Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные теории местного самоуправления




 

Теории Сторонник теории Основные признаки
1. Общественная теория Р. Гнейст, Э. Майер, О. Лабанд, О. Ресслер, Р. Моль, А. Васильчиков, и др. Строгое разграничение государственных и общинных дел
1.1. Хозяйственная теория Приоритет хозяйственной самостоятельности общины
1.2. Юридическая теория Приоритет юридической самостоятельности общины
1.3. Политическая теория Приоритет принципа отделения должностных лиц общины от государственной службы
2. Государственная теория Л. Штейн, Н.И. Лазаревский, А.Д. Градовский и др. Общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на места
3.Государственно-общественная теория Большинство современных ученых Выполнение общиной как местных, так и государственных дел

Теория свободной (естественной) общины. Данная теория зародилась в середине 19 века во Франции и Бельгии и впервые обосновала природу местного самоуправления. Основной тезис данной теории – примат общины над государством. Основоположники теории (Гербер, Аренс, Э.Мейер) исходили из того, что община возникла до государства: как они утверждали, «община государством не создана, а лишь признана», и потому имеют самостоятельное право управлять своими собственными делами. Кроме того, община более нравственна по сравнению с государством: если в государстве человек выступает лишь как исполнитель определенных социальных функций, то в общине царят чувства взаимопомощи и взаимной поддержки. Община имеет право на самостоятельность и независимость от государства

Однако эти теоретические постулаты нельзя было распространить на более крупные, созданные государством административные единицы. Спорным оказалось понятие свободной общины как основного признака самоуправления.

Хозяйственная теория самоуправления. Теория возникла во второй половине 19 века (Гирке, Шеффнер, Молль). Теория получила название хозяйственной, потому что сводила роль местного самоуправления к выполнению хозяйственных задач, развитию торговли, содержанию инфраструктуры. Её представители сделали упор не только на признании самоуправляющейся общины, но и на ее коммунальной деятельности. Местное самоуправление чуждо политике. Согласно хозяйственной теории считалось, что самоуправление - это заведование не государственными, а собственными хозяйственными делами общины. Центральная роль в общественном развитии отводилась государству.

В России представителем хозяйственной теории был А.Васильчиков.

Обе теории являются разновидностями общественной теории.

Общественная теория. Сторонники общественной теории противопоставляли деятельность органов самоуправления государственному управлению. Местное сообщество само определяет собственные общественные интересы, политически нейтрально, его существование вызвано нравственной необходимостью. Эта теория имела значительное число сторонников, стремившихся в обосновании негосударственного характера деятельности самоуправляющихся объединений, найти опору в борьбе против чрезмерного подчинения органов самоуправления контролю правительственной администрации. Главный представитель этой теории - О.Ресслер.

Создателям общественной теории не удалось определить список дел, подведомственных органам местного самоуправления, которые бы по существу отличались от дел государственного управления. За это данная теория подверглась критике немецких ученых Л.Штейна и Р. Гнейста, сторонников государственного подхода.

В России наиболее видными представителями общественной теории были К.М. Коркунов, В.Н. Лешков и А.И. Васильчико, 60-ые годы 19 в. В.Н. Лешков выделял сельскую, городскую, уездную и губернскую формы русской общины. Им высказывалась идея выборности и независимости местного самоуправления от государственного вмешательства. Наиболее полное выражение основные принципы общественной теории получили в работе А.И. Васильчикова «О самоуправлении». Самоуправление определялось им как поря­док управления, при котором местные дела и должности ведутся и замещаются местными жителями. Местное самоуправление чуждо политике. В России в 60-е годы прошлого столетия общественная теория пользовалась значительной поддержкой либеральной общественности, которая считала, что признание сугубо общественного значения местного самоуправления позволит избавить его от опеки государственных властей.

Государственная теория. На смену общественной пришла государственная теория самоуправления, последователи которой в той или иной форме выражали мысль: самоуправление есть форма государственного управления.Теория зародилась во второй половине 19 в. в Германии.

Данная теория представляла местное самоуправление как часть государственной власти, «нижний этаж». Основоположники данной теории полагали, что приоритетную роль в общественном развитии играет государство. Вместе с тем, государственная власть неоднородна. На «нижнем этаже» государственный курс должен реализовываться с учетом местных условий. В этом и состоит задача местного самоуправления. Местное самоуправление стали рассматривать как распределение обязанностей по управлению государственными делами между центральными и местными властями

Представители английской школы признавали за местными выборными органами право осуществлять общественное управление в важных отраслях под контролем государства, которое может воздействовать на местные власти только через систему судов. Немецкие исследователи, прежде всего Рудольф Гнейст,Лоренц Штейн, рассматривали самоуправление как связующее звено между государством и обществом, как основу правового государства. Ввели понятие самоуправления.

