Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Информационное обеспечение социального управления




Впервые понятие «информация» было дано в рамках теории информации в 50-г. 20 века в трудах К.Шенона и Н.Винера в связи с появлением науки кибернетики, где данная теория определялась как количественная математическая теория.

В последнее время понятие «информация» углубляется и дополняется, в следствии чего оно стало употребляться во многих областях научного знания.

Если раньше в советском энциклопедическом словаре информация определялась как «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом», то сейчас по определению ЮНЕСКО информация рассматривается как «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения».

Не остались в стороне в использовании термина «информация» и социальные науки.

Социальная информация определяется как «ориентированное знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий».

Значение информации очень велико, оно представляет собой интеллектуальный фонд человеческих ресурсов, значение которых постоянно растёт.

Большую роль информация играет в управлении социальными процессами, так как здесь информационное обеспечение необходимо на каждом этапе социального управления, будь то постановка целей или принятие управленческих решений. Вследствие этого сбор и обработка информации является важным компонентом в структуре социального управления.

Информация представляет собой знание, но не всякое знание есть информация.

Информация должна обладать рядом признаков. Прежде всего, она должна основываться на объективных данных и в полном объёме отражать управленческий процесс. Информация должна своевременно поступать для переработки субъектам управления, иначе вся её значимость будет сведена к нулю. Кроме этого информация должна быть чёткой и понятной, не допускающей разнотолкования и экономичной при сборе, сохранение и передаче её.

Информация может быть обычной и научной. В социальном управлении используется научная информация. Здесь она зависит от характера объекта управления, от задач, которые перед ним ставятся, а так же от осведомлённости субъекта.

Информация, используемая в социальном управлении, представляет собой сложную совокупность различных информаций, поступающих на разных этапах функционирования социальной системы. Поэтому важной задачей для эффективного управления является отбор нужной информации из представленного разнообразия.

Всю информацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация представляет собой информацию, циркулирующую внутри системы, между её компонентами, обеспечивая их взаимодействие, объединяя в единое целое.

Внешняя же информация обеспечивает связь данной системы с другими системами, имеющими на неё различное влияние.

Большое значение имеет постоянное движение информации между субъектом и объектом управления. Здесь выделяют прямую и обратную информацию. С помощью первой идёт своевременное поступление различных команд со стороны субъекта объекту. С помощью обратной информации субъект узнаёт о состояние объекта, о его движение к поставленной цели. В результате вышесказанного происходит эффективное управление системой. Для того чтобы достичь оптимума в информационном потоке, необходимо использовать методику и технику сбора первичных данных, а также приёма и обработки информации.

В связи с этим большое значение имеет подготовка специалистов в управление к деятельности, связанной с восприятием, обработкой информации.

Огромную роль в информационном процессе играет применение достижений современных технических средств.

Сейчас большое количество стран приняло на вооружение информационную систему развития. Благодаря этому наука и технический процесс поднялись на небывалую высоту по сравнению с тем, как им это помогали сделать в прошлом физика, химия, механика.

В настоящее время информация играет огромную роль во всех областях человеческой деятельности. Это привело к появлению новой науке – информациологии, которая призвана изучить и исследовать процессы и явления микро- и макромиров вселенной, обобщить практический и теоретический материал физико-химических, астрофизических, ядерных, биологических, космических и других исследований с одной информационной точки зрения.

Для успешного социального управления необходимо быстро перерабатывать большой поток информации, выбирать нужную информацию и принимать своевременные решения, но здесь человек ограничен своими физиологическими возможностями. Поэтому в социальном управление широко используется компьютерная техника, которая может выполнять большую работу по анализу, синтезу, переработке информации, а также её хранения.

Быстрое развитие микроэлектроники привело к изменению технического оснащения аппарата управления, что в свою очередь повлияло на саму технику социального управления. Прежде всего в работу внедряются различные микрокомпьютеры, которые являются составной частью информационной системы. Благодаря компьютерам улучшается и становится более качественной техника хранения и обработки информации. Труд руководителя становится автоматизированным. Большую часть работы по составлению планов, усовершенствованию системы контроля передаётся компьютеру.

