Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этот безумный мир 3 страница




Дон Хуан назвал мистический опыт случайным видением… Он заявил, что выносить верные суждения по данному вопросу могут только новые видящие, поскольку они искоренили случайное видение, заменив его способностью видеть человеческую матрицу в любой необходимый им момент.

И они увидели, что то, что мы называем Богом, есть статический прототип человеческого образа, не имеющий никакой силы, поскольку человеческая матрица ни при каких обстоятельствах не может ни помочь нам в наших действиях, ни наказать нас за неправедные дела, ни воздать нам за дела праведные.

Все, что он говорил, причиняло мне настоящие страдания… Когда я дошел до такой степени раздражения, что готов был начать на него кричать, он сдвинул меня в состояние еще более повышенного осознания, ударив по правой стороне туловища между тазом и ребрами. Этот удар отправил меня парить в радужном свете, в лучезарном источнике мира и дивной благодати. Этот свет был небом, оазисом в окружающей меня черноте.

Субъективно я ощущал, что время остановилось. Я видел этот свет неизмеримо долго. Описать словами все великолепие того, что я созерцал, не было никакой возможности, но понять, что делает это столь прекрасным, я тоже не мог. Затем я подумал, что ощущение красоты порождается чувством гармонии, мира, покоя и столь долгожданной безопасности. Дышать было так легко, я вдыхал и вдыхал, пребывая в состоянии абсолютного покоя. Какое дивное изобилие! Без тени сомнения я знал это и есть Бог, источник всего сущего, и я встретился с Ним лицом к лицу. И я знал: он любит меня. Бог есть любовь и всепрощение – это я тоже знал. Свет омывал меня, я был очищен и спасен. Я не был властен над собой, я рыдал. В основном о себе. Этот свет и я. Боже, как недостоин и мерзок я.

Вдруг в ушах моих зазвучал голос дон Хуана. Он велел мне идти дальше, подняться над матрицей. Он говорил, что матрица всего лишь ступень, передышка, которая дает временное пристанище, сообщая мир и безмятежность тому, кто отправляется в неизвестное. Но она бесплодна и статична. Она есть одновременно плоское отображение в зеркале и само зеркало. Плоское отражение есть образ человека. Я страстно отверг сказанное доном Хуаном. Я восстал против его богохульных и святотатственных речей. Мне хотелось послать его подальше, но я не мог преодолеть связывающую силу моего видения. Я был ею пойман. Дон Хуан, казалось, в точности знал все, что я думаю. – Ты не можешь послать нагваля, – сказал он у меня в ушах. – Ибо нагваль дает тебе видение. Это искусство нагваля, его сила. Нагваль тот, кто тебя ведет. И тут я кое-что понял относительно этого голоса. Инициатором моего видения действительно был нагваль Хуан Матус. Именно его искусство и сила заставили меня увидеть Бога.

Он сказал, что Бог – шаблон человека. И я знал, что он прав. Но я не мог с этим согласиться, причем не из упрямства или злости, но просто потому, что мною всецело владело чувство преданности и любви к Божеству, бывшему передо мной. Со всей страстностью, на какую я только был способен, всматривался я в этот свет. Он как бы сконденсировался, обретая форму, и я увидел очертания человека. Сияющего человека, от которого исходило благословение, любовь, понимание, искренность и истина. Человека, воплощавшего в себе всю сумму добра.

Страсть, которая меня охватила, когда я увидел этого человека, превосходила все, когда-либо мной испытанное. Я рухнул на колени. Я жаждал поклоняться воплощенному Богу, но тут вмешался дон Хуан. Он ударил меня по верхней части грудной клетки слева, возле лопатки, и я тут же потерял Бога из виду.

Я остался, охваченный мучительным чувством: некой смесью сожаления, воодушевления, уверенности и сомнений. Дон Хуан меня высмеял. Он сказал, что я набожен и легкомысленен, что из меня мог бы получиться дивный священник, а теперь к тому же и пророк – лидер религиозной концессии, видевший Бога. И он язвительно посоветовал мне взяться за проповедничество и описывать всем то, что я видел. – А мужчина? Ты ведь не можешь забыть, что Бог –мужчина. Удобно то как, а? – с улыбкой добавил в тот раз дон Хуан. – Бог мужского пола. Облегчение какое!…

Тут я вспомнил, что за все годы обучения видел человеческую матрицу еще пять раз. И с каждым следующим разом реакция на нее становилась все менее и менее бурной. Но справиться с тем фактом, что я вижу Бога мужского пола, мне не удавалось. Дон Хуан полагал, что будь я женщиной, человеческая матрица, которую я видел, вероятнее всего, была бы структурой человеческого существа женского пола. Дон Хуан был прав, говоря, что преимущество новых видящих состоит в их способности видеть человеческую матрицу по собственному желанию сколь угодно часто. Но для меня гораздо большее значение имела их уравновешенность, которая позволила трезво подойти к исследованию того, что они видели.

Затем дон Хуан встал и сказал, что пришло время вернуться и пройтись по городу, поскольку человеческую матрицу я должен увидеть, находясь среди людей. В молчании мы дошли до площади, но прежде, чем мы на нее вышли, я ощутил неудержимый всплеск энергии и ринулся вдоль по улице к окраине городка. Я вышел на мост. Человеческая матрица словно специально там дожидалась меня. Я увидел ее дивный теплый янтарный свет.

Я упал на колени, но это не было продиктовано набожностью, а явилось физической реакцией на чувство благоговения. Зрелище человеческой матрицы было в этот раз еще более удивительным, чем когда-либо прежде. Я почувствовал, как сильно я изменился с того времени, когда видел ее впервые. В этом чувстве не было ни высокомерия, ни самолюбования, просто все, что я увидел и узнал за прошедшие годы, позволило мне гораздо лучше и глубже постичь возникшее перед моими глазами чудо. Сначала человеческая матрица была наложена на мост. Потом я немного изменил фокусировку и увидел, что человеческая матрица простирается вверх и вниз в бесконечность, а мост крохотный узор, полупрозрачный набросок, нарисованный на бесконечности. Такими же были и микроскопические фигурки прохожих, с нескрываемым любопытством меня разглядывавших. Но я был недосягаем для них, хотя именно в этот момент открытость и уязвимость мои достигли максимума. Человеческая матрица была бессильна защитить меня или пощадить, но все равно я любил ее страстно, и страсть моя не знала границ.

Я подумал, что теперь понимаю слова дона Хуана, неоднократно от него слышанные: привязанность не может основываться на взаимной выгоде. Я бы с радостью навек остался слугой человеческой матрицы, и не за то, что она мне что-то дает, ведь дать она ничего не может, а просто из-за чувства, которое я к ней испытывал. Я ощутил, как что-то потянуло меня прочь. Прежде чем исчезнуть, я закричал, что-то обещая человеческой матрице, но закончить не успел: мощная сила подхватила меня и сдула прочь. Я стоял на коленях посреди моста, а собравшиеся вокруг крестьяне надо мной смеялись.

Подошел дон Хуан, помог мне встать и отвел домой.

– Человеческую матрицу можно видеть в двух раз-личных образах, – начал он, как только мы сели, – в образе человека и в образе света… Новые видящие настаивают на необходимости увидеть и понять человеческую матрицу… А ты уверен в том, что понял, чем в действительности является человеческая матрица? – спросил он с улыбкой.

– Уверяю тебя, дон Хуан, я полностью отдаю себе отчет в том, что такое человеческая матрица! – сказал я.

– Но, подходя к мосту, я слышал, как ты кричал матрице какую-то чушь, – заметил он с язвительнейшей улыбкой.

Я сказал, что чувствовал себя бесполезным слугой, который поклоняется бесполезному господину, и все же искренняя привязанность заставила меня пообещать неумирающую любовь.

Дон Хуан нашел это весьма занятным и смеялся до тех пор, пока совсем едва не задохнулся.

– Бесполезное обещание, данное бесполезным слугой бесполезному господину, – прокомментировал он и снова захлебнулся смехом.

Отстаивать свою позицию мне не хотелось. То, что я чувствовал по отношению к человеческой матрице, было с моей стороны даром, взамен за который я даже не думал что-либо получить. И бесполезность данного обещания не имела ровным счетом никакого значения».

Мистическое видение не оставляет сомнений в его подлинности для испытавшего, так же как у шизофреника нет сомнений в подлинности его галлюцинаций. Точно так же параноик обладает подлинной уверенностью в том, что против него составлен заговор, и он постоянно находит подтверждения этому. Тот же Кастанеда писал: «Я тогда не мог избавиться от мысли, что теряю рассудок. – По всем обычным понятиям ты его действительно терял, – пояснил дон Хуан, – но, с точки зрения видящих, даже если ты его теряешь, то теряешь не так уж много. Рассудок в их представлении не более чем созерцание инвентарного списка. (Инвентарный список – ставшие привычными и автоматически повторяющиеся формы восприятия, оценки и суждения. – А.Н.) Потеря самосозерцания без разрушения основ в действительности открывает возможность жить более полной и сильной жизнью, чем та, которой мы живем, пока созерцание инвентарного списка довлеет над нами». Голубая мечта психиатрии – четкая граница между нормой и безумием. Но этой мечте не суждено сбыться, наоборот, с дальнейшим познанием психики граница все более размывается. Все богатство человеческих переживаний не поддается классификации. Здоровье по ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения – состояние полного физического, духовного и социального удовлетворения. Если придерживаться мерки этого определения, здоровых на свете мало, ничтожно мало. Как сказал бы математик, когда понятие здоровья стремится к бесконечности, количество здоровых стремится к нулю.

