Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство и лидерство, развитие лидерских способностей




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

4.1 Факторы, приведшие к появлению проблемы качества

4.2 Относительность качества

4.3* Понятия системного подхода (системность окружающей среды, познавательной и практической деятельности)

4.4 Сферы среды

4.5* Качество изготовителя и потребителя

4.6* Статистические шкалы (свойства, особенности, область применения)

4.7* Основные представления о квалиметрических оценках

4.8* Основные термины качества (качество, процесс, продукция, виды менеджмента качества)

4.9* Основные определения математической статистики (вероятность, функция распределения, виды выборок, моменты распределений, доверительная вероятность, распознавание статистических гипотез)

4.10* Особенности статистического управления процессами качества (контрольные карты, их классификация, порядок оценки результатов, корректирующие действия)

4.11* Инструменты обеспечения и исследования качества (классификация, общие понятия, сфера использования)

4.12* Использование информационных технологий при обеспечении качества (специализированные пакеты, имитационное моделирование)

Примечание: Все вопросы, отмеченные * включают в себя группу подвопросов, расшифровываемых в скобках

 

Основная литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Основные положения и словарь

2. ГОСТ Р 50779.11-2000 (ИСО 3534-2-93) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения

3. Варжапетян А.Г., и др. Менеджмент качества М. Вузовская книга. 2004, 357 с.

проектирование систем М. Вузовская наука 1999, 380

4. Варжапетян А.Г. Квалиметрия СПб ГУАП, 2005, 176 с.

5. Варжапетян А.Г. Имитационное моделирование М. Вузовская книга. 2007,422 с.

6. Окрепилов В.В. Управление качеством

СПб. Наука. 2000 920

Дополнительная литература:

7. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством. М. Радио и связь. 1999, 705 с.

8. Основы обеспечения качеством п/р Азарова В.Н., М. ЕЦК, 2000

9. Федюкин В.К. Квалиметрия и технические измерения М. Филин.2003, 347 с.

10. Статьи в технических журналах:

- Менеджмент качества

- Стандарты и качество

- Топ-менеджер

- Качество. Инновации. Образование

11. Публикации в Интернете

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие ………………………………………………………………………….3

1. Учебная программа дисциплины……………………………………………..4

2. Содержание разделов программы……………………………………………5

2.1 Введение………………………………………………………………………….5

2.2 Средства и методы обеспечения качества…………………………………10

2.2.1 Системный подход при обеспечении качества………………………10

2.2.2 Системы менеджмента качества……………………………………….16

2.2.3 Формализация и статистические шкалы………………………………19

2.3 Основы технического регулирования, стандартизация, сертификация. 25

2.3.1 Техническое регулирование……………………………………………..25

2.3.2 Сущность, цели и принципы стандартизации………………………. 25

2.3.3 Сертификация и подтверждение соответствия……………………… 26

2.4 Статистические методы……………………………………………………….. 41

2.4.1 Основные понятия математической статистики…………………….. 41

2.4.2 Определение неизвестной функции распределения……………….. 47

2.4.3 Определение неизвестной случайной величины…………………… 55

2.4.4 Статистическое управление процессами обеспечения качества...59

2.4.5 Контрольные карты………………………………………………………. 61

2.5 Качество целевого функционирования……………………………………...71

2.5.1 Отличительные черты систем……………………………………………71

2.5.2 Классификация систем с позиции КЦФ………………………………..72

2.5.3 Конкурентный инжиниринг качества……………………………………77

2.5.4 Инструменты инжиниринга качества………………………………….. 83

2.5.5 Компьютеризация методов инжиниринга качества…………………..84

2.5.6 Имитационное моделирование………………………………………….85

 

3. Темы контрольных заданий…………………………………………………….99

4. Вопросы для экзамена или зачета……………………………………………100

5. Рекомендуемая литература……………………………………………………..101

 

Неотъемлемыми понятиями управленческой деятельности в целом и управления персоналом в частности являются понятия руководства и лидерства.

Руководство – это процесс правового воздействия, осуществляемый личностью на основе власти и приводящий к осознанному поведению людей и их целенаправленной деятельности.

Лидерство есть процесс влияния одного человека - ведущего на других (ведомых), базирующийся на авторитете, личных качествах ведущего. В деятельности руководителя и лидера имеются сходные черты:

1. Наличие совместного труда людей, объединенных в организацию и необходимость управления ею;

2. Координация, упорядочение совместных усилий сотрудников;

3. Осуществление социального влияния на членов организации;

4. Использование субординационных отношений.

