Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Этикетные требования к внешнему облику делового человека




Список дополнительной литературы

1. Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994

2. Вандерильт Э. Этикет. - М., 1995

3. Вознесенская О., Марчук Н. Основы международного делового общения. - М., 1997

4. Государственная служба: Культура поведения и деловой этикет. - М., 1999

5. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. - М., 1993

6. Холопова Т., Лебедева М. Протокол и этикет для деловых людей. - М., 1994

 

Контрольные задания для самопроверки

 

Задание 1. В ситуации речевого приветствия первым должен здороваться:

1. старший по статусу с младшим, а при рукопожатии инициатива должна исходить от руководителя

2. младший по статусу со старшим, а при рукопожатии инициатива должна исходить от руководителя

3. младший по статусу со старшим, при рукопожатии инициатива должна исходить от подчинённого

 

Задание 2. В ситуации представления принято представлять:

1. более высокопоставленное лицо менее высокопоставленному, а при равенстве статусов: мужчину – женщине, младшего по возрасту - старшему

2. менее высокопоставленное лицо более высокопоставленному, а при равенстве статусов: мужчину – женщине, младшего по возрасту - старшему

3. более высокопоставленное лицо менее высокопоставленному, а при равенстве статусов: женщину - мужчине, старшего по возрасту - младшему

 

Задание 3. Обращение «товарищи» является этикетной нормой:

1. в сфере правовых отношений

2. в военизированных структурах госслужбы

3. в особо торжественных ситуациях

 

Задание 4. Обращение на «ты» в деловой сфере уместно в случае, если:

1. между разговаривающими хорошие личные отношения, хотя их окружают подчинённые и коллеги

2. это является фирменным стилем организации

3. между разговаривающими хорошие личные отношения, хотя они и находятся в официальной обстановке

 

3.1. Структурные элементы имиджа. Немаловажным элементом восприятия делового человека является его внешний облик. Для объяснения того, как манеры поведения, речь и стиль одежды делового человека отражаются в сознании окружающих и общества в целом и какой оценочный эффект вызывают у других людей, используется понятие имидж (с англ. образ, изображение). В данном контексте понятие имидж обозначает реальный или искомый, должный, желаемый, воображаемый образ личности. Психологами установлено, что межчеловеческое общение является очень многогранным и многоплановым. Оно включает в себя не только вербальную (словесную) коммуникацию, но и в значительной мере дополняется воздействием на воспринимающего визуальных (внешность, мимика и т.д.) и акустических (тембр голоса, интонация и т.д.) кодов. При этом в значительном большинстве случаев образ воспринимаемого человека складывается под влиянием его внешнего вида, первых мгновений знакомства и разговора. В дальнейшем изменить свой имидж в глазах окружающих крайне сложно. Поэтому специалисты резонно считают, что даже самому умному, доброму, общительному, доброжелательному человеку, уникальному специалисту, в конце концов, даже гению необходимо быть внимательным к своему облику. В силу публичного характера деятельности забота об имидже делового человека, политика, государственного служащего имеет особую значимость и приобретает чётко выраженный профессиональный смысл. К основным составляющим имиджа специалисты относят: антропологические признаки (физический облик: конституция, рост, вес, тип сложения), функциональные (мимика, жесты, поза, осанка), социальные (оформление внешности, манеры поведения)[112]. Антропологические признаки, включающие особенности сложения, цвет кожи, волос, глаз, заданы от рождения, однако и они могут быть скорректированы физическими упражнениями, голосовым тренингом, косметикой, тщательно подобранной одеждой, способной скрыть несовершенство внешнего облика. Вместе с тем, важно помнить о том, что человек как личность не является механической комбинацией физических черт, он выделяется своими внутренними, мыслительными и психологическими качествами, энергией своего внутреннего настроя и воодушевления. Поэтому внешние недостатки человека с избытком могут быть приглушены и вытеснены из общественного восприятия светом интеллекта и душевности, обаянием, «харизмой» (в определении М. Вебера), составляющими своеобразную внутреннюю изюминку человеческой личности. В этой связи лицо, ведущее публичную деятельность, в которой результат в немалой степени зависит от доверия деловых партнёров, общества и т.д., должно всерьёз задуматься над действием скрытых механизмов самопрезентации, которые В.М. Шепель сравнивает с «флюидным излучением» личности. Оно проявляется в особом блеске глаз, очаровании улыбки, своеобразной интонации голоса, привлекательности манер, жестов, осанки, походки, в психоэнергетике личности[113]. Таким образом, понятие имиджа ни в коем случае не исчерпывается только визуальным образом человека, не является лишь совокупностью зрительных сигналов, а представляет собой тончайшее и сложнейшее сочетание внутренних качеств личности и её внешних проявлений.

Хорошие манеры поведения можно свести к соблюдению следующих принципов[114]:

· владеть собой, своими чувствами и поступками, осуществлять самоконтроль и самооценку, не допускать выплеска эмоций, унижающего достоинство других людей;

· внушать доверие и симпатию, сочувствие;

· быть открытым к общению;

· считаться с мнениями и вкусами окружающих;

· следовать «золотому правилу нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе;

· проявлять расположенность к другим людям.

Функциональные признаки внешнего облика (мимика, жесты, поза, осанка) в значительной степени могут быть подвержены коррекции и с помощью специальных упражнений, психофизических тренингов и т.д.

Социальные признаки имиджа (одежда, причёска, аксессуары, макияж, манеры поведения) представляют собой наиболее пластичную часть человеческого образа, которая испытывает на себе наиболее целенаправленное воздействие, и регламентируется посредством норм и правил этикета.

Требования этикета к ношению одежды. Одежда с незапамятных времён имела не только функциональное, но и социально-ролевое значение, характеризуя ролевой статус, символический образ её носителя. Поэтому во многих профессиональных сообществах формально установлены определённые стандарты внешнего вида, которые могут быть чётко формализованы или культивируются на уровне неписаных традиций. В некоторых жёстко организованных профессиональных корпорациях используется специальная форменная одежда, которая является способом консолидации сотрудников и формирования корпоративного духа. В зависимости от профиля и социальной миссии корпорации, менеджмент может исповедывать в правилах ношения одежды самые различные стили: от консервативных, классических стандартов официальности в государственных и коммерческих компаниях до нарочитого демократизма в общественных организациях. При этом подчеркнём, что в сфере госслужбы в полной мере и в деловом сообществе в большинстве случаев имидж управленца в основном строится на приверженности апробированным временем и практикой консервативным, строгим, классическим стандартам в подборе одежды.

Среди общих принципов ношения одежды специалисты выделяют следующие[115]:

1. Соответствие внешнего вида человека той роли, которую он исполняет в данной ситуации; внешность должна играть роль дополнительного невербального кода, способствующего достижению планируемого эффекта, а не противоречащего ему. Как минимум одежда должна быть традиционной, чистой, выглаженной, достаточно строгой, официальной, не вызывающей, не дающей оснований для упрёка в небрежности, чрезмерной откровенности наряда и вульгарности.

2. Функциональная целесообразность подобранной одежды, которая должна быть удобной для работы, не содержать излишеств, предметов чрезмерной роскоши, отвлекающих себя и других.

3. Следует помнить: главное — не дороговизна наряда, а его ухоженность, опрятность, чистота.

4. Одежда должна соотноситься с возрастом и физическими особенностями её обладателя; облегающая одежда режет глаз и подчёркивает недостатки фигуры, свободная — полнит.

5. Не нужно стремиться на службу одеваться «с иголочки», одежда должна быть удобной, «обношенной», не должна отвлекать человека от дел.

6. Важно, чтобы одежда гармонично соотносилась со стилистическими вкусами, стандартами, нормами и традициями, принятыми в данном коллективе. В ином случае даже внешне приятный наряд будет «резонировать» на фоне окружения, а его обладатель будет чувствовать себя «белой вороной» и поставит в неловкое положение других.

Теперь перейдём от формулировки общих принципов подбора одежды к конкретным рекомендациям применительно к полу человека.

Внешний облик как:

а) «социальная кожа» (невербальная информация) о человеке, его социальном статусе;

б) символ социальной идентичности, принадлежности к культурной общности (организации) – одежда служащего как «смягчённый» вариант гражданской «формы», позволяющей через стилистическое единство и допустимое индивидуальное своеобразие создавать ощущение причастности к «команде»;

в) экологический «кокон» личности (визуально-тактильная среда, влияющая на степень комфорта человека);

г) коммуникативное опосредование и сопровождение общения между личностью и другими людьми – система визуальных сигналов, улучшающих или затрудняющих деловое общение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.