Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства в создании механизма регулирования инновационной деятельности




В настоящее время ни качество, ни объемы производства продукции не могут быть показателем уровня развития экономики той или иной страны. По лицензии в Турции или Бразилии выпускаются такие же автомобили и автобусы «Мерседес», как и в Штутгарте – на родине всемирно известной марки. Сборочный завод «Шевроле» в приволжском городе Елабуге производит вездеходы, которые ничем не отличаются от выпущенных в Детройте. Ряд стран Азии опережают США и Японию по объемам производства персональных компьютеров и бытовой техники, однако эти страны в общеэкономическом развитии отстают от последних.

Одним из основных показателей уровня развития экономической системы в настоящее время является уровень «постиндустриальности», то есть отсутствие или сворачивание промышленности в традиционном ее понимании и развитие исключительно интеллектуального производства – научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, совершенствование сферы разнообразных услуг, управление финансовыми рынками, совершенствование системы просвещения, охраны здоровья и т.д.

Кроме того, в мировой практике пересматриваются критерии оценки традиционных и высокотехнологических отраслей.

Экономисты предлагают одним из наиболее адекватных показателей наукоемкости отраслей считать относительный вес затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в стоимости готовой продукции. Те промышленные отрасли, в стоимости продукции которых затраты непосредственно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют от 7 до 15%, признаются наукоемкими.

Таким образом, формируется новое понимание понятия экономического роста на базе использования новых знаний и инноваций как важнейших ресурсов. Наука, как главный источник нововведений, является не замкнутой системой, она органически вливается в экономические процессы. В промышленно развитых странах наблюдается переход от экспорта капиталов к трансферту технологий, замена интенсивного типа экономики на инновационный тип. Для развития инновационной деятельности в этих странах создается благоприятная инновационная среда, которая формирует цивилизованные рыночные отношения в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития, создания определенных организационно-правовых условий для инновационного предпринимательства.

Государственное регулирование инновационного процесса на современном этапе является одним из основных условий развития экономики. Исходя из опыта мировой практики, успешная научно-техническая деятельность невозможна без государственной поддержки.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов обусловлена, во-первых, масштабами финансовых затрат на проведение исследований и реализацию их результатов. Новые научные результаты достигаются высококвалифицированными, а, следовательно, и высокооплачиваемыми кадрами. Еще больше затрат требует реализация нововведений. Эти значительные капитальные вложения связаны с техническим переоснащением производства, затратами на поиск и приобретение научно-технической информации, обучение персонала, организационные мероприятия. Значительных затрат требует экспертиза, патентование, сертификация новой продукции, что не под силу отдельным субъектам рыночной деятельности.

Например, за последние годы только в США годовой прирост государственных затрат в научно-исследовательской сфере достиг 10%.

Во-вторых, многие инновации могут быть экономически эффективными по масштабу внедрения, который превышает некоторый критический уровень.

В-третьих, существуют инновационные процессы, которые не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундаментальные научные исследования, результаты которых не могут быть коммерческими, а также инновации, направленные на удовлетворение потребностей общества в целом (экология, оборона, охрана правопорядка и т.д.). Затраты на эти инновационные процессы несет все общество.

Перечисленные и другие особенности инновационных процессов свидетельствуют, что эффективная инновационная стратегия развития национальных предприятий не может обойтись без государственной поддержки. Государство стало одним из важнейших факторов роста национальной экономики. Государство является основным финансистом фундаментальной науки, например, в США доля затрат на инновационные разработки составляют 2,3-2,8% от общей суммы государственных затрат, во Франции 1,8-2,4%, Германии – 2,2-2,8%, Японии - 2,0-2,9%, Украине – 0,44%. Государство выступает инициатором и координатором приоритетных научных программ, которые имеют общенациональное значение для решения внутренних и внешних проблем.

К основным направлениям государственного регулирования инновационной деятельности относится:

  • Финансирование научных исследований, как за счет бюджета, так и путем создания специальных фондов.
  • Всесторонняя поддержка развития науки, в том числе прикладной, и формирование малого инновационного предпринимательства.
  • Формирование государственных заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые обеспечивают начальный спрос на инновации, а затем расширяются в экономике.
  • Координация инновационной деятельности.

Государство централизовало функции разработки научно-технической политики, включая прогнозирование, планирование и стимулирование программ исследований и разработок, их связь с охраной окружающей среды, подготовку научных кадров и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.