Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В таможенных органах




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ

18.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, НОРМАТИВНАЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Управленческая деятельность, т. е. деятельность органов управле­ния и входящих в них должностных лиц по управлению действиями управляемого объекта, должна быть в достаточной мере информаци­онно обеспечена и защищена в правовом отношении, что обусловли­вает важность в современных условиях такого вида информационного обеспечения управленческой деятельности, каким является ее доку-ментационное обеспечение.

Более того, важность документационного обеспечения управления и, следовательно, документационного обеспечения управленческой дея­тельности подтверждена созданием Государственной системы докумен­тационного обеспечения управления (ГСДОУ), призванной обеспечить требуемую эффективность управления организациями, а также право­вую защищенность деятельности управленческих структур.


Глава 18. Документационное обеспечение уп равленческой деятельности... 431

Успешное управление таможенной деятельностью предполагает на­личие необходимой информации о целях, задачах, состоянии и обеспе­ченности ресурсами, а также об условиях, влияющих на возможность выполнения задач и достижение целей. Однако эта информация, как правило, имеет очень широкий спектр как по важности, объему, так и по необходимости ее документирования, т. е. закрепления информа­ции на материальном носителе (бумаге, магнитном носителе и т. п.). Поэтому документационное обеспечение как наиболее важный вид информационного обеспечения управленческой деятельности имеет двоякую цель, а именно документальное закрепление соответствую­щей информации, а также своевременное и полное обеспечение рабо­ты органов управления необходимой документацией.

Содержание документационного обеспечения управленческой дея­тельности определяется, с одной стороны, решаемыми при его орга­низации и осуществлении задачами и, с другой стороны, соответству­ющими мероприятиями в процессе деятельности органов управления.

Основными задачами документационного обеспечения управленче­ской деятельности, согласно его предназначению и целям, являются:

• документальное закрепление управленческой информации, под­
лежащей учету и хранению;

• предоставление органам управления необходимой документа­
ции согласно их функциям и задачам;

• организация и осуществление движения документов (докумен­
тооборота) в управленческом процессе.

Применительно к этим основным задачам, а также к другим зада­чам, возникающим при осуществлении документационного обеспече­ния управленческой деятельности, выполняется комплекс последова­тельных мероприятий, а именно:

• разработка документов, закрепляющих управленческую инфор­
мацию;

• рассылка документов в таможенные органы и организации, их
учет;

• доведение документов до органов управления и должностных лиц;

• продвижение документов по инстанциям и исполнителям;

• контроль исполнения документов;

• хранение документов как текущее (оперативное) в течение их
производства, так и архивное.

Несомненно, что документационное обеспечение управленческой деятельности должно организовываться и осуществляться на основе принципов управленческой деятельности, трансформируемых с учетом


 

Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных...

целей, задач и специфики документационного обеспечения этой дея­тельности. Оно должно строиться на общих принципах, т.е. на принципе обеспечения его оперативности и своевременности при одновременном соблюдении принципа адекватности и достоверности документируемой информации; принципе оптимальности (рациональности) документи­рованной информации. Все вместе они определяют основу документа­ционного обеспечения управленческой деятельности.

Несколько другую область управленческой деятельности, а именно ра­боту с документами, определяют принцип стандартизации и унификации документированной информации и принцип ее учета и сохранности.

Перечисленные принципы документационного обеспечения управ­ленческой деятельности не исчерпывают всей их совокупности, кроме них выделяют и другие, специальные принципы документационного обеспечения управленческой деятельности, например принципы по­строения информационно-справочной работы в организации, органи­зации регистрации документов и др. В своей совокупности эти прин­ципы определяют, как, каким образом осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности, чтобы достигались его цели и выполнялись его задачи; их выполнение на практике позволяет судить о качественной стороне документационного обеспечения. На основе этих принципов сформулированы основные требования к организации и осуществлению документационного обеспечения.

Из принципа оперативности и своевременности документацион­ного обеспечения управленческой деятельности вытекает требование оперативности разработки соответствующих документов и своевре­менности обеспечения ими органов управления. Однако этого явно недостаточно, так как принцип адекватности и достоверности до­кументированной информации определяет такое требование к доку-ментационному обеспечению, согласно которому документы должны содержать только ту информацию, для закрепления которой предна­значен тот или иной документ, и эта информация в достаточной мере должна отвечать действительности, т. е. быть достоверной.

