Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, методы и принципы управления земельными ресурсами




Вышеуказанные задачи в процессе управления земельными ресурсами реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управление земельными ресурсами осуществляется по двум направлениям: прямое и опосредованное. Первое связано с созданием конкретных форм и условий землепользования (пространственные характеристики земельных участков, размещение инженерных сооружений, поселений, производственных и рекреационных центров, изменение состояния земель) и носит дискретный характер. Второе создает рамки (пределы) в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы (рис.2.3). Опосредованное управление, в отличие от прямого, осуществляется постоянно.

 

 

 


  -сброс и анализ данных об объекте и предмете управления: изучение свойств земли (обследования, инвентаризация земель), ведение земельного кадастра (регистрация, учет, оценка) и мониторинга земель, создание и ведение земельно-информационных систем; -выработка управленческого решения: зонирование территорий, прогнозирование и проектирование использования земель; -реализация управленческого решения: государственное перераспределение земель (изъятие, отвод), организация и финансирование мероприятий по изменению свойств земли, обустройству землепользования, регулирование рыночного оборота земель, экономическое стимулирование рационального землепользования; -контроль за функционированием системы землепользования и земельных отношений: контроль за использованием земель и соблюдением земельного законодательства, разрешение земельных споров, связанных с реализацией управленческого решения и функционированием созданной системы организации использования земель.
-изучение характера земельных отношений, состояние земельного законодательства и их мониторинг; -разработка и принятие законодательных актов (законов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; -реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах: совершенствование землепользования и зонирование территории, нормирование использования земли; проведение государственного контроля за соблюдением земельного законодательства; -разрешение земельных споров, связанных с введением и функционированием земельного законодательства и нормативов использования земли.

 

Рис.2.3. Функции управления земельными ресурсами.

Система прямого управления земельными ресурсами, в свою очередь, подразделяется на следующие виды функций:

а) общие, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходит распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельнокадастровым производством;

б) специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.);

в) вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

К числу конкретных действий реализующих общие функции прямого управления земельными ресурсами, можно отнести:

- сбор и анализ данных об объекте управления, управляемых процессах: изучение свойств земли (полевые обследования, инвентаризация земель), ведение земельного кадастра (регистрация, учет оценка) и мониторинга земель, создание и ведение геоинформационных и земельноинформационных систем (ГИС и ЗИС);

- выработка управленческого решения: зонирование территории, прогнозирование, планирование и проектирование использования земель;

- реализация управленческого решения: государственное перераспределение земель (изъятие, отвод), организация и финансирование мероприятий по изменению свойств земли, обустройству и оформлению землепользований, регулирование рыночного оборота земель, экономическое стимулирование рационального землепользования;

- контроль за функционированием сформированного процесса и его корректировка: контроль за использованием земель и соблюдением земельного законодательства, разрешение земельных споров, связанных с реализацией управленческого решения и функционированием созданной системы организации использования земель.

Таким образом, функции прямого управления проявляются в системе конкретных мероприятий, выполняемых разными организациями в разные сроки. Например, при исследовании земельного фонда выполняются следующие мероприятия: космические, аэрофотогеодезические и наземные геодезические изыскания; почвенные, геологические, гидрогеологические, геоботанические, химические, радиационные и иные обследования; инвентаризация земель. При ведении земельного кадастра - регистрация земельных участков, их количественный и качественный учет, бонитировка почв и экономическая оценка земель, оценка связанных с землей иных объектов недвижимости. При создании и ведении ГИС – создание информационной базы данных и цифровых моделей местности, поддержание их на современном уровне. Зонирование территории может производиться как результат проведения определенных изысканий и обследований, оценочных работ. Прогнозирование, планирование, проектирование оформляется в виде отдельных документов, генеральных схем, технико-экономического обоснования и документации, схем, планов, карт, проектов, разрабатываемым как в целом для всей системы землепользования, так и по отдельным проблемам.

Государственное перераспределение земель включает изъятие, конфискацию, отвод, формирование фондов земель. Непосредственное регулирование рыночного оборота земель производится путем их продажи, покупки, сдачи в аренду, регулирования цен и налогов. Для изменения состояния и качества земель организуются и финансируются следующие мероприятия: рекультивация, дезактивация, мелиорация земель, инженерная защита земель, обустройство земель и др.

Экономическое стимулирование рационального землепользования заключается в налогообложении, кредитовании, квотировании производственной деятельности, лимитировании использования природных ресурсов.