Исключительное значение имеет система телекоммуникаций, позволяющая быстро получить информацию из отдалённых районов, провести телеконференции. Всё это помогает осуществить личное общение на большом расстоянии, а также сэкономить деньги и время, сократить географическое пространство, что позволяет эффективнее использовать сам процесс социального управления.

В связи с этим труд руководителя становится всё более интеллектуальным, требующим знания в области умения пользования компьютерной техникой, составления программ для машинных носителей информации. Кроме этого необходимы умения быстрого ориентирования в создавшихся ситуациях, умения принимать своевременные решения, разрешать конфликты. Поэтому в подготовке управленческих кадров большое значение уделяется развитию творческих способностей, принятию стратегических решений.

В современном мире формируется новый тип культуры – гуманитарно-технологический. Поэтому для успешного функционирования общества необходимо интегрально использовать гуманитарные и технические достижения.

Это позволит использовать различные информационные ресурсы общества, что в свою очередь поможет оптимизировать разнообразные информационные процессы.

Сейчас большинство населения во многих странах связано с обработкой и передачей различной информации. В результате появляется необходимость в освоение новых информационных технологий, так как они играют важную роль в информационном воздействии между людьми.

Развитие информационных технологий позволяет различным странам входить в информационное пространство мирового сообщества, например, использовать международную компьютерную сеть Internet. Такие действия очень важны для развития экономики, науки, образования, культуры.

Так в системе образования широко используются компьютерная, телевизионная техника, учебные программы и информация на оптических дисках.

В области культуры развитие информационных технологий помогают сохранить различные реликвии и обеспечить доступ к ним, не беспокоясь за их сохранность. Кроме этого использование новейших технологий позволяет создавать компьютерные и электронные копии произведений культуры, а так же создания нового направления в культуре – экранного искусства.

Также большую роль информатика и информационные технологии играют в обеспечении национальной безопасности. Например, в проблемах обеспечения военной безопасности, где используется современная компьютеризированная техника, в обеспечение безопасности в борьбе с организованной преступностью, когда необходимо внедрение в сферу органов безопасности, важнейших достижений средств информационных технологий. Большое значение изучаемые технологии имеют в экологической проблеме, например, в обеспечение химической безопасности человека в современном мире.

Ещё одна проблема, с которой столкнулось современное общество – это информационная безопасность. Осуществление данной безопасности, то есть обеспечение данного общества достоверной информацией, ограничение информационного диктата, исключение ложной информации, также требует применение различных информационных технологий.

В связи с вышесказанным, можно отметить, что информация оказывает огромное влияние на все стороны общественной жизни. Поэтому сейчас многие учёные говорят о социотехнической революции, которая повлияет на радикальные изменения во всей деятельности социального управления. Следовательно, вскоре всем предстоит решать проблему адаптации в новых информационных условиях. Это повлечёт за собой необходимость приобретения знаний о новейших информационных технологиях и информатики. Особенно большое внимание нужно будет уделить закономерностям влияния информационных технологий на развитие общества, человека, на роль человека в обществе. В противном случае незнание данных законов, элементарных правил, повлечёт за собой перевоплощение информации из блага во зло, которое станет мешать различным процессам общественной жизни, а также принятиям управленческих решений.

Тема 11. Система социального управления. Сущность, содержание, структурные элементы системы

Система – это взаимодействие различных элементов, которые находятся во взаимной связи и представляют собой единое целое.

Социальная система – это система, созданная человеком. Системы могут быть простыми и сложными. Сложные системы необходимы для решения многоцелевых задач.

Всю социальную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая подсистема обеспечивает процесс целенаправленного воздействия и образует организационную структуру управления.

Управляемая же подсистема обеспечивает процесс создания материальных и духовных благ.

В управляемой и управляющей подсистемах можно выделить элементы системы меньшего уровня, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

  1. Техническая система. Сюда входит сочетание технических средств и различного оборудования для использования в различных социальных организациях.
  2. Технологическая система. Данная система представляет собой разделение материального и духовного производства на стадии и процессы, и управление ими.
  3. Организационная система. Здесь с помощью структуры управления используются различные технические средства, предметы труда, ресурсы, информация для достижения определённой цели.
  4. Экономическая система. Она представляет собой целостность хозяйственных и финансовых процессов.
  5. Социальная система. Данная система определяется как совокупность отношений людей, возникающих на основе совместной деятельности.

