Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активность трудовая – характеристика заинтересованной трудовой деятельности. Это внутренне необходимая для субъекта свободная деятельность




А

ПО управлению персоналом

ОСНОВЫХ ТЕРМИНОВ

КУЗНЕЦОВА А.Р.

ЭТО НЕ ТОТ ПРОТОКОЛ, СМОТРИ ТОТ,КОТОПЫЙ РАНЬШЕ СКИНУЛА

СЛОВАРЬ

(более 1500 терминов)


УДК 339.1

ББК 65.290-2

631.1(07)

М54

Рецензенты:

Заведующая кафедрой менеджмента Набережно-Челнинского филиала Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова Фролова Ирина Ивановна.

Кузнецова Альфия Рашитовна. Словарь основных терминов по управлению персоналом. Учебное пособие. – Уфа: БашГУ, 2012. – 202 c.

Теоретико-прикладной словарь основных терминов по управлению персоналом ориентирован на раскрытие современного состояния развития теории и прикладных исследований в области менеджмента и управления персоналом. В современных условиях существования огромного выбора учебной и научной литературы по менеджменту трудно выбрать оптимальное издание, в котором были бы раскрыты основные понятия дисциплины, которые к тому же были доступны для ознакомления широкому кругу читателей. В этой связи было принято решение для облегчения, прежде всего, учебного процесса, о необходимости составления удобного учебного пособия.

Словарь ориентирован на оказание содействия преподавателям, аспирантам, магистрам и бакалаврам, а также всем интересующимся менеджментом в раскрытии терминов в соответствии с новейшими научными и практическими достижениями в мировой и отечественной действительности. Всего в словаре раскрыто более 1000 основных понятий. В его составлении был задействован большой арсенал новейших учебных, научных и периодических изданий, а также интернет – источники.

УДК 339.1

ББК 65.290-2

631.1(07)

У54

ISBN 5-7456-0177-7

Ó А.Р. Кузнецова, 2012


Автобиография — жизнеописание какого-либо лица, которое составлено им самим в виде документа, являющегося составной частью личного дела. Автобиография может использоваться при составлении психологической характеристики работника, изучении его жизненного пути и личностных качеств: стиль изложения, акценты на тех или иных сторонах жизни, помогают судить о различных психологических особенностях человека. Главным достоинством Автобиографии являются основные факты трудовой и общественной деятельности, позволяющие представить и оценить жизненный путь человека. Поэтому Автобиографию нередко используют в процессе отбора кадров.

Автократичный руководитель (AUTOCRATIC LEADER) - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.

Авторитаризм – (фр. Autoritarisme, лат. Autoritas – власть, влияние) – самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный – 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет, властный.

 

Автоматизированное проектирование (CAD - COMPUTERASSISTED DESIGN) - применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.

 

Автоматизированные складские системы (AS/RS - AUTOMATED STORAGE AND RETRIEVAL SYSTEMS) - управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.

 

Агент – оказывает посреднические услуги между покупателями и продавцами товаров, включая техническую и другую продукцию (оборудование, сырье, полуфабрикаты и др.), а также различные коммерческие услуги (постановка представлений, выступление артистов, спортсменов, издание книг, запись музыкальных произведений и др.).

 

Агент по продаже недвижимости осуществляет работу по покупке, продаже или аренде недвижимости от имени и по поручению клиентов. Оказывает помощь в оформлении необходимых документов (см. также Риелтор).

Агент по снабжению получает по договорам, нарядам и другим документам товарно-материальные ценности (сырье, материалы, оборудование, комплектующие изделия, инвентарь, канцелярские принадлежности и т.п.). Оформляет документацию на получаемые и отправляемые грузы, заказывает контейнеры, другую тару, а также транспортные средства для их доставки. Производит внеплановые закупки материалов (см. также Менеджер по снабжению).

 

Агент рекламный работает, как правило, в издательствах и занимается поиском и формированием клиентской базы для размещения рекламных модулей в печатных изданиях. Документально оформляет соответствующие сделки. (см. также Менеджер по рекламе).

Агент страховой осуществляет операции по заключению договоров имущественного и личного страхования (см. также Специалист по страхованию).

 

Агент торговый содействует покупке и продаже партий товаров (оптом). Занимается поиском клиентов. Обеспечивает надлежащее оформление заключаемых договоров и контрактов, других необходимых документов, в том числе страховых и экспортных лицензий. Выполняет необходимую техническую работу при заключении соглашений, договоров и контрактов, размещении рекламы в средствах массовой информации. Организует предоставление транспортных средств и обеспечение выполнения других условий, предусмотренных заключенными соглашениями, договорами и контрактами, оказывает помощь в доставке товаров (См. также Менеджер по продажам).

Аграрный труд – связан с деятельностью по использованию ресурсов земли. Его можно определить как создание продукта для пищевой, легкой и других видов промышленности, а также непосредственного потребления за счет постоянного поддержания плодородия земли и продуктивности сельскохозяйственных животных. Им заняты работники преимущественно физического труда разного уровня квалификации и специалисты-технологи (агрономы, ветврачи, зоотехники и т.д.).

Агрегировать – ( лат.aggregatus, присоединенный) объединять, суммировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей (величин).

Адаптация -(лат.adaptatio приспособлять) – приспособление строений и функций организмов к условиям существования.

 

Адаптивная структура (ADAPTIVE STRUCTURE) - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

 

Адаптивность - способность живой материи на всех уровнях организации адаптироваться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов.

 

Адаптивные модели — модели, изменяющиеся в процессе решения задачи в зависимости от поступающей информации о возможных результатах альтернативных решений.

 

Адекватная самооценка — выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными. Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

Аддитивный (лат. Additio прибавление) – получаемый потеем сложения; аддитивная теория чисел – часть арифметики, изучающая законы, по которым числа могут быть составлены из слагаемых того или иного виды; аддитивные свойства – свойства, связанные с геометрическими или физическими объектами так, что свойство, соответствующее целому объекту, всегда равно сумме величин, соответствующих его частям, каким бы образом объем не разбирали на части.

 

Администратор осуществляет работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий. Обеспечивает контроль сохранности материальных ценностей. Консультирует посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг. Отвечает на телефонные звонки. Принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, проводит необходимые организационно-технические мероприятия. Осуществляет контроль за соответствующим оформлением помещений, следит за размещением, обновлением и состоянием рекламы внутри помещения и на здании. Обеспечивает чистоту и порядок в помещении и на прилегающей к нему или зданию территории. Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены. Информирует руководство об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимаемых мерах по их ликвидации. Обеспечивает исполнение работниками указаний руководства предприятия, учреждения, организации.

 

Администрация – органы управления исполнительной власти, осуществляющие управленческую деятельность, занимающиеся: выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора и т.д.

Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.

Аккордная форма оплаты труда - разновидность сдельной и, как правило, коллективной формы заработной платы, применяемая в случаях, когда необходимо усилить материальную заинтересованность работников в сокращении сроков выполнения конкретного объема работы, например, сдачи в эксплуатацию строительного объекта или сложного изделия. С этой целью определяется сумма вознаграждения за весь предстоящий объем работы и оформляется аккордный наряд. Если работа по заданию носит длительный характер, то до ее окончания исполнителям ежемесячно выплачивается аванс. Итоговый расчет производится после выполнения работ по аккордному наряду. За их досрочную сдачу может предусматриваться премирование. Данная форма оплаты труда создает благоприятные условия для самоорганизации и самоуправления исполнителей, способствует рациональному использованию рабочего времени и повышению коллективной ответственности за конечные результаты общего труда.

Альтернатива — одно из двух или нескольких возможных решений; необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; каждая из исключающих друг друга возможностей.


Альтернативные издержки — коммерческие, производственные и финансовые издержки вариантов управленческого решения.


Альтернативный вариант решения — один из нескольких вариантов решения, соответствующий установленным критериям выбора в рамках одной альтернативы.

 

Альтруизм - самоотверженное, добровольное, бескорыстное служение людям, оказание помощи в тяжелых жизненных ситуациях – при уходе за тяжелобольными, умирающими, при воспитании сирот и т.п.


Анализ — разложение целого на элементы с последующим установлением взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией управленческого решения.


Анализ альтернатив по желательным критериям — установление степени соответствия каждой альтернативы минимальным требованиям.


Анализ альтернатив по ограничивающим критериям — установление степени соответствия каждой альтернативы жестким ограничениям.


Анализ безубыточности — анализ возможных результатов предполагаемого бизнеса на базе математической модели, часто представленной в форме графика, позволяющего определить величины доходов и затрат при различных уровнях деловой активности в зависимости от объема производства, продаж; позволяет рассчитать, показать на самом графике точку безубыточности как минимальный объем производства, при котором выручка от реализации продукции в точности равняется сумме постоянных и переменных затрат, то есть точку, в которой полученный доход в точности покрывает затраты.

 

Анализ дерева альтернатив управленческих решений — схематичное представление процесса принятия решений по какой-либо задаче.


Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязи между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида рисков, сопоставление возможных потерь и выгод.


Анализ сильных и слабых сторон организации — комплексный анализ, имеющий своей целью выявление возможностей организации на рынке, а также условий, угрожающих ее деятельности.


Анализ ситуации — изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.


Анализ совокупности рисков — оценка комплексного риска на основе определения нормативной ставки риска для различных видов хозяйственной и финансовой деятельности.

 

Анализ PEST – метод для анализа четырех факторов внешней среды: P (политико-правового), E (экономического), S (социокультурного) и T (технологического).

 

Анализ SWOT – анализ сильных и слабых сторон организации, оценка ее возможностей и потенциальных угроз. Метод для анализа внешней и внутренней среды.

 

Административные полномочия (STAFF AUTHORITY) - форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

 

Администратор осуществляет работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий. Обеспечивает контроль сохранности материальных ценностей. Консультирует посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг. Отвечает на телефонные звонки. Принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, проводит необходимые организационно-технические мероприятия. Осуществляет контроль за соответствующим оформлением помещений, следит за размещением, обновлением и состоянием рекламы внутри помещения и на здании. Обеспечивает чистоту и порядок в помещении и на прилегающей к нему или зданию территории. Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены. Информирует руководство об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимаемых мерах по их ликвидации. Обеспечивает исполнение работниками указаний руководства предприятия, учреждения, организации.

 

Активный – тот, кто произвольно инициирует события и влияет на ситуацию.

 

Акционерными обществами (АО) признаются общества, уставной капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст.96).

Анализ внешней среды (ENVIRONMENTAL ANALYSIS) - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

Анализ временных рядов (TIME-SERIES ANALYSIS) - анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.

Анализ дерева альтернатив управленческих решений — схематичное представление процесса принятия решений по какой-либо задаче.

 

Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязи между ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида рисков, сопоставление возможных потерь и выгод.

 

Анализ сильных и слабых сторон организации — комплексный анализ, имеющий своей целью выявление возможностей организации на рынке, а также условий, угрожающих ее деятельности.

 

Анализ ситуации — изучение параметров управляемого объекта, сложившихся внешних условий и конкретных ситуаций его функционирования при разработке или реализации управленческого решения.

 

Анализ совокупности рисков — оценка комплексного риска на основе определения нормативной ставки риска для различных видов хозяйственной и финансовой деятельности.

Анализ на безубыточность (BREAK-EVEN ANALYSIS) - метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.

 

Анализ производственных операций (JOB ANALYSIS) - определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.

 

Анализ содержания работы (JOB ANALYSIS) - определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.

Анализ, учет, контроль и планирование, основные обязанности любого менеджера. Однако существенные различия профессиональной деятельности заключаются в том, «Кем?» или «Чем?» управлять, «Что?» контролировать, планировать и учитывать. При получении высшего профессионального образования квалификация «Менеджер» дается по целому ряду специальностей и направлений. Именно полученная специальность определяет профессиональные навыки и умения менеджера. Должностные обязанности менеджеров, работающих в различных областях, может иметь существенные различия.

Андеррайтер, специалист в области страхования. Дословно слово “андеррайтер” означает “подпись под рисками”. А. описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель.

 

Аннигиляция служебная (лат. annihilatio — ничто, уничтожение) — применение вышестоящими руководителями системы мер по изоляции конкретного должностного лица от подчиненных и вышестоящих органов управления; служебная изоляция, блокирование выходящих и исходящих информационных потоков. Может осуществляться путем лишения или ограничения служебных полномочий. Нередко служит методом расправы с неугодными работниками или потенциальными соперниками.

АСУ – Автоматизированная система управления (САМ - COMPUTER-ASSISTED MANUFACTURING) - ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

 

Ассессмент (assessment) — стандартизированная многоаспектная оценка персонала, включающая в себя множество оценочных процедур: интервью, психологические тесты, деловые игры и т.д. Используется при приеме на работу, при обучении и развитии персонала, при назначении сотрудников на руководящие должности, для принятия решения о соответствии сотрудника занимаемой должности, для определения возможности выполнять новые функции, при планировании дальнейшего обучения сотрудников внутри компании и определения их потенциала развития и т.д.

Ассессмент-центр — метод оценки персонала, который основан на наблюдении специально обученных оценщиков (ассессоров) за поведением оцениваемых сотрудников непосредственно в рабочих ситуациях или при выполнении ими специальных заданий. Содержание заданий отражает основные аспекты и проблемы деятельности в рамках той или иной должности. Они позволяют оценить сотрудника или кандидата на вакантную должность по ряду параметров: выполнение должностных обязанностей; особенности поведения; эффективность деятельности; уровень компетенции; уровень достижения целей; личностные особенности.

Аспект – (лат. Aspektum взгляд, вид) – точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.