На принципе оптимальности (рациональности) документирования информации основывается требование того, что документированию должна подлежать информация, необходимая и достаточная для обе­спечения управления в конкретных условиях, отвечающих характеру деятельности организации и ее органов управления.

Организация документационного обеспечения управленческой деятель­ности как функции строится в рамках Государственной системы доку­ментационного обеспечения управления и на основе ее положений, устанавливающих цель, правовую и нормативно-методическую базу до-


Глава 18. Документационное обеспечение управленческой деятельности... 433

кументационного обеспечения управления и требовании, с учетом ко­торых оно должно осуществляться, состав управленческих документов, правила унификации и стандартизации документов и их оформления, а также организацию работы с документами при их разработке, в про­цессе их движения и заканчивая подготовкой к передаче в архив.

Рассматривая организацию документационного обеспечения управ­ленческой деятельности в функциональном аспекте, необходимо выде­лить следующие ее составляющие, являющиеся прерогативой соответ­ствующих высших или вышестоящих организаций:

• упорядочение создания документов с установлением соответ­
ствующих полномочий организаций различного уровня;

• систематизацию документов и их унификацию;

• установление и закрепление единых форм документов и единых
требований к их реквизитам;

• организацию экспедиции документов с целью своевременной
их доставки по назначению.

Кроме того, организация документационного обеспечения управ­ленческой деятельности в каждой организации, независимо от ее уровня, предполагает:

• упорядочение обработки поступающих или создаваемых в орга­
низации документов и их движения до завершения исполнения
или сдачи вдело;

• создание информационно-поисковой системы по документам
организации;

• организацию контроля исполнения документов;

• организацию подготовки документов к передаче в архив;

• совершенствование работы с документами, в том числе путем
применения средств механизации и автоматизации.

Структурную организацию документационного обеспечения управ­ленческой деятельности отражает так называемая служба докумен­тационного обеспечения управления, представляемая в таможенных органах соответствующими структурами, выполняющими функции этого вида информационного обеспечения.

Нормативную правовую базу делопроизводства создает и закрепля­ет совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и правила создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации, а также структуру, функции, штаты, техническое обеспечение службы делопроизводства и некоторые аспекты ее работы. Нормативная правовая база делопро­изводства включает в себя:


434 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных...

• законодательные акты Российской Федерации, указы и распо­
ряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Пра­
вительства РФ, а также правовые акты федеральных органов

' исполнительной власти, регламентирующие вопросы докумен-

тационного обеспечения;

*■■■

государственные стандарты на документацию, определяющие унифицированные системы документации;

• общероссийские классификаторы технико-экономической и со­
циальной информации;

• государственную систему документационного обеспечения уп­
равления, определяющую основные требования к документам и
службам документационного обеспечения; технической инфор­
мационной совместимости; качеству деятельности, работ, услуг
в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
единству измерений; экономии всех видов ресурсов.

Основная цель ГС ДОУ — упорядочение документооборота орга­низаций, сокращение количества и повышение качества докумен­тов, создание благоприятных условий для применения технических средств и современных технологий сбора, обработки, анализа инфор­мации, совершенствование работы аппарата управления. Основные положения охватывают вопросы документирования управленческой деятельности, организации работы с документами, механизации и ав­томатизации работы с документами, организации службы ДОУ. Раздел «Документирование управленческой деятельности» содержит поло­жения, определяющие состав управленческих документов, основные направления и порядок проведения унификации и стандартизации документов, оформления реквизитов, а также общие требования к со­ставлению текстов документов. Раздел «Организация работы с до­кументами» устанавливает принципы и порядок организации доку­ментооборота учреждения, построения информационно-поисковой системы по документам учреждения, контроля исполнения докумен­тов и подготовки документов к передаче в архив на хранение.

18.2. РУКОВОДСТВО ОТДЕЛОМ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РТУ)

Начальник отдела документационного обеспечения осуществляет руководство отделом и обеспечивает ведение делопроизводства, ра-


Глава 18. Документационное обеспечение управленческой деяте/1ыюсти... 435

боту архива в аппарате таможенного органа в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива.

