Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективные и субъективные причины возникновении конфликтов




Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.заключающийся во взаимном противодействии субъектов конфликт. нанесении друг другу максимального ущерба и обычна сопровождающийся негативными эмоциями.

Признаки конфликта:

1) наличие, как минимум, двух противодепапвующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды.группы. классы,- даже культуры. 2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников. В первом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности: во втором - о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. В (И)

Стремление сторон к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону. 4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом. 5) власть — способность контролировать и направлять поведение другой стороны. Объективно-ситуационные причины конфликтов:

- естественное столкновение значительных материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности (например, между интересами предпринимателей и наемных рабочих);

- недостаток (дефицит) значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ (в силу ограниченности ресурсов, неразвитости экономики);

- неблагоприятные условия и низкий уровень жизни (материально-бытовая неустроенность, недостаток финансовых средств из-за несправедливого распределения общественного продукта);

- несовершенство законов, слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

- низкий общественный контроль за деятельностью властных структур, допускающих нарушение закона, что порождает правовой нигилизм и правовой беспредел в больших масштабах (например, массовое распространение коррупции и взяточничества);

- наличие достаточно устойчивых стереотипов в межличностных и межгрупповых отношениях граждан, способствующих возникновению

конфликтов (недостаток терпимости, продиктованный атеизмом, национальной неприязнью, агрессивностью по отношению к представителям других этнических групп, низкой культурой).

Организационно-управленческие причины: 1) структурно-

организационные (например, несоответствие структуры организации ее целям, задачам и требованиям деятельности, которой она занимается, возникающее по двум причинам: либо из-за ошибок при проектировании структуры, либо из-за запаздывания в приведении структуры в соответствие с выполняемыми функциями и объемом решаемых задач,

которые постоянно меняются в условиях рыночной экономики); 2) функционально-организационные (например, не оптимальность функциональных связей организации с внешней средой, либо не оптимальность функциональных связей внутри организации между структурными подразделениями и руководством, между отдельным и работниками); 3) личностно-функционалъные (например, неполное соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности); 4) ситуационно- управленческие (например, ошибки, допускаемые руководителями при принятии решений, либо низкая исполнительность подчиненных,

невыполнение ими поставленных руководством задач).

Социально-психологические причины:

а) возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (часть информации находится на уровне бессознательного и словами не выражается, часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного работника, из-за недостатка времени, из-за утаивания, либо невнимательности и плохой усваиваемости, из-за неправильного понимания действительного смысла сказанного и др.);

б) несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей (один или оба играют не те роли, которые от них ожидают, например, каждый стремится играть роль старшего над другим и ни один не согласен с ролью подчиненного);в) действие т.н. «закона абсолютизации целого», в силу которого людям присуще стремление судить о предмете по какому-то его отдельному признаку, при этом один и тот же предмет или проблема может представать разным людям в различном качестве (например, красно-желтое яблоко может казаться наблюдателям либо красным, либо желтым, в зависимости от угла зрения). Возникающее расхождение мнений об одном и том же предмете может вызвать спор, или даже конфликт, хотя объективно причины для него нет, так как обе стороны правы; г) особенности оценки результатов своей деятельности или деятельности других людей. Известно, что в основе любой оценки деятельности лежит метод сравнения, д) внутригрупповой фаворитизм (предпочтение членов своей группы по отношению к представителям других социальных групп); е) конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ж) ограниченные способности человека к децентрации (т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей); з) свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им и) стремление к власти, превосходству над к) психологическая несовместимость людей.

Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников, в частности с такими как:

а) особенности оценки ожидаемого поведения партнера. Если реальное поведение партнера Б укладывается в рамки желательного или допустимого (с точки зрения другого партнера А), то социальное взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение ведет к предконфликтной ситуации, недопустимое - к конфликту. Рамки допустимого поведения партнера Б (с точки зрения партнера А) зависят от:- индивидуальных психологических особенностей партнера А; - его психического состояния:- отношения партнера А к партнеру Б;- особенностей ситуации взаимодействия (например, присутствие других людей, действие стрессовых факторов и др);

- отсутствие умений и навыков выхода из предконфликтных ситуаций б) недостаточная психологическая устойчивость партнеров к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия; в) неразвитая способность к эмпатии (т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека.сопереживанию и сочувствованию ему); г) завышенный или завышенный уровень притязаний из-за неадекватной самооценки: д) особенности акцентуаций характера (чрезмерная выраженность отдельных черт; характера или их сочетаний у конкретного человека, представляющие крайние варианты проявления, граничащие с психопатиями, например: чрезмерные уступчивость или неуступчивость, беспечность или подозрительность, оптимизм или пессимизм, общительность, или замкнутость, принципиальность или лживость и др.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.