Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 2 страница




Далее необходимо рассчитать ключевые показатели операционного анализа деятельности предприятия за 2000 год. Для этого воспользуемся общим уравнением регрессии цехов и общепроизводственных расходов: У = 1383,43 тыс.руб. + (Х*1158,05 тыс.руб.), Где 1383,43 тыс. руб. – это постоянные расходы, а (Х*1158,05 + Материальные затраты) – это переменные расходы, Х – объем производства.Расчетные данные представлены в табл. 8 (прил. В). Рассчитаем силувоздействия операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности за 2010 год для предприятия ОАО «Электроагрегат». Данные для расчета кратко представим в таблице:
Показатель В тыс. руб. В процентах и в относительном выражении (К ВРП)
1. Выручка от реализации   100% или 1
2. Переменные затраты   73,9% или 0,739
3. Валовая маржа   26,1% или 0,261
4. Постоянные затраты   6,99% или 0,0699
5. Прибыль   19,1% или 0,191
Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (в относительном выражении. к ВРП) = 16601 тыс. руб. / 0,261 = 63605 тыс. руб.Запас финансовой прочности = 237252 – 63605 = 173647 тыс. руб.Запас финансовой прочности в % = Сила воздействия операционного рычага = Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие выводы:1) порог рентабельности, равный 63605 тыс. руб., показывает, что при этом количестве выручки предприятия не имеет ни убытков, ни прибыли;2) запас финансовой прочности составил 73,19%, т.е. выручка от реализации продукции может снизиться на 73,19%, но убытков пока это не принесет,3) сила воздействия операционного рычага составила 1,36, а это означает, что если выручка увеличится, например, на 10%, то это должно принести рост прибыли на 10% * 1,36 = 13,6%2.3. Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементовоперационного рычага Для предприятия ОАО «Электроагрегат» необходимо провести анализ чувствительности прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и определим:1. Цена реализации изменится на 10%, как изменится прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?2. Оценим влияние 10% изменения переменных расходов на прибыль.3. Оценим влияние 10% изменения постоянных расходов на прибыль.4. Оценим влияние 10% увеличения объема реализации.Выбор именно 10-процентного изменения элементов операционного анализа обусловлен среднеотраслевым показателем темпов роста выручки.Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации (К0), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из элементов операционного рычага:- если изменится цена реализации:К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовоймаржи): Новая цена реализации- если изменяются постоянные издержки:К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовоймаржи): Цена реализации- если изменяются переменные издержки:К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи).Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим данным роль различных элементов операционного рычага в формировании финансовых результатов предприятия ОАО «Электроагрегат» за 2001 год для исходного положения:
Показатели Значения
Цена реализации 12,53047 тыс. руб. / шт.
Выручка от реализации 237252 тыс. руб. (100%)
Переменные издержки 175303 тыс. руб. (73,9%)
Валовая маржа 61949 тыс. руб. (26,1%)
Постоянные издержки 16601 тыс. руб. (6,99%)
Прибыль 45348 тыс. руб. (19,1%)
Средние переменные издержки 9,2586 тыс. руб. / шт.
1. Предположим, что цена реализации возрастает на 10%, тогда:Новая цена реализации – 13,783515 т.р. / шт.Переменные издержки – 175303 тыс. руб. (67,17%)Валовая маржа – 85674 тыс. руб. (32,83%)Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,36%)Прибыль – 69073 тыс. руб. (26,47)Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний результат прибыли (45348 тыс. руб.):
Показатели Объем – 18934 шт; Цена – 13,783517 т.р./шт. Объем, обеспечивающий неизменный результат 13689,99шт.; цена=12,53
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации продукции        
Переменные издержки   67,17   67,17
Валовая маржа   32,83   32,83
Постоянные издержки   6,36   8,79
Прибыль   26,47   24,03
Переменные издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V реализации = 9,2586 т.р. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.р.Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации (18934 шт. – 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) иувеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятиедолжно увеличить объем реализации на 55,38%.2. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль предприятия. Предположим, что благодаря повышению производительности труда и более выгодным закупкам сырья и материалов предприятию ОАО«Электроагрегат» удалось снизить переменные издержки на 10%. Определимвеличину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных затрат (без потери прибыли).Выручка от реализации – 237252 тыс. руб. (100%)Новые переменные расходы – 157772,7 тыс. руб. (66,5%)Валовая маржа – 79479,3 тыс. руб. (33,49%)Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,99%)Прибыль – 62 878 тыс. руб. (26,5%)Новый объем реализации:
Показатели Объем – 18934 шт Объем, обеспечивающий неизменный результат 14762,2 шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации продукции        
Переменные издержки 157772,7 66,5   66,5
Валовая маржа 79479,3 33,49   33,49
Постоянные издержки   6,99   8,87
Прибыль 62878,3 26,5   24,51
Следовательно, снижение переменных издержек на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 4171,8 шт. (18934 – 14762,2) или на 22,033% и увеличивает прибыль на 38,6572%. Анализ показывает, что при повышении переменных издержек на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно добиться увеличения объема реализации на 32% (чтобы компенсировать потерянную часть дохода), или оно потеряет 38,65% своей прибыли.3. Рассмотрим изменение постоянных издержек. Предположим, рассматриваемому предприятию, благодаря новой организации своей деятельности удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 4534,8 т.р. или на 10%. Определим снижение объема реализации, на которое теперь может пойти предприятие для достижения первоначальной прибыли 45348 т.р. После снижения постоянных издержек требуется валовая маржа на уровне 60288,9 т.р. Тогда новый объем реализации составит: Аналогично, рост постоянных издержек предприятия может компенсировать путем уменьшения объема реализации на 2,64%, так как в противном случае прибыль снизится на 10%.4. Влияние изменения объема реализации на прибыль проанализируем с помощью эффекта операционного рычага. Сила воздействия рычага равна (61949 т.р.: 45348) = 1,36. Предположим, предприятие ОАО «Электроагрегат» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка возрастет на 10% также, а прибыль с учетом действия операционного рычага должна увеличиться на (10% * 1,36) = 13,6Проверка:
Выручка от реализации 2600977,2
Переменные издержки 192832,56
Валовая маржа 68144,64
