Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Человеческий капитал




Человек и его окружение

Работая, человек взаимодействует с другими людьми (коллегами, руководителями, подчиненными). В результате он включается в определенную систему межличностных отношений, которая называется кругом общения.

Круг общения бывает:

  • Служебным – предопределяется должностными связями.
  • Личным – основывается на эмоциональных отношениях.
  • На практике выделяется, прежде всего, круг ближнего общения, куда входят доверенные лица (обычно не более 4-5 человек); с ними у субъекта существует тесная эмоциональная связь и возможность обсуждать и решать любые проблемы, не боясь утечки информации.
  • С людьми, включенными в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматриваются только официальные вопросы. Обычно в него входят руководитель, все непосредственные подчиненные и часть коллег, с которыми осуществляется служебное взаимодействие.
  • Круг эпизодического общения охватывает всех сослуживцев, а также лиц за пределами организации.

 

Для каждого из этих кругов характерны своя этика и нормы поведения, которые нельзя нарушать, иначе человек подвергнется общественному осуждению.

 

При переходе в другой круг общения, когда прежние отношения частично разрушаются или обесцениваются, а новые ещё не складываются, человек временно как бы попадает в определенный вакуум. В него, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться при новой власти.

Поэтому на новом месте не следует в первые же дни с кем-то тесно сближаться, лучше сначала внимательно, не торопясь, присмотреться к другим. Это важно, поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом окружении.

 

 

 

Люди сегодня перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать.

Человек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит её благополучие, т.е. изменяется роль человека в современном производстве.

 

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Обострением глобальной конкуренции, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда
  • Опытом передовых компаний и Японии, добившихся значительных экономических успехов за счет персонала
  • Изменением в составе работников, повышением уровня их образования и квалификации, зрелости
  • Изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально новых технологий
  • Развитием демократии на производстве и в обществе
  • Ростом стоимости рабочей силы.

 

В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств работников:

  • Знаний
  • Навыков
  • Способностей к осознанным действиям
  • Постоянному совершенствованию и развитию.

То есть по существу это интеллектуальный капитал.

 

Термин «человеческий капитал» идентичен по значению термину «человеческие ресурсы». Разница между ними состоит лишь в том, что первый больше употребляют в Западной Европе, а второй (с 1980-х гг.) – в США.

Выделяют следующие разновидности человеческого капитала:

  • Общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник
  • Специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей специфики предприятия и своей работы, личные связи, способы и культура общения, доверие. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы.

 

Основные характеристики человеческого капитала:

  • Численность и структура персонала
  • Духовное и телесное здоровье его носителей, обеспечивающее их нормальную трудоспособность
  • Знания, опыт и квалификация
  • Производственная и социальная активность
  • Культурно-личностная ориентация
  • Гражданская ответственность.

 

Человеческий капитал имеет ту особенность, что он сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний), а не изнашивается, как в обычном случае.

 

Управление человеческим капиталом предполагает:

  • Осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала
  • Индивидуальный подход ко всем работникам в пределах непротиворечивости интересов их и фирмы
  • Отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя, и признание необходимости инвестиций в его формирование и развитие

На развитие человеческого капитала влияют следующие психологические и социальные факторы:

Положительно: честолюбие, ожидания окружающих, стремление к более высокому статусу, желание повысить уровень жизни, интерес к новому, необходимость обеспечить семью, ответственность перед окружающими.

Отрицательно: нежелание рисковать, неуверенность в себе, отсутствие необходимых навыков, боязнь неизвестного, недостаточная энергичность.

  • Разработка специальной политики по управлению человеческим капиталом, справедливое вознаграждение персонала
  • Осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии
  • Создание благоприятного морально-психологического климата
  • Обеспечение участия работников и их представителей в управлении.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.