Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Можно провести обсуждение ситуации в виде деловой игры




Деловая игра по разработке управленческого решения

методом коллективного генерирования идей («мозговой атаки»)

Этапы:

Разбить студентов на подгруппы по 5–6 чел.

Формулировать проблему с учетом ее актуальности и коллективных интересов (10–15 мин.).

Разминка (упражнение в быстром поиске ответов на поставленные ведущим вопросы и задачи) (10–15 мин.).

Разработка проблемы (предложение идей) (35-45 мин.).

Оценка, классификация и отбор наиболее совершенных идей (15–20 мин.).

Оценка деятельности подгрупп по следующим критериям: 1) правильность и оригинальность идеи; 2) комплексность и глубина анализа рассматриваемой проблемы; 3) соблюдение регламента в процессе дискуссии; 4) активность группы; 5) корректность взаимоотношений.

Задание

Создайте модель управленческого решения по предложенному шаблону и аналогичную без него. Сравните принятые решения.

Контрольный листок.

Решение будет надежнее, если Вы ответите на следующие вопросы:

КТО?

Кто должен принимать решение?

Кто будет принимать решение?

Если ответ на эти вопросы не один и тот же, то как это поправить?

С кем посоветоваться по поводу принимаемого решения?

Кто должен участвовать в процессе принятия решения?

Какие сферы деятельности будут затронуты принимаемым решением?

Кого нужно проинформировать о решении?

Кто будет отвечать за принятое решение?

Кто будет отвечать за результаты?

ЧТО?

Что должно быть решено? (идеальная ситуация)

Что нужно решить? (минимум приемлемое положение)

Что можно решить? (что реально сделать сейчас с надеждой добраться до максимума, идеала)

Какая требуется информация?

Какие факты имеются в нашем распоряжении?

Каких сведений недостает?

Какие формальные коммуникации надо задействовать?

Какие неформальные коммуникации могут быть использованы?

Какие выгоды принесет решение?

Какие угрожающие последствия надо учесть?

Каков возможный риск?

Что может помешать действиям руководства и исполнителей?

ГДЕ?

Где найти необходимых людей?

Где найти недостающую информацию?

КОГДА?

Когда должно, нужно, можно принимать решение?

Когда следует объявить о нем?

Когда следует приступать к его выполнению?

КАК?

Как достать необходимую информацию?

Как найти нужных людей?

Как заручиться поддержкой, обеспечить участие и помощь персонала?

Как осуществлять решение?

Основная литература

1. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. Учебно-практическое пособие. – М., 1998. Гл. 3.

2. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. Глава 7.

3. Глущенко В.В. Глущенко И.И. Разработка управленческого решения: Прогнозирование – планирование, теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 2000.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело, 1992. Гл. 7–8.

5. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2001. Глава 4.

6. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Иванова. – М., 2000. Глава 15.

 

Дополнительная литература

1 Вортман М.А., Лифшиц А.С. Разработка управленческого решения: Текст лекций / Науч. ред. В.И. Куликов. – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1999.

2. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. – М.: МНИИПУ, 1997.

3. Иноземцев В.К. Технология разработки управленческого решения. Учебное пособие для студ. эконом. спец. – Саратов: Саратов. гос. технич. ун-т, 1999.

4. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в волшебных странах: Учебник. – М.: Логос, 2000.

7. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000.

8. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000.

9. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высшая шк., 2000.

10. Юкаев В.С. Управленческие решения: Учеб. пос. – М.: Издат. дом «Дашков и К», 1999.

 

ЛИТЕРАТУРА

24. Албастова Л.Н. Организационное поведение государственных и муниципальных служащих // Государственная и муниципальная служба / Под ред. Г.П. Зинченко, В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 245 с.

25. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя. – М.; Экономика, 1993. – 367 с.

26. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989. – 516 с.

27. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юридическая литература, 1997. – 245 с.

28. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно–функциональные вопросы): Учебное пособие. М.: Экономика, 2000. – 302 с.

29. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1988. – 432 с.

30. Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1. – С. 60–65.

31. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 216 с.

32. Беляцкий Н. Изменение функций руководителя в новых условиях // Проблемы теории и практики управления. 2000. – № 3. – С. 97–100.

33. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. – М.: Наука, 1969. – С. 39–87.

34. Бланчард К., Джонсон С. Менеджмент: Шаги к успеху. – Ярославль, 1991. – 199 с.

35. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления: Пер. с англ. Киев: Наукова думка, 1990. – 274 с.

36. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. – М.: Экономика, 1989. – 467 с. [см. также изд.: Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (Тектология). Ч.1. – Л.; М., 1925].

37. Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997. – 487 с.

38. Булыгин Ю.Е., Волковский В.И. Основы теории организации социального управления: Учебное пособие. – М.: ЧеРо, 2000. – 136 с.

39. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 139 с.

40. Ватанабэ Х. Изучение управленческих отношений в японских компаниях в России // Менеджмент. 1996. № 2.– С. 46-58.

41. Вейл П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотических перемен. – М.: Новости, 1993. – 222 с.

42. Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. М.: Ин-т новой экономики, 1996. – 203 с.

43. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Пер. с англ. – М.: Наука, 1983. – 339 с.

44. Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие (очерки по социологии научной организации труда и управления). 2-е изд испр. и доп.. – М.: Изд-во НКРКИ СССР, 1925. – 250 с.

45. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 252 с.

46. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М.: Дело, 1998. – 213 с.

47. Вортман М.А., Лифшиц А.С. Разработка управленческого решения: Текст лекций / Науч. ред. В.И. Куликов. – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1999. – 47 с.

48. Вудкок М, Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Малое предприятие «Дело», 1991. – 189 с.

49. Гастев А.К. Предисловие к русскому изданию книги А. Файоля «Общее и промышленное управление»: Пер. с фр. / Науч. ред. Е.А. Кочерина. – М.: Контроллинг, 1992. – 321 с.

50. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Наука, 1972 (2-е изд.: М., 1998). – 536 с.

51. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: ИНИТИ. Банки и биржи, 1997. – 278 с.

52. Глиньский Б. О японском опыте управления // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4. – С. 110–114.

53. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учебный курс. М.: Изд-во «Вестник», 1997. – 300 с.

54. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – М., 2000. – 416 с.

55. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление: Менеджмент территорий и отраслей. – СПб.: ИУЭ, 2001. –350 с.

56. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1–2. – М.: МНИИПУ, 1998. – 478 с.

57. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 640 с.

58. Государственное и муниципальное управление: история, теория и практика: Сб. науч. статей и сообщений. – Казань: Изд-во КГТУ, 2002. – 360 с.

59. Государственное и муниципальное управление. Справочник / Отв. ред. Н.И. Глазунов. М.: «Магистр», 1997. – 496 с.

60. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в меж­дународной корпорации. – М.: Прогресс, 1993. – 265 с.

61. Грейсон Дж.К.мл., 0'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. – 298 с.

62. Гурней Б. Введение в науку управление. Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1969 – 309 с.

63. Данилов А. К новой парадигме управления мировыми процессами // Проблемы теории и практики управления. – 2001. № 1. – С. 41–46.

64. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Система и руководство. Теория систем и руководство системами / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1971. – 312 с.

65. Дизель М.П., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. – М.: Прогресс, 1993.

66. Достанко П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4. – С. 87–92.

67. Дракер П.Ф. Эффективное управление/ Пер. с англ. – М.: Экономика, 1998. – 130 с.

68. Друкер П. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. – М.: ЮНИТИ. Банки и биржи,1994. – 297 с.

69. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с.

70. Друкер П. Как выйти в лидеры. Практика и принципы – М.: Прогресс, 1993. – 350 с.

71. Друкер П. Эффективное управление: Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

72. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. – М.: Наука, 1996. – 259 с.

73. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Прогресс, 1996. – 201 с.

