КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции, методы и принципы управления земельными ресурсами
Вышеуказанные задачи в процессе управления земельными ресурсами реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управление земельными ресурсами осуществляется по двум направлениям: прямое и опосредованное. Первое связано с созданием конкретных форм и условий землепользования (пространственные характеристики земельных участков, размещение инженерных сооружений, поселений, производственных и рекреационных центров, изменение состояния земель) и носит дискретный характер. Второе создает рамки (пределы) в использовании земли путем создания нормативно-правовой базы (рис.2.3). Опосредованное управление, в отличие от прямого, осуществляется постоянно.
Рис.2.3. Функции управления земельными ресурсами. Система прямого управления земельными ресурсами, в свою очередь, подразделяется на следующие виды функций: а) общие, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходит распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельнокадастровым производством; б) специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.); в) вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана). К числу конкретных действий реализующих общие функции прямого управления земельными ресурсами, можно отнести: - сбор и анализ данных об объекте управления, управляемых процессах: изучение свойств земли (полевые обследования, инвентаризация земель), ведение земельного кадастра (регистрация, учет оценка) и мониторинга земель, создание и ведение геоинформационных и земельноинформационных систем (ГИС и ЗИС);
- выработка управленческого решения: зонирование территории, прогнозирование, планирование и проектирование использования земель; - реализация управленческого решения: государственное перераспределение земель (изъятие, отвод), организация и финансирование мероприятий по изменению свойств земли, обустройству и оформлению землепользований, регулирование рыночного оборота земель, экономическое стимулирование рационального землепользования; - контроль за функционированием сформированного процесса и его корректировка: контроль за использованием земель и соблюдением земельного законодательства, разрешение земельных споров, связанных с реализацией управленческого решения и функционированием созданной системы организации использования земель. Таким образом, функции прямого управления проявляются в системе конкретных мероприятий, выполняемых разными организациями в разные сроки. Например, при исследовании земельного фонда выполняются следующие мероприятия: космические, аэрофотогеодезические и наземные геодезические изыскания; почвенные, геологические, гидрогеологические, геоботанические, химические, радиационные и иные обследования; инвентаризация земель. При ведении земельного кадастра - регистрация земельных участков, их количественный и качественный учет, бонитировка почв и экономическая оценка земель, оценка связанных с землей иных объектов недвижимости. При создании и ведении ГИС – создание информационной базы данных и цифровых моделей местности, поддержание их на современном уровне. Зонирование территории может производиться как результат проведения определенных изысканий и обследований, оценочных работ. Прогнозирование, планирование, проектирование оформляется в виде отдельных документов, генеральных схем, технико-экономического обоснования и документации, схем, планов, карт, проектов, разрабатываемым как в целом для всей системы землепользования, так и по отдельным проблемам. Государственное перераспределение земель включает изъятие, конфискацию, отвод, формирование фондов земель. Непосредственное регулирование рыночного оборота земель производится путем их продажи, покупки, сдачи в аренду, регулирования цен и налогов. Для изменения состояния и качества земель организуются и финансируются следующие мероприятия: рекультивация, дезактивация, мелиорация земель, инженерная защита земель, обустройство земель и др.
Экономическое стимулирование рационального землепользования заключается в налогообложении, кредитовании, квотировании производственной деятельности, лимитировании использования природных ресурсов. Принятие решения связано с большим числом возможных комбинаций потенциальных управленческих действий. Основными этапами принятия решения по управлению земельными ресурсами должны быть следующие: -постановка задачи; -поиск информации; -определение условий объекта управления и связанных с ним структур; -определение круга пользователей; -определение запросов землепользователей; -исследование поведения потребителей предполагаемого управленческого решения и действия; -накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления; -расчет возможной эффективности; -осуществление пилот-проекта; -расчет фактической эффективности или ее моделирование; -выбор варианта и принятие управленческого решения. Определяющим этапом является постановка задачи и принятие управленческого решения. Принятие управленческих решений предполагает определение критерия и выявление условий объекта управления, что наглядно представлено на рис.2.4.
Рис.2.4. Постановка задачи управления. При постановке задачи управления большое значение имеют: - анализ и учет управленческих условий управления; - определение критерия принятия решения; - выбор методов анализа условий объектов управления и модели моделирования процессов управления. На формирование системы управления земельными ресурсами оказывают влияние следующие факторы: - экономическая стабильность в обществе и в регионе; - общее состояние законодательной базы; - информационное обеспечение; - период времени принятия решения;
- форс-мажорные обстоятельства и т.д. К управленческим условиям можно отнести: - соответствие задач управления федеральному и региональному законодательству; - формирование системы взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти; - обеспечение укомплектованности кадрами; - повышение степени обучения специалистов (управленцев и исполнителей); - обеспечение картографическими материалами необходимого масштаба; - проведение повсеместной инвентаризации земель, землеустройства, кадастра, мониторинга земель, их охране; - автоматизация ведения процесса управления и ведения - возможность адаптации входящих геоинформационных систем (АИС) к условиям объекта управления; - другие условия. В представленном алгоритме принятия решения могут быть приняты следующие условия: а) задача - достижение максимального результата, определяемого целью управления, при оптимальном расходовании всех используемых ресурсов; б) критерии: увеличение доходной части бюджета; экономия бюджетных средств; снижение затрат времени; в) показатели: затратные; доходные; г) период сбора информации: месячный; квартальный; годовой; пятилетний; по необходимости; д) методы исследования: аналитический; экспертных оценок; корреляционно-регрессионный; кластерный анализ; метод нейронных сетей; экономико-математическое моделирование и др. В табл. 2.1 представлены результаты анализа методов, которые могут быть использованы при постановке задачи и определении эффективности управленческих решений.
2.1. Характеристики методов используемых при принятии управленческих решений
При опосредованном управлении к числу функций относятся: изучение характера земельных отношений, состояния земельного законодательства и их мониторинг; разработка и принятие законодательных актов (законов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах; совершенствование землепользования, зонирования территории, нормирования использования земли; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; разрешение земельных споров, связанных с введением и функционированием земельного законодательства и нормативов использования земли. Управление земельными ресурсами обеспечивается путем создания норм, организационных структур и процедур, позволяющих выявлять, накапливать и обновлять информацию о земельных участках. Практическое решение этой проблемы предполагает создание в рамках системы управления подсистем учета и регистрации прав, формирующих организационно-правовое пространство, в котором осуществляют свою деятельность пользователи земельной собственности, настоящие и потенциальные субъекты прав. Органы власти с помощью этих систем упорядочивают отношения использования земли, получают необходимую информацию о тенденциях в поведении пользователей земельной недвижимости, тенденциях развития рынка недвижимости, что дает им возможность принимать управленческие решения, корректировать их.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |