Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные вопросы к экзамену по Теории и методике воспитания




Задания на усвоение и проверку

1. Выпишите в словарь определения или краткие характеристики понятий: социализация, семья, семейное воспитание, обучение родителей, субкультура молодежи, неформальные молодежные группы, девиантное поведение.
2. Проанализируйте собственное развитие в родительской семье или опыт знакомой семьи. Дайте ей социально-педагогическую характеристику: тип семьи, педагогический потенциал, характер действий родителей. Проанализируйте отдельные факты, конфликты, результаты воздействия семьи на ваше развитие, выделите достижения и проблемы семьи в воспитании. Сделайте краткие записи.
3. Проведите мини-исследование в школе или среди студентов. Выявите степень вовлеченности их в субкультуру подростков и группы; опишите, в чем это выражается: поведение, внешний вид, чувства, сознание, образ жизни, увлечения; определите характер влияния молодежной культуры на развитие учащихся. Эту и подобные проблемы можно сделать темой курсового исследования по педагогике, психологии.

Рабочая программа по курсу "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ"

Тема 1. Воспитание как социальная функция и процесс.
Социализация, воспитание и образование - понятия и их соотношение друг с другом. Сущность процесса воспитания, его многофакторность. Социальные и психологические основы воспитания. Воспитательные системы и концепции. Социально-ориентированные и личностно-ориентированные концепции воспитания в современной педагогике. Гуманистическое воспитание как концепция воспитания в современной России. Критерии эффективности процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание, коррекционная педагогика.
Тема 2. Цель и содержание воспитания в общеобразовательной российской школе.
Цели воспитания в школе. Содержание и программы воспитания в современной школе. Подходы к определению содержания воспитания: традиционный, ценностный, на основе базовой культуры личности. Характеристика содержания воспитания по его отдельным задачам, направлениям.
Умственное воспитание. Проблема развития ума, способностей, теории умственного развития и воспитания. Формирование мировоззрения.
Нравственное воспитание, Понятие о морали, ценностях, теории нравственного развития и воспитания, пути формирования нравственности.
Гражданское воспитание. Политическая культура и ее формирование в школе. Правовая культура учащихся, ее формирование, законопослушность. Права человека, права ребенка. Поликультурное и патриотическое воспитание, пути формирования, толерантности, культуры межнациональных отношений.
Трудовое воспитание школьников. Труд в жизни школьников и в системе работы школы. Профессиональная ориентация в школе, вне ее.
Эстетическое воспитание. Эстетическая культура, пути ее формирования в школе. Влияние массовой культуры на эстетическое развитие молодежи. Эстетическая деятельность учащихся.
Физическое воспитание школьников. Здоровый образ жизни, валеологический подход в воспитании. Санитарное просвещение школьников. Половое воспитание детей и подростков Антинаркотическое, антиалкогольное воспитание подростков.
Тема 3. Методы воспитания.
Понятие об общих методах воспитания, их классификация. Связь методов воспитания с закономерностями, принципами, моделями воспитания. Характеристика основных методов воспитания: убеждение, упражнение, пример, наказание, поощрение. Комплексный и индивидуальный характер использования методов воспитания, условия их выбора и применения.
Тема 4. Средства воспитания.
Понятие о средствах воспитания как о независимых источниках педагогического воздействия. Главные средства воспитания: деятельность, общение, природа, режим, объекты культуры, материальные ценности, игрушки, технические приспособления и др. Условия их включения в педагогический процесс.
Коллектив как средство воспитания. Понятие о коллективе, теория воспитания в коллективе. Педагогические условия воспитания в коллективе. Межличностные отношения в классе.
Тема 5. Социализация школьника как воспитание в широкой социальной среде.
Социализация и воспитание. Институты социализации, проблемы социализации в современном мире. Семья как институт социализации. Типы семей и семейного воспитания. Помощь родителям в воспитании.
Социальная среда, средства массовой информации. Субкультура молодежи. Социально-педагогическая характеристика младшего школьника и современного подростка. Неформальные объединения молодежи. Девиантное поведение школьников.
Тема 6. Система воспитательной работы классного руководителя, воспитателя.
Содержание работы воспитателя. Функции, профессиональные обязанности. Цикл его деятельности. Педагогическая диагностика. Задачи, роль, содержание, методы диагностики класса. Оформление результатов и их использование. Диагностическая карта класса. Планирование воспитательной работы. Роль плана в работе, содержание и виды планов. Виды деятельности учащихся. Методика планирования.
Работа воспитателя с семьей, родителями. Педагогическая культура и просвещение родителей.
Тема 6. Формы внеурочной воспитательной работы учителя, воспитателя.
Виды развивающей деятельности учеников и формы организации внеурочной работы. Типология форм воспитательной работы. Характеристика наиболее распространенных форм работы. Различные методики (технологии) проведения воспитательных дел. Методика коллективного творческого дела.
Тема 7. Педагогические и психологические методы в работе воспитателя.
Сопоставление методов воздействия на личность в педагогике и психологии. Практическая психология, психотерапия в работе классного руководителя. Воспитательные занятия с учениками с использованием психологических, психотерапевтических методов. Групповые и индивидуальные методы воспитательного воздействия на учащихся. Приемы гуманистической педагогики. Коррекция поведения.
Тема 8. Педагогическая этика, поведение учителя, воспитателя.
Педагогическое общение классного руководителя на основе гуманистической психологии. Этические принципы и поведение в отношениях с учениками, учителями, родителями. Педагогические конфликты, способы разрешения. Стрессы в работе воспитателя, учителя. Ошибки учителей в воспитании и обучении. Анализ и самоанализ работы педагога.

