Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем




Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности субъекта и объекта управления происходит под воздействием различных факторов. Важнейшими из них являются организационные и экономические. Они проявляются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу. Она отражает объективные тенденции процессов повышения технического уровня управления на базе исследования дорогостоящей электронно-вычислительной техники и других технических средств управления. Стоимость управления повышается также за счет новых требований, предъявляемых к нему современным производством. Требования эти определяются организационными и социальными условиями. Если сравнительно недавно управление могло осуществляться кадрами с высшим общетехническим образованием, то сегодня для управления необходимы кадры со специальной подготовкой. Управление стало профессией, и этой профессии необходимо обучать. Это, естественно, требует дополнительных затрат на управление.

Рост стоимости управления обусловлен и существенно новыми задачами, стоящими перед аппаратом управления. Их решение требует подчас расширения состава специалистов, используемых в управлении. Например, на многих предприятиях работают специалисты по организации управления, социологи и психологи, программисты и элетронщики. Постановка и решение новых задач управления требует значительных расходов.

Но темпы увеличения стоимости управления не должны быть чрезмерными. В процессе успешного решения задач качественной перестройки управления и экономической емкости производства в целом должно стабилизироваться.

В практике управления нередки случаи, когда вложения в совершенствование управления неоправданно велики, не соответствуют реальным потребностям производства, отражающим уровень его развития. Случается и обратное, когда на передовых предприятиях вложения в совершенствование управления явно недостаточные.

Таким образом, закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем можно сформулировать следующим образом: изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определяется растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.

Вопрос 4. Изменения моделей предприятия и его управления.

1). от разрозненных компаний к интегрированным,

2). от много дивизионных организаций к сетевым,

3). от выживания организаций к их адаптации,

4). от менеджеризма к лидерству,

5). от официально формализованной власти к неофициальным силе и влиянию,

6). от власти физического труда к власти разума,

7). от сложной бюрократической структуры к простым структурам,

8). от систем, построенных на контроле, к системам, базирующимся на творчестве,

9). от стратегического планирования к стратегическому управлению,

10). от индивидуальной самостоятельности к групповым формам ответственности.

Вопрос 5. Принципы управления

Принципы управления (20-ые годы)

Принцип   Содержание принципа  
1. Разделение труда   2. Полномочия и ответственность     3. Дисциплина     4. Единоначалие     5. Единство действий     6. Подчиненность личных интересов   7. Вознаграждение   8. Централизация     9. Скалярная цепь   10. Порядок   11. Справедливость     12.Стабильность персонала   13. Инициатива     14. Корпоративный дух   Специализация работ для эффективного использования труда работающего. Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы. Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины. Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником. Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану. Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами. Получение работниками справедливого вознаграждения за работу. Достижение лучших результатов при правильном соотношении между между централизацией и децентрализацией. Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд («цепь начальников»). Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте. Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи. Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ. Гармония интересов персонала и организации («в единении-сила»)

 

Принципы управления (90-ые годы)

Принцип Содержание принципа
1. Разделение труда 2. Полномочия и ответственность   3. Дисциплина     4. Единоначалие   5. Единство действий   6. Подчиненность личных интересов   7. Вознаграждение     8. Централизация   9. Скалярная цепь     10.Порядок 11.Справедливость 12.Стабильность персонала   13. Инициатива 14.Корпоративный дух Лояльность к работающим. Ответственность — обязательное условие успешного управления. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих. Долевое участие каждого работающего в общих результатах. Своевременная реакция на изменения во внешней среде. Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы. Непосредственное участие участие менеджеров в групповой работе - условие достижения согласованности и целостности. Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями. Этика бизнеса. Честное отношение и доверие людям. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.   Качество личной работы и постоянное самосовершенствование.

 

 


Вопрос 6. Сравнительный анализ старой и новой парадигм управления.

Управленческая парадигма - система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых, воспринятая практиками-управленцами.


Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая парадигма   Новая парадигма
1. Предприятие - это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны.   1. Предприятие - это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности. 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента.   3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной.
4. Главный источник прибавочной стоимости производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала.
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения.   5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства.  

 

Вопрос 7. Старая и новая парадигмы управления в РФ.

Старая и новая парадигмы управления (Российская Федерация)

Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) Новая (на период перехода на рыночные основы хозяйствования)
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом. 1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов.
2. Моноцентрическая система хозяйствования. 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования.  
3. Прямое управление хозяйственной предприятий. 3.Управление деятельностью предприятий государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов.
4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними. 4. Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем.

Вопрос 8. Характерные черты сетевых образований.

