Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная динамика




В социологии управления организация рассматривается как динамичная социальная система. Под системой в самом широком смысле слова принято понимать любой набор элементов, выделенных совместно по какому-нибудь принципу из других элементов окружающего мира. Чаще всего предполагается, что по своим свойствам система отличается от простой суммы свойств элементов и обладает интегративным качеством, не присущим отдельным своим частям[5].

Социальные системы - это особый класс систем, определенные целостные образования социальной реальности, специфика которых состоит в том, что они складываются на базе той или иной общности (социальной группы, социальной организации), а их элементами являются люди, поведение которых детерминируется социальными позициями, выполняемыми функциями, социальными нормами и ценностями, личностными качествами, связями и взаимодействиями. В конкретных исследованиях каждая социальная система может рассматриваться в качестве элемента или подсистемы более общей системы. Наиболее общей социальной системой является человечество в целом, наименьшим элементом социальной системы выступает индивид.

Социальные системы обладают определенной степенью упорядоченности. Понятие «социальный порядок» выражает идею организованности социальной системы, упорядоченности индивидуальных действий, указывает на существование определенных норм, ограничений, контроля в социальной системе, обеспечивающих согласованность, предсказуемость поведения, устойчивость социальных действий.

Социальный порядок в организации – с качественной стороны –комплекс условий работы в организации, при которых формируются, поддерживаются и разрушаются социальные отношения в организации; с количественной стороны - уровень организованности и готовности персонала организации к выполнению стоящих перед организацией задач. Все состояния социальной системы по уровню социального порядка могут быть представлены континуумом от полного порядка до полного хаоса, когда действия индивидов никак не связаны между собой. Уровень социального порядка характеризует взаимосвязь поведения системы как целостности с поведением отдельных элементов и подсистем.

Устойчивость социального порядка определяется ценностным отношением к нему работников в процессе их взаимодействия. Обобщенно отношение людей к социальному порядку характеризуется его легитимностью. Термин «легитимность», в буквальном переводе с латыни означающий законность, правомерность, правильность, введен М.Вебером как обобщенная характеристика социального порядка для того, чтобы отличить эмпирическую легитимность от нормативной законности. Легитимность социального порядка выражается в его значимости для людей, в ценности его норм как требований и образцов поведения, в престиже, в силу которого он диктует индивидам обязательные требования, ориентирует социальное поведение и социальные отношения. Таким образом, легитимность оказывается не свойством самого социального порядка, а свойством представления людей о нем, отправляясь от которого, люди ведут себя нормативно или девиантно. В социологических исследованиях легитимность социального порядка характеризуется различными индексами доверия, оптимизма, настроения, потенциала протеста, морально-психологического состояния и другими показателями. У ровень социального порядка определяется на основе соотношения показателей нормативного и девиантного поведения.

Нормативное поведение в отличие от правомерного оценивается не только его совпадением с моделью, зафиксированной в правовой форме. Критерием нормативного поведения выступает вся совокупность социальных норм. Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Многие из них не закреплены в официальных документах и существуют в виде обычаев, традиций, этических правил, привычек. Благодаря социальным нормам становится возможным возникновение устойчивых систем взаимодействия людей, обладающих стабильным социальным порядком. Если антиподом правомерного поведения считается противоправное, то антиподом нормативному поведению является девиантное (отклоняющееся) поведение.

Соотношение нормативного и девиантного поведения в поступках и действиях людей не только характеризует уровень порядка, но и реально изменяет его. Социальный порядок оказывается динамичным процессным образованием, в котором воплощается неразрывное единство двух противоположных моментов - изменчивости и устойчивости. Соотношение моментов изменчивости и устойчивости приводит к укреплению или разложению существующего порядка. Социально-организационными процессами, определяющими динамику социального порядка, являются процессы функционирования, развития, адаптации, дифференциации, интеграции, организации, дезорганизации, управления, самоорганизации.

Динамика организационных процессов подчиняется общесистемных закономерностям. Исследуя взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в кибернетической системе, У.Р.Эшби пришел к выводу, что разнообразие исходов, если оно минимально, может быть еще более уменьшено лишь за счет соответствующего увеличения разнообразия, которым располагает управляющая подсистема. Другими словами, только разнообразие может уничтожить разнообразие. Это утверждение получило название закона необходимого разнообразия. В теории социальных систем закон получил более общую формулировку: «Системе для обеспечения самосохранения и устойчивости необходимо такое количество внутреннего разнообразия, вариативности поведения (свободы, возможности выбора альтернатив), сколько его существует в окружающей среде. Только в этом случае система может адаптироваться к ней, контролировать ее, а следовательно, и существовать в ней»[6].

В качестве меры беспорядка (хаоса) в социальных системах используется понятие социальной энтропии. Социальная энтропия характеризует распределение вероятностей социальных действий, т.е. внутреннее разнообразие организационного поведения. Максимальному значению энтропии соответствует состояние социальной системы, лишенное какой-либо упорядоченности индивидуальных действий, т.е. состояние полного хаоса. Выбор способов действий в таком состоянии с макроскопической точки зрения можно считать случайным, потому что действия никак не связаны между собой и с поведением системы в целом, хотя сами по себе они не являются случайными. Нулевое значение энтропии соответствует состоянию полной упорядоченности социальной системы, когда поведение субъектов действий ограничено настолько, что они не имеют свободы выбора. Энтропия любой реальной социальной системы имеет некоторое промежуточное значение, отражающее фактическое разнообразие способов действий.

Фундаментальную роль во всех социально-организационных процессах играет закон возрастания энтропии, согласно которому естественные процессы в любой изолированной (замкнутой) системе сопровождаются ростом энтропии. Спонтанные процессы переводят систему из менее вероятного (более организованного) в более вероятное (менее организованное) состояние. Необратимое увеличение энтропии описывает приближение системы к состоянию, неодолимо «притягивающему» ее, предпочитаемому перед другими, состоянию, называемому аттрактором, из которого система не выйдет по «доброй воле». Перевод системы в более организованное состояние требует совершения работы, упорядочивающей систему.

Возрастание энтропии в социальных системах чаще всего увязывается с ростом различных видов девиантного поведения и отклонений от социальных норм (преступности, правонарушений, хулиганства, пьянства, хищений, наркомании, самоубийств и т.д.), с разрастанием социальных конфликтов, с возникновением состояния «аномии», в котором, по определению Э.Дюркгейма, нормативные стандарты поведения или отсутствуют, или серьезно ослаблены. Однако, как показывают исследования в социосинергетике, энтропийные процессы в социальных системах играют и конструктивную роль, инициируя и обеспечивая самоорганизацию социальных систем. С ростом энтропии социальное разнообразие из потенциальной (структурной) формы переходит в актуальную форму и проявляется в неупорядоченных действиях элементов системы. Однако субъекты действий получают большую свободу в выборе возможных способов поведения и тем самым расширяют свои возможности самореализации. Максимизация энтропии в социальной системе - это следствие максимизации социального потенциала субъектов действий.

Целенаправленное управление, имеющее целью поддержание или увеличение организованности, носит антиэнтропийный характер. Если условия функционирования системы, в том числе и управление ею, мешают системе достичь состояния равновесия с нулевым производством энтропии, то она переходит в состояние наименьшего в этих условиях производства энтропии. Для осуществления процессов самоорганизации система должна быть открыта и находиться в сильно неравновесных условиях.

Стабилизация структур и закрепление нового порядка в социальных системах происходит за счет социокультурного отбора, в качестве основного объекта которого выступают социальные нормы и реализуемые на их основе способы действий, а основным фактором отбора является культура. В ходе взаимодействия социальной системы с окружающей средой и адаптации системы к изменяющимся условиям культура отбирает наиболее эффективные и апробированные социальные нормы и способы действий.

Многие качественные характеристики социально-организационных процессов в организации определяются тем, насколько закрыта или открыта организация.

Организация во многих отношениях является закрытой (замкнутой) социальной системой. Это вытекает из ряда признаков.

1. Организация – это искусственно созданная социальная система для решения определенных задач. Э то целенаправленная социальная система. Цель выступает определяющим признаком и основным интегрирующим фактором организации. Организация создается для реализации определенных целей и качество её функционирования оценивается прежде всего по тому, достигает она своих целей или нет.

2. Организация - это управляемая вышестоящими органами социальная система, которая выполняет функцию основного инструмента регулирования поведения персонала. Будучи объектом внешних управляющих воздействий, социальная подсистема организации в своей структуре объективирует, «овеществляет» эти воздействия в виде норм, правил, социальных ролей, ценностей, устойчивых взаимосвязей, накладывает определенные ограничения на поведение людей и тем самым выполняет свою инструментальную функцию. Социальная организация призвана обеспечить доведение внешних управляющих воздействий дифференцированно и в нужной мере до каждого человека, входящего в организацию.

3.. Строение организации предполагает строгую иерархию, под которой понимается разноуровневое распределение функций, прав и обязанностей по степени их общности. Возникающая при этом односторонняя зависимость одного человека от другого, сосредоточение в руках руководителей большой власти над подчиненными имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Жесткая иерархия устраняет неопределенность социальных действий, вместе с тем, порождает устойчивую тенденцию обюрокрачивания управленческих структур и, как защитную реакцию, стремление к образованию неформальных групп, ограждающих персонал от избытка регламентации и власти.

