Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства цвета




Визуальная среда

ПАРАМЕТРЫ СРЕДЫ

Оценка качества производственной среды

Влияние производственной среды на человека зависит от ее восприятия человеком. Восприятие среды осуществляется посредством пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Соответственно, можно выделить и параметры среды, классифицируя их по каналам восприятия.

Цвета подразделяются на две группы:

хроматические (цветные);

ахроматические (белый, серый, черный).

Свойства цвета: светлота как степень отличия цвета от четного; яркость – количество лучистой энергии, отраженной от поверхности (блеклость-яркость); насыщенность – степень отличия данного цвета от серого.

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Две причины воздействия цвета:

физиологическое влияние на организм;

ассоциации с предшествующим опытом.

 

Деление цветов по воздействию на настроение (И.-В. Гете):

а) возбуждающие, оживляющие, ободряющие – красно-оранжевые;

б)порождающие печально-беспокойное настроение – сине-фиолетовые.

Физиологическое воздействие цвета на организм:

Производительность труда (по Ч. Фере):

при кратковременной работе увеличивается – красный цвет, уменьшается – синий цвет;

придлительной работеувеличивается – зеленый цвет, уменьшается – синий и фиолетовый.

Дыхание и пульс (по Ф. Стефанеску-Гоанга):

учащаются и углубляются – пурпурный, красный, оранжевый, желтый;

обратное действие – зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Длительное воздействие цветов на психику человека подчиняется следующим закономерностям, выявленным Люшером.

Воздействие цвета на психику человека

Если яркие цвета отражают потребности, определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, свойственные индивиду как почерк, как побуждающая сила, то потребности, определяемые ахроматическими и дополнительными цветами, тесно связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревоге, давлению внешнего воздействия, усталости и отражают проблему неприятие индивидом сложившихся условий и межличностных отношений, уход от них в бездействие (серый), в самощажение (коричневый), в протестные реакции (черный), в мир фантазии и иррациональные способы защиты (фиолетовый).

Серый – Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Вызывает утомление и стресс. Приводит к пассивности, потребности в успокоении, отдыхе.

Синий – успокаивает, вызывает умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически соответствует спокойствию, психологически – удовлетворенно­сти. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность.

Зеленый – вызывает упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Формирует скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию.

Красный связан с расходом энергии, повышает жизненную силу, нервную и гормональную активность, стремления к успеху, жадное желание всех жизненных благ. Активизирует волю к победе, влечение к спорту, борьбе, формирует лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность.

Желтый формирует несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Способствует надежде или ожиданию большого счастья, направленности в будущее, стремлению к новому, еще не сформировавшемуся.

Фиолетовый содержит в себе свойства и синего, и красного, объединяя победоносность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза, высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность.

Коричневый символизирует чувственную основу ощущений. Вызывает физический дискомфорт или болезненность, чувство утраты корней, потери домашнего очага. Потворствует физиологическим потребностям.

Черный – это «конец, за которым больше ничего нет». Символизирует отказ, полное отречение или неприятие. Провоцирует протест против существующего положения вещей, против своей судьбы; готовность действовать опрометчиво и безрассудно.

Белый символизирует чистоту и свободу. Формирует позитивизм, открытость, устремленность вверх, к самосовершенствованию.

Рекомендации для создания безопасной цветовой среды на производстве:

разнообразие цветов;

яркие пятна для снятия напряженности;

уменьшение количества ахроматических цветов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.