Литература по курсу Теория и методика воспитания

Учебники
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002
Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002
Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000
Дополнительная
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994
Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991
Веселова В.В. Билет в будущее. М.,1990
Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.
Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Глава 3.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.М.,1995
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996
Калгрен Франс Воспитание к свободе. М., 1992.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.М.,1992
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989
Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984
Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В. Петровского. М., 1991
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.. 1996
Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.,1989
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994
Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1999
Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.,1994
Смирнов В.И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.
Степанов В.Г Психология трудных школьников. М., 1997.
Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996
Теория и практика воспитательных систем. /Ред. Л.И. Новикова. Кн. 1, 2. М., 1993
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997
Хрестоматия по социальной психологии/Сост. Т.Кутасова.М.,1994
Цырлина Т.В. Пути к совершенству: Антология интересных школьных и педагогических находок 20 века. М., 1997.
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.,1997
Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.
Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998

1. Сущность и взаимосвязь понятий: воспитание, образование, развитие
2. Сущность воспитания и социализация личности
3. Цели воспитания в мировой и отечественной педагогике
4. Концепция воспитания в современной России
5. Социально-ориентированные концепции воспитания (бихевиоризм, коммунистическая педагогика)
6. Гуманистическая психология как основа концепции воспитания
7. Закономерности воспитания, их характеристика
8. Принципы воспитания, их характеристика
9. Нравственное воспитание учащихся: цели, содержание, средства, оценка воспитанности.
10. Физическое воспитание в школе. Физическое и психическое здоровье детей
11. Воспитание правовой культуры молодежи в школе и обществе
12. Гражданское воспитание учащихся. Формирование политической культуры молодежи в школе
13. Формирование толерантности молодежи, профилактика агрессивного поведения
14. Трудовое воспитание и профориентационная работа в современной школе и семье
15. Эстетическое воспитание школьников в школе и обществе. Роль СМИ, массовой культуры
16. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.
17. Содержание воспитательной деятельности в современной школе. Программы воспитания школьников
18. Взаимоотношения школы и общества. Школа в микрорайоне
19. Коллектив как средство воспитания учащихся в школе
20. Методика работы с детским коллективом. Показатели сформированности коллектива класса.
21. Молодежная субкультура как фактор воспитания. Неформальные объединения подростков
22. Воспитательная система школы, внеклассная работа в современной школе.
23. Ученическое самоуправление в современной школе: цели, проблемы, средства и методы развития
24. Общие методы воспитания. Их классификация и характеристика
25. Метод убеждения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации
26. Метод упражнения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации
27. Пример как метод воспитания. Подражание, мода, психические эпидемии
28. Методы педагогической оценки, стимулирования в процессе воспитания
29. Асоциальное, девиантное поведение школьников. Перевоспитание педагогически запущенных детей
30. Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей и подростков
31. Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика
32. Роль и функции классного руководителя в системе воспитания школьника. Его права и обязанности.
33. Технология работы классного руководителя
34. Педагогическая диагностика. Программы и методы изучения учащихся.
35. Целеполагание в работе классного руководителя
36. Планирование работы классного руководителя
37. Методика организации коллективного творческого дела в школе
38. Социальные и педагогические функции детских и юношеских общественных организаций. Отношение школы к ним
39. Семейное воспитание, его связь со школой. Обучение родителей педагогической культуре. Права ребенка
40. Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания.
41. Воспитательные беседы с учащимися как форма работы классного руководителя: цели, содержание, методика, анализ
42. Творческий характер воспитательной деятельности. Авторские системы воспитания
43. Педагогическое общение и поведение учителя, стиль, педагогическая техника
44. Психологические методы в воспитании. Их применение в работе классного руководителя




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.