Начальник отдела назначается и освобождается от занимаемой должности в установленном порядке по представлению соответствую­щего заместителя начальника таможенного органа.

Начальник отдела непосредственно подчинен начальнику таможен­ного органа.

Начальник отдела в своей деятельности руководствуется:

• положениями о таможенном органе и отделе документационно­
го обеспечения;

• приказами, распоряжениями, инструкциями ФТС России и та­
моженного органа;

• типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в та­
моженных органах;

• должностной инструкцией.

Начальник отдела должен иметь высшее образование и стаж работы по делопроизводству не менее 5 лет. Начальник отдела взаимодействует:

• с руководителями структурных подразделений таможенного ор­
гана и подведомственных ему таможенных органов по вопросам
ведения делопроизводства, организации контроля и проверки
исполнения документов, подготовки и представления необхо­
димых руководству таможенного органа документов, использо­
вания служебной информации;

• с юридическим отделом по вопросам подготовки проектов
.,^и приказов, распоряжений, инструкций, положений и других

документов;

• с кадровой службой по вопросам подбора, приема, увольнения,
повышения квалификации и расстановки кадров отдела;

• со службой материально-технического обеспечения — по во­
просам обеспечения средствами оргтехники, бланками доку­
ментов и канцтоварами;

• с региональным отделом ГНИВЦ по вопросам проектирования,
эксплуатации и сопровождения автоматизированных информа­
ционных систем.

Начальник отдела в пределах своей компетенции осуществляет вза-,эд«оотношения с другими организациями по вопросам работы с доку­ментами.


436 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных...

18.3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Начальник отдела имеет право:

• контролировать и требовать выполнение установленных правил
работы с документами в таможенном органе;

возвращать исполнителям документы и требовать их доработки в случае нарушения установленных правил; осуществлять проверки организации делопроизводства в струк­турных подразделениях таможенного органа и в подведомствен­ных таможенных органах;

подписывать и визировать документы, связанные с деятельно­стью отдела;

• вносить руководству таможенного органа предложения по улуч-
шению деятельности отдела, форм и методов работы с докумен­
тами в аппарате таможенного органа, подведомственных тамо­
женных органах;

• давать указания, обязательные для выполнения сотрудниками
отдела;

• требовать своевременного и качественного их выполнения;

• вносить руководству таможенного органа представления о на-
значении сотрудников отдела, их поощрении и наложении на

них взысканий.

Начальник отдела несет ответственность за осуществление возло­женных на отдел задач, надлежащую организацию его работы, свое­временное и квалифицированное выполнение указаний и поручений руководства таможенного органа.

Основной задачей начальника отдела является обеспечение четкой организации делопроизводства в таможенном органе, координация деятельности различных участков и служб отдела документационного обеспечения.

Для выполнения указанной задачи начальник отдела обязан:

-,.■■><■;< >

• обеспечивать осуществление своевременного приема, регистра-
' ' ции, учета, хранения и рассылки поступающей, исходящей и

внутренней корреспонденции, оперативного поиска и выдачи информации по документам;

обеспечивать своевременное рассмотрение и проверять каче­ство оформления документов, представляемых для доклада и на подпись руководству таможенного органа;


Глава 18. Документационное обеспечение управленческой деятельности... 437

обеспечивать организацию контроля своевременного исполне­
нием документов в соответствии с резолюциями руководства
таможенного органа;

• обеспечивать соответствующий режим доступа к документам
и использования информации, содержащейся в них;

• осуществлять контроль организации документационного обе­
спечения и методического руководства работой с документами
в структурных подразделениях таможенного органа и подведом­
ственных ему таможенных органах;

• обеспечивать единый порядок отбора, учета, сохранности, ка­
чества обработки документов, образующихся в деятельности та­
моженного органа, для передачи на государственное хранение;

• принимать участие в разработке и внедрении новых техноло­
гических процессов работы с документами, постановке задач,
проектировании и совершенствовании автоматизированных
информационных систем и технологий (с учетом применения
средств вычислительной техники);

• разрабатывать нормативно-методические документы по веде­
нию делопроизводства в таможенном органе и организовать
разработку сводной номенклатуры дел таможенного органа;

• осуществлять контроль деятельности архива таможенного органа;

• участвовать в заседаниях коллегии и совещаниях, проводимых
руководством таможенного органа;

• организовать регистрацию сотрудников, прибывших в коман­
дировку в таможенный орган;

 

• принимать участие в работе по подбору и расстановке сотрудни­
ков делопроизводства структурных подразделений, повышению
их квалификации;

• планировать работу отдела и представлять проекты планов на
утверждение руководству таможенного органа;

• разрабатывать и организовывать проведение мероприятий по
улучшению деятельности отдела, готовить предложения по со­
вершенствованию его структуры, организовывать качественное
и своевременное выполнение поручений сотрудниками отдела.

