Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как современная концепция развития бизнеса




УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

 

Современная организация (предприятие) – это, прежде всего, люди, деятельность которых направлена на достижение определенных целей, а также сложная иерархическая, достаточно формализованная система, которая постоянно изменяется под воздействием факторов внешней и внутренней среды. Именно планомерная реализация изменений и принятие обоснованных управленческих решений позволяет организации эффективно развиваться в условиях конкуренции.

Выделяется традиционный подход к управлению организацией:

– когда после создания организации, управление осуществляется посредством определенных функциональных структур, полезность которых для организации и потребителей продукции или услуг оценить сложно;

– планы и документальное обеспечение ориентировано на конечный продукт, создаваемый в основном при учете затрат и оценке только конечного уровня качества продукции или услуг, полезность которых для организации и потребителей может быть сомнительной;

– стратегическое развитие организации затруднено еще и потому, что не используются или не создаются механизмы прогнозирования будущего состояния рынков и оценки рыночных (средних) показателей как производимой продукции (услуг), так и сопоставимых показателей по конкурирующим организациям.

На настоящий момент времени традиционный подход не является актуальным потому, что решение любой задачи возможно комплексно в рамках всей организации, по определённым сегментам рынка.

Время, стоимость и уровень качества необходимо оценивать на всех этапах процесса выполнения работ в сопоставлении с рыночными (средними) параметрами по определенным сегментам рынка.

Руководители организаций сегодня обращают внимание на то, что следовать стратегическим целям развития возможно только эффективно управляя процессами организационного развития посредством планомерного выполнения последовательности отдельных работ во времени, с распределением ресурсов, используя определенные методики разработки стратегических планов и следуя современным концепциям в области менеджмента. При этом достаточно часто бывает так, что выполнение задач сопровождается существенным изменением структуры организации, управления развитием организации, видоизменением или появлением новых функций. В этом случае можно говорить о том, что организация саморазвивается, при этом цели организационного развития достигаются путем выполнения работ, которые позволяют не допустить возникновения проблем и вовремя изменить, оптимизировать систему и соответствующие бизнес-процессы.

Таким образом, новое управление – это видение будущей эффективной системы, создать которую можно только реализуя изменения при выполнении ряда работ, отображенных в документах, которые называются ПРОЕКТАМИ, что позволяет выделить проектную форму управления организацией.

При этом оценка во времени, длительности установленного срока, трудоёмкости, стоимости и уровня качества работ являются очень важными проектными показателями, позволяющими определить степень полезности, как отдельного бизнес-процесса, так и в целом организации, как для собственных сотрудников, так и для общества в целом. Именно такая оценка позволяет увидеть новые ориентиры для социально ориентированного организационного развития и практически реализовывать современные концепции менеджмента.

В «проектной» форме управления процессами или точнее бизнес-процессами именно проекты становятся основным механизмом управления организацией.

Таким образом, управление проектами – это и наука, требующая специальные знания и навыки, современный метод управления организационным развитием и стиль мышления.

Сегодня в мире более 14 миллионов человек заняты в проектной деятельности общим объёмом до 40 триллионов долларов (25% от ВВП). Роль и место управления проектами можно оценить по данным таблицы 1[1].

Таблица 1

Роль и место управления проектами в управленческой деятельности

 

Виды управления Виды деятельности Общее управление (GM) Управление проектами (PM) Управление производством (OM) Доля в экономике
Проектно-ориентированная 10-15% 85-90%   30%
Смешанная 10-15% 45% 45% 20%
Серийное производство 10-15% 20% 65-70% 50%

 

Во всем мире управление проектами стало признанной профессиональной деятельностью как на уровне государства, так и на уровне отдельного предприятия, при этом общественно полезная деятельность осуществляется посредством практической реализации проектов. Именно поэтому и менеджеры предприятий, и государственные чиновники должны быть знакомы с основами управления проектами как с новой управленческой культурой и независимым инструментарием.

Необходимо отметить, что в России на протяжении многих десятилетий был накоплен огромный опыт в области управления проектами. Однако как о самостоятельной области знаний и новой управленческой доктрине об управлении проектами стали говорить сравнительно недавно.