Сегодня здоровье, а особенно психическое здоровье, – социальная относительность. Известный психиатр Лейнг считает, что мистический опыт больного-психотика есть дар божий, ниспосланное свыше путешествие по внутреннему пространству. Ошибка нашей цивилизации в том, что она пытается объявить сумасшедшими тех, кто пытается выйти за пределы бессознательной бредовой системы общества. То, что общество считает нормальным, на самом деле является верхом сумасшествия. В попытке найти выход из неразрешимых внутренних конфликтов шизофреник идет на отчуждение от собратьев. Это начинающие выздоравливать, а так называемые нормальные настолько больны, что даже не догадываются о своем безумии. То, что мы называем воспринимаемой нами реальностью, есть разделяемая всеми галлюцинация, далеко зашедшая болезнь нашей цивилизации. Психоз дает выход к иному миру, освобождает от адаптационных механизмов бывшей реальности.

Общество полно бредовых идей. Человек, разделяя бредовую идею, может посвятить ей всю жизнь и признаваться весьма разумным. А более разумный признается больным только потому, что не разделяет бред большинства. Обыватель – это человек, который постоянно и с большой серьезностью делает реальность, которая на самом деле не реальна. Считается, что подсознание психотика находится в постоянном бегстве от реальности, которую он считает не-приемлемой. Но создание нашего «разумного» мира также является бегством от истинной реальности. Мы боимся сойти с ума, но мы уже сумасшедшие. Как в притче.

Один мудрец и пророк обратился к людям с предостережением. Он предсказал, что вода во всех окрестностях скоро изменится, и те, кто будут ее пить, станут сумасшедшими. Только один человек обратил внимание на это предостережение. Он запасся водой на длительный срок и ждал исполнения пророчества.

Наступило время, вода действительно изменилась. Человек, который пил запасенную им воду, вскоре обнаружил, что теперь все говорят и думают совсем иначе, чем раньше, и не помнят о том, что было прежде. Когда он попытался напомнить им о предостережении, поговорить с ними, то понял, что они считают его безумцем. Они либо сердились, либо сочувствовали ему, но никто его не понимал. Сначала он старался не пить новую воду и каждый день возвращался к своим старым припасам. Но со временем он изменил свое решение, так как не мог выносить одиночества и необходимости жить, думать и вести себя иначе, чем все остальные. Напившись новой воды, он стал таким же, как все окружающие. Он сразу же забыл о своем хранилище, а все, кто его знал, решили, что он чудесным образом исцелился от безумия, став нормальным человеком. (Идрис Шах. «Сказки дервишей».)

Люди говорят нам с самого рождения, что мир такой-то и такой-то. У нас нет выбора, кроме как видеть мир таким, каким он является по словам людей. Первичные постулаты мировоззрения всегда воспринимаются человеком на веру. Они становятся нашими убеждениями.

Каждый человек верит в правильность его собственного описания мира, навешивая ярлыки дураков на инакомыслящих, не понимая, что его собственный мир не истина, а принятая когда-то на веру система интерпретаций. Нет дураков, есть несовпадение реальностей. С одной стороны, нас раздражают те, кто не согласен с нашим описанием мира, а с другой, мы сами пытаемся вписаться в коллективный театр абсурда. Если нам это удалось, мы в порядке, если нет – неудачники.