В случае проведения межведомственного совещания копии прото­кола направляются в соответствующие федеральные органы исполни­тельной власти и организации, а также в заинтересованные структур­ные подразделения.

Копии протоколов совещаний у руководителя (заместителя руково­дителя) ФТС России рассылаются исполнителям (в том числе заинте-


438 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных...

ресованиым федеральным органам исполнительной власти), а также другим руководителям структурных подразделений и должностным лицам.

Контроль исполнения поручений, содержащихся в протоколе опе­ративного совещания у руководителя ФТС России, осуществляется Главным организационно-инспектореким управлением.

Контроль исполнения поручений, содержащихся в протоколе со­вещания у заместителей руководителя ФТС России, осуществляется структурным подразделением, ответственным за проведение совеща­ния, или секретариатом заместителя руководителя ФТС России.

18.4. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ, РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В ФТС РОССИИ. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЙ

Акты ФТС России, а также резолюции (поручения) руководителя (за­местителей руководителя) ФТС России по рассмотренным документам оформляются и рассылаются Управлением делами исполнителям.

Управление делами ФТС России обеспечивает регистрацию, при­нимает организационные решения по порядку выполнения поруче­ния в день его поступления вне зависимости от порядка поступления, (электронная почта, факсимильное сообщение, нарочный, фельдъ­егерская связь или простое почтовое отправление) в соответствии с инструкцией по делопроизводству.

Головной исполнитель подготавливает проект документа с учетом представленных соисполнителями предложений в соответствии с ин­струкцией по делопроизводству и представляет его в установленном порядке на подпись руководству ФТС России.

ФТС России исполняет поручения Президента Российской Феде­
рации, Председателя Правительства Российской Федерации, заме­
стителей Председателя Правительства Российской Федерации и руко­
водства Аппарата Правительства Российской Федерации, в том числе
содержащиеся в актах и протоколах заседаний и совещаний, а также
по исполнению запросов депутатов Государственной Думы и членов
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
обращений граждан, относящихся к ее компетенции.,;•.


Глава 18. Документационное обеспечение упршыетескт» (к'шш'лыюсти... 439

Контроль исполнения документом по существу вопроса осущест­вляют руководители ФТС России и структурных подразделений.

Контроль сроков исполнения поручений осущее I иляют Управление делами и отделы документационного обеспечения (отнетстпенные за делопроизводство) структурных подра щелений Ф 1С России.

Контроль рассмотрения поступивших и ФТС России документов прекращается на основании документированной информации соот­ветствующих структурных подразделений о направлении и установ­ленном порядке ответа заявителям.

В ФТС России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее — обращения граждан), а также ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обра­щения к должностному лицу во время приема граждан.

При необходимости орган государственной власти, член Совета Фе­дерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

Руководитель ФТС России обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций.

Руководители структурных подразделений ФТС России по итогам ана­лиза обращений подготавливают предложения, направленные на устра­нение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

Управление делами осуществляет регистрацию, контроль исполне­ния, обобщает результаты рассмотрения обращений граждан.

ФТС России исполняет поручения Президента Российской Федера­ции, Председателя Правительства Российской Федерации, заместите­лей Председателя Правительства Российской Федерации и руководства Аппарата Правительства Российской Федерации, а также поручения содержащиеся в актах и протоколах заседаний и совещаний, а также по исполнению запросов депутатов Государственной Думы и членов Со­вета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, обра­щений граждан, относящихся к ее компетенции.

Руководитель ФТС России, на которого возлагается исполнение поручений, несет персональную ответственность за качество и свое­временность представления материалов для доклада Президенту Рос­сийской Федерации, Председателю Правительства и Заместителю Пред­седателя Правительства.


