Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. – Логос, 2000. – 296 с.:ил. 4 страница




78. Комплексный характер целей управления и их связь с методами, функциями и организационной структурой управления.

79. Личность руководителя, личностные качества и организационные роли руководителя (классификация Г.Минцберга).

80. Особенности социальной организации как объекта управления.

81. Объект управления как «устойчивая системная модель» Ст.Бира.

82. Организация как сложная динамическая нелинейная система и её особенности как объекта управления (синергетическая концепция социального управления).

83. Соотношение кибернетического, синергетического и системного подходов в управлении.

84. Понятие, сущность и содержание процесса управления как субъектно-объектного отношения.

85. Процесс управления как процесс принятия решений о наиболее целесообразных действиях в той или иной ситуации.

86. Информация и информационные процессы в управлении.

87. Роль информации и информационных технологий в развитии общества: единство информационных законов природы и общества.

88. Определяющая роль информации в эволюционных процессах живой и неживой природы, человеческого общества.

89. Информационное обеспечение процесса управления и процесса принятия решений: организация информации, процедуры и методы работы с информацией.

90. Автоматизация коммуникаций в процессе управления и принятия управленческих решений на основе новых информационных технологий.

91. Стратегическое планирование как процесс принятия решений относительно целей организации, стратегий и использования ресурсов для достижения целей.

92. Управленческий контроль как процесс, обеспечивающий получение ресурсов и их эффективное использование.

93. Оперативный контроль как процесс обеспечения эффективного выполнения конкретных задач.

94. Прогнозирование как научно обоснованное предвидение и проектирование производственных процессов и систем.

95. Регулирование как функция поддержания устойчивости системы, функция, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организации (системы).

96. Адаптация в процессе управления организацией как основополагающий принцип современной методологии менеджмента.

97. Системный характер программно-целевого планирования: содержание, методы, технология.

98. Методы экспертных оценок и сетевого планирования в процессе разработки целевых программ.

99. Интерактивное планирование: принципы и основные этапы методологии интерактивного планирования.

100. Политический аспект инкрементального планирования: проблема согласования стратегических решений с различными политическими силами.

101. Организационные патологии как дисфункции и «клинический подход» в управлении.

102. Стратегический уровень управления и его атрибуты: план и политика, стратегия, стратегическое решение, стратегическое планирование.

103. Научные и эмпирические методы управления.

104. Системный подход, моделирование и экспериментирование в процессе решения проблем.

105. Методы управления задачами, ресурсами и персоналом в процессе управления функциональными подсистемами.

106. Методы прогнозирования, планирования и распределения ресурсов (управление ресурсами).

107. Методы контроля, мотивации и планирования в процессе управления персоналом.

108. Методы организации совместной деятельности людей: административные, организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

109. Методы координации совместной деятельности людей и подразделений (способы координации по Г.Минцбергу).

110. Методы и способы контроля контролируемых и неконтролируемых частей организации.

111. Моральные стимулы в социально-психологических методах управления.

112. Решение сложных проблем на основе моделирования: модель как экспериментальная установка, как средство постановки экспериментов.

113. Анализ конкретных ситуаций, или метод “кейсов” в ситуационном управлении.

114. Количественные подходы и научные методы в задачах управления и принятия управленческих решений: аналитические методы и модели решения задач организационного управления.

115. Концепции ограниченной и переменной рациональности как дескриптивные модели процессов управления и принятия решений

116. Социальная технология как проект, как деятельность и как элемент человеческой культуры.

117. Инициативно-целевая технология решения проблем инновационного типа.

118. Программно-целевая технология (как «инструмент» тактического уровня управления) в процессе решения проблем адаптационного типа.

119. Регламентная технология при решении рутинных проблем (технология оперативного управления).

120. Основные технологии управления: технологии принятия решений и организации их выполнения, проектирования и разработки вариантов решений, информационного обеспечения процесса подготовки и принятия решений.

121. Основные направления развития современных технологий в управлении: использование компьютеров, программных средств, новых информационных технологий, информационных сетей.

122. Информационная технология как инструмент (средство) оптимизации и апробации различных моделей организационных отношений и моделей управления.

123. Методы управления и технологии, ориентированные на эффективность, инновации и на персонал.

 

XI. Вопросы к экзамену (зачету)

 

1. Понятие и сущность управления. Виды управления.

2. Предмет и задачи теории управления. Наука управления как область комплексных междисциплинарных исследований.

3. Управление как профессия. Профессионализация управления и «менеджмент». Понятие «научного менеджмента» и задачи науки управления.

4. Управленческая деятельность, ее содержание и специфика. Управление как процесс и как субъектно-объектное отношение.

5. Система знаний науки управления. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления.

