Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежные модели организации местного самоуправления




При общих тенденциях в развитии местного самоуправления в мире сформировались существенно различные системы (модели) организации местного самоуправления, учитывающие специфику отдельных государств, их религиозные, демографические, природно-климатические и иные особенности. В западных странах наибольшее распространение получили англосаксонская и французская (или континентальная) модели местного самоуправления.

Англосаксонская модель (Англия, США, Канада, Австралия и др.) характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют. Однако имеется перечень вопросов, которые органы местного самоуправления обязаны согласовывать с государственными органами и которые контролируются государством. Контроль осуществляется как самими государственными органами, так и через суды.

Французская или континентальная модель принята в большинстве европейских и латиноамериканских стран, в государствах Ближнего Востока, франкоязычной Африки и др. Она характеризуется высокоразвитой системой административного контроля государства за деятельностью местного самоуправления, сочетанием местного самоуправления с прямым государственным управлением. В странах с этой моделью на местном уровне одновременно с органами местного самоуправления действуют местные органы государственной власти или их должностные лица. Государственные чиновники на местах — префекты и комиссары имеют право контролировать, одобрять, отменять, приостанавливать решения органов местного самоуправления, инициировать отставку должностных лиц.

Системы местного самоуправления в Германии, Австрии, Бельгии и некоторых других странах отличаются своей спецификой и содержат в разных сочетаниях элементы англосаксонской и французской моделей.

Как правило, система органов местного самоуправления в зарубежных странах выстроена в соответствии с их административно-территориальным устройством, которое может иметь несколько уровней. При этом обязательным является наличие низового (общинного) звена местного самоуправления на уровне населенного пункта (город, поселок, сельский населенный пункт или их компактная группа). На сельских территориях обычно имеется также более высокое звено местного самоуправления (округ, графство, район и т.п.), включающее в себя несколько низовых общин. Полномочия и источники доходов разных уровней местного самоуправления строго разграничены.

В странах, имеющих в своем составе национальные районы или территории с особым этническим составом населения, система местного самоуправления, как правило, адаптируется к этим особенностям, создаются автономные районы, округа и т.п. Это характерно, например, для заморских территорий Франции, Сицилии и Сардинии в Италии, национальных районов Китая и др.

Особую специфику имеет организация местного самоуправления в федеративных государствах. Там, как правило, представителем государства по отношению к местному самоуправлению выступает не федеральная власть, а власть провинции, штата, земли и т.д. В Конституции США вообще нет упоминания о местном самоуправлении, все его правовое регулирование осуществляется на уровне штатов. Тем не менее, органы местного самоуправления могут по определенным вопросам выходить на федеральные органы (например, по вопросам участия в федеральных программах, получения федеральных грантов и др.).

На местах, в территориальных единицах, складываются муниципальные образования. Основные признаки муниципального образования представлены на следующей схеме.

 

Существуют различные классификации типов муниципальных образований. По территориальному признаку выделяются типы муниципальных образований, представленные на следующей схеме.

 

В муниципальных образованиях создаются свои органы, отдаленно напоминающие по форме государственные (местный представительный орган, условно говоря, ¾ местный «парламент», глава муниципального образования ¾ местный «президент», его администрация ¾ местное «правительство», департаменты ¾ местные «министерства» и т. д.).

Органы муниципального образования осуществляют управление от имени всех членов территориальной общности. Поскольку его решающие органы избираются (и могут быть только выборными), такая форма управления на местах называется местным самоуправлением. Оно решает задачи, отличные от тех, которые стоят перед государственными органами. Вместе с тем на местах могут действовать и другие органы и должностные лица, назначаемые государством (управления и отделы министерств, в некоторых зарубежных странах ¾ губернаторы, префекты, руководители районов и др.). Они осуществляют полномочия государства на местах.

В настоящее время структуру органов местного самоуправления в России составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена одна из трех моделей построения муниципальной власти.

1. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

2. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе.

3. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

Главное различие между этими моделями заключено в статусе главы местной администрации: является ли он выборным главой муниципального образования или муниципальным служащим, принятым на работу по контракту.

Выбор модели организации муниципальной власти делается населением и закрепляется в уставе муниципального образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.