Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средние века и Беларусь




1 Почему будущему специалисту необходимо изучать отечественную историю?

2 В чем состоит отличие цивилизационного подхода к изучению истории по сравнению с формационным подходом?

3 Почему проблема этногенеза белорусов остается дискуссионной в современной исторической науке?

4 Какая концепция происхождения белорусского этноса вам наиболее близка и понятна?

5 Сравните общественный строй восточных и западных славян в VIII−IX вв.

6 Каковы причины становления раннегосударственных образований на территории Беларуси?

7 Сравните развитие феодальных отношений в Западной Европе и уровень социально-экономического развития белорусских земель в период Средневековья.

8 Каковы особенности формирования Древнерусского государства (Киевская Русь) и его социально-экономического и политического развития?

9 Почему расцвет Полоцкого княжества историки соотносят с периодом княжения Всеслава Чародея (1044−1101 гг.)?

10 Какое влияние оказало принятие христианства на развитие культуры древней Беларуси?

11 Почему мы можем утверждать, что культура Беларуси в IX−XIII вв. развивалась в контексте восточнославянского и восточноевропейского процессов?

12 Каковы причины создания и особенности процесса формирования государственной территории ВКЛ?

13 Как вы понимаете роль восточнославянских земель в процессе государственного строительства ВКЛ?

14 Каким было соотношение литовского и славянского элементов в истории ВКЛ?

15 Почему и каким образом происходила эволюция ВКЛ от единовластия к сословно-представительной монархии?

16 Определите место и роль ВКЛ в истории Европы в XIV − пер. пол. XVI вв.

17 Какие особенности развития церковно-религиозных отношений в ВКЛ в условиях Реформационного и контрреформационного движений в Европе можно выделить (выясните причины и последствия заключения Берестейской церковной унии 1596 г.)?

18 Проанализируйте основные тенденции и достижения в развитии культуры Беларуси в эпоху Возрождения.

19 Перечислите специфические черты культуры эпохи Возрождения в Беларуси.

20 Какие факторы содействовали консолидации белорусской народности в XIV−XVI вв.?

Раздел II. Цивилизационное наследие Нового времени и Беларусь

 

1 Каковы причины и последствия заключения Люблинской унии 1569 г.?

2 Проанализируйте эволюцию форм государственного и социально-политического строя в белорусских землях после заключения Люблинской унии и вхождения ВКЛ в состав Речи Посполитой (Статут 1581 г.).

3 Назовите причины и особенности антифеодальных выступлений в Беларуси в XVI–XVIII вв.

4 Объясните причины и особенности становления фольварочно-помещичьей системы и сословно-представительного строя в XVI−XVIII вв. в ВКЛ.

5 Почему мы можем утверждать, что культура Беларуси, в том числе общественно-политическая и философская мысль, развивалась под влиянием идей европейского Просвещения?

6 Определите общие и отличительные черты в войнах середины XVII в. (1648−1651; 1655−1660; 1654−1667 гг.) и их последствиях для экономики и населения Беларуси.

7 Каковы причины (экономические, политические) разделов Речи Посполитой?

8 Определите положительные и негативные аспекты вхождения белорусских земель в состав Российской империи.

9 В чем проявилась противоречивость развития экономики белорусского края в конце XVIII – в первой половине XIX вв.?

10 Какова ваша оценка политики царизма в отношении религии, культуры (национальный аспект политики) в белорусских губерниях в пер. пол. XIX в.?

11 Охарактеризуйте развитие белорусской национальной культуры в XIX в.

12 В чем проявился кризис феодально-крепостнической системы Российской империи и каковы причины отмены крепостного права в 1861 г.? Укажите особенности реализации аграрной реформы в белорусских губерниях.

13 Почему реформы 60–70-х гг. XIX в. являются буржуазными, и каковы особенности их проведения в белорусском крае?

14 Объясните причины и значение восстания 1863 г.

15 Каковы особенности народнического движения в Беларуси?

16 Укажите характерные черты развития промышленности и сельского хозяйства Беларуси в начале XX в.

17 Охарактеризуйте стратегию и тактику революционно-демократических, буржуазно-либеральных, помещичье-монархических партий в Беларуси в условиях революции 1905−1907 гг.

18 Столыпинские реформы – это революция «сверху». Почему? Каким образом происходила реализация столыпинской аграрной реформы в Беларуси?

19 В чем проявлялось нарастание общенационального кризиса в годы Первой мировой войны?

20 Охарактеризуйте события Февральской революции в Беларуси.


Раздел III. Советская модель модернизации в истории Беларуси

 

1 Объясните стратегию и тактику различных политических партий после победы Февральской революции. Охарактеризуйте расстановку политических сил в России и Беларуси в условиях двоевластия.

2 Почему и в настоящее время продолжается дискуссия о причинах, содержании, результатах и последствиях Октябрьской революции?

3 Каким образом решался вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси после событий Октября 1917 г.?

4 Определите причины краха политики «военного коммунизма» и перехода к НЭПу (объясните сущность, цель и практику осуществления политики НЭПа).

5 Почему произошло свертывание НЭПа?

6 Охарактеризуйте политику белорусизации: успехи, просчеты и уроки.

7 Каковы особенности, причины, цели и результаты советской индустриализации и коллективизации?

8 Покажите достижения и противоречия в развитии культуры и науки БССР в 30-е гг. XX в.

9 Какие факторы обусловили возникновение и развитие культа личности Сталина?

10 Что такое сталинизм, в чем его сущность: в политике, экономике, духовной жизни? Была ли альтернатива сталинизму?

11 Объясните причины и особенности советской модели тоталитаризма.

12 Почему массовые репрессии − обязательный инструмент тоталитарного режима?

13 Покажите пути и методы восстановления экономики БССР в 40–50-е гг. XX в.

