КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы и пути развития эффективного регионального управления
Основная часть 4.1.1. Построение экономических эффективных систем. Возможности и требования к системе Эффективные системы управления в современных условиях позволяют: 1) перестроить существующую организационную структуру и • ликвидировать или значительно сократить дублирование функций (работ); • создать или выстроить иерархию целей; • сформулировать и определить показатели эффективности; • более качественно учитывать и решать интересы ключевых пользователей услуг; 2) создать или усовершенствовать существующую систему • ориентироваться на достижение высоких результатов; • организовывать и проводить регулярный мониторинг функционирования системы; • формировать и управлять бюджетом на основании планируемых и реальных результатов; • внедрять и использовать электронные средства и программы обработки информации; 3) разработать и внедрить современную систему управления • эффективно формировать штатное расписание; • рационально распределить ресурсы; • обеспечить учет индивидуального вклада сотрудников в деятельность организации; • сформировать и реализовать систему мотивации персонала; • обеспечить рост и профессиональное развитие персонала; • внедрить систему управления контролем качества; 156 Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.1. Проблемы и пути развития эффективного управления 157
4) реализовать принцип тотального контроля качества: • обеспечить прозрачность и полноту внутренней и внешней информации; • осуществлять учет собственных ошибок и активно использовать положительные результаты.
Эффективная система управления строится на целом ряде причинно-следственных связей, сформулированных на базе стратегии развития региона, и включает взаимосвязанные оценочные показатели, информацию о промежуточных этапах ее функционирования, а также ряд элементов, необходимых для реализации ее стратегических целей. Прежде всего в ней должны быть сформулированы миссия, отражающая видение региона, которое обсуждено и поддержано населением, а также ожидаемые результаты. Кроме того, в ней содержится модель взаимосвязи между целями и задачами отдельных объектов региона и целями всего региона. Эффективная система региона должна обеспечивать необходимую обратную связь. Разработанные гипотезы развития региона в период реализации, при наличии устойчивой обратной связи, имеют возможность тестирования и определения актуальности, а также уточнения или изменения. И наконец, эффективная система управления должна позволять регулярно уточнять и пересматривать стратегию развития региона, что чрезвычайно важно для процесса стратегического управления региона. Причины необходимости повышения эффективности управления экономикой и социальной сферой заключаются в следующем: 1. Правовые и рыночные регуляторы действуют в отлаженном хозяйстве в развитой рыночной инфраструктуре с общей высокой рыночной культурой нации в четком и жестком правовом пространстве. 2. Многие российские регионы и предприятия оказались совершенно не готовы и не адаптировались до сих пор к частичному уходу государства из сферы управления экономикой. 3. Государственное регулирование имеет решающую и определяющую роль именно на стадии кризиса, о чем свидетельствует мировой опыт. Автоматические рыночные регуляторы в состоянии эффективно действовать только в условиях сбалансированного хозяйства.
4. Страны со сложившейся рыночной экономикой, как правило, стремятся к гибкому сочетанию государственного регулирования с рыночными механизмами на основе стимулирования преД' принимательской активности и оживления покупательского спроса населения. 4.1.2. Эффективность региональной системы управления агропромышленным комплексом Агропромышленный комплекс (АПК), сформированный как интегрированная структура сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технического обеспечения и агросервисного обслуживания, в настоящее время не представляет собой целостной системы. Система государственного управления им как единым специфическим народно-хозяйственным объектом распалась. Функции государственного управления АПК рассредоточены между четырьмя различными министерствами и органами управления в субъектах РФ. Распыленность и недостаточность мер государственного регулирования привела к нарушению межотраслевых и региональных связей, к несогласованности интересов на различных стадиях производства и реализации продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, а также к монополизации производства в АПК. Ведущим федеральным органом исполнительной власти в АПК является Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. В его функции входит проведение государственной аграрной политики и осуществление управления АПК. С его помощью достигается государственное регулирование, единство и координация деятельности системы органов государственного управления АПК. В субъектах РФ государственное управление реализуется через министерства, управления (департаменты) сельского хозяйства и продовольствия, управления (отделы) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящихся в структуре соответствующих правительств и администраций. Их функции, структура, численный состав определяются правительством (администрацией) субъектов РФ. Для повышения Управляемости базовыми специализированными отраслями АПК вводится институт федеральных структур Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в субъектах РФ с содержанием их работников за счет средств федерального бюджета.