Существуют две профессиональные ассоциации, объединяющие специалистов по управлению проектами и определяющие стандарты и профессиональные требования в данной области. Институт управления проектами PMI (Project Management Institute) – организация с единым членством, в которую входят менеджеры всего мира, крупнейшая профессиональная организация, основанная в 1969 году в США и имеющая своих сотрудников в 164 странах. PMI разрабатывает и издаёт Project Management Body of Knowledge (PMBoK) – Свод понятий и практических требований по управлению проектами, признанный международный стандарт в этой области. Данной организацией распространено в миреоколо 2 000 000 копий Свода.

Международная ассоциация по управлению проектами IPMA (International Project Management Association) объединяет национальные ассоциации, преимущественно европейские, и издаёт собственный Свод требований к специалистам по управлению – International Competence Baseline (ICB), на основе которого формируются национальные требования. Так, в России 25 октября 1990 года была создана Российская ассоциация управления проектами СОВНЕТ, входящая в IPMA, которая выпускает Национальные требования к компетентности по управлению проектами.

В 1999 году в рамках международной системы сертификации был подтвержден профессиональный статус первых российских менеджеров проектов.

Именно с этого момента можно считать, что управление проектами в России сформировалось как признанный в мировой практике профессиональный вид деятельности.

СОВНЕТ считает своей главной целью развитие профессионального управления проектами в России и содействие его широкому применению [1].

Основные задачи СОВНЕТ:

– развитие профессионального управления проектами и повышение эффективности осуществления проектов и программ;

– совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по управлению проектами;

– обмен идеями и опытом, кооперация ученых, специалистов и практиков;

– сертификация специалистов и аккредитация учебно-консультационных центров;

– оказание методической и консультационной помощи в осуществлении проектов и программ;

– развитие и внедрение в практику современных методов и средств управления проектами;

– формирование рынка профессиональных услуг;

– международное сотрудничество и представительство в международных организациях.

Специалистами СОВНЕТ были определены «Основы профессиональных знаний и национальные требования к компетентности (НТК) специалистов по управлению проектами». Данное издание подготовлено в соответствии с Международными Требованиями к компетентности специалистов по управлению проектами и представляет собой Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами. В процессе разработки НТК вышло за рамки предусмотренного содержания и объема и по существу переросло в «Основы профессиональных знаний и требования к компетентности специалистов по управлению проектами» и в настоящее время дорабатывается специалистами СОВНЕТ в связи с изменениями в международных стандартах.

К основным международным стандартам в сфере управления проектами, на основе которых разрабатываются национальные стандарты относят:

1. Международные стандарты качества и управления проектами ISO (Международная организация стандартизации – International Organization for Standardization).

2. Профессиональные квалификационные стандарты IPMA.

3. Стандарты PMI.

В России теория и практика управления проектами широко применяется на государственном, региональном, муниципальном уровнях управления, а также на уровне управления отдельными предприятиями различных форм собственности.

Таким образом, управление проектами является глобальным механизмом реализации программ (совокупности проектов) экономического развития России на различных уровнях управления в соответствии со стратегическим планом и распределением объемов финансирования. Источниками финансирования могут выступать как средства бюджетов различных уровней, так и средства частных инвесторов.

В большинстве случаев проекты являются коммерческими, то есть служат получению дохода и соответственно требуют осуществления инвестиций – вложения денежных средств или иных ресурсов, имеющих денежную оценку. Некоммерческие проекты также являются инвестиционными, но в качестве достигнутого результата в этом случае оценивается социально-экономический эффект.

Если результатом проекта является создание принципиально нового продукта, то такой проект называется инновационным. Для реализации такого продукта необходимы инвестиции, кроме того форма или метод создания проекта могут быть настолько новыми, что сам созданный проект станет инновацией, то есть грань между инновационной и инвестиционной деятельностью в рамках управления проектами достаточно прозрачна.

