Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы регулирования социальной напряженности




Административное учреждение и внешняя социальная среда могут находиться в состоянии нормы, напряжения и кризиса. Поэтому руководителю важно отслеживать характер протекания социальных процессов, предвидеть их обострение и своевременно принять меры по предотвращению нежелательных явлений.

Обычно к социологу-консультанту обращаются в ситуации кризиса или даже в его крайней конфликтной фазе. Здесь он может столкнуться со следующими проблемами:

Внезапность (кризис возникает неожиданно для руководства и требует немедленных действий).

Эскалация (события разворачиваются стремительно, обрастают слухами, руководство испытывает недостаток информации).

Паника (ситуация выходит из-под контроля, руководство парализовано, в администрации переполох).

Возрастание внимания социального окружения (депутаты, лидеры партий и движений, журналисты, граждане хотят знать, что происходит, запрашивают сообщения).

В этих условиях прежде всего следует провести экспресс-диагностику данного состояния администрации и его динамику:

Причины – внешние (забастовки, митинги, пикеты; серьёзный несчастный случай, повлекший человеческие жертвы; стихийное бездействие; террористический акт), внутренние (внезапная болезнь или смерть руководителя; обнаружение криминальных или неблаговидных действий должностных лиц), смешанные (разногласия исполнительных и представительных органов власти, ведомств или уровней администрирования).

Условия и факторы – экономические (определяются вариантами распределения ресурсов) социальные (определяются способом строения организации, уровнем сплоченности или разлада людей), политические (определяются отношениями зависимости и власти, степенью законности норм и действий людей), духовно-психологические (определяются характером свободы, завышенными или заниженными самооценками людей, типом культуры и интерпретацией ценностей).

Стадии протекания – скрытая напряженность (рост недовольства), выраженная напряженность (без признаков организации), критическая стадия (с признаками организации), стадия перехода в конфликт (с признаками неповиновения), конфликтная стадия (акции протеста), спад напряженности (до латентного или фонового уровней).

Оценка состояния и динамики социальной напряженности открывает возможность спрогнозировать развитие событий и определить меры управленческого воздействия.

Если угроза кризиса неотвратима, следует создать антикризисную команду, в составе ключевых фигур администрации и разработать план действий:

·Выявление проблем и их селективная оценка.

·Разработка стратегии, программы и графика действий.

·Идентификация целевых аудиторий и подготовка коммуникаций.

·Определение точки управления кризисом (головное учреждение или его подразделение).

·Подготовка технологии и процедур управления кризисом.

·Инструктаж персонала.

В том случае, когда кризис уже разразился требуются оперативные мероприятия:

1. Подготовить заявление администрации, излагающее факты и позицию руководства, довести его до персонала и средств массовой информации.

2. Использовать доступные и быстрые средства коммуникации – факс, электронную почту и др.

3. Предоставить максимальное число каналов связи для запроса внешней информации.

4. Обеспечить сбор и распространение свежей информации по мере развития событий.

В (пред) кризисной ситуации особое внимание следует уделить коммуникациям:

Оценка коммуникации (принесут ли пользу информационные действия администрации, донесут ли СМИ её сообщение до общественности не искаженным, стоит ли усилий целевая аудитория).

Вовлечение первых лиц в коммуникацию (общественность должна знать, что руководство озабочено ситуацией и предпринимает эффективные действия).

Централизация коммуникаций (определить ответственное лицо, наделить только его полномочиями разъяснения позиции администрации, обеспечить ему поддержку).

Информировать персонал (ближайших союзников нельзя держать в неведении).

Сотрудничать с представителями СМИ (несмотря на агрессивную назойливость журналистов, уделять им внимание и не превращать в своих противников).

Придерживаться принципа – не замалчивать события (плохие новости не становятся со временем лучше). Признать ошибку (вину), если она имеет место, информировать о том, как она устраняется.

Отслеживать процесс коммуникации (методом опроса выяснить, доходят ли сообщения администрации до аудитории, восстанавливается ли доверие людей).

Для того, чтобы проверить готовность административного учреждения к действиям в условиях обострения социальной напряженности социологу-консультанту надо выяснить следующие вопросы:

1.Имеется ли стратегия, программа и график антикризисных действий?

2.Есть ли процедуры и технологии преодоления кризиса?

3.Способна ли антикризисная команда к регулированию социальной напряженности?

4. Какая подготовка им необходима?