Задачи органов управления на уровне региона в условиях Рынка и многообразия форм собственности сводятся к следующему: • разработка и реализация стратегии развития АПК; • проведение социальной, продовольственной и научно-технической политики, а также прогнозирование развития АПК;, Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.1. Проблемы и пути развития эффективного управления
• управление государственной собственностью; • формирование системы экономических нормативов по регулированию продовольственного рынка и земельных отношений; • организация санитарного, карантинного, экологического, семенного и ветеринарного контроля; • государственное регулирование агропромышленного производства через бюджетные средства, дотации, кредиты, инвестиции, фонды. Для субъектов РФ основными функциями региональных структур (министерства, управления, департамента) являются: • управление государственной собственностью и земельными ресурсами; • разработка и осуществление целевых государственных программ по основным направлениям аграрной и продовольственной политики, а также развитию отраслей АПК; • реформирование структуры регионального агропромышленного комплекса; • проведение инвестиционной политики, контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов; • лицензирование и контроль за выполнением лицензионных требований; • регулирование региональных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, создание рыночной инфраструктуры; • осуществление мер по воспроизводству плодородия и сохранению почв, защите растений и охране окружающей среды; • содействие развитию эффективных организационно-хозяйственных формирований, а также коммерциализации и демонополизации агропромышленного производства; • научное, кадровое и информационное обеспечение. В то же время в период повышения активности предпринимательской деятельности возникает необходимость создания специальной программы маркетингового, консультационного и информационного обеспечения, а также развития аудита.
Одним из путей эффективного управления АПК является создание сети региональных и межрегиональных оптовых продовольственных рынков, развитие аукционной торговли, функционирование оптовых и розничных ярмарок по продаже всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Формирование системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, разных видов работ и услуг в области снабжения, ремонта, технического обслуживания, энергетики, транспорта, связи и то- му подобного позволит наладить обеспечение АПК промышленной продукцией. В целом по России перспективы развития рынков сельскохозяйственной продукции, материально-технических ресурсов и услуг, трудовых ресурсов представляются неблагоприятными. Отрицательное влияние оказывают следующие макроэкономические факторы: • сокращение бюджетного финансирования; • недостаточное функционирование государственных и рыночных институтов управления; • повышение ставок процента по кредитам; • снижение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей; • резкое снижение использования достижений научно-технического прогресса; • диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; • рост инфляции и безработицы. Учитывая экономическую природу и особенности деятельности АПК, развитие рыночных отношений должно осуществляться поэтапно на основе государственного регулирования. Под государственным регулированием необходимо понимать экономическое воздействие государства на производство, переработку, реализацию сельскохозяйственного сырья и агропромышленной продукции, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение товаропроизводителей. Одним из путей повышения эффективности управления АПК являются разработка и реализация целевых комплексных программ как важного фактора воздействия государства на развитие научно-технического прогресса в АПК и поддержание продовольственной безопасности региона. На практике программы классифицируются по уровню принятия и назначению. По уровню принятия программы подразделяются на федеральные, региональные и смешанные (федерально-региональные, регионально-территориальные), совместные (с иностранными инвесторами). Федеральные и региональные целевые комплексные програм 160 Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.1. Проблемы и пути развития эффективного управления 161
По назначению программы делятся на экономические, социально-экономические, социально-политические, целевые продуктовые, научно-технические, социальные. В условиях утраты функций централизованного планирования, ограниченности ресурсов целевые комплексные программы позволяют концентрировать имеющиеся материальные, финансовые и трудовые ресурсы на достижении конкретной цели, а также комплексно учитывать степень влияния различных факторов. 4.1.3. Эффективность управления региональной собственностью Собственность регионов занимает важное место в стратегии их развития и в связи с этим остро встает вопрос об эффективности управления государственной собственностью. В отдельных регионах законодательно дано определение управления государственной собственностью на уровне региона. В частности, закон Пермской области «Об управлении государственной собственностью Пермской области» обозначил управление государственной собственностью как понятие, включающее «принятие нормативно-правовых актов органами государственной власти области по вопросам приобретения, отчуждения, преобразования и использования государственного имущества, находящегося в государственной собственности Пермской области». При этом основной целью управления и распоряжения государственной областной собственностью является «обеспечение