Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение понятий лидер _ Менеджер




РУКОВОДСТВО - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит их к осознанному и активному поведению и деятельности согласно намерениям руководителя

Необходимо разграничить понятия УПРАВЛЕНИЕ и РУКОВОДСТВО

Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.

Лекция 2

Тема: Личность руководителя.

Основные вопросы:

1.Руководство и лидерство как социальный феномен.

2. Основные функции управленческой деятельности.

3.Теории лидерства.

4 Профессионально важные качества руководителя и их определение.

 

 

1 вопрос. Руководство и лидерство как социальный феномен.

 

Субъектом управленческой деятельности является руководитель. Основное направление психологии управления = Психология личности руководителя.

 

Психология личности руководителя – эмпирическое изучение личности в управлении интенсивно стало развиваться в 20-е годы и ведется по настоящее время. Соотношение понятий РУКОВОДСТВО – ЛИДЕРСТВО - главная проблема психологии управления.

ЛИДЕР – социально-психологическое понятие = член группы, который выдвигается для решения конкретных задач.

Лидер – человек, обладающий рядом особенностей:

Определенным уровнем активности

Умением влиять на решение задач

Умением влиять на окружающих людей

 

Объектом управленческой деятельности являются члены коллектива:

 

ЧЛЕНЫ КОЛЛЕКТИВА:

Принимают лидерство

Строят отношения по типу «ведущий – ведомые»

Принимают позицию «ведомых»

 

Позиция лидера = явление динамичное.

ИЗМЕНЯЕТСЯ: - мера притязаний лидера

- мера исполнительской готовности членов коллектива

 

Следует отметить неоднозначность соотношения понятий:ЛИДЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ.

В зарубежной психологии:

· Американской = ЛИДЕР=РУКОВОДИТЕЛЬ

· Немецкой = ЛИДЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ

· Российской = РУКОВОДСТВО и ЛИДЕРСТВО рассматриваются как различные явления присущие организованным общностям. Но эти два понятия взаимообусловлены. Потенциал лидерства влияет на потенциал управления.

УПРАВЛЕНИЕ = более широкое понятие УПРАВЛЕНИЕ = воздействие на систему отдельных процессов, происходящих в ней с целью изменения ее состояния и придания системе новых свойств, качества

(Например: техническое управление = «машина – машина»

социотехническое = «человек – машина»

социальное = «человек – человек» и т.д.

РУКОВОДСТВО = частный случай управления.

Отличительные черты руководства:

5. Ограничивается воздействием на людей и их общности

6. Предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными

7. Призвано вызвать чью-либо деятельнсть соответственно намерениям руководителя.

РУКОВОДСТВО =УПРАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ - не всегда РУКОВОДСТВО

 

Понятия «ЛИДЕР» и «МЕНЕДЖЕР» не идентичны:

Соотношение понятий «Лидер» - «Менеджер»:

Лидер = Менеджер = управленец с

четкое видение цели, которая наименьшими потерями

другим представляется весьма реализующий цель

туманно или вообще не видится

 

Сравнительный анализ понятий «ЛИДЕР» и «РУКОВОДИТЕЛЬ»

1 различие - в содержании понятий. Руководство = организация всей группы, Лидерство это психологическое отношение «по-вертикали».

2 различие – отражает возникновение официальной организации.

РУКОВОДСТВО – это закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации

ЛИДЕРСТВО = возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей

РУКОВОДИТЕЛь (как правило) – НАЗНАЧАЕТСЯ

ЛИДЕР = избирается, или выдвигается стихийно.

3 различие- отражает характер функционирования

РУКОВОДСТВО= процесс правовой организации

ЛИДЕРСТВО = внутренняя социально-психологическая организация управления общением

4 различие отражает социальную роль руководителя и лидера.

РУКОВОДИТЕЛЬ – посредник социального контроля и власти

ЛИДЕР – субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в системе межличностных отношений.

5 различие – отражает регламентацию деятельности

РУКОВОДИТЕЛЬ = деятельность регламентируется соответствующим праваовым обеспечением

ЛИДЕР = деятельность обеспечивается морально-психологическим климатом (нормами совместной жизни)

6 различие – отражает режим внешних связей..