Постоянные издержки  
Прибыль 51543,64
Прибыль действительно выросла на 13,6% или на 6195,64 тыс. руб. Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие выводы: на основе проведенного анализа можно распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия:- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, асоответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержексоставляет 38,65%;- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к роступрибыли предприятия на 13,66%;- из числа рассмотренных факторов наименьшее влияние на результатоказывает изменение уровня постоянных издержек. 10% изменение этих расходов приводит к пропорциональному изменению результата (на те же 10%). С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и переменных издержек с изменениями объема реализации:- при снижении цены на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69% без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;- для компенсации роста переменных издержек на 10% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 32%, при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%. Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управлением затратами на предприятии ОАО «Электроагрегат» Под затратами предприятия понимается сумма средств, израсходованных в целях обеспечения реализации продукции и получения доходов.Для эффективного управления затратами на предприятиии ОАО «Электроагрегат» в ходе проведенного исследования удалось выявить следующие предложения.1. При анализе структуры себестоимости продукции по элементам затрат в 2010 году было выявлено, что наибольший удельный вес в себестоимости занимают такие статьи, как «сырье и материалы» и «Прочие затраты». Для снижения затрат по первой статье руководству предприятия можно порекомендовать закупать сырье и материалы у иных поставщиков, то есть необходимо найти поставщиков, которые будут поставлять сырье и материалы по более низким ценам. А для снижения статьи «Прочие затраты» необходимо увеличить выпуск продукции.2. При применении инструментов операционного анализа (порог рентабельности, запас финансовой прочности и сила воздействия операционного рычага) в управлении затратами предприятия было установлено, что в первую очередь необходимо разграничить затраты предприятия на постоянную и переменную часть. Для этого был использован метод наименьших квадратов, так как он является самым точным.3. Далее были рассчитаны основные показатели операционного анализадеятельности предприятия.4. Затем с помощью операционного анализа удалось выявить чувствительность прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и выяснить, что:- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, асоответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек на 10% составляет 38,65%;- изменение уровня постоянных издержек на 10% приводит кпропорциональному изменению результата (на те же 10%);- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к роступрибыли предприятия на 13,66%.5. С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторовцены и переменных издержек с изменениями объема реализации:- при снижении цены на 10% предприятие должно увеличить объемреализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69: без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;- для компенсации роста переменных издержек ни 10% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 32%; при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%.6. Для повышения эффективности деятельности рассматриваемогопредприятия необходимо провести оптимизацию ассортимента выпускаемойпродукции, так как на предприятии наблюдается снижение объемов реализованной продукции.Для эффективного управления затратами руководства предприятия можно порекомендовать ввести на предприятии систему учета затрат по методу «Директ- костинг», так как это позволит точнее разграничить затраты на постоянные и переменные и даст возможность более точно устанавливать при изменении цены, переменных и постоянных издержек. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. В ходе проведенного исследования удалось сделать следующие выводы:1. При анализе структуры себестоимости продукции по элементам затрат в 2010 году было выявлено, что наибольший удельный вес в себестоимости занимают такие статьи, как «сырье и материалы» и «Прочие затраты».2. Далее были рассчитаны основные показатели операционного анализадеятельности предприятия.3. Затем с помощью операционного анализа удалось выявить чувствительность прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и выяснить, что:- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, асоответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек на 10% составляет 38,65%;- изменение уровня постоянных издержек на 10% приводит кпропорциональному изменению результата (на те же 10%);- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к роступрибыли предприятия на 13,66%. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г.Управление затратами. – М.: изд-во ПРИОР, 1998 –64с.2. Быкова Е.В.Операционный финансовый менеджмент // Финансы. – 1997. - №12.- с.10-13.3. Зайцев Н.Л.Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М. – 1998. – 335с.4. Карпова Т.П.Управленческий учет: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.5. Керимов В.Э,, Комарова Н.Н.Организация управленческого учета по системе «Директ-Костинг» // Аудит ифинансовый анализ, - 2001. - №2. – с.90-91.6. Козлова Е.П.Калькулирование себестоимости способом суммирования затрат // Главбух. –1998. – с.11-24.7. Кондратова И.Г.Основы управленческого учета – М.: Финансы и статистика, 1998. – 144с.8. Крейнина М.Н.Финансовый менеджмент / Уч. Пособ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998.– 304с.9. Ларионов А.Д.Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 392 с.10. Мюллендорф Р., Карренбауэр М.Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение ихрациональной структуры / пер. с нем. – М.: ФБК Пресс, 1996. – 260с.11. Новиков В.Г.Анализ соотношения «затраты – объем - прибыль» // Менеджмент в России и зарубежом. – 2000. - №4. – с.120-137.12. Оганян К.И., Починок А.П.Формирование себестоимости в 1999 году. – М.: Главбух, 1999. –144с.13. Практикум по финансовому менеджменту учебно-деловые ситуации, задачии решения. / Под ред. Академика АМИР Е.С. Стояновой. М.: Перспектива 1997г.14. Раицкий К.А.Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696с.15. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-Е изд. – Мн.: ИП«Экоперспектива», «Новое знание», 1999 – 498с.16. Уткин Э.А.Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 1998.– 272с.17. Финансовый менеджмент – руководство по технике эффективногоменеджмента. – М.: «Трансполитиздат», 1993. –292с.18. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 1997. –574с.19. Чернов В.А.Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И.Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320с.

20. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н.

Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: Учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра экономических наук, проф. Э.Н. Кузьбожева: Курск. гос. техн. ун-т, Курск, 2000. –

154с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 6 Определение коэффициентов и результаты расчетов (для цеховых расходов)

Месяц Объем произ-ва Х, (шт.) (шт.) Цехов. расходы У, (руб.) (руб.) ( )2 ( )* ( )
2009г.            
Январь 1659,36          
Февраль 1689.03          
Март 1740,07          
Апрель 1640,2     -84093   -10892676
Май 1549,14 -38        
Июнь   -33   -155084    
Июль 1729,4          
Август 1528,7     -210983   -3804038
Сентябрь 1353,8 -157   -88073    
Октябрь            
Ноябрь 1620,9     -151997   -16754645
Декабрь 1702,5          
2010г.            
Январь 1271,7 -239       -65539962
Февраль 1192,2 -219       -29012088
Март 1418,5 -92       -129257782
Апрель 1867,3     -1563839   -559057086
Май 1589,6          
Июнь 1149,38 -361       -220011234
Июль 1460,8 -50       -22284399
Месяц Объем произ-ва Х, (шт.) (шт.) Цехов. расходы У, (руб.) (руб.) ( )2 ( )* ( )
Август 1552.65     -273042   -11795445
Сентябрь 726,85 -784   -652008    
Октябрь 2250,36     -95830   -70884855
Ноябрь            
Декабрь            
Итого            
Среднее            

Приложение Б

Таблица 7 Определение коэффициентов и результаты расчетов (для общефабричных расходов)

Месяц Объем произ-ва Х, (шт.) (шт.) Общез. расходыУ, (руб.) (руб.) ( )2 ( )* ( )
2009г.            
Январь 1659,36     -234321    
Февраль 1689,03     -248285    
Март 1740,07          
Апрель 1640,2     -321088   -41590549
Май 1549,14 -38   -424689   -16337823
Июнь   -33   -417619    
Июль 1729,4     -233238   -51016318
Август 1528,7     -20794   -374933
Сентябрь 1353,8 -157   -106940    
Октябрь       -11371    
Ноябрь 1620,9     -3344   -368710
Декабрь 1702,5          
2010г.            
Январь 1271,7 -239   -51795    
Февраль 1192,2 -219       -180719038
Март 1418,5 -92   -370622    
Апрель 1867,3     -103696   -37070344
Май 1589,6     -667181   -52673992
Июнь 1149,38 -361   -622782    
Июль 1460,8 -50   -125088    
Месяц Объем произ-ва Х, (шт.) (шт.) Цехов. расходы У, (руб.) (руб.) ( )2 ( )* ( )
Август 1552.65          
Сентябрь 726,85 -784        
Октябрь 2250,36          
Ноябрь            
Декабрь            
Итого            
Среднее            
Приложение В Таблица 8 Ключевые показатели операционного анализа деятельности предприятия за 2010 год
Месяц Выручка от реал. прод-ии (т.р.) Объем произ-ва (шт.) Матери-альные затраты (т.р.) Перемен. расходы (т.р.) Постоян-ные расходы (т.р.) Валовая маржа (т.р.) При-быль (т.р.)
Я              
Ф              
М              
А              
М              
И              
И              
А              
С              
О              
Н              
Д              
Итого              

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.