Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа поведенческих наук




Примерно с конца 50-х годов ШЧО трансформировалась в школу поведенческих наук (бихевиористскую школу), главным постулатом которой явл-ся не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Наибольший вклад в развитие этой школы внесли Дуглас МакГрегор и Абрахам Маслоу.

Дуглас МакГрегор («Человеческая сторона предприятий») уделял внимание вопросам лидера, руководства. Разработал теорию «Х» и «У», в соответствии с которой существует 2 типа управления, отражающие 2 типа отношения к работникам.

Осн. положения теории «Х»:

1. люди не любят трудиться и по возможности избегают любые работы;

2. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, страх, угрозу наказания и контроль;

3. люди предпочитают, чтобы ими руководили, чтобы их направляли и избегали всякой ответственности;

4. люди стремятся быть защищенными, нуждаются в безопасности существования.

Осн. положения теории «У»:

1. для людей труд явл-ся естественным процессом, они берут на себя ответственность при выполнении различных функций;

2. люди стремятся к творческому решению возникающих проблем, однако при этом их творческий потенциал исп-ся не полностью, а частично;

3. стремясь к достижению поставленных целей, люди исп-ют самоуправление и самоконтроль;

4. возможность приобщиться к достижению поставленных целей люди рассматривают как вознаграждение.

Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей, известную как пирамида потребностей, к которым относятся:

1. физиологические потребности;

2. потребности безопасности;

3. потребности принадлежности и причастности (социальные потребности);

4. потребности признания;

5.потребности самоактуализации.

 

4.7 Тенденции развития современного менеджмента.

В течение ближайших нескольких лет менеджеры должны будут полагаться в основном на человеческие и концептуальные навыки, но применять они их будут по-новому. Главные перемены, которые уже видны на горизонте и к которым стоило бы подготовиться, включают в себя смену взглядов, или парадигм, теорию хаоса и глобализацию.

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ. Под парадигмой понимают основополагающий способ мышления, восприятия и понимания мира. Наши убеждения и знания определяют наше поведение. Происходящие в общественном сознании перемены оказывают значимое влияние на действия организаций. Изменение чьих-либо взглядов (парадигмы, мировоззрения) — весьма сложный процесс, имеющий огромное. Одно из недавних исследований позволяет сделать вывод, что современные организации воспринимают перемены как одну из наиболее значимых проблем. Новая парадигма предполагает, что на смену иерархиям, жестким графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров своих подчиненных, должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.

ТЕОРИЯ ХАОСА. Предмет нового научного направления — теории хаоса — анализ случайностей в крупных упорядоченных системах. Из нее вытекает, что в большинстве организаций обычные, повседневные события носят случайный характер и, следовательно, непредсказуемы. По сути, теория хаоса призывает к изменению еще одной парадигмы: от веры в возможности предсказания будущих событий и контроля над ними со стороны менеджмента к утверждению о необходимости повышения гибкости организаций, развития их способностей к адаптации без утраты связей с покупателями и внешней средой.

МНОГООБРАЗИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Возрастающее многообразие сотрудников организаций является результирующей нескольких тенденций. Так, число студентов-мужчин американских школ бизнеса находится на одном и том же уровне с середины 1970-х гг., а прирост числа учащихся происходит исключительно за счет женщин.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Глобализация, пожалуй, важнейший фактор развития бизнеса в ближайшем будущем. Устраняются торговые барьеры между странами, открываются новые рынки, конкуренты растут как грибы после дождя, и в один прекрасный день может оказаться, что вашу работу гораздо более качественно выполняет кто-то другой. Товары, деньги, люди перемещаются через границы между странами с небывалой скоростью. Нашествие зарубежных конкурентов, поставщиков и покупателей ощущается и в небольших фирмах. В условиях глобального рынка существенным плюсом становится многообразие рабочей силы: опытные работники, которые к тому же говорят на языке и понимают культуру зарубежных партнеров, покупателей и конкурентов, являются неплохим конкурентным преимуществом.

Эффективный менеджер завтрашнего дня будет обладать свободой в пересечении границ, будет хорошо знать иностранные языки и разбираться в культурных различиях. Уже сегодня рекрутерские компании ищут таких людей по всему миру, предлагая им высокие должности в глобальных организациях. А наличие опыта работы в таких компаниях — лучшая визитная карточка любого менеджера.

 

4.8 Технология менеджмента. Цели менеджмента и задачи менеджмента.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности или доходно­сти в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологичес­кой базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одно­временном повышении квалификации, творческой активности и лояльности ка­ждого работника

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (рас­ходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль — не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансиро­вания, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менедже­рам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятель­ности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшая задача менеджмента заключается в организации производства то­варов и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся матери­альных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входят:

• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию ра­ботников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них луч­ших условий труда и установления более высокой заработной платы;

• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, коорди­нация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

• определение конкретных целей развития фирмы;

• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

• разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;

• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координа­ции и контролю за производственным процессом и достижение намеченных це­лей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов произ­водства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — ма­териальных, финансовых, трудовых и др.

На современном этапе цели и задачи менеджмента существенным образом изменились, что связано с масштабным ростом международной деятельности крупных промышленных фирм, укрупнением их размеров путем консолидации капиталов, появлением и развитием новых форм информационных коммуника­ций и технологий.

 

4.9Принципы менеджмента и задачи менеджмента.

Как и любая другая деятельность, менеджмент осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

К основным принципам менеджмента можно отнести следующие:

Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необхо­дим,поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически не­возможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений.

В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, ис­пользовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопре­деленности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения кон­кретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управ­ления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как ги­гантской корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой у конвейе­ра. Но с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все управленческие действия осуществляются в строго оп­ределенном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сна­чала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повто­ряться через определенные промежутки времени (например, контроль, составле­ние бухгалтерских отчетов).

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производствен­ных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления от­дельныхэлементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках г- действо­вать самостоятельно..

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальныйморально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежа­щее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Из­бытокправ приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу.

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованно­сти.Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки ре­шений. Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

Важнейшая задача менеджмента заключается в организации производства то­варов и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся матери­альных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входят:

• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию ра­ботников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них луч­ших условий труда и установления более высокой заработной платы;

• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, коорди­нация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

• определение конкретных целей развития фирмы;

• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

• разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;

• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координа­ции и контролю за производственным процессом и достижение намеченных це­лей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов произ­водства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — ма­териальных, финансовых, трудовых и др.

На современном этапе цели и задачи менеджмента существенным образом изменились, что связано с масштабным ростом международной деятельности крупных промышленных фирм, укрупнением их размеров путем консолидации капиталов, появлением и развитием новых форм информационных коммуника­ций и технологий.

 

4.10 Сущность и взаимосвязь функций менеджмента.

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе ме­неджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль).

Под функцией менеджмента можно понимать:

• ту или иную общую задачу, которую он решает (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например планирование и мотивация);

• относительно самостоятельный вид управленческих действий;

• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения;

• целевое назначение управленческой деятельности вообще.

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулиро­ваныв 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планиро­вание, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно доба­вить еще мотивацию, информирование и развитие.

Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова.

Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого и всестороннего ана­лиза ситуации, в которой находится организация (подразделение, отдельное на­правление деятельности), и прогноза развития формулирует текущие и перспек­тивные цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы^Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».;, -^Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через проек­тирование и создание организационных структур, определение порядка их функ­ционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой доку­ментацией.;

Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для дости­жения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.

Реализация целей организации осуществляется посредством совместной дея­тельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех осталь­ных функций.

В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координа­ции:

• превентивную, предотвращающую появление проблем;

• устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;

• регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодей­ствия субъектов;

• стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.

Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объ­ему, непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требует­ся время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необхо­димо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержа­ние контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не только совершенствования работы, но и поощрения сотрудников.

Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затра­тами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важ­нейшая функция менеджмента — мотивационная.

Она концентрируется на определении интересов работников (а последние часто сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации спо­соба воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность пер­сонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начи­нается с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно в голове менеджера).

В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение объема необходимых сведений, предоставление их всем нуж­дающимся в удобной для использования форме.

В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менедж­мента становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: струк­туры, системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное - пер­сонала.

Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику, реализу­ясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каж­дой его сфере (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снаб­жение и сбыт, нововведения и проч.), применительно к какому-либо конкретному объекту управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.