Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции органов управления земельными ресурсами




 

Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих уровней, а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляют координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель. Это обеспечивает необходимые условия для своевременного выполнения федерального законодательства и приведение в соответствие уровни организации управляющей и управляемой систем.

Система органов государственного управления земельными ресурсами образует единую управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти на:

федеральном уровне;

на уровне субъектов Федерации;

на уровне муниципальных образований (административный район, поселения).

Представительными органами государственной власти являются аппарат президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

На основании сложившегося законодательства, к компетенции федеральных органов законодательной власти относятся:

принятие федеральных законов, в соответствии с которыми органы законодательной власти субъектов Федерации принимают законы и иные нормативные акты, регулирующие земельные отношения;

утверждение единых принципов платы за землю и единых принципов регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними иных объектов недвижимости в порядке ведения государственного земельного кадастра;

определение специального правового режима для отдельных категорий земель;

установление порядка отнесения земель к федеральным и определение порядка распоряжения и управления этими землями;

отмена противоречащих земельному законодательству решений соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и др.

К органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством, относятся органы общей и органы специальной компетенции.

Органами общей компетенции являются: Правительство Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления — городские, районные, поселковые и сельские администрации.

Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции управления в области управления использования и охраны земель независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находятся земли.

К компетенции Правительства РФ относятся:

принятие правовых актов (в соответствии с законодательными актами Российской Федерации), регулирующими земельные отношения;

территориальное планирование использования земель;

установление границ особо охраняемых территорий, входящих в состав нескольких субъектов Федерации, а также в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими администрациями и органами местного самоуправления;

разработка и выполнение совместных с органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

защита прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

изъятие и предоставление земельных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации в порядке, установленном органом законодательной власти соответствующего субъекта Федерации;

изменение целевого назначения земель;

выкуп земель для государственных нужд Российской Федерации и др.

К компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с Конституцией РФ, земельным законодательством и другими законами РФ:

определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;

принятие законодательных и правовых актов по развитию системы земельного кадастра;

утверждение программ развития земельного кадастра в регионах, ассигнований из региональных бюджетов на его ведение, осуществление контроля за их расходованием, а также утверждение правил регистрации прав на земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости и форм документов.

Субъекты Федерации имеют также право устанавливать предельные размеры земельных участков, размеры и порядок взимания платы за землю, порядок ее централизации в соответствии с законодательными актамиРФ, порядок распоряжения землями, находящимися в государственной собственности субъектов Федерации, а также порядок изменения целевого назначения земельного участка.

Субъекты Федерации утверждают и изменяют количество и границы административных районов, городскую и поселковую черту, генеральные планы городов и поселков республиканского, краевого, областного, окружного подчинения, городов федерального значения, определяют порядок осуществления государственного земельного контроля, ведения землеустройства и земельного кадастра, формируют региональные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, и охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, устанавливают правила перевода земель из одной категории и целевого назначения в другую, определяют размеры платежей за землю и перечень льгот при их взимании.

К компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации относятся:

разработка и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;

установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;

отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;

установление предельных норм предоставления земельных участков;

установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта РФ;

установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;

определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;

определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;

утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;

установление льгот по налогам за землю;

изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;

организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель;

принятие правовых актов в соответствии с законами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации;

управление земельными ресурсами, территориальное планирование земель и зонирование;

отмена противоречащих законодательству решений органов местного самоуправления (администрации);

разработка и выполнение региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, утвержденными соответствующими органами законодательной власти;

разработка и принятие нормативных актов по вопросам земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами органов представительной власти субъектов Федерации;

разработка и выполнение региональных программ по земельному кадастру, утверждаемых органами представительной власти, а также выделение ассигнований из своих бюджетов на ведение земельного кадастра;

организация работ по регистрации прав на земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости в рамках ведения земельного кадастра;

утверждение ежегодного отчета о состоянии и использовании земель региона;

организация землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;

организация государственного земельного контроля;

перевод земель из одной категории в другую;

выкуп земель для государственных нужд;

утверждение генеральных планов городов, поселков и сел и др.