74. Зайцев Б.Ф. Система методов управления. – М.: Наука, 1989.- 311 с.

75. Зигерт В., Ганг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990. – 334 с.

76. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Полис. – 1996. – № 1. – С. 115-128.

77. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К., Албастова Л.Н. и др. Профессионализм в системе государственной службы. – Ростов-на-Дону,: Феникс, 1997. – 249 с.

78. Иноземцев В.К. Технология разработки управленческого решения: Учебное пособие для студ. эконом. спец. – Саратов: СГТУ, 1999. – 58 с.

79. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

80. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 297 с.

81. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 367 с.

82. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1999.

83. Клиланд Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление. – М.: Наука, 1974. – 405 с.

84. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

85. Козлов В.Д. Управление организационной культурой. – М.: Экономика, 1990. – 276 с.

86. Корицкий Э.Б. Советская управленческая мысль 20-х годов: краткий именной справочник. – М.: Экономика, 1990. – 223 с.

87. Коротков Э.М. Креативное образование современного менеджера // Бизнес-образование. – 1998. – Вып. 1(4). – С. 28-39.

88. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический Проспект, 2000.

89. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993. – 179 с.

90. «Кроссворды» для руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М.: Дело, 1992. – 136 с.

91. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. – М.: Экономика, 1992. – 310 с.

92. Кунц Г., О Донелл. С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. Т. 1, 2. – М.: Прогресс, 1981. – 598 с.

93. Кэхилл Дж. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1. – С. 92–93.

94. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в волшебных странах: Учебник. – М.: Логос, 2000.

95. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 512 с.

96. Лобанов В. США: модели компетентности руководителей государственных учреждений // Проблемы теории и практики управления. – 1996. – №1. – С. 72–77.

97. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес–школа «Интел-синтез», 2001. – 318 с.

98. Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М.: Наука, 1982. – 302 с.

99. Мейрер П. Культура бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 4. – С. 97–101.

100. Менеджмент организации / Учебное пособие под ред. проф. З.П. Румянцева и проф. Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 236 с.

101. Меньшиков С. Уроки западного регулирования для России // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 4. – С. 40–45.

102. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира: [Пер. с англ.] / Общ. ред. и предисл. В.С. Загашвили. – М.: Прогресс, 1991. – 453 с.

103. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

104. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 1999. Глава 17.

105. Мир управления проектами / Под ред. Х. Ремке, Х. Шел­ле. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1994. – 419 с.

106. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управ­ления. Стиль и методы работы руководителя. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 225 с.

107. Монден Я. «Тоета»: методы эффективного управления. Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 287 с.

108. Морита А. Сделано в Японии: история фирмы «Сони». – М.: Прогресс, 1993. – 310 с.

109. Морозов Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. – М.: Наука, 1995. – 356 с.

110. Нельсон Б., Экономи П. Умение управлять для «чайников». – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 208 с.

111. Организация и управление в государственных учреждениях / А. Лоутон, Э. Роуз. – М., 1993. – 389 с.

112. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. А.А. Радугин. – М.: Изд-во «Центр», 1998. – 432 с.

113. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В.Н. Иванова. М.: Экономика, 2000. – 270 с.

114. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984. – 183 с.

115. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ. / Состав. и авт. предисл. В.С. Муравьев. – М.: Прогресс, 1989. – 448 с.

116. Паркинсон С., Рустомджи М. Искусство управления. – СПб.: ИУЭ, 1992. – 227 с.

117. Перлаки И. Нововведения в организациях. – М.: Прогресс, 1980.

118. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 399 с.

119. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). – М.: Прогресс, 1986. – 345 с.

120. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1984. – 364 с.

121. Практикум по теории управления: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.

122. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 1995. – 402 с.

123. Пригожин А. Проблема синергии организационных куль­тур в русско-американских совместных предприятиях // Менеджмент. – 1995. – № 1. – С. 60–77.

124. Ритвельдт Д., Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 3. – С. 34–38.

125. Роджерс Ф. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек – фирма – маркетинг. – М.Прогресс, 1990. – 374 с.

126. Румянцева З.К. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 304 с.

127. Садлер Дж., Лобанов В. Повышение эффективности органов местной власти: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2. – С. 82–86.

128. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. Управление по результатам. – М.: Прогресс, 1993. – 318 с.

129. Секиринский С. Роль губернаторов в управлении // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 2. – С. 123–127.

130. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 196 с.

131. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М.: Высш. шк., 1990. – 302 с.

132. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 271 с.

133. Современное управление: Энциклопедический справочник. В 2-х т. – М.: «Издатцентр», 1997. – 798 с.

134. Социальные технологии: Толковый словарь / Под ред. Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванова. – М.; Белгород, 1995. – 312 с.

135. Старосьцяк Е. Элементы науки управления. Пер. с польск. – М.Прогресс, 1965. – 328 с.

136. Таранов П.С. Управление без тайн. – Симферополь: Таврида, 1993. – 470 с.

137. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М.: Прогресс, 1991. – 237 с.

138. Типы руководителей – стили управления. – Новосибирск: Наука, 1992. – 126 с.

139. Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизации. – М.: Прогресс, 1990. – 189 с.

140. Толковый словарь по управлению. – М.: Аланс, 1994. – 256 с.

141. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник: Пер. с англ. / Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 374 с.

142. Травич В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Высш.шк., 1995. – 234 с.

143. Управление персоналом в системе государственной службы. Учебное пособие. Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Х.А. Беков и др. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 224 с.

144. Управление – это наука и искусство: [Сборник]. – М.: Республика, 1992. – 349 с.

145. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра. – М. Дело, 1992. – 314 с.

146. Уткин Э.А. Профессия – менеджер. – М.: Экономика, 1992. – 176 с.

147. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. В 5 т. – М.: Прогресс, 1992.

148. Федяев А.П. Организация и управление: системный анализ. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – 279 с.

149. Филанович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организацией» Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 229 с.

150. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. – М.: Прогресс, 1989. – 178 с.

151. Форд Г. Сегодня и завтра. – М: Финансы и статистика, 1992. – 237 с.

152. Франчук В.И. Общая теория управления.– М.: Наука, 1994.–394 с.

153. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер. с англ. – М.: Изд-во «Новости», 1992. – 304 с.

154. Хант Дж. У. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. – 249 с.

155. Чиканова Л.А. Государственные служащие / Под ред. проф. Б.А. Шеломова. – М.: Юристъ, 1998. – 112 с.

156. Шепель В.М. Управленческая этика. – М.: Дело, 1989.– 249 с.

157. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 239 с.

158. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высш. шк., 2000. – 319 с.

159. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации. – М.: Экономика, 1994. – 258 с.

160. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № 4. – С. 102–106.

161. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. нем. – М.: Наука, 1991. – 325 с.

162. Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. – М.: Наука, ТОО «Ордынка», 1996. – 606 с.

163. Юкаев В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Издат. дом «Дашков и К», 1999. – 292 с.

164. Якокка Ли. Карьера менеджера. – Тольятти: Издат. дом «Довгань», 1995. – 359 с.

 

ТЕСТЫ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 

1. Что из перечисленного не относится к общенаучным методологическим подходам:

а) системный;

б) сравнительно-исторический;

в) бихевиоризм.

 

2. Важнейшее понятие, используемое в ситуационном подходе:

а) управленческая ситуация;

б) экономическая ситуация;

в) политическая ситуация.

 

3. В ходе экспериментов Ф. Тэйлора производительность труда была достигнута за счет:

а) интенсификации труда;

б) рационализации труда;

в) экстенсификации труда.

 

4. Первая школа научного управления была представлена:

а) рационалистической школой;

б) классической школой;

в) поведенческой школо.й

 

5. Методологическую основу «научной школы управления» составлял:

а) подход к организации как состоящей из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов;

б) процессный подход к организации как целостной системе.