6. Эволюция управленческой мысли в ХХ веке. «Школа научного управления» и ее значение в становлении науки управления (Ф.У.Тейлор).

7. Основные принципы административной школы. Административная теория А.Файоля.

8. Социологическая концепция идеальной бюрократии М.Вебера. Бюрократия и бюрократизм. Административная концепция В.Вильсона.

9. Школа «человеческих отношений» в теории управления как социально-психологический вариант менеджмента.

10. Понятие «социальная система». Основные свойства социальных систем. Социальное управление и его специфика.

11. «Школа социальных систем» в науке и практике управления.

12. Системный подход как методология современного научного исследования сложных объектов и процессов. Принципы системного подхода.

13. Ситуационный подход и ситуационная теория. Ситуационное управлениеи модель организации как открытой системы.

14. Процессы хаоса, необратимости, неустойчивости в организации с позиций синергетического подхода. Точки бифуркаций в процессе развития системы. Синергетика как наука о самоорганизации.

15. Информационный подход в управлении: методология и практика. Информация, система, обратная связь как ключевые понятия управления.

16. Кибернетический подход в управлении. Кибернетика как наука об общих законах управления.

17. Понятие закона управления. Основные законы управления. Закон синергии.

18. Понятие принципа управления. Основные принципы управления. Принцип иерархии управления и иерархии связей.

19. Принципы внутреннего и внешнего описания системы. Принцип «Черного ящика». Технология применения принципа «черного ящика» для описания сложной системы.

20. Понятие кибернетической системы. Основные компоненты кибернетической системы. Понятия входа и выхода системы.

21. Закон самосохранения и условия выживаемости системы (организации). Принцип экономии энтропии. Принцип наименьшего действия.

22. Устойчивость динамических систем. Принцип Ле Шателье. Понятие внутреннего регулятора и его значение для противодействия внешним возмущениям.

23. Сложная система и ее особенности. Управляемость сложных систем. Закон усиления регулирования и управления. Управление как антиэнтропийный процесс.

24. Управляемость и устойчивость систем управления. «Жесткие» и «мягкие» элементы управления. Принципы централизации и децентрализации управления.

25. Адаптация системы к изменениям внешней среды. Адаптивное управление. Адаптация и эволюция (развитие) системы на основе принципов полифинальности и эквифинальности.

26. Закон необходимого разнообразия и его значение в управлении. «Разнообразие» системы управления как необходимое условие эффективного и оптимального управлении.

27. Система управления как субъектно-объектное отношение. Компоненты системы управления и их характеристика. Режимы функционирования систем управления.

28. Регулирование как функция сохранения устойчивости и равновесия с внешней средой. Понятие регулятора. Основные типы регуляторов.

29. Системы программного управления. Режим программного управления. Управление процессом реализации проектов и программ.

30. Виды целенаправленных систем управления. Режимы управления. «Реактивное» управление. Режим развития объекта управления.

31. Принцип обратной связи в управлении. Виды и типы обратной связи. Положительная и отрицательная обратная связь и их значение в деятельности (функционировании) организации.

32. Концепция обратной связи в кибернетике. Значение и роль обратной связи в процессах управления, адаптации и самоорганизации. Реализация принципа обратной связив социальной сфере.

33. Концепция организационной культуры. Содержание и особенности формирования организационной культуры. Организационная культура как важнейший, уникальный управленческий ресурс.

34. Качество и эффективность управления. Понятие технической эффективности. Экономическая эффективность. Эффективность и производительность.

35. Анализ и оценка эффективности управления. Критерии и показатели эффективности. Экономические критерии эффективности и затраты на управление.

36. Эффективность как условие успешности организации. «Мягкий» путь повышения эффективности. Проблема развития желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей сил.

37. Понятие и сущность цели управления. Классификация целей управления. Цели и средства.

38. Целевой подход в управлении и его основные понятия: ценности, цели, политика, решения. Определение глобальной цели и ее декомпозиция на основе метода дерева целей.

39. Основные подходы к определению целей управления и способы целеполагания. Формулировка и измерение организационных целей. Неопределенность выбора целей.

40. Управление и руководство в организации. Архетипы руководителя (классификация И. Ансоффа). Организационные роли руководителя (классификация Г.Минцберга). Права, обязанности и ответственность руководителя.

41. Управление и власть в социальных организациях. Понятие влияния, власти и лидерства. Основные формы власти.

42. Понятие и сущность организационной структуры управления. Линейные и функциональные структуры управления.

43. Понятие структуры управления. Элементы, звенья и связи в организационной структуре управления. Современные структуры управления.

44. Структура, организация и порядок в системах. Иерархические структуры управления, их виды, основные достоинства и недостатки.

45. Органические (гибкие) структуры управления, их разновидности, преимущества и проблемы использования.