14 Какой период и почему в исторической литературе называют «хрущевской оттепелью»?

15 Какую роль в жизни советского общества сыграл XX съезд КПСС?

16 Охарактеризуйте социально-экономические и общественно-по-

литические процессы в БССР в 60–80-е гг. XX в.

17 Почему в исторической литературе 60–80-е гг. XX в. называют периодом стабилизации и нарастания кризиса советской системы?

18 Почему экономическая реформа середины 60-х гг. XX в. проводилась непоследовательно и осталась незавершенной?

19 Покажите достижения и проблемы в развитии культуры Беларуси в 50–80-е гг. XX в.

20 Объясните проблемы и просчеты в решении национального вопроса и межнациональных отношений в СССР.

 


Раздел IV. Геополитическое положение Беларуси в середине XX века

 

1 Каким образом и почему Германия после поражения в Первой мировой войне превратилась в очаг военной угрозы в Европе и мире.

2 Почему страны Запада проводили политику умиротворения агрессора? Укажите результаты и последствия Мюнхенского сговора 1938 г.

3 По каким причинам не удалась попытка создания системы коллективной безопасности в Европе? Покажите противоречивый характер советской внешней политики накануне войны.

4 Докажите, что начало Второй мировой войны связано с политикой западных государств и геополитической стратегией Германии в 20–30-е гг. XX в.

5 Охарактеризуйте причины и итоги воссоединения Западной Беларуси с БССР и историческое значение этого события.

6 Почему война советского народа против немецко-фашистских захватчиков носила отечественный характер?

7 Охарактеризуйте цели фашистской оккупационной политики на советской территории.

8 Почему сопротивление фашистским оккупантам на территории Беларуси носило характер всенародной борьбы?

9 Определите политическое и военно-стратегическое значение побед советских войск в Сталинградской и Курской битвах.

10 Докажите с помощью исторических фактов, что советско-герман-

ский фронт являлся решающим фронтом Второй мировой войны.

11 Охарактеризуйте роль операции «Багратион» в освобождении захваченной территории СССР.

12 В чем проявилась освободительная миссия войск Красной Армии в Европе?

13 Почему на Крымской и Потсдамской конференциях обнаружились разногласия в позициях государств – основных участников антигитлеровской коалиции?

14 Объясните, почему Нюрнбергский трибунал признал лживость версии о «превентивном» характере нападения фашистской Германии на СССР.

15 Укажите причины принятия БССР в число стран – учредительниц ООН.

16 Каким образом изменилась геополитическая ситуация в мире после окончания Второй мировой войны?

17 Определите причины, сущность и последствия «холодной войны».

18 Почему в 60–70-е гг. XX в. в международных отношениях наблюдался поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности?

19 Почему на рубеже 70–80-х гг. XX в. произошел новый виток гонки вооружений и конфронтации между СССР и США?

20 Охарактеризуйте деятельность БССР в ООН в 1945−1985 гг.

 

Раздел V. Суверенная Республика Беларусь в условиях глобализации

мировых процессов (90-е гг. XX в. – нач. XXI в.)

 

1 Укажите причины нарастания кризисных явлений в экономике и социальном развитии СССР и стран системы социализма на рубеже 70–80-х гг. XX в.

2 Поясните причины выдвижения и обоснования политики «перестройки». Объясните, на ваш взгляд, соответствовал ли замысел политики «перестройки» её реализации?

3 В чем проявилась демократизация общественно-политической жизни БССР во второй половине 80-х гг. XX в.?

4 Какие политические партии и движения появились в период формирования многопартийной системы?

5 Каковы причины краха мировой системы социализма?

6 Почему радикальные изменения, произошедшие в странах Восточной Европы в конце 80-х гг. XX века, в исторической литературе называют «бархатными революциями»?

7 Проанализируйте причины и последствия распада СССР.

8 С какой целью и для решения каких задач создавали Содружество Независимых Государств?

9 Когда и почему была провозглашена Декларация о государственном суверенитете БССР?

10 Почему августовские события 1991 г. – это попытка государственного переворота?

11 Когда и почему произошло законодательное оформление независимости Беларуси?

12 Объясните причины и последствия создания института президентства в Республике Беларусь.

13 Охарактеризуйте актуальные проблемы социально-экономического развития Беларуси в 1990-е гг.

14 Покажите динамику социально-экономических процессов в Республике Беларусь в 2000-е гг.

15 Какие вопросы выносились на референдумы 1995, 1996, 2004 гг.?

16 Когда приняли Конституцию суверенной Беларуси? Какие изменения и дополнения вносились в Конституцию Республики Беларусь (1996 и 2004 гг.)?

17 Покажите динамику союзнических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации.

18 Назовите приоритеты белорусской внешней политики. Почему современная внешнеполитическая концепция Республики Беларусь называется многовекторной?

19 Охарактеризуйте роль и значение Республики Беларусь в развитии интеграционного процесса на постсоветском пространстве.

20 Какие тенденции характерны для духовного и культурного развития современной Беларуси?

* * *

Изучая историю Беларуси, каждый студент должен четко осознать, что в настоящее время востребованы энергичные, инициативные, творческие выпускники высшей школы, способные в дальнейшем получить профессиональную подготовку и переподготовку в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка труда, обладающие навыками самостоятельной работы по овладению новыми знаниями.

В современных социокультурных условиях профессиональное становление человека выходит за рамки жестких социальных норм, требуя постоянного саморазвития, самоопределения, самосовершенствования как профессионала и личности. Мы убеждены, что в этом в определенной мере вам поможет неформальная работа с предлагаемым пособием.


 

 

Учебное издание

 

БЛИЗНЕЦ Галина Ивановна

РЯБЦЕВА Наталья Адамовна




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.