Широко распространена была идея о разделении компетенции местных органов на собственную и «порученную». Согласно Г. Еллинеку община имеет свои собственные права (право устанавливать собственные органы, принимать членов, управлять имуществом и т.д.), а также выполняет государственные функции, так как государство пользуется общиной для своих целей, вводит се в свою административную организацию. Полномочия государственных органов и местного самоуправления разграничиваются правовыми нормами. Это придает взаимоотношениям между государством и самоуправляющимися единицами характер юридических отношений. Органы местного само­управления не подчиняются прямым распоряжениям государства. Они самостоятельно принимают постановления (которые, правда, могут быть в рамках закона отменены или изменены), не получая непосредственных указаний от правительственных органов. Государственная теория оказала значительное влияние на развитие учения о местном самоуправлении в XIX и XX вв.

В России к числу наиболее авторитетных ее сторонников относились А.Д. Градовский, В.П. Безобразов и Б.Н. Чичерин (в конце своей научной деятельности). А.Д. Градовский подчеркивал политический смысл понятия «самоуправление». Он выступал за предоставление земствам самостоятельности и властных полномочий. В.П. Безобразов критиковал земскую реформу и Положение 1864 г. за то, что земские учреждения не были введены в общую систему государственного управления, и не обладали властными полномочиями. По мнению В.П. Безобразова земским органам было дано «много воли и никакой власти». Б. Н. Чичерин трактовал земства как юридические лица, которые государство учреждает для удовлетворения общих потребностей.

В современных условиях рассмотренные теории отражают лишь отдельные аспекты сложного явления «местное самоуправление». Сущность данного института возможно понять лишь при комплексном подходе.

 

2. Особенности местного самоуправления в России

2.1. В истории России отсутствовали устоявшиеся традиции местного самоуправления, как формы публичной власти, способа самоорганизации жителей. Опыт отдельных городов (Пскова, Новгорода), а также проводившиеся немногочисленные реформы управления территорией российского государства (земские, городские) не привели к складыванию полноценного института местного самоуправления.

2.2. Местное самоуправление – креатура Федерального центра.

Особенность местного самоуправления в России – сильная роль федерального центра в его формировании и текущей деятельности. Долгое время страна жила в условиях административной системы, при которой сложилась единая исполнительная вертикаль власти. В этой связи после демократических реформ создавать систему местного самоуправления пришлось фактически с нуля. В этих условиях в становлении российской системы местного самоуправления была особенно велика роль Центра.

Роль Центра (федеральных органов государственной власти) остается значительной и в ходе текущего регулирования деятельности органов местного самоуправления. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) носит достаточно конкретный характер и детально регламентирует деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, существует широкий перечень федеральных законов, которые также в существенной степени регулируют развитие МО: Бюджетный, Налоговый, Жилищный, Земельный, Градостроительный кодексы и т.д. В целом, федеральное законодательство образует достаточно жесткий «коридор» развития местного самоуправления.

2.3. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти.

В России в соответствии с Конституцией ОМС не входят в систему государственной власти. Это, безусловно, имеет свои плюсы: местное самоуправления гарантировано от административного вмешательства в его деятельность. С другой стороны, ряд аналитиков полагает, что слишком жесткое отделение местного самоуправления от органов государственной власти нецелесообразно, т.к. приводит к определенному нарушению координации деятельности государственных и муниципальных органов при решении актуальных социально-экономических задач.

2.4. Повышенная роль административных центров (столиц) субъектов Федерации

Определенной особенностью российской системы местного самоуправления является повышенная роль административных центров (столиц) субъектов Федерации. Как правило, наблюдается достаточно резкий отрыв в уровне социально-экономического развития столиц субъектов Федерации и периферийных территорий. Кроме того, в некоторых случаях существует особый правовой режим в отношении таких муниципальных образований: в регионах принимаются законы о статусе административных центров; отдельные нормы федерального законодательства устанавливают особые способы управления на территории региональных столиц (например, земельное законодательство).

 

3. Проблемы развития МО на современном этапе.

3.1. Финансовые проблемы

Наиболее острыми из проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, в настоящее время являются финансовые. В большинстве муниципальных образований расходные обязательства в достаточной мере не покрываются доходными источниками.

3.2. Дифференциация территорий

В настоящее время имеет место резкий отрыв в уровне социально-экономического развития различных территорий. Существует ряд достаточно высокоразвитых территорий с высокой бюджетной обеспеченностью. В то же время многие территории, напротив, можно отнести к депрессивным.

3.3. Слабая защита интересов МСУ на федеральном уровне.

В настоящее время органы МСУ не имеют сильного лоббиста своих интересов на федеральном уровне власти – ключевом уровне, на котором принимаются важнейшие решения. Существующий Конгресс муниципальных образований не принимает участия в разработке проектов законов, определяющих развитие муниципалитетов.

3.4. Несформированность правовой базы, регулирующей развитие местного самоуправления. В настоящее время законодательство о местном самоуправлении по-прежнему имеет пробелы. Так не в полной мере сформирована правовая база, регулирующая вопросы межбюджетных отношений.

3.5. Кадровые проблемы МСУ

Кадровый потенциал органов местного самоуправления не всегда достаточно подготовлен к решению задач, возложенных на данные органы. Незначительное количество муниципальных служащих имеют образование по специальности «государственное и муниципальное управление» - базовой специальности для них. За последнее время существенно изменилось законодательство в сфере МСУ; кадры не всегда в достаточной степени знакомы с технологиями его реализации. Особенно кадровая проблема остра для поселенческого уровня местного самоуправления

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.