Во все века мыслящие представители человечества говорили, что дорога, по которой идут все, сомнительна. Все это и имел в виду Джордано Бруно, когда говорил на суде инквизиции: «Меня обвиняют в том, что я хотел перевернуть мир, но, может быть, и неплохо было бы перевернуть перевернутый мир». Вот почему гениями считали тех, кто сокрушал старые интерпретации окружавшего их мира. Иное понимание одних и тех же явлений и даже психическая болезнь являются всего лишь другим видом существования таких же безграничных существ, как и мы. Гениальность и помешательство часто идут рядом. «Я отличаюсь от сумасшедшего только тем, что я не сумасшедший», – высказался как-то Сальвадор Дали. Эйнштейн не иначе был шизофреником, если додумался до того, что пространство искривляется. Это шутка, а правдой является то, что душевнобольными (либо находящимися в пограничном состоянии) были великие ученые Декарт, Паскаль, Ньютон и Фарадей, классики философии Ницше, Кант и Шопенгауэр. Всевозможными маниями, фобиями и явно ненормальным поведением обладала чуть ли не половина великих писателей. Художники Ван Гог, Врубель, Гой, композиторы Шуман и Шуберт страдали от маниакально-депрессивного психоза. Это только поверхностное перечисление, а если еще перечислять завоевателей, религиозных лидеров и известных политиков с психическими отклонениями, то необходимо будет создать целую энциклопедию. Необузданная смелость в творчестве, умение заглянуть за пределы привычного, способность к озарениям и целостному охвату большого количества фактов, отрешенность от мира, следование сверхценной идее, игнорирование так называемых норм мышления и поведения, переход от маниакальной сверхработоспособности к беспросветным депрессиям и страхам – все это присуще многим великим писателям, художникам, ученым и бизнесменам. И шизофреникам. У пророков, героев, вероисцелителей, вождей и основателей сект мы наблюдаем то же самое. Большинство из них не были шарлатанами и конъюнктурщиками. Они верили в свое предназначение и в свой дар. Некоторые особенности их мышления и поведения можно назвать отклонениями от нормы, зато это компенсировалось превосходящей ум интуицией, идущей из самых глубин их существа. Безумцы, имея не логику, а веру или ненависть, бред или маниакальность, умели затронуть сокровенные струны людей. Непостижимым образом то ли маньяки без тормозов, то ли сумасшедшие с бредовыми идеями становились повелителями тел и разумов.

Писатели и ученые, поэты и живописцы, пророки и завоеватели безумны. А мы, нормальные люди, разделяем их бред, ставший теперь нормой. Затем мы объявляем безумцами новых гениев, а они, в свою очередь, станут нормой у следующего поколения.

Патологические проявления не только широко распространены в социальной жизни, они очень часто приносят успех. Ничем не подкрепленная уверенность, которую можно рассматривать как следствие неадекватной оценки реальности, приводит к материальному успеху, который часто недоступен реалистам. Точно так же иррациональная неудовлетворенность, приводящая к невротической мотивации, возводит человека на вершины власти и успеха. Если учесть, что большинство нормальных людей стремится к успеху, остается посоветовать им стать немного шизофрениками. «История – учебник разочарования. В ней действуют или плуты, или честные дураки». (Тонкур.) «Все великое совершали либо сумасшедшие, которые верили, что это возможно, либо дураки, которые не знали, что это невозможно».

Были опубликованы результаты психологического эксперимента. Испытуемых разделили на две группы. В первую входили депрессивники и неудачники, а во вторую люди преуспевающие. Их просили дать оценку себе, другим людям, событиям по параметрам, которые устроители эксперимента могли объективно оценить. Получили результат, прямо противоположный ожидаемому. Оказывается, неудачники и депрессивники намного объективнее оценивали мир и себя в нем. Поистине перевернутый мир. Поэтому психиатрия не может определиться, что же считать здоровьем: (а) состояние удовлетворения, (б) объективную оценку реальности или (в) способность эту реальность изменять. И то, и другое, и третье могут привести как на трон короля, так и в палату психлечебницы. То же может сделать вас миллиардером, и то же приведет в тюрьму.

Если считать здоровьем состояние удовлетворения, то тогда здоровым будет тот, кто проигрывает, не испытывая досады, обманывает, не краснея, делает больно, не испытывая вины. На самом деле, неудовлетворенность присуща каждому человеку на Земле. «Нет исцеления от жажды награды, от пытки неудовлетворенных страстей, пока не станешь единым с Ним». (Блаватская.) «Я всегда говорил, что быть человеком – это значит чувствовать себя неполноценным». (Адлер.)

Объективная оценка реальности тоже не показатель здоровья, поскольку, как мы увидели из экспериментов психологов, это не всегда помогает реальность изменять. В то же время способность изменять мир и добиваться своего не требует объективности. Иногда для этого требуется самому верить в ложь и вбивать ее в голову других, пока они тоже не поверят. Если кому-либо это удается, то он гений или мессия, если нет – душевнобольной.

Таким образом, и психиатрия приводит нас к отсутствию определенности. Глубокий логический анализ психиатрии приведет нас к выводу, согласующемуся с квантовой физикой и мистическим учением древних. А именно: каждый человек, а не только душевнобольной, сознанием творит собственную реальность. Именно здесь лежит ответ на вопрос о существовании инопланетян. Здесь же лежит и ответ на вопрос о создании новой реальности, например, такой, где вы добились успеха. Таким образом, в создании новой реальности всегда задействовано бессознательное. А так как бессознательное – могучая и опасная область, не каждый может «переварить» контакт с ним. «Сумасшедший тонет в тех же водах, в которых купается мистик».

Но об этом мы поговорим в следующей главе.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.