Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет, задачи и научные основы системы государственного управления




Тема 8. Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями

Понятие, предотвращение и разрешение конфликтов, государственное регулирование различных видов безопасности, чрезвычайные ситуации и МЧС, чрезвычайное положение.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС)

(Указываются виды и объем СРС)

1.1. Курсовой проект (работа) или семестровое задание (не предусмотрено учебным планом).

1.2. Рефераты (деловые игры или др. виды СРС).

(указываются примерный перечень тем рефератов наименования и содержание тем, разделов курсового проекта (работы) или семестрового задания; объем расчетной или графической частей, количество часов по каждому разделу)

1. Содержание понятия "государственное управление". Классификация методов, виды и формы государственного управления

2. Основные научные школы и подходы при изучении государственного управления

3. Общественное развитие и общественное воспроизводство. Структурные сферы общества. Влияние государства на развитие общества

4. Формы государственного устройства. Авторитарный и демократический стили управления

5. Критерии классификации видов управления. Принципы рационального управления. Основные функции в процессе управления.

 

Вопросы для закрепления материала

1. Что является основополагающим в государственном управлении?

2. Опишите демократический и авторитарные стили управления?

3. Что служит обобщенным выражением рациональной практики управления? Перечислите основные из них.

4. В чем заключается сущность экономического и административного управления?

5. Перечислите функции государственного управления?

6. Какие существуют формы и методы государственного контроля?

 

Литература для самостоятельного изучения

· Пикулькин А.В. Система государственного управления /Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой – М., ЮНИТИ, 1997, стр. 9-47

· Глазунова Н.И. Государственное управление как система: монография – М., 2001 – с.

· Государственное управление: основы теории и организации: Учебник /Под ред. В.а. Козбаненко – М., Статус, 2000. – с. 52-66.

·

 

1.1. Содержание понятия "государственное управление". Классификация методов, виды и формы государственного управления

Однозначного понимания термина государственное управление – в научной литературе и практике нет. Одни толкуют его расширительно, как практическое организующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающиеся на властную силу, как деятельность госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

Встречается и более узкое толкование государственного управления. Профессор Манохин В.М. сводит его к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, осуществляемой на основе и во исполнение законов и состоящей в повседневном и практическом выполнении функций. Государственное управление – это вся деятельность государства по организации государственных органов, их связей и функционирования. Отсюда и широкий предмет политического и административного государственного воздействия.

Профессор, Радченко А.И., предлагает свое понимание государственного управления как деятельность “исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов законодательной (представительной) власти.

Итак, государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств.

Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий – государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как “мозговой центр” дает “импульс приказы” государственному управлению – своего рода “нервной системе” общественного организма.

2. Государственное управление опирается и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество, (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью – обязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

3. Специфику составляет характер и объём охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления, смысл государственного воздействия – решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не тех отдельных граждан и социальных групп, чьи интересы противостоят общему интересу;

4. В комплексе методов и средств государственного воздействия – не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.

В широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие. Субъектом государственной власти выступают органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Узкое толкование государственного управления связано в нашем обществе с традицией советского периода, когда государственная (политическая) власть ассоциировалась с КПСС, а политико-государственные решения, основные направления внутренней и внешней политики утверждались на партийных съездах. Тогда государственное управление понималось как деятельность государственных органов исполнительной власти.

Как известно, государственное управление призвано поддерживать в обществе определенный порядок (следовательно, не допускать хаос) в различных сферах человеческой деятельности. Такой порядок необходим для устойчивого существования социальной системы. Порядок обычно достигается применением юридических законов и иных нормативно-правовых актов (указов, постановлений, распоряжений и т.д.), выполнение которых гарантируется соответствующими органами принуждения.

Государственное управление – юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства. (Ю.М. Козлов).

Государственное управление – это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно- властное воздействие государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом. (Г.В. Атамчук).

Основные черты государственного управления:

- Государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность.

- Государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности людей. В процессе государственного управления организуются отношения между людьми и коллективами, осуществляется объединение и координация общественного труда в масштабе государственного управления. Организационный характер проявляется также в том, что ставится и решается вопрос, как лучше организовать деятельность людей по ускорению экономического и социального развития и обеспечения наиболее полного использования людей в процессе и т.п.

- Это практически организующая деятельность. Деятельность практически выражается в разработке органами государственного управления программ управления, установления основных направлений функций всех элементов системы, оперативно-руководящих связей, налаживании оперативного контроля за системой.

- Государственное управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими факторами. Производство должно быть непрерывным, также как общество не может перестать потреблять, также оно не может не производить. Но последние события (в нашей стране) подвергли сомнению данный факт.

- Государственное управление является активной и целенаправленной деятельностью. Подобные качества она приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно к важным сферам жизни общества.

- Государственное управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

- Оно носит юридически властный характер. Управление - это административная деятельность предполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характер государственного управления определяется как властностью, присущей управлению вообще, так и тем, что оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственного управления наделены распорядительно-властными правами (каждый субъект управления), с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности.

- Подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное действие органа государственного управления или его должностного лица, представляющего орган может быть правильным. Государственные органы или должностные лица могут принимать подзаконные акты, которые имеют меньшую юридическую силу, чем закон, они проходят обязательную регистрацию в министерстве юстиции. На данный момент в министерстве юстиции зарегистрировано около 300-от тысяч подзаконных актов.

- Экономичность государственного управления. Эта черта в нашем государстве "работает" лишь в теории, т.к. весь управленческий аппарат РФ в два раза больше, чем был управленческий аппарат СССР, финансовые запросы наших чиновников ограничиваются лишь их притязаниями.

- Динамизм государственного управления. Каждый год система органов исполнительной власти в нашем государстве кардинально меняется, и это уже далеко не положительная черта, это скорее говорит об отсутствии стабильности, чем динамизме.

Принцип – это первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принципы – это основополагающие идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государство.

 
 

 


В научной литературе выделяется множество принципов, общепризнанной классификации не существует, поэтому к этой классификации не следует относиться слишком серьезно

Таким образом, государственное управление – воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в этом случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества.

Итак, теория и практика государственного управления объективно связана с изучением и совершенствованием политического механизма управления и административно-правового процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.