К компетенции федеральных органов исполнительной власти РФ относятся:

установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

установление ограничений оборотоспособности, земельных участков;

государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;

установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;

изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;

разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;

реализация иных полномочий, отнесенных к полномочиям Российской Федерации существующим законодательством РФ;

разработка и принятие нормативных актов, регулирующих организацию и ведение землеустройства земельного кадастра;

внесение на утверждение в органы представительной власти программы развития земельного кадастра;

утверждение форм регистрационной (поземельной) книги, правоохраняющих документов на землю;

закрепление и защита прав собственников, владельцев, пользователей земли;

осуществление государственного контроля за распределением и использованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и др.);

обеспечение оперативности и устойчивости земельного оборота, гласности земельных сделок; разрешение земельных споров; проведение налогового обложения земли и земельных сделок; установление нормативной и перспективной цены земли; предоставление сведений о собственниках, владельцах, пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании и цене;

обеспечение необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц;

проведение землеустройства и территориального планирования;

подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации и др.

Компетенция органов местного самоуправления в области земельных отношений определяется Конституцией РФ, земельным законодательством, законодательными актами по местному самоуправлению, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Местные органы представительной власти вносят на рассмотрение и утверждение вышестоящих органов представительной власти предложения по совершенствованию управления земельными ресурсами, по ассигнованиям из бюджета на мероприятия по УЗР, осуществляют контроль за расходованием выделенных средств.

К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отнесены:

предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;

изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;

планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований;

организация работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ;

установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;

взимание платы за землю;

установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;

установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;

охрана права собственности на землю и права землепользования.

Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельными ресурсами устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ.

Кроме того, к компетенции местных органов исполнительной власти относится выделение ассигнований из местного бюджета на проведение мероприятий по управлению земельными ресурсами и утверждение ежегодного отчета о наличии и использовании земель муниципального образования.

К ведению муниципальных образований также относится решение проблем в области владения, пользования и распоряжения землями, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществления контроля за использованием земельных ресурсов в границах муниципального образования.

Органы общегосударственного управления возлагают выполнение некоторых функций на Федеральные органы государственного управления специальной компетенции, к которым относятся Росземкадастр, Госстрой, Минприроды, Минсельхоз России и другие министерства и ведомства.

Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.

К функциональным органам специальной компетенции относятся Федеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр), Министерство имущественных отношений, Министерство природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ и архитектурно-градостроительной службы Госстроя РФ.

Росземкадастр и его территориальные органы являются ведущими органами специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фондом страны.

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство путей сообщения, Министерство связи и др.).

Задачи и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного управления земельными ресурсами и недвижимостью, а также управления землями госсобственности значительно подразделяются.

Так, к функциям Росземкадастра отнесено:

- ведение государственного земельного кадастра и в пределах своей компетенции государственного управления земельными ресурсами;

- ведение государственного земельного кадастра и в пределах своей компетенции – государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;

- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

- организация и осуществление землеустройства, мониторинга земель, прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах его компетенции;

- участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;

- обеспечение в установленном порядке федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных юридически и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования;

- участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю.

Функциями Минимущества России являются:

- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

- управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности РФ (далее именуется — федеральное имущество), в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами;

- координация деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости при осуществлении оценочной деятельности;

- анализирует процессы, связанные с приватизацией, управлением и распоряжением государственной собственностью, проводит научно-технические, маркетинговые, социологические и иные исследования и на основе полученных данных формирует предложения по совершенствованию методов реформирования имущественных и земельных отношений в целях повышения эффективности экономики и ее социальной ориентации;

- разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам управления земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и проведения земельной реформы;

- подготавливает совместно с органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления для представления в Правительство Российской Федерации предложения о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на собственность: федеральную, государственную субъектов РФ и муниципальную, в том числе подготавливает перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право при разграничении государственной собственности на землю;

- приобретает по решению Правительства Российской Федерации земельные участки и иное имущество в собственность: федеральную, государственную субъектов РФ и муниципальную;

- предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, федеральным государственным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования и иным организациям и гражданам в аренду;

- осуществляет непосредственно и с помощью своих территориальных органов контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности;

- осуществляет непосредственно и с помощью своих территориальных органов контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений;

- выступает в пределахсвоей компетенции государственным заказчиком проектно-изыскательских работ, связанных с управлением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и проведением земельной реформы, размещает на конкурсной основе заказы на их выполнение;

- осуществляет в установленном порядке изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации, в том числе в результате выкупа;

- подготавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти документы о переводе находящихся в федеральной собственности земель из одной категории в другую;

- заключает договоры об организации земельных торгов (конкурсов, аукционов) со специализированной организацией, определяемой Правительством Российской Федерации;

- осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от продажи и аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

- осуществляет лицензирование оценочной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, координирует разработку и согласование стандартов оценки имущества;

- осуществляет взаимодействие с Федеральной службой земельного кадастра России и с учреждениями юстиции по регистрации правна недвижимое имущество и сделок с ним.