440 Раздел IV. Организация управленческой деятельности в таможенных...

В соответствии с Регламентом Правительства, утвержденным по­становлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Поло­жении об Аппарате Правительства Российской Федерации» поруче­ния, содержащие указание «срочно», «незамедлительно» (или анало­гичное), подлежат исполнению в течение 3 дней с даты подписания поручения. Указание «оперативно» предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения.

В случае доработки ФТС России рассмотренных на заседании Пра­вительства проектов актов такая доработка осуществляется в соответ­ствии с Регламентом Правительства в срок до 10 дней, если в поруче­нии специально не установлен иной срок.

Если срок исполнения в поручении не указан, оно подлежит ис­полнению в течение одного месяца с даты его подписания (до соот­ветствующего числа следующего месяца, а если в следующем месяце такого числа нет, то до последнего дня месяца). Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, поруче­ние подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день.

Контроль исполнения документов по существу вопроса осуществляют руководители ФТС России и структурных подразделений.

Контроль сроков исполнения поручений осуществляют Управление делами и отделы документационного обеспечения (ответственные за делопроизводство) структурных подразделений ФТС России.

В случае если ФТС России является головным исполнителем пору­чения. Управление делами прекращает контроль на основании:

• исполнения поручения;

• принятия (утверждения) соответствующего акта, разработка ко-
торого поручалась ФТС России (на основании документирован-
ной информации соответствующих структурных подразделений);

• информации, поступившей из Администрации Президента Рос -
сийской Федерации или Аппарата Правительства Российской
Федерации, о соответствующем решении, принятом Президен­
том Российской Федерации (в отношении поручений Прези-

дента Российской Федерации), Председателем Правительства,

Заместителем Председателя Правительства, Руководителем

У'нс дппарата Правительства Российской Федерации (в отношении

поручений Председателя Правительства или Заместителя Пред­седателя Правительства);

• соответствующей резолюции руководителя ФТС России или
представленной исполнителями документированной информа-


Глава 18. Документационное обеспечение управленческой дентепыюсти... 441

ции о решении, принятом руководи гелем ФТС России (в отно­шении поручений руководителя ФТС России); • соответствующей резолюции заместителя руководителя ФТС России (в отношении поручений заместители руководителя ФТС России).

Контроль рассмотрения поступивших в ФТС России документов прекращается на основании документированной информации соот­ветствующих структурных подразделений о направлении в установ­ленном порядке ответа заявителям.

Управление делами еженедельно представляет руководителю ФТС России, заместителям руководителя ФТС России и руководителям структурных подразделений информацию о находящихся на контроле документах по форме, определенной руководителем ФТС России.

Контроль исполнения документов по существу вопроса осущест­вляют руководители ФТС России и структурных подразделений.

Контроль сроков исполнения поручений осуществляют Управление делами и отделы документационного обеспечения (ответственные за делопроизводство) структурных подразделений ФТС России.

Таким образом, четкая организация документооборота, грамотная подготовка, своевременное и качественное исполнение принятых ре­шений — залог высокой эффективности управленческой деятельности, а вслед за этим высокого авторитета таможенных структур, доверия к ним со стороны участников ВЭД. Делопроизводство — это не про­сто техническая работа по учету, своевременному докладу документов начальнику и их хранению. Это своеобразный процесс производства, система организационного, информационно-аналитического, право­вого, ретроспективного и прогнозного обеспечения управленческого труда. Трудно представить себе руководство таможенными органами без получения, хранения и обработки информации, без подготовки постановлений, приказов и распоряжений, без архива и библиотеки. Делопроизводство представляет собой своеобразную нервную систему управленческого организма, оно интегрирует и превращает в единое органическое целое процесс разработки, оформления в соответствии с установленными стандартами, учета, прохождения документов и контроля исполнения намеченных мероприятий, хранения и уничто­жения в соответствующие сроки бумаг, а также поисково-справочные, информационно-аналитические работы и отчетные процедуры.


 

 

ГЛАВА

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

19.1. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГНИВЦ
>! ФТС РОССИИ

Одним из важнейших направлений развития информационных тамо­женных технологий в последние годы явилось развертывание, начиная с 2001 г., системы оперативного управления таможенной деятельностью, начало которой было положено разработкой программного комплекса оперативного мониторинга процессов таможенного оформления и кон­троля.