4. Социальные отношения в организации в значительной мере формализованы и закреплены в формальной структуре. Формальная структура организации представляет собой совокупность взаимосвязей и отношений между подразделениями и рабочими местами в форме узаконенных безличных требований, стандартов, образцов и норм поведения. В организации такую структуру представляет совокупность штатных должностей вместе с нормами, закрепленными в законах, уставах и других регламентирующих документах. Все они фиксируют ролевые предписания и формальный статус должностей независимо от того, кто занимает эти места. Формальная структура образует каркас отношений в организации, придает ей необходимую устойчивость.

5. Важным средством управленческого воздействия руководителей на разнообразные стороны жизни и деятельности людей в организации служит административная власть. Власть присуща любой более или менее устойчивой, организованной и целенаправленной общности людей и выступает в качестве отношения, содержание которого означает навязывание воли властвующего подвластному и подчинение подвластного воле властвующего. Применительно к организации власть можно определить как способность и возможность руководителя оказывать влияние на поведение подчиненных независимо от их согласия или несогласия.

6. Основу социального порядка в организации составляет организационный порядок. Организационный порядок - это определенное состояние регулируемых установленными нормами социальных отношений в организации. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации прав и свобод человека, выполнения юридических обязанностей всеми работниками и органами управления. В организационном порядке воплощаются и принятые государством правовые нормы, реализация которых обеспечивается со стороны государства.

В тоже время социальная подсистема организации во многих отношениях функционирует как открытая самоорганизующаяся система. Это обусловлено рядом обстоятельств.

1. Социальная организация функционирует не только как инструмент достижения определенных целей, но и как человеческая общность, у каждого члена которой есть свои интересы и потребности, не всегда совпадающие с целями организации.

2. Все социально-организационные процессы опосредованы процессами самоорганизации. Организационный порядок, задаваемый совокупностью норм, законов, приказов, распоряжений, директив, выступает как определенная степень необходимости действий и поступков, соответствующих этому порядку, но не исключает возможности девиантного поведения работников. Реальный социальный порядок в конечном итоге является результатом многоступенчатых и многообразных процессов самоорганизации. Самоорганизация делает организацию живым организмом, постоянно обновляет и очищает социальный порядок от устаревших норм, адаптирует организацию к изменившимся условиям. Ограничение процессов самоорганизации приводит к старению организационных структур, обюрокрачиванию отношений в организации и потере способности производить социальный порядок.

3. Особо важную роль в процессах самоорганизации играет коммуникация. Коммуникация - это обмен информацией между людьми, между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации. Коммуникация создает прямые и обратные связи в организации, ограничивает пространство возможных социальных действий и задает поле необходимых действий, инициирует процессы самоорганизации, осуществляет отбор наиболее подходящих способов действий, вымывает отжившие и закрепляет жизнеспособные социальные нормы и структуры организации. Закрыть социальную подсистему организации от потоков информации невозможно. Без развитого обмена информацией организация теряет свою жизнеспособность. Для поддержания социального порядка нужна полноценная и добротная информация. Неполная информация, ложь, слухи, домыслы, дезинформация - все это предпосылки выхода организации из нормального режима, аномального разложения организационных структур и потери способности выполнять свои функции.

5.Социальный порядок в организации складывается в результате осуществления не только формально закрепленных, но и всех других видов социальных норм в обществе, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и способом воздействия на поведение людей. Это политические, экономические, профессиональные, моральные, групповые, семейные и другие нормы, охватывающие, по существу, всю совокупность социально значимых отношений в обществе. Поэтому социальный порядок включает в себя организационный порядок, но не сводится к нему.

6.Упорядочение отношений в организации достигается не только за счет нормативного регулирования и целенаправленного управления, но и в результате спонтанного взаимодействия членов организации между собой посредством социально-психологического общения и выработки неписаных правил, норм, традиций, обычаев и ценностей. Наряду с формальной структурой в социальной подсистеме организации складывается неформальная структура, которая базируется на других принципах и источниках регуляции поведения людей. Неформальная структура формируется снизу вверх и закрепляет прежде всего результаты процессов самоорганизации. Она отражает личные особенности и отношения между реальными людьми, а не между должностями. Многие нормы при этом носят ситуационный характер, что придает неформальной структуре гибкий и подвижный характер. Неформальная структура содержит в себе как неформализованные служебные и деловые связи, так и социально-психологические зависимости, возникающие в ходе общения людей. Значительное влияние на складывающиеся отношения оказывают взаимные симпатии и антипатии, национальные, возрастные, профессиональные и другие факторы социальной дифференциации.

С развитием рыночных отношений и по мере становления постиндустриального общества организации становятся более открытыми социальной системами.

Из особенностей динамики социальных отношений и социального порядка вытекает специфика социального управления в организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.