Каждая социальная подсистема самоуправляема и испытывает как внутреннее, так и внешнее влияния. С помощью информации происходит связь управляющей и управляемой подсистем. Каждая подсистема имеет свои цели и задачи, которые в свою очередь подчинены глобальной цели всей системы.

Для эффективного социального управления необходимо использовать законы и закономерности управленческого воздействия, построение моделей управляемых объектов и субъектов, обеспечение системного подхода и целостности в социальном управлении.

Для изучения проблем социального управления выделяют некоторые подходы:

  • Конкретно-исторический. Он позволяет изучить социальное управление в динамике развития социальных отношений, находящихся под влиянием различных факторов.
  • Комплексный подход. Здесь изучение отношений социального управления проходит во взаимосвязи различных подходов (правового, экономического, социально-психологического).
  • Аспектный подход. При использовании данного подхода рассматривается только одна сторона отношений социального управления, которая исследуется какой-либо социальной наукой (философией, психологией, социологией и т. д.).
  • Системный подход. Здесь управляемая и управляющая подсистемы рассматриваются как целостная структура, пронизанная общей целью. И на основании этого выделяются её свойства и связи.

Основой социального управления, создания системы социального управления является взаимодействие субъекта и объекта управления. Противоречия в отношениях между ними ведут к кризису управления.

Под субъектами управления обычно понимают элементы, которые обеспечивают целенаправленное воздействие на элементы управляемой подсистемы, с целью достижения определённых результатов.

Объектами же управления выступают такие элементы как социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек.

Главным объектом социального управления являются общественные процессы.

Общественным процессам можно дать следующую классификацию:

  • По формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и др.)
  • По общественному содержанию, вызванные по различным аномалиям (эпидемии, землетрясения и т. д.).
  • По характеру: массовый, системный, эпизодический.
  • по уровню активности участия людей в общественных вопросах.
  • По направлению развития общественных связей (конструктивные, деструктивные).
  • По содержанию, характеру социальных ситуаций.
  • По уровню организации общества (личностные, внутригрупповые и т.д.)

Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.

Кроме понятия «ресурсы» используют тождественные понятия «резервы» и «потенциал».

Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы:

  • мотивационные;
  • интеллектуальные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-психологические;
  • соревновательные;
  • демографические;
  • социально-экологические;
  • деятельностные;
  • инновационные;
  • стратегические;
  • кадровые;
  • организационные;
  • управленческие;
  • научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов.

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Здесь следует заметить, что личность не только осваивает общественные нормы и ценности, но и в процессе социализации преобразует их, используя свою творческую энергию, потенциал, характер, волю, оказывает обратное влияние на социальные процессы.

В связи с этим сейчас одной из важных задач перед обществом является необходимость определить творческий потенциал каждой личности, использовать задатки и способности их в определённых руслах (в том числе и в управлении) для достижения целей на благо общества.

Поэтому, в идеале, общество должно делать установку на творческую, одарённую личность, на использование её таланта в о всех сферах общественной жизни, так как данная установка вдёт к процветанию общества.

Для этого необходима система образования, направленная на развитие способностей и талантов личности. В противном случае деградация общества неизбежна.

В связи с вышесказанным следует отметить, что в центре системы управления стоит личность со своими профессиональными и личностными качествами, которые находят своё изучение в рамках социального управления.

В настоящее время следует отметить тенденцию к усложнению объекта управления, динамичность общественных процессов – всё это предъявляет большие требования к управленческим отношениям внутри управленческой системы.

Сама система управления включает в себя: «специалистов, объединённых в органы управления; организационную и вычислительную технику; связи между органами управления; используемый комплекс методов управления; связи объекта с внешней средой; потоки управленческой информации; материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей».

Также в систему управления входят социальные организации, следящие за исполнением управленческих решений и обеспечивающие обратную связь.

Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.

Итак, система управления включает в себя взаимоотношение субъекта и объекта управления. Где субъект управления целенаправленно воздействует на объект, который в свою очередь контролирует выполнение управленческих решений и обеспечивает обратную связь, тем самым, определяя целостность управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.