Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.1 Сущность процесса обучения 1 страница




Э

Х

Ф

У

Ч

Ц

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

Ж - З

Е

Д

Г

Б - В

А

Я

Ш

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Д

Г

В

Б

А

Абшид – отпуск, увольнение, документ об отпуске (Артикул воинский)

Авантаж – выгода

Акорд – соглашение, договор (Артикул воинский)

Беглая грамота – документ на право возвращения беглого холопа его владельцу

Безвечен – увечен

Без исправы – без расследования, без рассмотрения дела

Без напраздньства – по своей вине

Безгосударное время – время между свержением царя Василия Шуйского и избранием на царство Михаила Романова (1610–1613 гг.)

Безсудная грамота – судебное решение, вынесенное «без суда», т.е. судебное рассмотрение дела в связи с неявкой одной из сторон в суд

Безхитростно – без вины

Бесчестье – 1) оскорбление 2) денежное возмещение в пользу оскорбленного

Бесчинник – нарушитель порядка

Бой – побои

Борть – колода для пчел, пасека, пчельник

Варяг – житель Скандинавии

Ведомой лихой – заведомо дурной человек

Взмолвят – дадут обвинительные показания

Видок – свидетель-очевидец

Виноватый – проигравший дело

Вира – штраф, который платит убийца

Владычный наместник – должностное лицо, представитель епископа или архиепископа на местах

Выдача головой – передача в рабство

Выморщина – имущество, переходящее по наследству

Выть – часть единицы налогообложения (сохи)

Вязчее, вясчее – пошлина за связывание подсудимого

Вятший, вятьчий – старший

Вящшую – большую

Глухие животы – имущество беглого крестьянина, стоимость которого не известна господину

Головник – убийца

Головничество – 1) вознаграждение родственникам убитого за голову

2) убийство

Головной тать – 1) убийца 2) похититель людей

Городские куны – 1)деньги из городской казны

2) пошлины, идущие в пользу Пскова

Гостинец – проценты (ПСГ)

Гость – иноземный, приезжий купец

Гостьба – торговля, касающаяся купцов из других городов, или стран

Государский убойца – убийца своего господина

Государь – хозяин, наниматель (ПСГ)

Грабеж – хищение имущества с применением насилия

Грамота зазывная – повестка с вызовом в суд

Грамота на виноватого – судебное решение, выдававшееся стороне, выигравшей дело в силу неявки другой стороны в суд

Грамота не в грамоту – признание документа не действительным

Грамоты старые – документы, удостоверяющие право собственности по давности владения

Даточные люди – крестьяне, выставляемые феодалами в войско

Дача (поземельная) – наделение земельным участком (поместьем, вотчиной)

Дикая (повальная) вира – штраф, налагаемый на общину

Доведуть – обвинят

Довод – обвинение, сведение

Докладной список – протокол судебного заседания

Долики – улики

Доправити – взыскать

До своего живота – до конца своей жизни

Доска – простой письменный документ (период самостоятельных феодальных государств, новгородско-псковские земли)

Доску положит – предъявит в качестве доказательства письменный документ

Духовная грамота – завещание

Душа – совесть

Душегубство – убийство

Железное – пошлина при наложении железа, оков

Железо – испытание горячим железом

Живот – 1) движимое имущество 2) жизнь

Живота не дати – казнить

Живучи в одном хлебе – ведя совместное хозяйство

Жильцы – служилые люди при царском дворе

Жонка – женщина

Заклад того серебра не судит – заклад не решает дела, так как имеет меньшую стоимость

Запечатать – поставить печать

Запись – письменный документ, копия которого хранилась в архиве Троицкого собора (г. Псков)

Запрется – запираться, отказываться

Извет – донос о совершенном или готовящемся преступлении

Изможет – выиграет, победит

Изневести – до срока, неожиданно

Изорник – зависимый крестьянин-пахарь

Искуп – расплата должника-холопа с господином

Исполовник – крестьянин, работающий «исполы», т.е. из расчета половины урожая

Исправа – 1) доказательства 2) расследование

Клепать – обвинять

Колбяг – предположительно житель северных районов Руси в эпоху Древнерусского государства