 

6. Принцип «экономического человека» лежал в основе теории:

а ) Ф. Тейлора;

б) М. Вебера;

в) К. Маркса.

7. Пионером в области экспериментов, исследовавших факторы производительности труда, был:

а) Ф. Тэйлор;

б) Г. Форд;

в) Р. Оуэн.

 

8. В числе 14 принципов административного управления были: (лишние исключить)

а) разделение труда;

б) дисциплина;

в) подчинение частных интересов общим;

г) демократический централизм;

д) здравый смысл.

 

9. Модель «рациональной бюрократической организации» была разработана:

а) Р. Михельсом;

б) М. Вебером;

в) М. Острогорским.

 

10. Теория «человеческих отношений» открыла, что организация – это:

а) совокупность людей, выполняющих общие задачи;

б) сложная система, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на неформальной основе;

в) бюрократическая организация, в основе которой система правил, норм, формальных процедур.

 

11. Э. Мэйо исходил из того, что «человеческие отношения» – это:

а) наука, основанная на законах развития организации;

б) искусство, которое управляющий должен понимать и уметь применять;

в) искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.

 

12. Сфера применимости модели «рациональной бюрократии» М. Вебера:

а) армия;

б) государственные учреждения первой половины ХIХ в.;

в) рыночная экономика.

13. Иерархическая теория потребностей была разработана

а) Д. Мак-Грегором;

б) Э. Мэйо;

в) А. Маслоу.

 

14. Основоположником процессного подхода к управлению является:

а) Ф. Тэйлор;

б) А. Файоль;

в) Г. Эмерсон.

 

15. Предметом изучения поведенческой школы является:

а) мотивация работников;

б) конфликты;

в) конкуренция.

 

16. Самый высокий уровень потребностей человека определялся А. Маслоу:

а) в самоуважении;

б) в самовыражении;

в) в стремлении к ответственности.

 

17. Теория «Х» Мак-Грегора описывает взгляды на работника:

а) доиндустриальной эпохи;

б) индустриальной эпохи;

в) постиндустриальной эпохи.

 

18. Теория «Y» Д.Мак-Грегора исходит из того, что:

а) среднему человеку присуще отвращение к труду;

б) работа служит источником удовлетворения для человека;

в) работа является для него средством избежать наказания.

 

19. А. Богданов является автором концепции:

а) «организационного управления;

б) «физиологического оптимума»;

в) «административной емкости».

 

20. А. Богданов разработал принципы:

а) системного подхода к управлению;

б) оперативного управления;

в) ситуационного подхода к управлению.

21. Подход к управлению как к процессу функционирования кооперированной системы получил развитие в:

а) ситуационном подходе;

б) системном подходе;

в) операциональном подходе.

 

22. Понятие «энтропия» расшифровывается в синергетике как:

а) тенденция к увеличению энергии;

б) тенденция к иссяканию энергии;

в) баланс энергетических вводов и выводов.

 

23. Важнейшей категорией синергетики является:

а) аномия;

б) точка бифуркации;

в) линейное развитие.

 

24.Во главу управления П. Друкер ставил:

а) цель организации;

б) функции организации;

в) методы организации.

 

25.Социальное управление – это:

а) поддержание режима деятельности, направленное на реализацию программы;

б) процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для достижения определенных результатов;

в) способность целостных динамичных образований производить целенаправленную перестройку своих организмов сообразно с изменениями условий внутренней и внешней среде их существования.

 

26.Специфика социального управления:

а) сходство функций субъекта и объекта управления;

б) противопоставление субъекта и объекта управления;

в) дифференциация управленческих воздействий.

 

27.Субъект управления – это:

а) физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие;

б) только физическое лицо, помощью которого реализуется управленческое решение.

28.Признаки различения субъекта и объекта управления (лишнее исключить):

а) статус и функции;

б) отношение к цели, целеполаганию и целедостижению;

в) отношение к порядку.