Не исключено, что административное учреждение не сумеет снять остроту кризиса и войдёт в конфликтное состояние. Конфликт представляет собой резкое столкновение противоположных интересов и ценностей, которые проявляются в противоборстве взаимодействующих сторон. Основными путямиразрешения конфликта являются консенсус (согласие) и конвергенция (взаимопроникновение). Одним из механизмов приведения к ним является компромисс как добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. На компромиссной основе осуществляется сотрудничество, переходящее в социальное партнерство – такую форму отношений, которая обеспечивает согласованность интересов, координацию усилий административного учреждения и различных групп населения в решении определенных проблем.

Цивилизованный способ разрешения конфликта – переговоры. Участникам переговоров важно превратить скрытую часть конфликта в открытую, доказательно раскрывая позиции друг друга в равноправном обмене мнениями. В ходе переговоров приоритет отдается обсуждению содержательных вопросов. Стороны должны стремиться к снятию напряженности. Им необходимо демонстрировать взаимное уважение. Выделяются три основных подхода в переговорном процессе (см. таблицу 26).

Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Гарвардского проекта, состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть, исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Он не содержит подвохов и блефа. Принципиальные переговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву, и остаться при этом в рамках приличий. Этот метод дает вам возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться вашей честностью. Методпринципиальных переговоров входит постепенно и в нашу жизнь, соседствуя с остальными методами и постепенно вытесняя

Таблица 26.

Варианты подхода к переговорам [113]

Мягкость (уступчивость) Жесткость Принципиальность
Участники переговоров – друзья Участники переговоров – противники Участники переговоров решают задачу совместно  
Цель – соглашение Цель – победа Цель – разумное решение, полученное быстро и в полном согласии  
Уступать ради сохранения отношений Требовать уступок в качестве условия продолжения отношений   Отделить спор между людьми от задачи
Быть нетребовательным к людям и задаче Требовательно подходить к людям и задаче Быть мягким с людьми и требовательным к задаче  
Доверять другим людям Не доверять другим людям Действовать независимо от доверия или недоверия  
Легко менять позицию Твердо придерживаться позиции Сосредоточиться на выгодах, а не на позициях  
Выдвигать предложения Прибегать к угрозам Изучать интересы сторон
Открыть «нижнюю границу» Скрывать свою «нижнюю границу» Не устанавливать «нижней границы»
Примириться с односторонними потерями ради достижения согласия   Требовать односторонних преимуществ в награду на согласие Продумать возможность взаимной выгоды
Стремиться к единственному ответу, приемлемому для них Стремиться к единственному ответу, приемлемому для вас   Представить множество вариантов на выбор
Настаивать на соглашении Настаивать на своем Настаивать на использовании объективных критериев  
Стремиться избежать столкновения своей и чужой воли Стараться одержать победу в волевом противостоянии Стараться достичь результата, основанного на нормах, независящих от воли  
Поддаваться нажиму Прибегать к нажиму Рассуждать и прислушиваться к доводам, уступать принципам, а не нажиму

их. Обычно считается, что переговоры нужны только для того, чтобы договориться. В целом это утверждение справедливо. Переговоры нужны для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение. Однако переговоры порой используются и с иными целями. В этом смысле переговоры могут выполнять разные функции, что необходимо учитывать, общаясь с партнером. Например, стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия или решения, считая их, допустим, невыгодными или преждевременными. В этом случае функция переговоров будет информационная. В общем, это еще и не переговоры, а скорее предпереговоры. Близкой к информационной является функция, связанная с налаживанием новых связей и отношений – коммуникативная. Здесь основная задача также заключается в обмене точками зрения и информацией. Поэтому можно говорить о единой информационно-коммуникативной функции. Независимо от характера, типа и т.д. конкретных переговоров эта функция обязательно в той или иной степени присутствует на любых переговорах. К числу других существенных функций переговоров относятся регулирование, контроль, координация действий. Эти функции, в отличие от информационно-коммуникативной, реализуются, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности и переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений.

Опыт показывает, что переговоры, обмен мнениями являются эффективным средством управления конфликтом. Специалисты разработали рекомендации по преобразованию конфликта в сотрудничество. Для этого нужно сделать всего четыре шага:

Шаг 1. Найдите время для диалога.

Оговорить время и основные правила беседы с оппонентом по волнующим проблемам. Обеспечение возможности общения – самое основное и существенное требование для установления конструктивных отношений. Не уходите и не прерывайте общения, даже если появляется чувство дискомфорта и безнадёжности.

Не используйте силовых действий, чтобы «выиграть» борьбу за власть в переговорах, стремясь победить другого с помощью угроз, ультиматумов или насилия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.