Задачами МингосимуществаРоссии являются:

- участие в разработке, формировании и проведении единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений в Российской Федерации;

- разработка и реализация государственных программ, связанных с регулированием имущественных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, проведением земельной реформы и рациональным использованием земель;

- проведение в установленном порядке разграничения государственной собственности на землю на собственность: Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

- обеспечение интересов Российской Федерации при заключении соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий в области имущественных и земельных отношений;

- содействие развитию международного сотрудничества в сфере имущественных и земельных отношений и реализации государственной политики в области привлечения инвестиций.

Функциями Роскартографии определены:

- разработка и реализация мер по осуществлению единой технической политики и регулированию геодезической и картографической деятельности;

- обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан геодезическими и картографическими материалами и данными, а также достоверной информацией об объектах местности;

- государственный геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью в области наименований географических объектов, передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и использованием этих материалов;

- организация и обеспечение формирования, сохранности и использования государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, создание и ведение федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, банков цифровых, электронных карт и геодезических данных;

- управление и распоряжение в установленном порядке геодезической, картографической и топографической продукцией, созданной в результате работ, заказчиком которых являлся федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии;

- геодезическое и картографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации;

- координация работ по развитию научной, производственной и опытно-экспериментальной базы, разработке и внедрению в производство новой техники и технологии в области геодезии и картографии.

Функциями Госстроя России являются:

- ведение технического учета жилищного фонда, организация ведения соответствующей учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации и обеспечениеее хранения в архивах бюро технической инвентаризации и объединенном архиве Госстроя России;

- участие совместно с Минюстом России, Минимущества России и Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике (ныне Росземкадастр) в создании системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечение нормативно-правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

- участие совместно с Росземкадастром в создании государственного земельного и государственного градостроительного кадастра;

- устанавливает порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, а также по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проектной документации;

- обеспечивает в установленном порядке нормативно-методическое сопровождение государственного технического учета и инвентаризации зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения;

- организует в пределах своей компетенции государственный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях и издает инструкцию о порядке его осуществления;

- осуществляет лицензирование деятельности по разработке градостроительной и проектной документации, деятельности по выполнению инженерных изысканий для строительства, топографо-геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной деятельности (в соответствии с перечнем работ, согласованных с Федеральной службой геодезии и картографии России);

- участвует в формировании инфраструктуры рынка недвижимости в жилищной сфере, обеспечивающей защиту прав собственности на жилье и эффективную систему организации сделок на этом рынке;

- обеспечивает защиту установленных законодательством Российской Федерации прав собственников жилья на создание товариществ собственников жилья с целью управления многоквартирными домами.

Министерство юстиции России осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

МСХ России:

- участвует в проведении земельной реформы в сельской местности;

- проводит государственную политику и осуществляет государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, реабилитации радиоактивно загрязненных сельскохозяйственных угодий, химизации и мелиорации земель;

- организует разработку, экспертизу и реализацию федеральных целевых программ, межгосударственных целевых программ, программ реструктуризации и земельных преобразований;

- организует содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в организации рационального использования, воспроизводства и охраны земель (включая воспроизводство плодородия и сохранение почв);

- совместно с Федеральной службой земельного кадастра России осуществляет государственный контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель.

Минэкономразвития России разрабатывает и реализует государственную социально-экономическую политику, определяет пути развития экономики и методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов РФ является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и государственного контроля за использованием и охраной земель и в пределах своей компетенции:

- координирует в пределах своей компетенции деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам ведения государственного кадастра в области природопользования и охраны окружающей природной среды;

- разрабатывает и осуществляет с участием других федеральных органов исполнительной власти меры по совершенствованию механизма экономического регулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, определяет методики экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов;

- осуществляет в установленном порядке координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также участвует в ведении другими федеральными органами исполнительной власти государственного мониторинга иных видов природных ресурсов;

- организует и осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за использованием и охраной земель;

- формирует фонд государственных информационных ресурсов и окружающей природной среды, в установленном порядке регулирует использование этой информации, участвует в создании информационных систем по видам природных ресурсов, организует подготовку государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и использовании природных ресурсов в Российской Федерации;

- организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное использование земель лесного фонда.

Сложившаяся структура государственного управления земельными ресурсами не четкого разграничения функции что, отрицательно влияет на развитие земельных и экономических отношений общества. Дублирование функций государственного управления земельными ресурсами, включая реформирование земельных отношений, формирование объектов недвижимого имущества, регулирование оценки объектов недвижимого имущества для проведения сделок налогообложения, геодезии и картографии, земельного контроля, а также охраны земель как природного объекта не позволяет сформировать рациональную структуру УЗР страны (табл. 5.1).

5.1. Дублирование функций государственного управления землей и иной недвижимостью (по разработкам Оверчука А.Л.)

Функции государственного управления земельными ресурсами Органы исполнительной власти, ответственные за выполнение указанной функции  
Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений Росземкадастр, Минэкономразвития, Мингосимущества России, МСХ России
Ведение государственного земельного кадастра (единого кадастра недвижимости) и его регулирование Росземкадастр, Госстрой, Минимущество, МПР России, Роскартография
Регулирование землеустройства и формирования объектов недвижимого имущества Росземкадастр, Роскартография, Госстрой, Минимущество, МСХ, МПР России,
Регистрация прав собственности на недвижимость и сделки с ней Минюст, Госстрой России, Минимущество России, Росземкадастр,
Регулирование геодезии и картографии Роскартография, Росземкадастр
   
Земельный контроль   Росземкадастр, МПР, Госстрой, Минимущество России
Оценка земель и недвижимого имущества   Росземкадастр, Мингосимущество, Госстрой, МПР, МНС, Минэкономразвития России
Мониторинг земель Росземкадастр, МПР России  

 

Росземкадастр является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и иных неразрывно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и земель. Он осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы – комитеты по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, имеющих свои подразделения в районах и городах – районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Основы правового положения территориальных органов Росземкадастра в субъектах Российской Федерации закреплены в статье 78 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные органы.

Территориальные органы Росземкадастра, образованные в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации», входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, руководствуются в своей деятельности Положением о Федеральной службе земельного кадастра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г., другими правовыми актами Службы и положениями о комитетах по земельным ресурсам и землеустройству по субъектам Российской Федерации.

Основными задачами территориальных органов Росземкадастра являются:

- осуществление государственного управления земельными ресурсами и проведение земельной реформы по вопросам, отнесенным к их ведению;

- участие в подготовке законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на комплексное правовое обеспечение регулирование земельных отношений;

- ведение государственного земельного кадастра и, в пределах их компетенции, государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета) в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению государственной кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;

- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель всех категорий;

- организация и осуществление землеустройства;

- организация и осуществление мониторинга земель;

- организация и осуществление прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах их компетенции;

- участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель государственного контроля за использованием и охраной земель;

- обеспечение в установленном порядке территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земельных ресурсов, прогнозировании и планировании их рационального использования;

- участие в разработке и реализации федеральных и региональных программ связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, обеспечением рационального использования и охраны земель.

Структура территориальных органов Росземкадастра в субъектах Российской Федерации в разрезе областей, районов и городов характеризуется данными, приведенными в таблице 5.2.

 

5.2. Количество территориальных органов Росземкадастра и их штатная численность (на 01 января 2001г.)

  Всего Областные (республиканские, краевые, окружные) комитеты Районные комитеты Городские комитеты Межрайонные комитеты
Количество          
Численность федеральных государственных служащих          
Средняя численность федеральных государственных служащих в 1 комитете   25.3 2.8 3.8 5.2

 

 

С момента образования в 1992 году территориальных органов Росземкадастра в их штатной численности произошли существенные изменения. Если в 1993 году штатная численность территориальных органов увеличилась на 2000 единиц, то, начиная с 1995 года, при увеличении количества землепользователей в стране штатная численность земельной службы уменьшилась с 1995 по 2000 годы сокращение составило 9600 штатных единиц (51.6%) (рис. 5.2).