46. Понятие аппарата (штаба) управления. Типы административного аппарата. Линейные и аппаратные полномочия.

47. Организация как объект управления. Социальная подсистема организации. Типы и виды организаций как объектов управления (классические модели организации, полная модель организации).

48. Механистическая модель объекта управления (организации): особенности управления, стили управления, «жесткие» элементы управления. Централизованное управление. Иерархическая структура управления.

49. Органическая модель организации. Стили управления и «мягкие» элементы управления в органической модели. Концепция совершенствования человеческих ресурсов организации. Тенденция к децентрализации управления. Гибкие, адаптивные структуры.

50. Основные положения концепции организации как «открытой системы». Взаимодействие открытой системы с неопределенной внешней средой. Способность открытой организации к саморегулированию и самоорганизации.

51. Организация как процесс принятия решений, как система, предназначенная для решения проблем. Эффективность управления и эффективность принимаемых решений. Системная методология в процессе решения проблем.

52. Организация как сложная динамическая нелинейная система. Неустойчивость стационарного состояния сложной системы. Значение (роль) малых воздействий на систему. Необходимость сочетания иерархического управления и самоуправления.

53. Процессный подход в управлении организацией. Управленческий процесс как логически взаимосвязанная и взаимодействующая система управленческих действий. Основные виды и типы управленческих процессов.

54. Понятие и содержание процесса управления. Общесистемные процессы управления. Управление как организационный процесс.

55. Управленческая деятельность и режимы функционирования «системы управления». Процесс управления как процесс принятия решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений, его содержание и основные этапы.

56. Информация, коммуникации и связи в системе управления. Основные способы получения информации. Качество информации, и ее эффективность.

57. Коммуникации и коммуникационный процесс в управлении. Вербальная и невербальная коммуникации. Основные информационные каналы межличностных коммуникаций. Препятствия (барьеры) обмену информацией в процессе межличностных коммуникаций.

58. Управленческая деятельность как совокупность рутинных процессов и процессов решения проблем. Понятие и сущность функции управления. Виды и типы функций управления.

59. Организация как одна из его основных функций управления. Элементы организации как процесса.

60. Мотивация как функция управления. Основные концепции мотивации. Средства, способы и методы материального и нематериального стимулирования.

61. Контроль как функция управления. Контроль состояния и деятельности объекта управления. Мониторинг и периодическая оценка ключевых показателей деятельности организации.

62. Координация как функция управления. Связь координации с контролем и средствами коммуникации.

63. Планирование как функция управления. Виды и типы планирования. Интерактивное планирование: принципы и основные этапы методологии интерактивного планирования.

64. Программно-целевой подход в управлении. Методология программно-целевого планирования. Системный характер программно-целевого планирования. Понятие целевой программы.

65. Стратегическое планирование: принципы и основные этапы. Целеполагание и прогнозирование в процессе планирования.

66. Понятие метода управления. Классификация методов управления. Научные и эмпирические методы управления. Специфические научные методы управления.

67. Методы управления, основанные на общенаучной методологии. Системный подход, моделировании, экспериментирование (научный эксперимент).

68. Административные и правовые методы управления. Принуждение как метод управления.

69. Организационно - распорядительные методы управления персоналом и их правовой аспект.

70. Экономические методы управления. Экономический механизм как основа экономических методов управления. Методы управления, основанные на использовании прямых материальных стимулов.

71. Социально-психологические методы управления. Методы управления, основанные на использовании моральных стимулов. Поощрение и наказание. Убеждение как метод управления. Методы воздействия через культуру организации.

72. Методы выполнения функции организация: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

73. Методы принятия управленческих решений: количественные, качественные, смешанные (нормативные), групповые и методы принятия решений в условиях неопределенности.

74. Технологии и их значение в развитии общества. Социальная технология как проект, как деятельность и как элемент человеческой культуры. Понятие и содержание технологии управления. Виды и типы управленческих технологий.

75. Инициативно-программные технологии: технологи и методологии решения инновационных проблем.

76. Программно-целевые технологии: технологии решения проблем в соответствии методологией системного анализа.

77. Регламентные технологии: «жесткие» технологии, основанные на операциях и процедурах формализованного типа. Понятия и элементы технологии: «процедура» и «операция».

78. Технология принятия решений и организация их выполнения. Технология проектирования и разработки вариантов решений. Технология информационного обеспечения процесса подготовки и принятия решений.

 

Обязательно с новой страницы. Указать нужно ли тестовые задания печатать в комплексе.

XII. Тестовые задания

 

9. Какие варианты регулирования чаще? Всего применяют? в системах управления?

-?Регулирование по отклонению;

- Регулирование посредством компенсации возмущений;

- Регу лирование посредством изоляции системы от возмущений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.