Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Методологические основы ТГУ




 

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что методология - это определяющее начало процесса познания, а также система общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных методов и приемов научного познания и объяснения объектов социальной действительности.

В современной науке существуют различные методологические концепции анализа реальности государственного управления. Несмотря на несовпадение мировоззренческих основ, они ориентируют, прежде всего, на объективное отражение действительности, хотя и различных ее сторон и с различных научно- познавательных (гносеологических) точек зрения. Стремление к объективности в объяснении реальности позволяет сделать вывод о возможности рассматривать указанные методологические концепции как не взаимоисключающие, а как взаимодополняющие типы анализа действительности.

Применение диалектико-материалистической методологии к ТГУ означает, по крайней мере, три основных требования, которые рекомендуется реализовывать при изучении деятельности государства: во-первых, рассматривать государство как социальную систему, а его управленческую деятельность — как один из видов социального управления; во-вторых, понимать феномен государственного управления как объективированную рациональную (сознательную) деятельность, т.е. как такую, которая опредмечивается в разнообразных формах политико-социальной реальности, организационно- управленческих структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях; в-третьих, строить теоретический анализ государственного управления с учетом принципа конкретно-исторического подхода; Это означает в данном контексте признание идеи развития, а также конкретно-исторической специфики государственного управления (обусловленности тем или иным типом социально-политического строя).

Общефилософская диалектико-материалистическая методология не противоречит, а конкретизируется в методологии системного анализа. Не смотря на достаточно широкое использование системного подхода при анализе государства как института, государственного управления еще в античности (например, у Платона и Аристотеля), теоретическое обоснование в современных социально-политических науках эта методология получила в работах Т. Парсонса, Г. Алмонда и Д. Истона во второй половине ХХ века. Благодаря им в общественные науки были введены основополагающие понятия теории систем: “политическая система”, “устойчивость”, “равновесие”, “функция”, “обратная связь” и др.

Главная идея системного подхода заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы государственного управления с внешней средой, т.е. с обществом в целом. Это дает возможность рассматривать взаимосвязи в системе государственного управления и между системой и обществом как единое целое. Такой подход означает, что стратегия государственного управления не может быть объектом точного прогнозирования и планирования, поскольку общество постоянно развивается и изменяется.

Однако теория систем сама по себе еще не может помочь определить, какие именно элементы административно-государственной организации как системы особенно важны. Она только указывает, что эта организация состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и является открытой структурой, которая взаимодействует с внешней средой. Этот подход конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функции государственного управления. Точно так же данная теория не определяет, каким образом среда, т.е. общество, влияет на систему государственного управления.

Такое определение переменных и их влияния на эффективность административных структур является основным достижением ситуационного подхода, ставшего логическим продолжением теории систем. Сторонники ситуационного подхода к государственному управлению утверждают, что оптимальных структур не существует. Тем более государственное управление должно быть организовано таким образом, чтобы оно было на уровне сложностей и динамики современного общества. Центральной идеей ситуационного подхода является анализ ситуации, т.е. конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на данную административную организацию в данное конкретное время.

Изучение государственного управления как системы предполагает использование структурно-функционального подхода. Понятия «структуры» и «функция» вписываются в более универсальное — «система». Структурно-функциональный анализ подчинен решению проблем, с которыми связано существование и поддержание жизнеспособности системы. В современной теории управления, выступающей в качестве теоретической основы ТГУ, структурно-функциональный подход включает два аспекта. Структурный аспект: а) выяснение компонентов, составляющих данную систему; б) определение закономерных связей этих компонентов. Функциональный аспект: изучение внутреннего механизма функционирования элементов системы, а также изучение внешнего функционирования системы - взаимодействия системы с внешней средой.

Знание внутреннего механизма функционирования (взаимодействия элементов системы) раскрывает направленность функционирования на сохранение системы, а также на реализацию главной функции по отношению к более общей системе, куда она входит. Анализ внешнего функционирования предполагает обращение к кибернетическим понятиям: «прямая» и «обратная» связи, закрытая система, «черный ящик», открытая система, адаптация и др. Каждую общественную систему можно представить в виде кибернетической модели, имеющей вход и выход. Управляющее воздействие на нее осуществляется на входе, а результаты фиксируются на выходе. Анализ взаимодействия входов и выходов, зависимостей между ними позволяет прогнозировать поведение системы в рамках определенных условий и управлять ею.

По природе своей управленческая деятельность государства направлена на регулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов между общими и частными интересами. Конфликтное взаимодействие элементов управляющей и управляемой систем, субъектов интеграции и дезинтеграции, развития и разрушения и т.д. свойственно государственно-общественным системам. Поэтому конфликтологический подход в ТГУ является таким же объективно обусловленным, как и другие, вышеназванные. Он - неотъемлемая черта диалектической методологии познания и практической деятельности.

Можно также упомянуть политико-культурологический подход, получивший распространение в последние десятилетия. Он дает возможность по типу политической культуры, характерному для того или иного общества, судить о политической системе, о характере государственно-правовых институтов, их управленческой деятельности и государственно-управленческих отношениях.

Наряду с вышеперечисленными подходами в ТГУ широко используются институциональный, исторический, синергетический, сравнительный и другие методы и подходы.

Критерий любой методологии, применяемой в конкретных областях научного познания, - эффективность практического действия, основанного на реализации полученного знания. В то же время такая возможность, однако, ограничивается социальными условиями познания.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем специфика управления (государственного управления) и чем управление отличается от регулирования?

2. В чем заключается отличие понятия государственное управление в широком и узком, специфическом смысловом значении?

3. Дайте характеристику основных научных школ в публичном управлении. Назовите основные концепции государства ХХ века.

4. Почему концепция «отмирания государства», широко распространенная в марксизме, себя не оправдала? В чем заключается общественная обусловленность и необходимость государственного управления?

5. Чем объясняется междисциплинарность и полипарадигмальность ТГУ?

6. Назовите основные концептуальные направления ТГУ?

7. Какие методы познания используются в ТГУ?

 

Литература по теме:

 

1. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. Ч.1. Концепции и проблемы государственнной политики и управления / под ред. Л.В. Сморгунова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.

2. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях / Пер. с англ.. - 2-е изд. - М.: ИНФА-М, 2004.- 402 с.

3. Устинович Е.С., Новикова Т.П. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики.// государственная власть и местное самоуправление, №9, 2011. с. 16 – 22.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.