 

29.Предмет труда в управлении – это:

а) информация;

б) люди;

в) социально-экономические системы и процессы.

 

30.Основными компонентами управления являются:

а) целенаправленное управленческое воздействия;

б) самоорганизация;

в) что еще? _______________________________________

 

31.Целевое управленческое воздействие включает (исключить лишнее):

а) целеполагание;

б) целеразрешение;

в) целеосуществление.

 

32.Отличительные признаки социальной самоорганизации (исключить лишнее):

а) отсутствие субъективной целенаправленности;

б) самопроизвольность;

в) сознательная целенаправленность.

 

33.Способом управленческого воздействия не является:

а) полный внешний контроль;

б) самоорганизация с внутренним влиянием;

в) самоорганизация.

 

34.Инструменты управления:

а) иерархия;

б) культура;

в) что еще?________________________________________

 

35. Базовые модели управления (исключить лишнее):

а) рациональной бюрократии;

б) человеческих отношений и поведенческих наук;

в) ситуационный подход.

 

36.Простейший вид манипулирования:

а) экономический;

б) политический;

в) психологический.

 

37.Структура управления – это

а) форма разделения управленческого труда;

б) совокупность связей между работниками;

в) форма разделения и кооперации управленческой деятельности.

 

38.Принципы построения структур управления (исключить лишнее):

а) соответствие экономической политике организации;

б) отражение цели и задач организации;

в) соответствие социально-культурной среде.

 

39.Признак структуры управления органического типа:

а) четко определенная иерархия;

б) развитие персонала, самоорганизации и инициативы работников;

в) жесткое разделение функций.

 

40. Наиболее распространенный тип формальной организационной структуры:

а) линейная;

б) линейно-штабная;

в) линейно-функциональная.

 

41.Система – это:

а) совокупность хозяйственных единиц учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое;

б) совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов;

в) порядок, форма устройства, организация.

 

42.Синергичность как свойство больших систем проявляется в:

а) разнонаправленности действий в системе, которая приводит к уменьшению конечного результата;

б) однонаправленности действий в системе, которая приводит к усилению конечного результата.

 

43.Кому из названных ученых принадлежит разработка концепции организации как рациональной системы:

а) Ч. Барнарду;

б) Т. Парсонсу;

в) Э. Мэйо.

 

44. Специфическими чертами организаций являются (исключить лишнее):

а) нормативная регуляция поведения;

б) иерархия;

в) наличие ресурсов.

 

45.Какие научные направления развивали представление об организации как о закрытой системе:

а) количественный подход;

б) школа человеческих отношений;

в) ситуационный подход.

 

46. Организационная культура – это:

а) совокупность общих для группы ценностей и норм, средств выражения;

б) совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной организации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей;

в) совокупность основных убеждений, служащих для упорядочения опыта и регулирования поведения членов группы.

 

47.Компоненты организационной культуры (исключить лишнее):

а) организационные ценности (цели);

б) миссия организации;

в) задачи организации.

 

48.По мнению Н. Лумана, коммуникация – это синтез составляющих:

а) обмен информацией, процесс социального взаимодействия;

б) информация, сообщение и понимание;

в) обратная связь, непрерывный обмен информацией.

 

49.Линейная модель коммуникации Д. Лассуэлла включает следующие элементы (указать неправильный):

а) Кто? (передает сообщение);

б) Что? (передается);

в) Откуда?

 

50.Виды вертикальных коммуникаций:

а) нисходящая;

б) неформальная;

в) внешняя.

 

51.Эффективность горизонтальной коммуникации тем выше, чем:

а) меньше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления;

б) больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления.

 

52.Что из перечисленного относится к видам неформальной коммуникации:

а) слухи, ложь, донос, наушничание;

б) инструкции, собеседование;

в) логическое обоснование работ.

 

53.Главными составляющими процесса принятия решений являются (указать неправильный вариант):

а) формулирование проблемы;

б) решение;

в) прогноз.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.32 сек.