Инвестиционные проекты на государственном уровне управления реализуются при соблюдении следующих основных законов:

– О стратегическом планировании в Российской Федерации;

– Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений (от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ);

– Об инвестиционной деятельности в РФ (в редакции федеральных законов от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ, утратил силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ);

– О науке и государственной научно-технической политике (ФЗ от 23 августа 96 г. № 127-ФЗ).

Проекты реализуются с целью достижения стратегических целей развития общества в соответствии с установленной концепцией экономического развития и инвестирования и четко определенными планами, а затем объединяются в программы (рис. 1).

 

Рис. 1. Проекты социально-экономического развития

на различных уровнях государственного управления

 

Министерством экономического развития Российской Федерации разработана концепция долгосрочного социально-экономичес-кого развития Российской Федерации на период до 2020 года. В данном документе определено, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. По прогнозам С.Ю. Глазьева, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

В Концепции делается акцент на создание социально ориентированной инновационной экономики:

1. В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

2. Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5-10%) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5–7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики и, в первую очередь, в сфере экономики знаний.

Отмечается, что инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.

 

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3–5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6–1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40–50 % (в 2007 году составляла 8,5 %), а доля инновационной продукции в объеме выпуска – до 25–35 процентов (2007 год – 5,5 %).

В-третьих, формирование новой экономики – экономики зна-ний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструк-торских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации согласно презентации, представленной на официальном сайте Минэкономразвития России (КДР) включает: Прогноз долгосрочного развития до 2020-2030 года; Бюджетную стратегию до 2020 года; Энергетическую стратегию до 2030 года; Транспортную стратегию до 2030 года; Прогноз развития науки и техники (Форсайт); Внешне-экономическую стратегию; Стратегию регионального развития; Концепцию демографической политики; Среднесрочную программу развития образования; Среднесрочную программу развития здравоохранения; Основные направления деятельности Правительства до 2012 года; План действий по реализации КДР.

Практическая реализация Концепции будет проводиться в два этапа.

1-й этап – консолидация конкурентных преимуществ, 2009-2012 годы: реализация конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах; адаптация к кризисным процессам в мировой экономике; создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития; опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.

2-й этап – инновационный прорыв, 2013–2020 годы: рывок в повышении конкурентоспособности на основе:

– перехода на новую технологическую базу;

– улучшения качества человеческого потенциала и социаль-ной среды;

– структурной диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;

– формирования общества доверия и социального благополучия, смягчения социальной и региональной дифференциации.

В октябре 2008 года Департаментом государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства экономического развития РФ была разработана Федеральная адресная инвестиционная программа России, в которой выделены социальный, производственный и специальный комплексы, в рамках которых планируется выполнение конкретных программ и проектов.

Специальный комплекс образуют Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы; Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» и целый ряд других программ.

Социальный и производственный комплексы также включают в себя ряд программ. К примеру, социальный комплекс «Наука» включает в себя следующие программы:

– Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2012 года»;

– Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;

– Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2012 годы».

По каждой программе предусмотрен объем финансирования, представлен паспорт программ, текст программ и их характеристика.

 

Паспорт программ включает в себя: наименование программы; основание для разработки программы (наименование, дата и номер нормативного акта); реквизиты государственных заказчиков-координаторов программы; реквизиты государственных заказчиков программы; реквизиты основных разработчиков программы; основную цель программы; основные задачи программы; важнейшие целевые индикаторы и показатели программы; срок и этапы реализации программы; объем и источники финансирования программы; ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности.

Большинство реализуемых проектов требует частичного (софинансирование) или полного государственного финансирования, вследствие чего в управлении проектами особенно остро встает вопрос контроля эффективности использования бюджетных средств. Начиная с 1995 года государственные средства на реализацию проектов выделяются только на конкурсной основе.

Контроль исполнения проектов осуществляется на предмет возможности включения в программу, текущего исполнения проекта, социально-экономической эффективности проекта.