Однако между руководством и лидерством имеется целей ряд отличий, касающийся:

- масштабов видения цели: лидер четко видит цель, которая другим представляется весьма туманной, руководитель же реализует цель, в связи с этим лидерство можно назвать стратегическим руководством;

- возникновения: лидерство возникает преимущественно в неофициальных группах при соответствующих взаимоотношениях (доброжелательных), руководство характерно для официальных групп и отражает отношения ответственности;

- масштабности связей: лидерство замкнуто в микрогруппе, руководство выходит за пределы коллектива, поскольку руководителю необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководством;

- учреждаемости: лидер выдвигается стихийно, руководитель назначается или избирается системой организаций или институтов;

- формирования авторитета: авторитет лидера основан на личном влиянии, авторитет руководителя не только (и не столько) на личном влиянии, но и на санкциях, предоставленных ему властью;

- ответственности: ответственность руководителя многоступенчата, более опосредована, чем лидера;

- функционирования: руководство выступает как процесс правовой организации, а лидерство как процесс внутренней социально-психологической организации;

- социальной роли: руководитель является посредником социального контроля и власти, а лидер - субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в межличностных отношениях;

- принятия решений: в системе руководства этот процесс носит более сложный, многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства;

- методов управленческого воздействия: руководитель чаще использует административные методы воздействия на подчиненных (приказ, распоряжение, команда), выступая в роли руководителя-администратора, лидер опирается на социально-психологические способы (беседа, убеждение, индивидуальный подход), осуществляя управление без навязывания своей воли.

Из сказанного следует, что руководитель-лидер имеет ряд преимуществ перед руководителем – администратором. Он является истинным вожаком, за которым люди идут добровольно. За ним организация признает моральное право принятия решения в значимых для нее ситуациях.

Поэтому социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Желательно, чтобы эти две роли выполнял один и тот же человек, то есть руководитель – лидер.

В связи с этим развитие лидерских способностей является весьма актуальной задачей. В развитии лидерских способностей можно выделить пять уровней.

1. Статус. Это базовый, начальный уровень лидерства. Влияние здесь определяется должностью и ограничено должностными обязанностями. На этом уровне действуют территориальные права, протоколы, уставы. Человек, назначенный на ту или иную должность, может обладать определенной властью и возможностью управлять другими.

Качества, необходимые для успеха на этом уровне: хорошо знать свои служебные обязанности, принимать на себя ответственность, делать свою работу как можно лучше.

2. Одобрение. На этом уровне влияние выходит за рамки должностного авторитета, и люди следуют за лидером по своему желанию. Лидер полагается не на силу и строгие правила, а на осмысленные взаимоотношения между людьми, помогает удовлетворить потребности и желания других. Уровень одобрения – фундамент лидерства. Качества, необходимые на этом уровне: способствовать успеху тех, кто работает с вами; уметь смотреть на вещи глазами других людей; искренне любить людей и расти вместе с другими; действовать так, чтобы победителями выходили все.

3. Продуктивность. Люди следуют за лидером благодаря его вкладу в деятельность организации. Они ориентированы на достижение результатов. На этом уровне последователи восхищаются лидером.

Качества, необходимые для успеха на этом уровне: формировать цели и следовать им; развивать ответственность за результаты; принимать решения, способствующие позитивным изменениям.

4. Наставничество. Величие лидера состоит в способности придавать силы окружающим его людям, подготовить последователей. На этом уровне происходит количественный и качественный рост организации вследствие воспитания новых лидеров. Лидер воплощает свою мечту –способствует росту и развитию людей, окружающих его, осознает ценности людей и обязательства перед ними, находит с людьми общий язык и влияет на них. На этом уровне последователи преданы лидеру.

Лидерские качества этого уровня: сознавать, что ваш главный капитал – люди; отдавать предпочтение личностному развитию людей; быть образцом для последователей; создавать вокруг себя «внутренний круг» лидеров.

5. Личность. Это – наивысший уровень влияния, так как для его достижения человек должен быть истинным лидером на протяжении всей своей жизни. Этого уровня достигают немногие. Люди следуют за лидером в силу того, кем он является и что представляет собой.

Характеристики этого уровня: авторитет лидера выходит за пределы организации; последователи преданы и готовы идти на жертвы; люди стремятся получить помощь и поддержку лидера; большая радость для лидера видеть, как люди развиваются и растут как личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.