Принятие решения связано с большим числом возможных комбинаций потенциальных управленческих действий. Основ­ными этапами принятия решения по управлению земельными ресурсами должны быть следующие:

-постановка задачи;

-поиск информации;

-определение условий объекта управления и связанных с ним структур;

-определение круга пользователей;

-определение запросов землепользователей;

-исследование поведения потребителей предполагаемого управленческого решения и действия;

-накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления;

-расчет возможной эффективности;

-осуществление пилот-проекта;

-расчет фактической эффективности или ее моделирование;

-выбор варианта и принятие управленческого решения.

Определяющим этапом является постановка задачи и приня­тие управленческого решения. Принятие управленческих решений предполагает определение критерия и выявление условий объекта управления, что наглядно представлено на рис.2.4.

 

 

 


Рис.2.4. Постановка задачи управления.

При постановке задачи управления большое значение имеют:

- анализ и учет управленческих условий управления;

- определение критерия принятия решения;

- выбор методов анализа условий объектов управления и модели моделирования процессов управления.

На формирование системы управления земельными ресурсами оказывают влияние следующие факторы:

- экономическая стабильность в обществе и в регионе;

- общее состояние законодательной базы;

- информационное обеспечение;

- период времени принятия решения;

- форс-мажорные обстоятельства и т.д.

К управленческим условиям можно отнести:

- соответствие задач управления федеральному и региональному законодательству;

- формирование системы взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти;

- обеспечение укомплектованности кадрами;

- повышение степени обучения специалистов (управленцев и исполнителей);

- обеспечение картографическими материалами необходимого масштаба;

- проведение повсеместной инвентаризации земель, землеустройства, кадастра, мониторинга земель, их охране;

- автоматизация ведения процесса управления и ведения
государственного земельного кадастра;

- возможность адаптации входящих геоинформационных систем (АИС) к условиям объекта управления;

- другие условия.

В представленном алгоритме принятия решения могут быть приняты следующие условия: а) задача - достижение максимального результата, определяемого целью управления, при оптимальном расходовании всех используемых ресурсов; б) критерии: увеличение доходной части бюджета; экономия бюджетных средств; снижение затрат времени; в) показатели: затратные; доходные; г) период сбора информации: месячный; квартальный; годовой; пятилетний; по необходимости; д) методы исследования: аналитический; экспертных оценок; корреляционно-регрессионный; кластерный анализ; метод нейронных сетей; эко­номико-математическое моделирование и др. В табл. 2.1 представлены результаты анализа методов, которые могут быть использованы при постановке задачи и определении эффективности управленческих решений.

 

 

2.1. Характеристики методов используемых при принятии

управленческих решений

 

Метод Достоинство Недостаток
Аналитический Отсутствие затрат на анализ условий объекта и разработку модели управления Несоответствие задачи управления и условий объекта управлений
Экспертных оценок Минимальные затраты на анализ условий объекта и разработку модели управления Неравнозначность сравниваемых объектов; невозможность выделить какого-либо показателя из всего комплекса
Расчетно-корреляционный Простота и экономичность расчетов Только сопоставимая размерность показателей
Экономико-математическое моделирование Точность расчетов Сложность расчетов, анализ большого числа факторов. Точная привязка ко времени проведения расчетов.
Кластерный анализ Использование в одной модели размерных и безразмерных величин Единовременное выделение кластеров - внесение дополнительного показателя или изменение его величины
Метод нейронных сетей Использование в одной модели размерных и безразмерных величин Большой период наблюдения (большое число обучающих пар)

 

При опосредованном управлении к числу функций относятся: изучение характера земельных отношений, состояния земельного законодательства и их мониторинг; разработка и принятие законодательных актов (законов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах; совершенствование землепользования, зонирования территории, нормирования использования земли; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; разрешение земельных споров, связанных с введением и функционированием земельного законодательства и нормативов использования земли.

Управление земельными ресурсами обеспечивается путем создания норм, организационных структур и процедур, позволяющих выявлять, накапливать и обновлять информацию о земельных участках. Практическое решение этой проблемы предполагает создание в рамках системы управления подсистем учета и регистрации прав, формирующих организационно-правовое пространство, в котором осуществляют свою деятельность пользователи земельной собственности, настоящие и потенциальные субъекты прав. Органы власти с помощью этих систем упорядочивают отношения использования земли, получают необходимую информацию о тенденциях в поведении пользователей земельной недвижимости, тенденциях развития рынка недвижимости, что дает им возможность принимать управленческие решения, корректировать их.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.