Можно с уверенностью говорить, что использование комплекса «Мо­ниторинг-Анализ» в значительной степени изменило отношение под­разделений центрального аппарата к использованию информационных ресурсов ГНИВЦ. Если основными пользователями баз данных ЕАИС являлись сотрудники подразделений ГНИВЦ, которые выполняли ин-


 

 

Глава 19. Информационно-техническое обеспечение ущшвлешш...

формационно-вычислительные работы по поступающим заявкам, то сегодня основными пользователями ЦЬД стили сотрудники подразде­лений ФТС России, Региональных таможенных управлений и таможен.

Новые требования, предъявляемые к таможенной службе, необходи­мость проведения таможенного оформления в виде сервиса, требования по участию ГНИВЦ в технологическом контуре процессов таможенно­го оформления и контроля привели к необходимости преобразования ЕАИС в информационно-технологическую систему. И сейчас ГНИВЦ обеспечивает процесс такого преобразования.

Одна из основных задач ГНИВЦ при этом формулируется в необхо­димости проектирования архитектуры и структуры вновь разрабаты­ваемых систем, организации совместной работы с функциональными подразделениями ФТС России и подготовки требований для выполне­ния работ организациям-соисполнителям.

На практике была реализована модель, когда ГНИВЦ во взаимодей­ствии с функциональными подразделениями формирует требования к новым программным средствам, самостоятельно выполняет концеп­туальные этапы проектирования, организует постоянный контроль за ходом реализации проектов. За счет этого обеспечивается единство применяемых архитектурных решений, использование унифициро­ванных компонентов в различных проектах. Очень важное значение при этом отводится вопросам стандартизации и сертификации.

Наиболее значимые проекты в этот период были связаны с разра­боткой Центрального реестра субъектов внешнеэкономической дея­тельности, автоматизированных систем «Авто-Транспорт», «Таможен­ная стоимость», «Правоохрана», систем электронного декларирования и предварительного информирования. Одновременно специалисты ГНИВЦ принимали активное участие в разработке и согласовании структуры и состава работ Проекта модернизации информационной системы таможенных органов, в рамках соглашения между Прави­тельством РФ и Всемирным банком.

Важнейшим направлением работ ГНИВЦ стало создание и разви­тие программных средств систем автоматизированного информаци­онного взаимодействия ЕАИС с другими системами, в том числе с си­стемами участников ВЭД, с системами таможенных администраций других государств.

Новый этап в развитии систем информационного взаимодействия был достигнут при реализации проекта «Зеленый коридор», когда по спецификациям и техническим условиям, разработанным специали­стами ГНИВЦ, в течение 6 месяцев были разработаны программные


 


444 Раздел IV. Организация у правлен ческой деятельности в таможенных...

средства в таможенных службах России, Швеции и Финляндии. При этом каждый из участников проекта самостоятельно и независимо друг от друга разрабатывал свою часть. Дальнейший опыт внедрения данного проекта, ход тестирования и эксплуатации полностью под­твердили правильность предложенных ГНИ ВЦ подходов к проекти­рованию и разработке системы.

Использование процедуры «Зеленый коридор» при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Россий­ской Федерации позволило:

• упростить таможенные процедуры при перемещении товаров из
стран ЕС в Российскую Федерацию;

• организовать перевозки грузов в соответствии с международны­
ми договорами.

19.2. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «МОНИТОРИНГ-АНАЛИЗ»

> Информационно-аналитическая система КПС «Мониторинг-Ана­лиз» позволяет осуществлять контроль процесса таможенного оформ­ления в области номенклатуры, стоимости, веса оформляемых това­ров, начисления таможенных платежей.

«Мониторинг-Анализ» реализует процесс интеграции для различ­ных информационных источников (БД ГТД, БДТП НСИ, БД ЕГРЮЛ, БД ЕГРН) и последующее использован накопленных (агрегирован­ных) данных для формирования разных по форме отчетов и справок.

