Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический метод проведения экспертизы




Шкала Мооса

Методы сравнения при проведении экспертизы

При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения п0 принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подроб­ная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.

Попарное сравнение. При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод по­парного сопоставления.

Пример. В табл. 1.5 приведен пример ранжирования в ряд шести объектов путем попарного сравнения. Это результат рабо­ты одного эксперта, оценивавшего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначено 1, обратная ситуация — 0.

Ранжированный ряд (шкала порядка) для объектов, сравнитель­ная оценка которых приведена в таблице 1.6, будет иметь вид:

Q 4 < Q 5 < Q 6 = Q 1 < Q 3

Если использовать несколько экспертов, то можно получить более точный результат.

Можно использовать более совершенные критерии, например, преимущество определить оценкой 1, худшее качество определить оценкой -1, а равноценное качество определить оценкой 0. Меха­низм составления ранжированного ряда остается прежним.

 

Психологами доказано, что попарное сопоставление лежит в ос­нове любого выбора, тем не менее, шкалу порядка часто составля­ют заранее (не ранжированный ряд) и фиксируют на ней опорные (реперные) точки, которые называют баллами.

Так появилась двенадцатибальная шкала интенсивности земле­трясений MSK — 64, минералогическая шкала Мооса, пятибалль­ная шкала оценки знаний.

Пример. В таблице 1.5 приве­дена шкала твердости минералов Мооса.

Каждый последующий минерал оставляет царапину на предыду­щем, т.е. это объективный метод измерения.

Результаты измерений, полученные попарным сопоставлением, можно уточнить методом последовательного приближения.

Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения.

Таблица 1.5.

Номер объекта               Итог
  X            
    X          
      X        
        X      
          X    
            Х  

 

Таблица 1.6

Материал Баллы
Тальк  
Гипс  
Кальцит  
Флюорит  
Апатит  
Ортоклаз  
Кварц  
Топаз  
Корунд  
Алмаз  

Метод применяется на стадии выполнения маркетинговых ис­следований. В качестве экспертов используются потенциальные по­купатели продукции. Метод нашел широкое распространение в Япо­нии, в частности, при проектировании автомобилей, предназна­ченных для определенных слоев общества, к примеру для среднего класса.

Пример. Рассмотрим как решить более простую задачу: выяс­ним каким требованиям должен удовлетворять электрический утюг, и с этой целью разработаем так называемый опросный лист. Ряд параметров укажем на основании собственного опыта или фирмы, а некоторые оставим на усмотрение покупателей.

Заполнение листов можно производить, используя оплаченные почтовые корреспонденции, общаясь с потенциальными покупате­лями в торговых точках. Предположим, что итоги опроса выражены данными, приведенными в табл. 1.7.

В таблице указаны средние значения оценок в баллах и количе­ство опрошенных потенциальных покупателей, которые оценили этот параметр. Оценка выполнялась по десятибалльной системе. Отме­тим, что никто из опрошенных не оценил все параметры, так как не всем качествам утюга потребители придают существенное значе­ние.

Обработать эту информацию необходимо следующим образом. Очевидно, что нужно учитывать средний балл, и количество буду­щих покупателей, которые за него высказались. С этой целью опре­делим суммы баллов оценок каждого и параметров и общую сумму баллов. Это позволит рассчитать их отношения и определить, таким образом, весовые коэффициенты каждого показателя качества. В ча­стности, из данных, приведенных в табл. 1.7, следует, что сравни­тельно малый вес — 0,5 кг важный показатель, ему потребители придают значение на уровне 10,71 % всей оценки качества.

Вычислим все весовые коэффициенты показателей качества и проверим результаты суммированием:

= (476/4444,8) + (342/4444,8) + (90/4444,8) + (403/4444,8) + (486/4444,8) + (175/4444,8) + (216/4444,8) + (450/4444,8) + (180/4444,8) + (480/4444,8) + (183/4444,8) + (32/4444,8) + (497/4444,8) + (20,8/4444,8) + (126/4444,8) = 0,1071 4 - 0,0769 + 0,0202 + 0,0906 + 0,1093 + 0393 + 0.0485 + 0,1012 + 0,0405 + 0,1079 + 0,0411 + 0,0719 + 0,1118 + 0,0047 + 0,0283 = 0,99983.

Расчеты верны, так как в пределах точности вычислений сумма весовых коэффициентов близка к единице.

Таблица 1.7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.