Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Этикет как феномен культуры, его истоки, функции и принципы




1.1. Истоки этикета. Слово «этикет» вошло в русскую, да и во все мировые культуры, из Франции XVI века. По одной версии понятие «этикет» впервые было использовано в качестве свода правил общепринятого поведения при королевском дворе Людовика XIV, когда на одном из приёмов короля всем гостям были вручены специальные карточки («этикетки») с перечнем образцов действия в различных ситуациях по отношению к различным персонам. По другой версии слово «этикет» возникло из запрещения ходить по газонам. На свежезасеяных газонах версальского дворца были выставлены таблички с просьбой, не топтать траву, и издан был указ Людовика XIV, предписывающий руководствоваться этими надписями[97]. В современном значении этикет – это совокупность внешних правил поведения, установленных в культурном сообществе, социальной группе (профессиональной, этнокультурной и т.д.) или в межгосударственном, межкультурном общении. Эти нормы в основном имеют рекомендательный характер, но их несоблюдение часто может иметь вполне конкретные негативные последствия в виде порицания, охлаждения или разрыва отношений. Несоответствие этикетным правилам часто определяется как моветон (с фр. дурной тон, невоспитанность).

1.2. Функции этикета. Специалисты выделяют следующие основные функции этикета.

· Информационная функция, согласно которой этикет знакомит индивида с общепринятыми нормами поведения.

· Функция стандартизации моделей индивидуального и группового поведения, которая помогает человеку практически бессознательно, автоматически выбирать в различных ситуациях социально приемлемую линию поведения.

· Функция социального контроля и социального влияния, которая обеспечивает саморегуляцию человеческого сообщества[98].

· Создание психологического комфорта, связанное с формированием благоприятного социально-психологического климата для межчеловеческих отношений.

1.3. Принципы этикета. Важно также выделить принципы этикета:

· Человеколюбие, гуманизм, т.е. признание высокого статуса другого человека, уважение к его чести и достоинству. Проявлениями этого принципа являются: корректность, любезность (внимательность), учтивость, деликатность (предупредительность), тактичность (чувство меры), скромность, точность (вспомним фразу Людовика XVIII, ставшую крылатой: «Точность вежливость королей и всех добрых людей»).

· Целесообразность действий, то есть их функциональная обоснованность, эффективность и достаточность с точки зрения регулирования межчеловеческих отношений.

· Эстетическая привлекательность поведения и внешнего облика работника.

· Уважение к традициям страны, с представителями которой приходится вступать в служебные и деловые контакты. Этот принцип связан с необходимостью, учитывать местные традиции или особенности национального этикета в отношениях с иностранными партнёрами[99].

В служебной и деловой сфере этикетные стандарты взаимодействия строятся на принципе «субординации» (буквально «подчинённости»), который проявляется в иерархичной системе распределения и исполнения профессиональных ролей внутри служебного коллектива, в рамках отношений «по вертикали» («сверху вниз» и «снизу вверх») между руководителями и подчинёнными и «по горизонтали» между сотрудниками одного должностного статуса. Современная идеология служебных отношений проявляется в том, что принцип субординации дополняется таким элементом стиля профессионального взаимодействия как принцип «паритетности» («паритет» с латинского переводится как «равенство»). Паритетность ни в коем случае не должна отменять субординацию, и должна привнести в неё в необходимых пределах мотивы партнёрства, плюрализма, демократизма, равного права сотрудников на позицию, на свою точку зрения и законные формы проявления несогласия.

Принцип субординации накладывает существенный отпечаток на общепринятые принципы межчеловеческого взаимодействия, адаптируя их к службе, предполагает определённый порядок приветствия, представления, обращения, общения и т.д. Приоритет соображений служебной субординации в служебном этикете часто приводит к игнорированию половых и возрастных различий, приданию им второстепенного значения по отношению к принципам профессиональной служебной иерархии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы истоки феномена этикета?

2. Какие функции выполняет этикет в профессиональной субкультуре?

3. Какие принципы лежат в основе этикетного поведения?

4. Что означает принцип субординации?

5. Какие этикетные установки передаёт принцип паритетности?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.