«Мониторинг-Анализ» выполняет следующие функции:

• обеспечение доступа к ЦБД ГТД, а также ЦБД таможенных при­
ходных ордеров (ТПО);

• предоставление возможности создания и редактирования усло­
вий, ограничивающих выборку данных из ЦБД ГТД;

• наглядное отображение и вывод на печать информации отчетов;

• корректировку полученных отчетов в МюгозоЛ Ехсе1.
Информация о деятельности таможенных органов в области тамо­
женного оформления ГТД в «Мониторинг-Анализ» представляется по
разным критериям, в том числе:

• стоимости, весу и номенклатуре оформляемых товаров;:

• начисленным платежам;.


 

 

Глава 19. Информационно-техническое обеспечение упранленин..

стране происхождения и стране маиранлсиии перемещаемых то­
варов;

• участникам таможенного оформления (таможенные органы, та­
моженные инспекторы, участники ВЭД);

• динамике процессов таможенного оформления.
«Мониторинг-Анализ» дает возможность получать как общие дан­
ные таможенного оформления товаров, так и детальную информацию
по каждому из участников ВЭД, конкретному складу и таможенному
инспектору.

Дополнительно «Мониторинг-Анализ» предоставляет возможность доступа (анализа и контроля) к процессам доставки товаров под тамо­женным контролем.

«Мониторинг-Анализ» имеет ярко выраженную трехуровневую струк­туру. Пользователь (через 1п1егпе1-проводник) посылает запрос на \\ЛУ^-сервер. \У\У\У-сервер передает запрос на СУБД ОКАСЬЕ. СУБД обрабатывает запрос и возвращает \У\У\У-серверу.

УУУУ^-сервер в свою очередь преобразует полученные данные в НТМЬ-страницу и возвращает результат пользователю. Поэтому все обновления программного обеспечения КПС «Мониторинг-Анализа» происходят на \V^V^V-сервере и в СУБД ОКАСЬЕ. Изменения в про­граммном обеспечении соответственно становятся доступны пользо­вателю:

• ЦБД ТПО — мониторинг процессов таможенного оформления
ТПО по ЦБД ТПО;

• ЦБД Д КД — мониторинг процессов доставки товаров под тамо­
женным контролем (доступ к БД «Доставка-ЦБД»);

• поиск в ЕГРН, ЕГРЮЛ — поиск информации о юридических
лицах — участниках процессов таможенного оформления.

19.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АС АДППР «АНААИТИКА-2000»

В базе данных ЕАИС ФТС России хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД) и таможенных приходных ордеров (оформленных таможнями России начиная с 1991 г.) Хранилище данных за период с 1996 по 2005 г. насчитывает более 36 млн документов. Темпы роста


446_____ Раздел IV. Организаци я управленческой деятельности в таможенных...

объема БД в среднем составляют 600 тыс. записей в квартал. Этот мас­сив данных содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономиче­ской деятельности России.

Значительные объемы информации о внешнеэкономической дея­тельности России требуют наличия эффективных средств обработки для обеспечения процессов поддержки принятия решений по управ­лению таможенной деятельностью.

Первым шагом в создании полномасштабной системы поддержки принятия решений (СППР) корпоративного уровня стала обработка системы оперативного многомерного анализа данных электронных копий таможенных документов, которая обеспечивает новый уровень анализа данных и несопоставимые по сравнению, со статистическим анализом показатели производительности.

Системные цели создания системы «Аналитика-2000»:

• сокращение времени и трудозатрат, необходимых для получе­
ния агрегированной информации;

• повышение производительности труда сотрудников ФТС;

• улучшение качества аналитических данных, выдаваемых по за­просу вышестоящих организаций;

• предоставление возможности руководителям высшего и средне­
го звена, а также аналитикам ориентироваться в огромных объ­
емах данных и выбирать информацию, необходимую для при-

• нятия решений;

• обеспечение графического представления данных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В учебном пособии рассмотрен широкий спектр вопросом, связанных с применени­ем современных управленческих моделей в таможенном деле.

Таможенный менеджмент рассмотрен как теоретическая основа управления тамо­женным делом с двух сторон. В широком смысле — как система взглядов, представле­ний, идей, направленных на развитие таможенного дела как социально-экономического института. В узком и специальном смысле — как форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможен­ных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, существенных связей, закономерно­стей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других.

В управленческой деятельности таможенных органов в последние годы все бо­лее широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и целостно-зволюционный (когнитивный) подходы.

Интеграция этих подходов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне: институциональном, орга­низационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате деятельности.

Все таможенные системы — это совместно функционирующие, открытые, распреде­ленные и развивающиеся системы. Основная цель их совместного функционирования и развития — согласованная целенаправленная эволюция внешнеэкономической, тамо­женной и обеспечивающей деятельности.

Управление таможенным делом продиктовано с системных позиций в виде стратеги­ческого, оперативного и тактического управления.

Каждый из видов системного управления деятельностью таможенных органов харак­теризуется определенным циклом реализации, который состоит из анализа проблемной ситуации, подготовки и принятия решения, нормативного правового обеспечения реше­ния, корректировки структур-стратегий деятельности, контроля реализации решения.

Процесс управления таможенными органами отличается специфическим содержани­ем, в котором выделяются методологический, функциональный, экономический, органи­зационный, социальный и информационный аспекты.

В современных условиях значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможен­ного администрирования, в решении проблем развития таможенных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближай­шем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уров­ней управления таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяю­щих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД.

Предоставление государственных услуг в процессе таможенного администрирования должно основываться на нормах и принципах международных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нор­мативных правовых актов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. Ф., Макрусев В. В. Основы теории управления: курс лекций. — М.:
Изд-во РТА, 2009.

2. Анисимов В. Г. Введение в экономический риск-менеджмент: Монография /
В. Г. Анисимов, Е. Г. Анисимов, А. П. Бойко, О. В. Калинмна, В. А. Карпов,
Е. С. Лобас. - М.: РИО РТА, 2008. - 92 с.

3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М.:
Омега-Л,200б.

4. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: Монография. —
М.: Изд-во РТА, 2009.

5. Барамзин С. В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества про­
цессов и результатов): Монография. — М.: Изд-во РТА, 2009.

6. Букатова И. Л., Макрусев В. В. Современные информационные технологии
управления: Монография. — М.: РИО РТА, 2003.

7. Бурдин В. Е. Риски в управлении: Учебное пособие.— М.: РИО РТА, 2007. — 108 с.

8. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — М.: ЭКОНОМИСТЬ, 2008.

9. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. —
М.: Экономисть, 2004.

 

10. Гапоненко А. А., Панкрухин А. И. Стратегическое управление: Учебник. — М.:
Омега-Л, 2004.

11. Дианова В. Ю., Макрусев В. В., Маркина О. А. Развитие таможенных институтов. —
М.: Из-во РТА, 2009.

12. Ершов А. Д., Макрусев В. В., Калинина О. В., Сизова К. А. Таможенные услуги в меж­
дународной цепи поставки товаров: Монография. — М.: РИО РТА, 2007.

13. Карпов А. В. Психология менеджмента. — М.: Гардарики, 2004.

14. Колобова И. Н., Кузнецов С. С. Управление таможенными органами на основе
процессно-ориентированного подхода: Монография. — М.: Изд-во РТА, 2010.

15. Макрусев В. В. Основы системного анализа: Учебник. — М.: Изд-во РТА, 2009.

16. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. — М.: Изд-
во РТА, 2010.

17. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. — М.:
Изд-во РТА, 2009.

18. Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги. — М.: Изд-во
РТА, 2008.

19. Макрусев В. В., Тимофеев В. Т., Колобова И. Я., Барамзин С. В., Андреев А. Ф. Осно­
вы управления таможенными органами России / Под ред. В. А. Черных. — М.:
Изд-во РТА, 2009.

20. Мескон М.-Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 2006.

21.Общий и специальный менеджмент: Учебник/Под ред. А. Л. Гапоненко, А. Р. Пе-
трухина. — М.: ЭкономистЪ, 2006.

22.Основы управления таможенными органами России: Учебник / под общей ред.
В. А. Черных. - М.: Изд-во РТА, 2009.

23.Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. — М.:
ИНФРА-М, 2008.

Интернет-ресурсы:

№\у\у.си81огп5.ш (сайт ФТС России);

\у\у\у.аир.ш(Мминистративно-управленчесЮ1ЙООртап);
\у\у\у.сЛп.га (Корпоративный менеджмент).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 7112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.176 сек.