Рис. 5.2. Изменение штатной численности территориальных органов Росземкадастра за 1992-2000 гг., (чел.)

 

Необходимо также учитывать, что территориальные органы Росземкадастра были укомплектованы квалифицированными специалистами, имеющими большой опыт практической работы в области землеустройства, способными решать поставленные перед ними задачи по проведению земельной реформы. Так, из 8916 федеральных государственных служащих территориальных органов Росземкадастра 6820 человек (76,5%) имели высшее профессиональное образование, 2096 человек (23,5%) – среднее профессиональное образование, 176 человек – послевузовское образование и 43 человека – ученую степень. Из 6820 человек, имеющих высшее профессиональное образование, 3873 (56,8%) имели профильное образование.

После принятия Правительством Российской Федерации в январе 2000 года Федерального закона «О государственном земельном кадастре» начался новый этап формирования организационной структуры управления подведомственными учреждениями и предприятиями.

В системе Росземкадастра на конец 2000 года действовало 6 головных подведомственных организаций, включающих около 100 институтов и их дочерних предприятий, филиалов с общей численностью около 9,5 тыс. специалистов, выполняющих научно-исследовательские, проектно-изыскательские работы по землеустройству, земельному кадастру, межеванию и мониторингу земель, а также работы по оценке земли и другой недвижимости, разработке и оснащению органов Росземкадастра современными технологиями межевания земель. Кроме того, за период с 1999 по 2000 годы с участием территориальных органов Росземкадастра в 86 субъектах Российской Федерации были созданы федеральные государственные учреждения «Земельные кадастровые палаты» (с общей численностью работающих 2171 человек), основными задачами которых являлось ведение государственного земельного кадастра на территории кадастрового округа, осуществление государственного и муниципального управления земельными ресурсами, проведение государственного земельного контроля, государственной регистрации земельных участков, установление обоснованной платы за землю, проведение оценки земель и учета их стоимости (табл. 5.2.).

 

5.2. Подведомственные учреждения и предприятия Росземкадастра (на 01.01.2001 г.)

Наименование Число институтов, филиалов и дочерних предприятий Число сотрудников, чел
Российский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов (РосНИИземпроект)    
Федеральный кадастровый центр «Земля»    
Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок (Росземкадастрсъемка «ВИСХАГИ»    
Российский институт мониторинга земель и экосистем (РосИМЗ)    
Центральный вычислительный центр -  
Государственный центр «Землемер» -  
ФГУ ЗКП «Земельные кадастровые палаты»    

 

В настоящее время осуществляется реорганизация системы федеральных государственных унитарных предприятий РосНИИземпроекта с одновременной их ликвидацией или преобразованием в открытые акционерные общества.

В субъектах Федерации действуют территориальные органы, подчиненные Росземкадастру. Всего в эту структуру входит 89 комитетов в субъектах Федерации, более 2190 районных и городских комитетов.

В своей деятельности Росземкадастр подчиняется Правительству РФ, которое утверждает персональный состав коллегии службы. В рамках межотраслевой координации регулирования земельных отношений и использования земли Росземкадастр взаимодействует с Министерством природных ресурсов, Министерством государственного имущества, Министерством обороны, Министерством сельского хозяйства РФ, Госстроем РФ и другими исполнительными органами федеральной власти.

В структуре управления земельными отношениями важное значение имеют научные и проектные подразделения Росземкадастра, из которых 5 специализированных структур, имеют региональные филиалы, учреждения и подразделения (Российский научно-изыскательский институт земельных ресурсов (РосНИИземпроект), Федеральный кадастровый центр (ФКЦ «Земля»), Российский проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок (Росземкадастрсъемка), Российский институт мониторинга земель и экосистем (РосИМЗ), а также Центр по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадастра («Землемер»).

Наиболее разветвленную региональную структуру до 2002 года имел РосНИИземпроект, имевший 73 зональные институты и предприятия. ФКЦ «Земля» обладает 10 региональными центрами. Росземкадастрсъемка и РосИМЗ имели соответственно 6 и 5 региональных подразделений.

Региональные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обеспечивают реализацию политики Роскомзема в субъектах Федерации, а райкомземы и горкомземы, как низовые звенья системы – в административных районах и поселениях.. Как областные, так и районные комитеты координируют свою деятельность с администрациями соответствующих уровней, управлениями сельского хозяйства и другими органами, имеющими отношение к управлению земельными ресурсами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.