эффективного использования государственного имущества и увеличение на этой основе доходов бюджета области». Достижение вышеуказанной основной цели может обеспечиваться путем решения следующих задач: • создание и эффективное взаимодействие системы органов, осуществляющих управление и распоряжение государственной областной собственностью; • обеспечение учета государственного областного имущества и государственной регистрации прав на него; • обеспечение постоянного контроля над использованием государственного областного имущества, проведение необходимых мероприятий с целью повышения эффективности его использования. Если учесть, что эффективность определяется степенью ДОс' тижения поставленных целей, а основная цель сформулирована в виде финансовой отдачи от использования государственного имущества, то остается незатронутым социальный аспект данного вопроса, а он весьма важен при детальном рассмотрении различных форм управления и распоряжения государственной и региональной собственностью. Основными среди сложившихся на данный момент формами управления и распоряжения государственной и региональной собственностью являются: • передача объектов из региональной, федеральной, муниципальной и иных форм собственности, а также закрепление объектов в государственной региональной собственности при их движении в обратном направлении; • закрепление имущества за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения; • закрепление имущества за государственными учреждениями на праве оперативного управления; • сдача государственного имущества в аренду; • передача имущества в безвозмездное пользование; • продажа (приватизация) имущества и приобретение имущества в интересах региона. За каждой из перечисленных форм стоит социальный подтекст. И не всегда при оценке эффективности управления государственным региональным имуществом целесообразно признавать финансовый критерий основным и единственным. Например, при закреплении имущества на правах хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями автотранспорта, ЖКХ и тому подобными предприятиями управление имуществом региона уже можно считать достаточно эффективным, если данные предприятия справляются с возложенными на них общественными функциями. При этом значимость финансовой стороны не преуменьшается и идеальным вариантом можно считать сочетание выполняемых общественных функций с получением нормальной прибыли и пополнением на ее основе регионального бюджета. Таким образом, следует подчеркнуть необходимость комплексного и всестороннего подхода к оценке эффективности управления и распоряжения государственным региональным имуществом. Однако государственное управление на региональном уровне в сфере отношений собственности в настоящее время неправо-Мерно ограничивается только сферой государственной собственности. Вместе с тем региональная экономика — единая система, в которой тесно взаимодействуют хозяйствующие субъекты всех Форм собственности и в связи с этим государственное регулиро- Модуль 4. Эффективное региональное управление 4.1. Проблемы и пути развития эффективного управления
вание на региональном уровне должно охватывать как государственный, так и не государственный сектор экономики. Субъект РФ в обязательном порядке должен оказывать регулирующее воздействие на такие отрасли системы жизнеобеспечения региона, как легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, энергетика, транспорт и связь. Учету должны подлежать все составляющие национального богатства, находящиеся на его территории (природные ресурсы, финансовые средства и др.). В целом сложившаяся структура собственности и реализуемые в регионах отношения собственности недостаточно эффективны, не улучшают общеэкономическую ситуацию в стране и более того являются одной из причин системного кризиса. Несмотря на то, что в мировой практике давно существует тенденция отхода от отраслевой ориентации предприятий из-за высокой прибыльности и многоцелевого использования ресурсов предприятия, функции и структура российских государственных органов управления хозяйством региона сохраняют старые черты существовавшей системы управления, базировавшейся на отраслевом принципе. Система государственного управления остается консервативной, не учитывает специфику регионального хозяйственного образования как объекта управления, а также характер изменений, произошедших в экономических отношениях вследствие реформирования института собственности. Повышение эффективности региональной системы государственного управления отношениями собственности тесно связано с отработкой механизмов комплексного развития экономики региона и требует решения следующих задач: • разработка концепции преобразования системы управления экономикой региона, выработка в ее составе стратегии совершенствования блока государственного регулирования отношений собственности; • создание правового базиса для возвращения собственности из частной в государственную, если за этим стоят соображения экономической целесообразности и социальной справедливости; • четкое разделение сфер деятельности, устранение несогласованности задач и дублирования функций соответствующих региональных органов управления, усиление роли функционального подхода к построению организационных управленческих структур; • расширение интервала управляющего воздействия государства прежде всего в «зонах» естественных монополий, повышение уровня управляемости развитием хозяйства региона; • создание единого органа управления государственной собственностью субъекта РФ, построение его подразделений по функциональному признаку.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |