Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная позиция предприятия




Инновационный климат

 

Инновационный климат — это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее до­стижению инновационной цели. Проявляется он через вли­яние на инновационный потенциал.

В структуре внеш­ней среды организации выделяют макросреду и микросреду.

В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: со­циальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа.

Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъек­тов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем также по 5-балльной шкале.

Таблица 8

Оценка состояния инновационного климата

N ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ Уровень состояния компонентов
Слабые стороны   Сильные стороны
1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА (СТЭП-анализ стратегических сфер)
1.1     1.2   1.3 1.4 Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь) Технологическая и научно-техническая сфера Экономическая и финансовая сфера Политическая и правовая сфера Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата 1 2   1 2     4 5   4 5
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА (анализ стратегических зон)
2.1     2.2 2.3   2.4     2.5. 2.6   Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами Зона капиталовложений - инвестиций Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов Зона трудовых ресурсов Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)      
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата      
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ
  Оценка макроклимата Оценка микроклимата
  ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА состояния инновационного климата      
               

 

Стратегическая инновационная позиция организации оп­ределяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и ин­новационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое рас­пространение получил метод «SWOT -анализа» — опера­тивный диагностический анализ среды организации. Аббревиатура SWOT.

S — strength (сила),

W— weakness (слабость),

О — opportunity (возможность),

Т— threat (угроза).

Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице, которая строится на двух векторах: состоянии внешней среды (го­ризонтальная ось) и состоянии внутренней среды (верти­кальная ось).

Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала орга­низации. На пересечении 2/2 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

I. Поле SO — «сила-возможности». Для оценки иннова­ционной позиции предприятия при достижении иннова­ционной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант - нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо го­товиться.

II. Поле ST — «сила-угрозы». Фиксируются те факторы ин­новационного климата, которые ограничивают использова­ние сильных сторон инновационного потенциала. Предусмат­риваются специальные меры сохранения сильных сторон.

III. Поле WT — «слабость-угрозы». Это наихудшее соче­тание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобра­зованиями состояния организации.

IV. Поле WO — «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усиления инновационного потенциала организации.

Инновационная позиция (Поз) oпределяется совместно инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).

Количественное выражение инновационной позиции:

Поз = Пот (Кл)1/2;

Ипоз = 0,5 (Пот + Кл).

При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, но и инновационная мощность или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке.

Инновационную силу (Син) определяют умножая инновационную позицию (Поз) на коэффициент инновационной активности (Киа):

Син = Поз * Киа

Параметры инновационной активности:

А1 - качество инновационной стратегии и инновацион­ной цели;

А2 - уровень мобилизации инновационного потенциала;

А3 - уровень привлеченных капиталовложений - инвести­ций;

А4 - методы, культура, ориентиры, используемые при про ведении изменений;

А5 - соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;

А6 - скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;

А7 - обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

Инновационная активность определяется из выражения:

Киа=1/7 å Аi

Каждый параметр инновационной активности определя­ется экспертом по 5-балльной шкале.

Содержание элементов признака «инновационная актив­ность»:

1. Качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориента­ции, внешней среде, потенциалу, целям, другим стра­тегиям фирмы.

2. Уровень мобилизации инновационного потенциала: про­явленная руководством способность привлечения тре­буемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (ла­тентную) часть потенциала, то есть способность про­явить высшую компетенцию при мобилизации инно­вационного потенциала.

3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвести­ций: проявленная руководством способность привле­чения инвестиций, требуемых по Объему и приемле­мых по источникам.

4. Методы, культура, ориентиры, используемые при про ведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных пре имуществ.

5. Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная с итуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными pруководителями,только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».

6. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений.

7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.