РУКОВОДИТЕЛЬ = представляет группу во внешней организации

ЛИДЕР = его активность ограничена внутригрупповыми отношениями

Руководство более стабильно, но это понятия, которые могут быть взаимосвязаны

(в структуре американского менеджмента «лидер» и «руководитель» - это одно и то же лицо. При назначении руководителя учитывается позиция лидерства)

РУКОВОДИТЕЛЬ-ЛИДЕР – имеет свои преимущества:

· Не командует и не давит, а ведет людей за собой к достижению поставленных целей;

· Воспринимает общие нужды и проблемы управляемого коллектива, принимает на себя решение этих проблем

· Является организатором совместной деятельности

- принимает на себя ответственность за создание основных условий решения задачи

- умеет планировать совместную деятельность

- инициирует членов коллектива

- ориентируется на мнение рядовых членов

Обладает такими качествами, как:

-умеет выслушать других, поддерживает разговоры на любые темы

- умеет хранить тайны

- способен понять трудности отдельного человека

-умеет и желает защитить интересы подчиненного

- способен к переживанию

Отражает представительские склонности:

- выражает позицию коллектива

- улавливает и выражает общее мнение коллектива

- ставит вопросы коллектива перед вышестоящим руководством

- личные интересы сочетаются с интересами коллектива

-жертвует собой.

Определяет эмоционально-психологическое воздействие.

 

- способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд

- чувство локтя

- умеет убеждать

- обладает неформальным авторитетом

Проявляет оптимизм, уверен в собственном успехе. Своим оптимизмом лидер-руководитель вызывает у людей веру в свои силы.

 

Встает вопрос: КАК ДОБИТЬСЯ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ РОЛЕЙ В ОДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ?

Решение этого вопроса требует актуализации функций деятельности каждого руководителя.

2 вопрос: Основные функции управленческой деятельности.

 

 

Управленческая деятельность отличается от всех других видов деятельности.

Психологические особенности управленческой деятельности:

УД – включает разнообразные виды деятельности (организационной, хозяйственно-бытовой и.д.)

УД носит неалгоритмичный, творческий характер, совершающийся в достаточно сложных условиях (изменяющиеся, противоречивые )

УД – отражает решение управленческих задач и чаще носит прогностический характер

УД – характеризуется ведущей ролью коммуникативной функции

УД – характеризуется высокой психической напряженностью, связанной с ответственностью за принимаемые решения

 

Функции управления:

Содержание управления можно разделить на отдельные функции, в которых выражаются отдельные виды работ, которые закрепляются за определенным исполнителем.

Функции – основная категория управления, так как в них отражены принципы и закономерности.

ВЫДЕЛЯЮТСЯ:

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ(или универсальные)=

Данный вид функций присущ всем видам управленческой деятельности и отражает:

Содержание управленческой деятельности

Порядок выполнения управленческой деятельности

 

Данный вид функций направлен на получение определенного результата, к таким функциям можно отнести функции:

ü Целеполагания

ü Планирования

ü Организации

ü координирования

ü стимулирования

ü контроля учета и анализа.

 

РЕАЛЬНО ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ: реально сложившаяся ситуация на практике требует выполнения данных функций. Объем реально выполняемых функций превышает объем должностных функций НЕОБХОДИМО четкая регламентация деятельности руководителя, которая характеризуется избирательностью. Все функциональные обязанности определяются Должностными инструкциями.

По направленности деятельности функции разделяются на:

ориентированный на решение производственных задач

ориентированный на решение социально-психологических и социальных задач, стоящих пред руководителем и оргпнизацией

 

 

3 вопрос: Теории лидерства.

 

Вопрос, связанный с УД: Набором каких качеств должен обладать руководитель, чтобы эффективно управлять подчиненными?

Опыт организации управленческой деятельности выделяет три качества:

ü талант

ü воля

ü порядочность

 

Английская пословица: «Не может управлять другими тот, кто не в состоянии управлять собой»

В психологии управления наиболее часто рассматриваются следующие теории лидерства:

 

 

ТЕОРИЯ ЧЕРТ (харизматическая теория) От слова «харизма» то есть снизошедшее на человека от бога

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.