 

Характерные черты Содержание признаков предпринимательской сети
1. Система ценностей Особая атмосфера взаимного доверия; система взаимных обязательств; взаимная поддержка; взаимное согласие участников соблюдать групповые интересы.
2.Организационно-управленческое взаимодействие Выделение руководящего звена на основе консенсуса; распределение ответственности между всеми звеньями; отсутствие централизации управления; свобода конкуренции между участниками за расширение своей доли в общем объеме продаж; организация и координационная деятельность для повышения конкурентоспособности сети в целом.
3. Преимущества-сильные стороны Сокращение издержек на заключение сделок; снижение производственных издержек на основе специализации и разделения труда и концентрации участников на ключевых видах операций; расширение доступа к передовым технологиям и информации; ускорение внедрения нововведений и выход на новые рынки; отказ от формализации и бюрократизации.
4. Недостатки - слабые стороны Отсутствие материальной и социальной поддержки своих членов из-за отказа от долгосрочных договорных форм и обычных трудовых соглашений; предпочтение специализации и концентрации на ключевых видах компетенции в отличие от современной тенденции к универсализации; чрезмерная зависимость от кадрового состава и рисков, связанных с текучестью кадров; разнородность состава сети, неопределенность в планировании и т.п.

Вопрос 9. Критерии успеха управления.

1. Экономическая эффективность - это количество затрат фирмы на производство единицы продукции.

Эффективность повышается, если количество продукции растет (количество потребителей растет), при этом затраты остаются неизменными.

Эффективность также растет, если количество и качество остаются постоянными, при этом затраты снижаются.

2. Действенность — это успешное достижение целей.
Долгосрочный успех фирмы = эффективность + действенность.
Основные характеристики теории управления:

1. ориентация на достижение успеха,

2. лицом к потребителю,

3. самостоятельность и предприимчивость,

4. производительность и люди,

5. верность делу,

6. минимизация штата управления,

7. корпоративная культура,

8. свобода и жесткость одновременно.

Вопрос 10. Группы интересов и параметры эффективности.

 

Группы интересов Вид участия в делах организации Вид заинтересованности в результатах Контролируемые параметры эффективности
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые Устойчивость
Инвесторы, кредиторы Заемный капитал Возврат на капитал Финансовые Ликвидность Риск
Менеджмент Знания Компетентность Ответственность Оплата труда Продвижение Все аспекты деятельности
Персонал Труд (работа) Заработная плата Безопасность труда Оплата труда Условия труда
Поставщики Поставки необходимого Цена за товар Длительность контрактов Финансовое состояние Надежность
Покупатели Покупки продуктов и услуг Цены на товары и услуги Удовлетворенность Цены Качество Сервис
Налоговые органы Инфраструктура организации Налоговая база и платежи Финансовые результаты

Вопрос 11. Цели и задачи в управлении.

1. Понятие цели организации.

2. Характеристики целей.

3. Задачи в системе управления.

Цель — это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Цели обладают рядом характеристик:

- конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;

- ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных; достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;

- взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Вопрос 12. Типология целей и требования, предъявляемые к целям.

1. Требования, предъявляемые к целям в управлении.

2. Типология целей.

К целям организации предъявляют следующие требования:

• необходимость выведения целей из следующих вопросов: В чем
состоит наш бизнес? Чем он будет? Чем он должен быть? Цели
не должны быть абстрактными;

операционалъность целей. Цели должны преобразоваться в
конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения;

нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди
многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы;

множественность целей. Организации призваны решать
большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке;

формулирование целей во всех областях, от которых зависит выживание организации. Как правило, эти области одни и те же для всех организаций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии. В области инноваций приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга - выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара. В сфере производства - достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности. В финансовой сфере -сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. В управлении персоналом - обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих. В области менеджмента - определить критические области управленческого воздействия.

Все многообразие целей, которые организация преследует в своей деятельности, может быть типизировано по следующим критериям:

- период установления: стратегические, тактические, оперативные;

- содержание: экономические, социальные, организационные, политические, научные;

- сфера действия: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные;

- среда: внутренние, внешние;

- приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

- измеримость: количественные, качественные;

- повторяемость: постоянные, разовые;

- иерархия: цели организации, структурных подразделений;

- стадия жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение.

Вопрос 13. Дерево целей и правила его построения.

1. Общая схема.

2. Правила построения дерева целей.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует систематического подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей.

 


 

 

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

- общая цель должна содержать описание конечного результата,

- при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня,

- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения,

- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга.

Вопрос 14. Внутренняя среда фирмы и ее элементы.

1. Необходимость анализа внутренней среды.

2. Элементы внутренней среды.

Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

- производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.

- персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный
состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

- организация управления: организационная структура, система
управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы
высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;

- маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке;
возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж; репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

- финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам,
каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек,
формирования бюджета, планирования прибыли.

Вопрос 15. Внешняя среда фирмы и ее элементы.

1. Внешняя среда и организация.

2. Характеристики внешней среды.

3. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.

В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

- взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

- сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

- подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

- неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Вопрос 16. Коммуникации в современной фирме.

1. Сущность коммуникационного процесса.

2. Элементы процесса.

3. Этапы коммуникаций.

4. Обратная связь и помехи.

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений.

В процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

- отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее,

- сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов,

- канал, средство передачи информации,

- получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Указанные этапы таковы:

- зарождение идеи,

- кодирование и выбор канала. Отправитель должен с помощью символов закодировать информацию, используя слова, интонации и жесты. Кодирование превращает идею в сообщение. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную посту, видеоленты и видеоконференции. Часто для достижения эффективности сообщения используют два или большее число средств коммуникаций,

- передача сообщений,

- декодирование — перевод символов отправителя в мысли получателя.

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный покупатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений. Обратная связь повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи. Источники помех, создающие преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении), различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным.

Вопрос 17. Основные виды коммуникаций.

1. Коммуникации между организацией и ее средой.

2. Коммуникации между уровнями и подразделениями.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с элементами своего внешнего окружения. С потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью внимание уделяется созданию определенного образа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Подчиняясь государству, организации заполняют разнообразные письменные отчеты. При этом обсуждения, собрания, переговоры, служебные записки, отчеты, циркулирующие внутри организации, часто являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешней средой.

Существует несколько видов коммуникаций внутри организации:

- межуровневые коммуникации — перемещение информации в рамках вертикальной коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении), по восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки);

- коммуникации между различными отделами, или горизонтальные коммуникации. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Руководство должно добиваться, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении;

- коммуникации «руководитель-подчиненный». Связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем эффективности работы; оповещением подчиненного о грядущем изменении; получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях подчиненных;

- коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы.

- неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций - это канал распространения слухов. Так как по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «между нами».

Вопрос 18. Пути улучшения коммуникаций в современной фирме.

1. Управленческое регулирование.

2. Система обратной связи.

3. Системы сбора предложений.

4. Информационные сообщения.

5. Современная информационная технология.

Менеджеры на всех уровнях организации должны иметь представление о своих собственных потребностях в информации, и также своих начальников, коллег и подчиненных. Менеджер должен уметь оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в фирме, стараться определить, сто такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обменах.

Менеджер может также практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными, периодические встречи со всеми подчиненными. Планирование, реализация и контроль формируют возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей, контроль хода работ, отчеты по результатам контроля - действия, подвластные менеджеру.

Системы обратной связи составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одного подразделения организации в другое с целью обсуждения определенных вопросов. Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи. Опросы позволяют выяснить у подчиненных:

- четко ли доведены до них цели их деятельности;

- с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться;

- получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы;

- открыт ли руководитель для предложений;

- информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе.

Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель систем — снижение тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.

Крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные публикации могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на тему охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции, ответы руководства на вопросы сотрудников. Также часто используются видеозаписи.

Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Электронная почта дает возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации, вне ее, что должно уменьшить неиссякаемый поток телефонных разговоров. Видеоконференции способствуют людям, находящимся в разных метах, обсуждать всевозможные проблемы, глядя друг другу в лицо.

Вопрос 19. Ситуационный подход в процессе управления.

1. Определение ситуационного подхода.

2. Ситуационный подход и процесс управления.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.


Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

- менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;

- менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

- менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;

- менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Вопрос 20. Кадровое планирование в организации.

1. Сущность кадрового планирования.

2. Структура оперативного плана работы с персоналом.

3. Содержание оперативного плана работы с персоналом.

Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями и требованиями производства. Рабочие места, с точки зрения производительности и мотивации, должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.


Кадровое планирование реализуется посредством осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом. В оперативном плане находят отражение:

- кадровые стратегии (разработка основ кадровой политики, создание возможностей должностного и профессионального продвижения работников, обеспечение развития кадров для выполнения новых квалифицированных работ и адаптации их к изменяющимся условиям производства);

- кадровые цели (определение конкретных целей организации и каждого работника, вытекающих из кадровой стратегии);

- кадровые задачи (обеспечение фирмы в нужное время, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией персоналом, который необходим для достижения целей);

- кадровые мероприятия (разработка плана кадровых мероприятий для реализации конкретных целей организации и каждого работника, определение затрат на реализацию плана кадровых мероприятий).

В опера тивном плане содержатся:

- планирование привлечения персонала (мероприятия по найму и

приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности в кадрах за счет внутренних и внешних источников);

- планирование трудовой адаптации (первичной, то есть приспособления молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности, и вторичной приспособления работников, имеющих опыт);

- планирование высвобождения или сокращения персонала (избыток рабочей силы возникает вследствие рационализациипроизводства и управления);

- планирование использования персонала (наряду с учетом квалификационных признаков при определении места работы необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека);

- планирование обучения персонала (обучение на рабочем месте и вне рабочего места);

- планирование деловой карьеры, служебно-профессионалъного

- продвижения (начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением, необходимо организовывать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест);

- планирование расходов на персонал.


Вопрос 21. Системный подход в процессе управления.

1. Системы: определение, виды

2. Системный подход и организация

3. Модель организации как открытой системы

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы - это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления - техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.

Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.

В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.


Вопрос 22. Характеристика управления организаций на разных стадиях роста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.