Процесс контроля исполнения проектов в Российской Федерации осуществляется посредством следующих нормативных актов (постановления правительства, нормативные документы министерств и ведомств):

– постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 619 «О формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» (с изменениями от 29 декабря 2008 г.). В данном документе отражены правила формирования и реализации адресной инвестиционной программы;

– постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на капитальные вложения» (с изменениями от 29 декабря 2008 г., 18 мая 2009 г.). В данном документе приводятся критерии оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения; определен порядок проведения проверки инвестиционных проектов, определен порядок выдачи заключения об эффективности инвестиционных проектов;

– постановление правительства РФ от 30 апреля 2008 г. № 324 «Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, невключенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы» (с изменениями от 29 декабря 2008 г., 31 марта 2009 г.). В данном документе акцент делается на процедуре подготовки и принятия к исполнению проектов, невключенных в долгосрочные целевые программы;

– постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации». В документе особенное внимание уделяется рассмотрению условий предоставления проектов на конкурс и оформлению результатов конкурсного отбора.

В частности, одним из условий предоставления проекта на прохождение конкурса является наличие бизнес-плана инвестиционного проекта, имеющего следующую структуру: наименование проекта; название и адрес предприятия; имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале; фамилия, имя, отчество руководителя организации-претендента; суть проекта (3-5 строк); форма участия государства в финансовом обеспечении проекта; финансирование проекта (в процентах): собственные средства, заемные средства (отдельно – отечественные и иностранные), средства государственной поддержки; характер строительства; сметная стоимость проекта; сроки строительства; срок окупаемости проекта; кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация; наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и даты утверждения); заявление о коммерческой тайне;

– методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования Госстроя России, Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ. Госкомпром России № 7-12/47 от 31 марта 1994 г. Методические рекомендации (далее – Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов, ориентированных на рыночные экономические отношения, отразившие международный опыт и стандарты по технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов;

– вторая редакция методических рекомендаций от 2000 года. В ней нашли отражение пятилетняя отечественная практика экономической оценки инвестиций, а также выводы многочисленных исследований и публикаций российских и зарубежных учёных, обосновывающих необходимость внесения ряда дополнений. Первая и вторая редакции методических рекомендаций соответствуют общепринятым в мире стандартам оценки экономической эффективности. В них нашли отражение современные взгляды учёных-экономистов, исследующих эту проблему на протяжении многих лет применительно к условиям рыночного экономического механизма.

В сфере управления проектами следует обратить внимание также на следующие нормативные документы:

– Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2012 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576);

– постановление Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы"» (с изменениями от 18 августа 2007 г., 19 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.);

– постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (с изменениями и дополнениями).

В целом процесс государственного управления проектами можно отобразить, как это показано на рис.2.


 

 


Рис. 2. Структурно-функциональная схема управления проектами

при частичном или полном государственном финансировании

       
 
 
   
 


Правительство Российской Федерации особенное внимание уделяет координации инвестиционной и инновационной деятельности в сфере управления проектами на уровне регионов, а также оценке экономической эффективности инвестиционных проектов.

Эти документы являются основой для формирования концепции, стратегии организационного развития, инвестиционной программы, составления методик оценки эффективности инвестиционных проектов, основой для разработки механизмов включения проектов в программы и контроля их исполнения для субъектов на различных уровнях государственного управления и сферы частного предпринимательства.

Таким образом, управление проектами на различных уровнях государственного управления является основным практическим механизмом реализации концепции социально-экономического развития, выполнения соответствующих стратегических планов при учете инвестиционной политики как на государственном уровне, так и в сфере частного предпринимательства.

Процесс создания и практической реализации проектов как основы изменения состояния системы на государственном уровне управления и в сфере частного бизнеса достаточно сложен и требует определенных общих управленческих установок, формулируемых с учетом теории и практики современного менеджмента.

При этом в управлении проектами, оценке уровня качества управления проектами необходимо учитывать современные концепции менеджмента («глобального ускорения», «продвижения управленческого импульса», сокращения периода «туманных» перспектив» и т.д.). Сегодня также важно при оценке общего уровня качества проектов оценивать уровень качества «исполнения проектов», но данный вопрос в значительной мере остается мало исследованным.

 


Раздел II. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.