Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике




Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством, сложившиеся в настоящее время в мировой практике, достаточно разнообразны и могут существенно варьироваться не только между различными странами, но и в рамках одной страны. Это объясняется прежде всего разнообразием сложившихся взглядов, применяемых подходов и инструментов в области управления качеством. В то же время осуществление таких процессов, как глобализация и создание крупнейших транснациональных корпораций, вызывает необходимость выработки единых требований и подходов к управлению качеством. Все это обусловило развитие определенных тенденций в данной области, основными из которых являются:

1) сближение требований многочисленных отраслевых и региональных стандартов на системы управления качеством на основе разработки и внедрения международных стандартов и принципов;

2) внедрение основных положений концепции всеобщего управления качеством в деятельность предприятий и организаций;

3) участие организаций в различных национальных и международных конкурсах по качеству;

4) применение самооценки как инструмента постоянного совершенствования деятельности организаций;

5) внедрение в организациях производственной и непроизводственной сферы системы менеджмента качества на основе требований и рекомендаций МС ИСО 9000: 2000;

6) распространение подходов, методов и инструментов управления качеством на практику деятельности организаций сферы услуг, социальной сферы, органов государственной власти.

Предприятия, внедряющие одну из моделей систем управления качеством в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000: 1994, часто применяли схему, показанную на рис. 6.1

Первым этапом на пути внедрения систем качества, соответствующих требованиям МС ИСО серии 9000, как правило, являлся анализ существующей документации по действующей системе качества. Этот анализ имел двоякую цель: с одной стороны, он позволял сравнить документацию с требованиями МС ИСО серии 9000, а с другой — давал

возможность сделать вывод о соответствии документов реальному положению дел на предприятии. Затем проводился анализ слабых сторон предприятия по различным направлениям деятельности и выявлялось влияние этих недостатков на уровень качества выпускаемой продукции, после чего ставились конкретные цели внедрения рассматриваемой системы, а также определялись пути их достижения. Это требовало определения необходимых средств и времени для реализации поставленных целей, а также распределения обязанностей и ответственности в рамках их достижения.

Следующий этап предполагал выработку четко сформулированной политики предприятия в области качества и разработку либо пересмотр на ее основе различных рабочих инструкций, а также инструкций по контролю. Важнейшими шагами являлись доведение разработанной политики до каждого работника предприятия, обучение персонала различным методам управления качеством, а также создание условий, способствующих росту заинтересованности персонала в качественных результатах своего труда. Заключительный этап — в процессе внедрения системы — периодически проводимая проверка ее функционирования.

Естественно, что затраты времени, необходимые для внедрения и последующей сертификации систем качества, в разных странах различны. Однако анализ, проведенный специалистами Немецкого общества качества, показал, что можно выделить определенные интервалы времени, соответствующие тому или иному этапу внедрения. Результаты анализа приведены в табл. 6.1.

 

  Таблица 6.1
Затраты времени для введения и проведения сертификации
системы качества [33]
Фаза Длительность
  (приблизительная), мес.
1. Анализ состояния 2-3
2. Определение мероприятий  
3. Осуществление мероприятий 9-12
4. Оформление документации систем качества 12-15
5. Сертификация системы качества 3-12
Все фазы 18-30

Информация, представленная в табл. 6.1, свидетельствует, что наименьшие временные промежутки соответствуют анализу состояния дел на предприятии в области управления качеством, а также разработке конкретных мероприятий по внедрению системы. Более продолжительный период, практически календарный год, требуется для осуществления всех мероприятий, однако разработка и внедрение документации по системе качества еще более трудоемкие и длительные. Сертификация внедренной системы качества — также довольно продолжительный процесс. Он занимает от 3 до 12 месяцев в зависимости от ее эффективности. В целом же реализация всех перечисленных фаз продолжается от 18 до 30 месяцев, т.е. процесс внедрения и сертификации рассматриваемых систем оказался трудоемким и потребовал много времени даже в стране с высокоразвитой промышленностью.

Рост доверия к тезису о том, что наличие у поставщика системы управления качеством служит гарантией качества конечного результата деятельности организации (продукции, услуги) и снижает тяжесть возможных негативных последствий вследствие низкого качества, повлек за собой определенную формализацию отношений «заказчик — поставщик». Процесс эволюции требований заказчиков в отношении системы управления качеством у поставщика включил четыре стадии [20]:

1) клиент удовлетворен утверждением поставщика о наличии у него системы управления качеством;

2) клиент просит предоставить документы в подтверждение такого утверждения;

3) клиент хочет проверить и самостоятельно оценить систему качества поставщика;

4) клиент требует сертификации системы качества органом, которому он доверяет.

В итоге определился круг основных факторов, заставляющих предприятия заниматься разработкой, внедрением и сертификацией систем управления качеством.

К наиболее важным основаниям для проведения сертификации систем управления качеством в разные периоды относились:

а) конец 1980-х — середина 1990-х гг.:

■ преимущества перед конкурентами;

■ требования заказчика;

■ реклама/маркетинг;

■ улучшение качества продукции;>

■ снижение риска ответственности;

■ требование материнской компании;

б) середина 1990-х — конец 1990-х гг.:

■ престиж предприятия;

■ рыночная стратегия;

■ повышение конкурентоспособности предприятия;

■ достижение безопасного уровня конкурентоспособности;

■ реорганизация системы менеджмента качества;

■ обеспечение конкурентоспособного преимущества;

■ перевооружение;

■ повышение производительности;

■ снижение уровня дефектности продукции;

■ требования заказчика.

