеспечение; правовое обеспечение и т. д.

Целевые подсистемы выделяют по признаку целей, на реализа­цию которых они направлены, например, управление качеством; управление основным производством; управление вспомогатель­ным производством; управление научно-техническим развитием; управление социальным развитием зоны; управление охраной окружающей среды и т. д.

Функциональную структуру СУ СЭЗ можно отразить в виде матричной или пространственной модели. Например, матричная модель может выглядеть так, как это представлено в табл. 3.1.

Наиболее простым и наглядным методом является матрич­ный. Матрица распределения функций управления между струк­турными подразделениями представлена в табл. 3.2, строками ко­торой являются конкретные функции управления регионом, а столбцами — структурные подразделения аппарата управления. На пересечении столбцов и строк показываются основные опера­ции управления по конкретной функции, за реализацию которой °твечает структурное подразделение.

Таблица 3.1

Функциональные подсистемы
Целевые подсистемы



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.