Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система регуляции поведения и деятельности личности




Понятие о системе регуляции поведения и деятель­ности личности. Члены организации — не инструмен­ты, не винтики и не машины. У них есть цели, чув­ства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, гнев, безысходность, грубость, счастье. Каждый из них — личность с присущими ей и только ей инди­видуальными чертами и качествами.

Поведение подчиненного в организации есть ре­зультат сложного сочетания различных воздействий. Одни воздействия осознаются, а другие нет; некото­рые рациональны, а некоторые иррациональны; одни согласуются с целями организации, а другие нет. Вот почему для прогнозирования и успешной регуляции поведения и деятельности подчиненных руководитель должен знать, что собой представляет личность от­дельного члена организации, почему он поступает в типичных ситуациях именно так, как (посредством чего) целесообразно регулировать его поведение и деятельность.

В науке управления извечен вопрос: кем или чем должен управлять руководитель? На кого он направ­ляет свое воздействие — на личность или на органи­зацию? До недавнего времени большинство ученых решало этот вопрос в пользу организации. Новый под­ход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, прибылью, организацией в целом. Именно такая постанов­ка вопроса составляет культуру современного управ­ления.

Подчиненный, как правило, полностью сложив­шаяся личность, связанная господствующими обще­ственными нормами, обладающая своими индиви­дуальными чертами, испытавшая значительное влияние многих предшествующих групп (причем да­леко не всегда положительное влияние).

Поведение подчиненного в тех или иных ситуаци­ях складывается на основе опыта всей предшествую­щей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В це­лом характер нашего поведения подвержен постоян­ному воздействию различных внутренних и внешних факторов.

К основным внутренним факторам можно отнести:

* исполнение определенной социальной роли;

* соответствующий статус в организации;

* степень эмоциональной близости с окружающими;

* предшествующий жизненный и профессиональный опыт;

* принадлежность к определенной культуре и субкультуре;

* конкретная ситуация и тема разговора;

* настроение в данный момент.

Наряду с внутренними факторами, значительное влияние на поведение сотрудника оказывает ряд вне­шних факторов:

* социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;

* ожидание определенного поведения от сотрудника;

* ориентация на определенные стереотипы поведения, одобряемые в организации.

Социализация личности, регулирование ее соци­ального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельнос­ти. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы:

* социальная позиция;

* социальная роль;

* социальные нормы;

* социальные ожидания (экспектации);

* социальные ценности, выраженные в ценностных ориентациях личности;

* социальные установки;

приемы и методы:

* прямые или непосредственные (убеждение, принуждение, внушение, требование поведения по образцу, основанного на подражании, то есть реализация принципа «Делай, как...»);

* косвенные или опосредованные («личный пример», «ориентирующая ситуация», «изменение или сохранение ролевых элементов», «использование символов и ритуалов», «стимулирование»).

Подробнее рассмотрим элементы системы соци­альной регуляции. Серьезное влияние на формирова­ние тех или иных регуляторов оказывает присущий данной социальной группе менталитет. Понятие «менталитет» есть совокупность базовых и достаточ­но стабильных психологических ориентиров, тради­ций, привычек, жизненных установок, моделей по­ведения, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе, нации и определенной культурной традиции; это оп­ределенный стереотип восприятия и оценки действи­тельности и поведенческий саморегулятор. На основе группового менталитета формируется индивидуаль­ный. По сути дела, индивидуальный менталитет вклю­чает главные регуляторы социального поведения и является их интегрированным выражением.

Рассмотрим теперь подробнее сами регуляторы. Важным регулятором поведения индивида является занимаемая им социальная позиция, то есть обществен­ное положение индивида, с которым связаны его определенные права и обязанности, в целом не зависящие от индивидуальных качеств. Позиции, рас­полагаемые в иерархию по какому-либо основанию (имущественному, власти, компетентности), облада­ют различным статусом и престижем в обществен­ном мнении. Каждая позиция предписывает ряд объек­тивных требований к лицам, их занимающим, и требует их соблюдения. Другими словами, через свои требования позиция регулирует поведение каждого, кто ее занимает.

Требования позиции определяют своеобразную модель поведения. Свое законченное выражение она получает в понятии «социальная роль», то есть соци­альная функция, модель поведения, объективно за­данная социальной позицией личности. Слово «роль» заимствовано из театра и так же, как и там, оно оз­начает предписанные действия для тех, кто занимает определенную социальную позицию.

Когда мы преодолеваем новую ступеньку на слу­жебной лестнице, то вынуждены вести себя в соот­ветствии с новым положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. А потом, в один прекрасный день, происходит удивительное. Мы замечаем, что новое поведение не представляет для нас труда. Та­ким образом, мы вошли в роль, и она стала для нас такой же привычной, как комнатные тапочки.

Примерно то же самое происходит и с нашим под­чиненным. Когда он приходит в организацию, то включается в систему сложных отношений, занимая в ней несколько позиций. Каждой позиции соответ­ствует совокупность требований, норм, правил и моделей поведения, определяющих социальную роль в данной организации как подчиненного, напарни­ка, участника различных мероприятий и т.п. От чле­на организации, занимающего каждую из назван­ных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Процесс адаптации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности организа­ции являются или становятся нормами или ценнос­тями отдельного ее члена, чем быстрее и успешнееон принимает, усваивает свои социальные роли в организации.

Социальная роль регулирует поведение личности в главных, принципиальных вопросах, определяет модель поведения в общем. Это, однако, не отрицает персональной, субъективной окраски роли, которая проявляется в стилях ролевого поведения, уровне активности исполнения.

Понятие «социальная роль» — изменчивое. Доста­точно сравнить содержательное наполнение понятия «предприниматель» в дооктябрьский период и в на­стоящее время. Наибольшие изменения происходят в процессе интенсивного социального развития. Ис­полнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окру­жающих, вне зависимости от индивидуальных осо­бенностей личности.

Каждая культура имеет свои собственные пред­ставления по поводу общепринятого поведения. Чаще всего эти представления объединяются понятием «со­циальная норма». Нормы управляют нашим поведе­нием так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование. Нормы как представления чле­нов общества о должном, допустимом, возмож­ном, желательном или о недопустимом, невозмож­ном, нежелательном и т.д. являются важным средством социальной регуляции поведения инди­видов и групп.

Нормы исполняют роль интеграции, упорядоче­ния, обеспечения жизнедеятельности общества как системы. С помощью норм требования и установки общества, социальных групп переводятся в эталоны, модели, стандарты поведения представителей этих групп и в такой форме адресуются личности. Усвое­ние и использование норм является условием фор­мирования человека как представителя той или иной социальной группы. Посредством их соблюдения че­ловек оказывается включенным в группу, в обще­ство.

Вместе с тем поведение индивида регулируется и отношением к нам окружающих, их ожиданием от нас определенных, соответствующих данной ситуа­ции действий. Социальные, ролевые ожидания (экспектации) — это обычно неформализованные требова­ния, предписания моделей социального поведения, отношений и др. и обретающие форму ожидания оп­ределенного поведения (например, работник должен хорошо работать, специалист должен хорошо знать свое дело). Ожидания отражают степень обязательно­сти, необходимости для членов группы, общества предписываемой модели поведения, отношений, без которых группа не может функционировать. Среди основных функций ожиданий можно выделить упо­рядочение взаимодействия, повышение надежно­сти системы социальных связей, согласованности действий и отношений, повышение эффективности процесса адаптации (в первую очередь, регулирова­ние и прогноз).

Серьезное влияние на поведение индивида оказы­вают социальные ценности, то есть значимые явле­ния и предметы реальной действительности, соот­ветствующие потребностям общества, социальной группы и личности.

Ценности общества и группы, преломленные че­рез восприятие и опыт каждой конкретной личнос­ти, становятся ценностными ориентациями личности (ЦОЛ), то есть ценности из сугубо «общественных», становятся «моими». Таким образом, ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в ка­честве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных со­циальных интересов личности, ЦОЛ выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

Наибольшее значение для регуляции социального поведения имеют сформированные социальные уста­новки данного индивида, то есть общая ориентация человека на определенный социальный объект, явление, предрасположенность действовать определен­ным образом относительно данного объекта, явле­ния. Социальные установки включают ряд фаз: ког­нитивную, то есть восприятие и осознание объекта (цель); эмоциональную, то есть эмоциональную оцен­ку объекта (настроенность и внутренняя мобилизо­ванность); и наконец, поведенческую, то есть готов­ность осуществить ряд последовательных действий по отношению к объекту (поведенческая готовность).

Таковы основные регуляторы социального поведе­ния личности. Первые четыре (позиция, роль, нормы и ожидания) носят относительно статичный харак­тер и являются простейшими. Иногда в психологи­ческой литературе их объединяют понятием «внешняя мотивация подчиненного».

ЦОЛ и социальная установка являются наиболее сложными регуляторами и предусматривают актив­ное взаимодействие личности с объективной реаль­ностью. Их объединяют понятием «внутренняя моти­вация подчиненных». Внутренняя мотивации является определяющей для успешности деятельности челове­ка, она раскрывает причину желания человека вы­полнять свою работу качественно. Вспомним извест­ное правило: для того чтобы заставить человека что-то сделать, он должен захотеть это сделать. Ценност­ные ориентации личности и социальные установки подчиненного формируют это «хотение».

Особый интерес вызывает вопрос о приемах и методах воздействия, по­зволяющих осуществить перевод требований внеш­ней среды на уровень внут­ренних регуляторов.

Ориентирующая ситуа­ция. Суть этого метода зак­лючается в том, что создаются условия, при которых подчиненные начинают сами, без принуждения и на­поминания, действовать согласно логике спроекти­рованных обстоятельств. Другими словами, человек сам выбирает способ поведения, но его выбор сознательно направляется руководителем организующем соответствующие условия.

В чем преимущества этого метода? Во-первых, че­ловек, включенный в ориентирующую ситуацию, хотя и действует согласно логике обстоятельств и усло­вий, однако конкретные способы действия и поведе­ния выбирает сам. Это повышает самостоятельность и ответственность. Во-вторых, всегда сохраняется воз­можность для творчества личности и коллектива. Си­туация направляет действия, но не диктует способы их выполнения. В-третьих, метод позволяет каждому стать на место другого, то есть менять роли.

Изменение ролевых характеристик. Этот метод ос­нован на использовании роли и связанных с ней ожи­даний как факторов, регулирующих деятельность и поведение человека. Изменение некоторых элементов роли вызывает из­менение поведе­ния личности и целых групп. На­пример, можно на подчиненного воз­ложить обязаннос­ти временно от­сутствующего непосредственного руководителя. В большинстве случаев это стимулирует иное отноше­ние к делу, повышает ответственность и исполни­тельность на своем участке работы. В другом случае подчиненному поручается ответственное задание. Причем подчеркивается, что результат выполнения этого задания очень важен для организации, для каж­дого ее члена. Благодаря использованию этого метода подчиненный, помимо качественного выполнения за­дания, начинает более ответственно исполнять свои служебные обязанности.

Стимулирование. Главное правило при использо­вании этого метода — оно должно быть заслуженным и в то же время некоторым «авансом». Желательно при подведении итогов сначала говорить о положи­тельном, а затем уже о недостатках. Стимулированиедолжно быть построено таким образом, чтобы лич­ность осознавала перспективы служебного и профес­сионального роста. К числу важнейших стимулов де­ятельности подчиненного относят:

* материально-денежное стимулирование;

* создание возможностей для отличия, завоевания престижа и личного влияния;

* поддержание хороших условий деятельности (чистота, спокойная доброжелательная обстановка или наличие отдельного кабинета, компьютера и др.);

* гордость за профессию, за принадлежность к данной организации, за статусное место, занимаемое в этой организации;

* удовлетворенность отношениями с коллегами по организации;

*чувство сопричастности к большим и важным делам организации.

Основываясь на ряде психологических исследова­ний, укажем, что денежное вознаграждение достиг­нет своей цели, если его сумма будет никак не мень­ше 15—20% от должностного оклада. В противном же случае вознаграждение будет восприниматься равно­душно, как нечто само собой разумеющееся. Ну а в случае если сумма вознаграждения не превышает 5 % оклада, оно воспринимается негативно («Лучше бы не было этого вознаграждения»).

Использование ритуалов и символов. К числу про­веренных временем форм работы относят ритуал вве­дения в специальность молодых сотрудников, посвя­щения их в члены организации, риту­ал награждения пе­редовых сотрудни­ков, поздравления с днем рождения, со­вместное проведе­ние спортивных ме­роприятий и отдыха и др. Подробнее об этом речь пойдет в следующем параграфе.

Итак, руководитель в управлении регуляцией со­циального поведения и деятельности личности под­чиненного должен:

* относиться к нему не только, как к объекту руководства, а как к личности, партнеру по взаимодействию;

* постоянно ориентироваться на лучшие черты, качества, достоинства руководимых им людей;

* органично сочетать прямые и косвенные методы управления;

* всемерно использовать возможности коллектива.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.