В практике деятельности зарубежных фирм наличие сертифицированной системы управления качеством, как правило, воспринималось как естественное продолжение деятельности по разработке и внедрению такой системы. Подтверждением этому служит переоценка места и роли системы управления качеством, которую показывает ранжирование наиболее важных оснований для сертификации, указываемых фирмами в 1980-х и в середине 1990-х гг.

Следующая тенденция, которая начала активно проявляться еще в XX в. и продолжает развиваться в настоящее время, — внедрение основных положений концепции всеобщего управления качеством в деятельность предприятий и организаций. TQM, по сути, представляет собой подход к управлению деятельностью всей организации.

Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги в улучшении деятельности. Этот анализ получил название самооценки.

Самооценка — вид сопоставительного анализа деятельности организации в сравнении с какой-либо моделью, эталоном. Такой моделью может быть МС ИСО серии 9000; модель премии по качеству или модель, созданная самой организацией. Главная цель самооценки — определение сильных сторон в работе организации и областей, по которым она отстает от модели, т.е. областей, где можно ввести улучшения и за счет этого поднять деятельность на более высокий уровень.

Международная и отечественная практика показала, что проведение самооценки дает организации следующие преимущества:

· использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах;

· систематический подход к совершенствованию деятельности;

· получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

· согласованное понимание того, что в реальных условиях должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник исходя из политики и стратегии;

· обучение персонала применению принципов менеджмента качества;

· внедрение различных инициатив и передовых методов менеджмента качества в повседневную деятельность организации;

· выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

· оценка изменений, происшедших с момента проведения предыдущей самооценки;

· возможность распространения передового опыта лучших подразделений и работников;

· возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как самой организацией, так и другими организациями.

Все перечисленные тенденции нашли отражение в МС ИСО серии 9000: 2000. Пересмотр стандартов этой серии в 2000 г. представляет собой наиболее полную их переработку с момента первого издания в 1987 г. По заявлению ИСО, новая версия стандартов вступила в силу с 15 декабря 2000 г., однако сертификаты на системы качества, соответствующие требованиям МС ИСО серии 9000: 1994 были действительны еще в течение трех лет, чтобы предприятия имели возможность освоить новую версию и последовательно перейти к ее внедрению.

Целевой установкой системы менеджмента качества по последней версии стандартов ИСО серии 9000 служит обеспечение необходимого потребителю качества, но с минимальными затратами. Ведущие эксперты в области менеджмента качества более чем из 60 стран мира сформулировали принципы качества, которые затем были положены в основу стандартов ИСО серии 9000: 2000. Данные принципы аналогичны принципам TQM. Поэтому названные стандарты — это взгляд на систему качества с точки зрения философии TQM. Количество стандартов невелико, но они дают реальную возможность познать эту философию и начать практическую работу по ее применению.

Семейство стандартов ИСО 9000: 2000 включает следующие стандарты:

· МС ИСО 9000: 2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», описывающий основные положения систем менеджмента качества и устанавливающий терминологию для этих систем;

· МС ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», устанавливающий требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов и направленный на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей;

· МС ИСО 9004: 2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», содержащий рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем МС ИСО 9001: 2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. Рекомендуется как руководство для организаций, которые, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желают выйти за рамки требований МС ИСО 9001: 2001, однако не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов;

· МС ИСО 19011: 2002 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды», содержащий методические указания по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

В нашей стране стандарты 9000, 9001 и 9004 были приняты в качестве национальных в 2001 г., а стандарт 19011 — в 2003 г. Русскоязычная версия стандартов включает ГОСТ Р ИСО 9000:2001; ГОСТ Р ИСО 9001: 2001; ГОСТ Р ИСО 9004: 2001; ГОСТ Р ИСО 19011: 2003. Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, предназначенный для содействия взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Последняя версия стандартов имеет существенные отличия от предыдущей. Для описания и построения системы менеджмента качества за основу принят процессный подход, соответственно она представлена взаимосвязанными блоками процессов (вместо элементов системы качества, предусмотренных предыдущей версией стандартов). Модель системы качества в предыдущей версии — «петля качества» (этапы жизненного цикла продукции), в новой — модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (рис. 6.2).

Данная модель не отражает процессы на детальном уровне. Заинтересованные стороны и потребитель играют существенную роль в предоставлении входных информационных данных (о своих предпочтениях и т.д.). Наблюдение за их удовлетворенностью требует оценки информации о восприятии ими степени удовлетворения ожиданий.

В стандартах содержатся требования, способствующие раскрытию целей в области качества по уровням, функциям и процессам организации, а также требования к измеряемости целей и результатов процессов. Например, установлены требования к определению ожиданий потребителей и их удовлетворенности; появились требования, касающиеся управления ресурсами, и др. В стандарты включена концепция постоянного улучшения, что обеспечивает большую динамику в повышении эффективности системы, а также более четко определена необходимость реализации цикла Деминга PDCA как на уровне системы менеджмента качества в целом, так и при управлении каждым процессом. По экспертной оценке специалистов, отличия заключаются также в более четко сформулированной ориентации процесса управления качеством на потребителя; большей гибкости в документировании системы качества предприятия; в терминологии.

Рассматриваемая версия стандартов адаптирована к применению организациями различных сфер деятельности, так как одна из целей их разработки связана с необходимостью оказания помощи организациям всех видов деятельности по внедрению и обеспечению функционирования эффективных систем менеджмента качества.

В связи с появлением целого комплекса международно признанных требований к управлению качеством, а также распространением основных положений концепции TQM подходы в данной области, которые первоначально разрабатывались для промышленных предприятий, получают развитие в организациях, оказывающих различного рода услуги, в здравоохранении, образовании, министерствах и ведомствах и т.д. Это еще раз подчеркивает универсальность современных подходов к управлению качеством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.