Колико – сколько

Кормля – имущество, предоставляемое пережившему супругу на праве пользования до его смерти, пострижения в монахи или вступления в новый брак

Коромолник – заговорщик

Крамола – измена, бунт

Крест целовать – принести присягу

Крим(с)кий тать – вор, совершивший кражу 1) из Кремля 2) из церкви 3) церковного имущества 4) из закрытого помещения

Крута, скрута – украшения

Куны – деньги

Купленая грамота – документ, оформляющий договор купли – продажи

Купчая – документ, оформляющийся при покупке недвижимого имущества или крепостных крестьян

Лал – драгоценный камень

Лай – оскорбление словом

Ларь – архив (период самостоятельных феодальных государств, новгородско-псковские земли)

Лихого истцу в его гыбели не выдати – преступника не отдавать истцу для отработки

Лихое дело – преступление

Людин – 1) человек 2) простолюдин

Мечник – княжеский дружинник, судебный служитель в эпоху Древнерусского государства

Мостовщина – пошлина за проезд по мосту

Набойная лодья – большегрузное судно с надставленными в высоту бортами

Наддача – прибавка к поместному окладу

Назрячее – движимое имущество, кроме скота

Наймит – 1) заместитель стороны в судебном поединке

2) лицо, работающее по найму

Намет – палатка (Артикул воинский)

Наприклад – например (Артикул воинский)

Нарядные письма, крепость – подложные, поддельные

Настав – придача

Наход – вооруженное нападение с целью завладения чужим имуществом

Неделщик – судебный пристав, сменяющийся по истечении каждой недели

Не доискался – проиграл дело

Норовить – попустительствовать

Нять – брать, взять

 

Обоз – лагерь (Артикул воинский)

Обрящется – окажется (Артикул воинский)

Общая (опчая) ссылка – допрос свидетелей, на которых одновременно ссылаются и истец и ответчик

Обыскати – допросить

Оклади – обвинять

Опришние, опришные – невиновные, не причастные к делу, посторонние

Орудиа – судебное дело

Отделает – выполнит

Отличи – отказ

Отморщина – наследственная масса, переходящая в порядке наследования по закону

Отказ – переход (эпоха Московского государства)

Отпустная грамота – документ об отпуске холопа на волю

Отчина – недвижимое имущество

Палуба – обозная повозка (Артикул воинский)

Патент – диплом, свидетельство о получении чина, звания (Жалованная грамота дворянству)

Пенези, пенязи – деньги

Переветник – изменник, перебежчик

Перекладная (гривна) – пошлина

Пересужать – пересмотреть дело

Печалованиа – ходатайство, заступничество

Пивцы – 1) гости 2) сообщники

Поверстный срок – процессуальный срок, определявшийся в зависимости от расстояния

Повинити, повинить – не признавать в качестве доказательства, признать недействительной

Подсудничье – судебная пошлина

Подымщик – лицо, поднимающее народ против существующего строя

Позовник – 1) должностное лицо, осуществляющее вызов необходимых лиц в суд 2) истец

Позовница – повестка о вызове в суд

Покон – устав, обычай, порядок

Покрута – заем, предоставляемый господином своему половнику

Поле – судебный поединок

Полетная грамота – документ об уплате долга «по летам», в рассрочку

Полная грамота – документ о самопродаже в холопы

Понеже – поскольку

Полоть – кусок, туша

Поминки – вознаграждение

Поручная запись – документ, которым поручитель гарантировал явку стороны в суд

Поручник – поручитель

Порядня – письменный документ, расписка

По силе – в соответствии с установленными тарифами

Послух – свидетель доброй славы

Посул – вознаграждение за услуги судьи; взятка

Правая грамота – судебное решение, выдававшееся выигравшей стороне

Правеж – битье палками по икрам

Праветчик – судебный исполнитель

Правой десяток – пошлина за пересуд

Правый десяток – пошлина с выигравшей стороны

Приказное – наследственная масса, переходящая в порядке наследования по завещанию

Прирочный человек – человек, ранее совершавший противоправные деяния

Приставная память – документ с указанием приставу обеспечить явку ответчика в суд

Приставное – судебная пошлина, идущая приставу за участие в процессе

Продажа – денежный штраф в пользу князя

Проторы – издержки

Профос – воинский служитель, убирающий нечистоты (Артикул воинский)

Регимент – полк (Артикул воинский)

Рез – процент

Розстрадни – отработанные

Рост – проценты

Ростяжутся – будут судиться

Рота – присяга

Рукописание – завещание

Русин – 1) житель Киевской Руси 2) горожанин

Ряд – 1) договор 2) раз

Рядница – письменный документ, свидетельствующий об уплате, копия которого хранилась в церкви Святой Троицы (г. Псков)

Свада – ссора

Свод – процесс отыскания недобросовестного владельца вещи

Серебро, сребро – деньги

Сикурс – помощь (Артикул воинский)

Скаски – показания

Скот – 1) скотина 2) деньги 3) имущество

Словенин – 1) житель Новгородской земли 2) селянин

Снос – похищенное, унесенное (у господина) имущество

Солод – хлебное зерно, проросшее и высушенное

Сочат – предъявлять иск, возбуждать дело, обвинять

Срочная грамота – документ, в котором указан срок явки сторон в суд

Ссадная гривна – судебная пошлина

Ссудное сребро – деньги, отданные в долг

Ссудья – ссуда

Статок – имущество

Стражет – обрабатывает, пашет

Строка – статья

Стулится – убежит, скроется

Суд с головы – право истца на повторное рассмотрение дела

Судная рота – присяга на суде

Судница – судебное решение

Суплетка – договор

Тайный посул – взятка

Тапта – вечерняя заря (Артикул воинский)

Тать – вор

Татьба – кража

Тать ведомый – человек, известный как вор, но еще не привлекавшийся к суду

Толочити – выпускать скотину на поле

Торговые деньги – торговые ссуды

 

Урок – 1) правило, установление 2) плата 3) налог, пошлина, пеня, штраф

Урочные лета – в Соборном Уложении – определенный срок

Фуриер – чин интендантской службы (Артикул воинский)

Челядин – 1) раб 2) все подвластные домовладыке

Чернец, черница – монах, монахиня

Шанцы – окоп, укрепление (Артикул воинский)

Шерть – присяга

Шпиталь – госпиталь (Артикул воинский)

Ябедничество – клевета, ложный донос о совершении преступления

 

Учебное издание

Шободоева Анна Владимировна

 

 

История отечественного государства и права

Хрестоматия по курсу

Часть I

 

Издается в авторской редакции

 

 

ИД № 06318 от 26. 11. 01.

Подписано в печать 12.08.2010. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл.печ.л. 10,0. Тираж 250 экз. Заказ 4388.

Издательство Байкальского государственного университета

экономики и права.

664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.

Отпечатано в ИПО БГУЭП.

1. Автором культурно-исторической теории развития высших психических функций является:

· Л.С. Выготской

2. Автор «Великой дидактики»:

· Ян Ямос Коменский

3. Автор учения о высшей деятельности:

· Павлов И.П.

4. Активное усвоение личностью стандартов психосексуальной культуры по мере вхождения в социальные отношения:

· половая социализация

5. Апперцепция – это:

· зависимость восприятия от содержания психической жизни человека от особенностей его личности

6. Астеническое эмоциональное состояние характеризуется:

· подавленностью, унынием, печалью

7. «Аутсайдер» - это:

· человек, отвергаемый группой по причине психологической несовместимости

8. Аффект – это:

· Сильное, бурно протекающее в короткое время эмоциональное состояние, нарушающее сознание

  1. Бихевиоризм – направление психологии, изучающее:

· Поведение

  1. В воспитании реализуются требования принципа опры в личности (коллективе) на:
    • положительное
  1. Вид воспитания способности к эмоциональному восприятию прекрасного – это … воспитание:

· Эстетическое

  1. Вид воспитания посредством этнических норм общества – это … воспитание:

· Нравственное

  1. Виды отношений в семье, в наибольшей степени способствующие успеху семейного воспитания:

· взаимное уважение, любовь и сотрудничество старших и младших, взрослых и детей

  1. В качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на:

· биологически нейтральные воздействия

  1. Воспитание в условиях жесткого контроля и принуждения, беспрекословного подчинения требованиям педагога, мнение которого критике не подлежит: черты … стиля воспитания:

· Авторитарного

  1. Воспитание, образование, обучение, формирование личности принадлежат категориальному аппарату:

· педагогики

  1. Восприятие – это:

· психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы

  1. Восприятие сигналов среды нервной системой осуществляется с помощью:

· Рецепторов

  1. Воспитательный потенциал семьи определяют:

· образовательный уровень родителей

· состав семьи

· характер взаимоотношений между ее членами

  1. Восточный тип воспитания подразумевает:

· преимущественно религиозного воспитание, смысл которого сводился к выработке послушания, повиновению воле бога и исполнению религиозных обязанностей

  1. Все то, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением составляет содержание:

· убеждений

  1. Всеобщая характеристика живого, а именно активность, получила в человеческом обществе название:

· Деятельность

 

 

  1. В структуру личности, по З.Фрейду, входят следующие составляющие:

· Я

· Сверх- Я

· Оно

  1. В структуре характера выделяется черты, выражающие отношение личности к:

· по отношению к другим людям

· по отношению к самому себе

· по отношению к предметам

  1. В социальной психологии под понятием «Статус» понимают:

· положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета

  1. Воля – это:

· сознательное регулирование поведением для преодоления разного рода препятствий

  1. В эпоху Средневековья в сфере образования и воспитания безраздельно господствует:

· Церковь

  1. Выполнение функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря двум основным нервным процессам:

· возбуждение и торможение

  1. Выполнение слабого развития или отсутствия какой-либо способности за счет усиленного развития других способностей:

· компенсация

  1. Выделение в педагогических процессах и явлениях общих черт является сущностью метода

· Обобщения

  1. В формальных (официальных) группах:

· группа имеет юридически закрепленные права и обязанности

· имеется назначенное, либо избранное путем голосования руководство

· имеется определенная система межличностных отношений

  1. Гуманитаризация образования – это:

· связь естественно-научного и гуманитарного образования

  1. Гуманистический подход рассматривает в качестве главной цели воспитания:

· создание предпосылок для самореализации личности

  1. Генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей:
    • задатки
  2. Группы людей, объединенные по определенному признаку (пол, возраст, профессия):

· Условные

  1. Группы, стихийно складывающие на основе общих интересов, склонностей и потребностей - … группы:

· неформальные

  1. Группа в организации, где в официально заданы структура власти, роли и позиции, предписаны групповые нормы:

· Формальная

  1. Детский негативизм преодолевается:

· постоянной требовательностью родителей к ребенку в сочетании с искренней доброжелательностью

  1. Динамика переговоров:

· подготовка к переговорам

· процесс ведения переговоров

· анализ результатов переговоров

· выполнение достигнутых договоренностей

  1. Для математической обработки данных педагогических исследований применяют … методы:

· статическое

  1. Дошкольный возраст:

· 3-7лет

  1. Естественный эксперимент характеризуется тем, что:
    • испытуемый или испытуемые не знают, что участвуют в эксперименте
  1. Жесты превосходства, доминирования:
    • откидывание головы назад
    • руки заложены за голову
  1. Зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности:
    • апперцепция
  2. Знакомство с основными принципами современного производства, выработка навыков общения с простейшими орудиями труда в быту осуществляется за счет:

· политехнического образования

  1. Знания – это:

· взаимосвязанные факты, понятия, термины, теории

  1. Зрительный образ, произвольно воссоздаваемый сознанием на основе запечатленных видимых ранее зрительных образов – это:

· Представление

  1. Зрительная память, длительно, без систематизации сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого:

· эйдетическая

  1. Индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют успешное овладение и осуществление определенных видов деятельности:

· Способности

  1. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении, легкость овладения знания и умениями:

· способности

  1. Интеллект – это:
    • совокупность разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека и эффективность решения жизненных проблем
  2. Интериоризация – это:

· процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию

  1. Исследованием функционирования образовательных систем различных стран занимается … педагогика:

· Сравнительная

  1. Избирательное отношение человека к любым влияниям группы, которые принимаются или отвергаются в зависимости от собственных убеждений личности:

· самоопределение

  1. Из всех институтов социализации самым важным и влиятельным в полоролевой идентификации является:

· семья

  1. Изучением и формированием принципов, форм и методов обучения и воспитания, общих для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений, занимается:

· общая педагогика

  1. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям:

· Адаптация

  1. К большим группам относят:

· толпу

· нацию

  1. Какой стороной общения выступает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания?

· Перцептивной

  1. Компонент общения, связанный с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг друга в процессе общения:

· Перцепция

  1. Компоненты и фазы развития самосознания, по В.С. Мерлину, являются:

· сознание тождественности и сознание «Я»

· осознание своих психических свойств

· социально-нравственная самооценка

  1. Когда говорят о том, каким должен был бы стать человек, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности – это «Я»

· Идеальное

  1. Корпорация – это:

· группа, объединенная только внутренними целями, стремящаяся осуществить свои групповые цели за счет других групп

  1. К основной категории педагогики относится:

· воспитание

  1. Конформность – это:

· подверженность человека групповому давлению, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней

  1. Конфликт, разрешение которого приводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития:

· Конструктивный

  1. К малым группам относят:

· семья

· спортивная команда

· учебная группа

  1. К методам стимулирования относится:

· поощрение

· наказание

· соревнование

  1. Кратковременное задание, результат выполнения которого служит выявления наличия или степени выраженности индивидуальных характеристик испытуемых при сравнении со стандартом (нормой) применяют:

· тесты

  1. К результатам педагогической деятельности относятся:

· обученный, воспитанный, образованный человек

· компетентный и творческий педагог-профессионал

· новое педагогическое знание в виде законов, принципов, новых технологий, правил, форм организации процесса обучения и воспитания

  1. Крупнейшими структурными подразделениями нервной системы человека являются:

· центральная и периферическая нервные системы

  1. К излечению невроза, по мнению Фрейда приводит:

· осознание причины невроза

  1. К учреждениям дополнительного образования относят:
    • художественные школы
    • дома детского творчества
    • музыкальные школы
  2. К учреждениям среднего профессионального образования относят:

· колледжи

· техникумы

· училища

  1. Любовь психофизиологического плана к человеку противоположного пола:

· Эротическая

  1. Любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному:
    • материнская
  2. «Личность» - это:

· социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения

  1. Левое полушарие участвует в:

· вербальные функции, логическое мышление, хорошее настроение

  1. Массовый сбор материала с помощью специально разработанных опросников составляет содержание:

· Анкетирование

  1. Материальным субстратом психической деятельности является:

· нервная система

  1. Младенческий возраст охватывает период:

· 2 мес. – 1 год

  1. Метод убеждения преимущественно влияет на:

· развитие сознания

  1. Метод принуждения применяется чтобы:

· преодолеть негативную тенденцию в поведении воспитанника

  1. Метод самонаблюдения в психологии относится к:

· Интроспекции

  1. Метод стимулирования как один из методов воздействия на личность, включает в себя:
    • соревнование
    • поощрение
    • наказание
  2. Методы чаще всего используемые педагогической наукой для изучения педагогических явлений:

· наблюдение, беседа, эксперимент

  1. Методы обучения и воспитания состоят из:

· Приемов

  1. Мечта является результатом функционирования:

· воображения

  1. Межличностные конфликты – это:

· столкновение противоположных тенденций во взглядах и поступках людей

  1. Наблюдательность – это:

· умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, но что существенно с какой-либо точки зрения

  1. Наивысшим уровнем потребностей личности, по А.Маслоу, являются:

· Потребность в самоактуализации

  1. Наивысший уровень перцептивной психики характеризуется:

· развитым восприятием, памятью и наглядно-действенным мышлением

  1. Наиболее предпочтительный стиль семейного воспитания:

· Демократический

  1. Наиболее мощная эмоциональная реакция:

· Аффект

  1. Наиболее серьезной причиной, вызывающей семейные конфликты и крайне негативно влияющей на воспитание детей можно отнести:

· Аморальный образ жизни родителей и двойственность в их суждениях и поведении




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.